Виктор Цхварадзе

Стихотворения

Виктор Цхварадзе родился в 1951 году в городе Лиски Воронежской области. Учился в Москве и в Тбилиси. Окончил Грузинский политехнический институт, работал инженером-конструктором гражданского строительства. Публиковался в журнале «Литературная Грузия», в альманахах «Дом под чинарами» и «Освобождённый Улисс. Современная русская поэзия за пределами России». Зимой 2000 года переехал в Москву. Осенью 2003 года умер от сердечного приступа.

 


Это не совсем обычная публикация. В ней мы знакомим читателя с братьями – поэтами. Говоря точнее – сначала с Виктором Цхварадзе, старшим. С творчеством Тариэла мы читателей в одном из номеров журнала уже знакомили. Почему сейчас представляем их в связке – об этом ниже.

Виктор Цхварадзе ведёт своё поэтическое повествование по законам свободного дыхания, стихийно перемещающегося метафорического ряда, его сюжет перетекает из стихотворения в стихотворение не содержанием, а высоким смыслом, воплощающим драматизм высокого замысла.

Размышляет об этом в давней рецензии поэт и критик Александр Уланов: «Мир Цхварадзе чрезвычайно разнообразен. В то же время возникает ощущение того, что стихи слипаются, представляя всегда одно и то же – хаос жизни в современном городском пейзаже. Туда падают и слова грузинского языка и реалии современного Тбилиси – и растворяются в общем беспорядке. Странный гибрид Дали и Пиросмани! Никакой эволюции стиха или языка в сборнике не видно, все тексты кажутся написанными в один день.

И тут же цитата из отзыва поэта Александра Ерёменко: «...это не поток сознания. Это строго организованный, где-то даже логически выверенный (внутренней логикой языка, не линейкой) поток слов. В первую очередь – это явление языка, а не души. И автор умеет отдаться этому потоку и дать развиваться стихотворению не по прихоти автора, а по внутренней прихоти самих слов, языка».

Каждый по-своему, они подтверждают: движение стиха у Виктора Цхварадзе – непресекаемый, от стихотворения к стихотворению – рассказ о жизни языком поэзии. И это движение, этот рассказ продолжаются после ухода автора из земной жизни – такова сила истинного поэтического слова.                

                                                                                                                                                                                    

                                                                                                                                                                                                Д. Ч.

 



 
* * *
 
На моих полях – клякса, глазёнки и уши
закорючек от подписи. Фикусята, с ядами
и пестицидами в хвале Господу, из кадушек
лямку мёда тянут, что свято им –
 
не в одном лице, не только из оазиса
с заготовкой хлеба на зиму, и с винокурней
сообразного. Да и какая в общем-то разница,
стрекозьи хлопоты в чьей шкуре?
 
За объектом под ленточку, но так себе,
дым из труб разных функций, отнюдь не чета
на прогнозах упавшего курса акций такселю,
в том «ты мне, я тебе» – ни черта.
 
Крынок двадцать молока, образцово
сине море и впотьмах отбелив, где-то близ
молока в пакетиках пирамидкой, – за словом
к бурке сивкиной, а той – обелиск
 
за смекалку… Боженька, праведный
и на страже огня в очаге, вразуми алаверды
от усопшей сопки в доспехах!.. Правда, не
отходняк ещё, и откупорен один.
 



 

* * *

 

Над охотой со скрипом,

до болот с переменным успехом,

комар не пролетит, тем более газетная утка.

Без адреса вопрос – никто по-русски не шпрехен? –

стоял неизвестно какие, уж точно, не первые сутки.

Эх, в потёмках чужой души погостил бы даже с месяц

червь сомнений моих, не опаздывай к утренней мессе!

На обочине тракта – пульс судебного пристава,

да шлагбаум, за шоссе голосующий истово.

Раны рваные от кусачков – молодо-зелено.

Ого-го сколько палок,

мшистых капканов в расщелинах.

Буйным головушкам психей, себе дороже,

каких-то психованных, – карстовые пещеры ложем.

Пик формы на лодочке разбуженных толчком качелей.

 

 

* * *

 

Тут-то плохого слуха орган

с другим не перепутает мать-героиня,

из сорока разбойников – один, и считать не надо,

в отличие от запаски мопеда – накачан, но героином,

в закутке просторов – сам не свой, ох, придушила б гада…

Мольберту такая живопись на стенописи пальцем где-то

презент, где-то расплывчатость характерной черты

неподвижности в динамике хаоса.

Нет этому прецедента

в репродукциях репродуктора, с войны за шанс, впритык

к завихрению мозгов у вышколенного его страстью

кинжала из-под плаща костромского тореадора.

Абстрактные бородки, на кителях свастик

не древнеиндийский смысл,

в толпе иголкой и в львиной доле

с детским браунингом настоящий, и какой резон

носу – в объект санэпидстанции на пять персон.

Рыск верстовых столбиков по бездорожью,

аж звёзды забряцали,

такой убойной силы лобио на нём.

Не мудрено, что конопля и мак назвались рожью,

с квартирами сдаются летом жёны и мужья в наём,

на стенах секретных баз стендовиков трофеи,

глаза икон с блеском легированной стали,

и не предопределить,

когда будет фамильным отпрыскам до фени

с чем багаж, какой вокзал и почём сало…

 

 

* * *

 

На рубеже Ледовитого ни ямщиков, ни почт,

лишь промысел тюленей, зуб о зуб и без конца

мытарству бездомных айсбергов,

в рубцах от «пока я не…»,

стёжок под откос.

На заработки в элизиум не прочь

и круглым идиотом протектор спущенного колеса,

на ярлычке микстуры от кашля трасса к покаянию.

Зачем-то, не во вред нуждающейся в амулете

чёрной магии от частого недержания мочи,

досугу боем остановленных часов

и метрике зимы в ущерб,

палка о двух концах – в навозе бабьего лета,

из битвы за урожай – отборные войска саранчи,

под жребием ламп нести свет людям – герб

продуктов сгорания от недосыпа,

станок, как будто

приспособленный к браку от простоев

на коронации питона, – ланям и косулям гид.

Сумел же крест и в руках ереси, и из-под спуда,

и на сгорбленном от тяжб с землёй престоле

присоской стать прожорливых ланит.

 

 

* * *

 

Топчан ночлежки и из паутин портьеры,

в брюхе кашалота комфортнее было до нашей эры.

В мальчиках для битья девочка и низкий КПД

лопаты, одной на двоих, –

не разлей вода в какой-то мере.

На фотоплёнке для ловли мух – с коллекцией Карден,

выпендривающийся своей закалкой «морж» под мухой.

Самоотдача, по сравнению с вкладами в неё, –

несыгранный на пляже мизер.

Стыдно ведущему колесу святого духа

черпать силы из рытвин, не те масштаб и дизель,

а рвать и метать – это по части денежек на ветер.

«Надо, Федя, надо! Куча мала!» –

только что с постели

заварка чая, делёж жилплощади и целый вечер

за чтением – втроём, а предмет – сбоку, за две недели

до варианта с припёком, где естественный отбор

корсаров, конквистадоров и аргонавтов

бил стёкла, морду,

в знаменосцах «мухачам» отбой,

стечение обстоятельств – лишь соавтор.

Кто под присягой – на вытяжку перед ним, и теперь

в рядах колонн – гербарий, плюшевый пафос позы.

Спроси у подписки о невыезде вчерашний день,

каких и чьих гетер

гроссбух приваживал к тик-так часов наркоза,

не стал бы он сегодняшнему соратником по части

геморроя, мигренью в часы супружеского счастья.


К списку номеров журнала «ЭМИГРАНТСКАЯ ЛИРА» | К содержанию номера