Главная | Журналы | Персоналии | Книги | Медиа | ПОМОЧЬ МЕГАЛИТУ |
Центр |
Сюзанна КулешоваОб авторе: Родилась в Ленинграде, окончила Горный институт по специальности... >>> |
Екатерина МитрофановаОб авторе: Родилась и выросла в Петрозаводске, живет в Финляндии. Публиковалась в журнале... >>> |
Игорь КрасновОб авторе: Журналист. Писатель. Драматург. Член Международного Союза писателей "Новый... >>> |
РегионыЦентрРоссияАбаканАнадырьАрхангельскАстраханьБарнаулБелгородБлаговещенскВладивостокВладикавказВладимирВолгоградВологдаВоронежЕкатеринбургИжевскИркутскКазаньКалининградКалугаКемеровоКраснодарКрасноярскКурганКурскЛенинградская областьЛипецкМоскваМосковская областьНарьян-МарНижний НовгородНовосибирскОмскОрелОренбургПензаПермьПетрозаводскПетропавловск-КамчатскийПсковРостов-на-ДонуРязаньСамараСанкт-ПетербургСаратовТверьТулаУлан-УдэУфаХабаровскЧебоксарыЧелябинскЯкутскЯрославльЗападная ЕвропаАвстрияАлбанияБельгияБолгарияБосния и ГерцеговинаГерманияИзраильИрландияИспанияНорвегияПольшаРумынияСловенияФинляндияКавказАзербайджанАрменияГрузияАзиатско-Тихоокеанский регионАзиатско-Тихоокеанский регионАфрикаАфрикаВосточная ЕвропаБеларусьМолдоваУкраинаЦентральная АзияКазахстанКиргизстанТаджикистанУзбекистанСеверная АмерикаКанадаСШАСтраны БалтииЛатвияЛитваЭстония |
Александр КарпенкоПоэзия Светланы Ос сквозь линзу житейской мудрости и цветной верофилософииБокал человека, земную жизнь прошедшего до половины, наполовину пуст. И — наполовину полон. Зависит от того, с какой стороны посмотреть. Первое, что бросается в глаза и привлекает в поэтике Светланы Ос, вызывая симпатию, — это предпочтение, которое она отдает одиноческому пути художника перед путем «тусовочным».
Там, где каждый из нас, равноценно-блестящих,
Надо сказать, что вокруг темы одиночества сломано множество копий и иллюзий. Обычно разделяют одиночество бытовое и одиночество космическое. Разделяют их, конечно, искусственно, поскольку дух, душа и тело в пределах земной жизни неразрывно между собой повязаны. Если у тебя нестерпимо болит зуб, ты вряд ли будешь сочинять стихи. Собственно, я и не собираюсь раскладывать по полочкам одиночество пола и одиночество личности. Ограничусь соображением, что космическое одиночество человека невольно побуждает его скептически относиться к любви как способу преодоления такого одиночества. Даже родственники — порой плохие помощники человеку в борьбе с его вселенским сиротством, проистекающим от непохожести на других. И, чем непохожее человек на остальных, тем глубже его космическое одиночество. Стихи Светланы Ос интересны тем, что космическое одиночество отдается в ее героинях больнее, нежели одиночество женское.
Каждый несет в себе
У Светланы Ос много строк в самых разных стихотворениях впрямую и «между строк» повествуют именно об этом непреодолимом одиночестве:
Там, где днем не знает света
Какое свежее и хорошее слово у Светланы — «заколодила». Как будто хандра героини — подколодная гремучая змея… Надо сказать, что не только поэты подвержены приступам одиночества. Но многие из тех, кто болен тем или иным одиночеством, ищут спасение в творчестве как единственном способе поговорить с миром — и, если не быть понятым, то, хотя бы, быть услышанным. И сильнее всего стихи тех поэтов, чей единственный канал связи с внешним миром лежит через творчество.
Когда мифическое Зло,
Самое удивительное для меня в этом стихотворении — декларация о победе Зла. Хотя, конечно, автор ни словом не обмолвилась об этой победе как окончательной и бесповоротной. Все дело в том, что Добро и Зло находятся в динамическом состоянии неустойчивого равновесия. По этой причине, очевидно, что окончательная победа любого из этих верховных начал попросту невозможна. Но локальные победы Зла — да, возможны, поэтому автор как поэт прав, «не солгав ни капли». Как известно, всех людей можно условно разделить на оптимистов, пессимистов и реалистов. Нельзя требовать от поэта, живущего в мрачное время, чтобы он охватил мысленным взором и те времена, когда все было не так плохо. Если он живет в такое время, когда нечем дышать, его даже не назовешь паникером и пессимистом. Он — реалист. Если же говорить о самом стихотворении, то оно, несмотря на небольшой размер, написано с истинно былинным эпическим размахом, напоминающим «Властелина Колец». И, конечно, оно мыслится только как увертюра к еще более грандиозному ненаписанному стихотворению, а, может быть, и поэме.
Друг друга отражают зеркала,
Поэт, находящийся под перекрестным отраженьем двух зеркал, зеркала жизни и зеркала смерти, попадает в свое закадычное зазеркалье:
…жизнь творца бесславна и горька…
Не могу сказать, что последние две строки, афористически венчающие стихотворение Светланы Ос, новы по мысли. Я уже читал нечто подобное у Ницше и Сартра. Но как здорово сказано! И потом, подобные крылатые выражения настолько универсальны, что их трудно «застолбить» за собой даже такому мастеру афоризма и парадокса, как Фридрих Ницше.
Под небом, где химер стада,
Наполовину пустой бокал Светланы Ос заставляет вспомнить строки Игоря Гора: «И не было меня — мир пуст. Уж нет меня — мир полон». Свершенная жизнь целиком заполняет мир. Бокал, заполненный наполовину, радует оптимистов, но раздражает и пугает перфекционистов, жаждущих полного бокала и грезящих о нем, как о золотом руне. Но нам дано изменить не свершившиеся факты, а лишь свое к ним отношение. И помогает в этом как раз душа, «податливая, как ртуть». В нашем быстро изменяющемся мире это скорее преимущество, нежели недостаток. Гибкая, как ртуть, душа помогает человеку выжить.
О ЛЮБВИ
Ночь. Под балконом топчась бестолково,
И это — в теме, на которую не писал только ленивый! Светлана Ос — поэт пути. Того самого, о котором шепотом говорили звездной ночью герои знаменитого фильма «Безымянная звезда». Звезды никогда не сбиваются с предназначенного им пути. Удел остальных — «спутничать» звезде. Об этом хорошо говорит поэт в стихотворении «Полярная Звезда»:
Но не ищи у нее ответ,
Интересно, что сюжет стихотворения зеркально противоположен притче об Орфее и Эвридике: там Орфей был ведущим, но по сути — ведомым: запрет бога был именно на нем. Здесь же ведущая — женщина, но запрет — опять на мужчине. Вся разница в том, что Орфею нельзя было оглядываться, а лирическому герою Светланы Ос — смотреть вослед. Но то — лирический герой. Мы же, благодарные читатели, осмелимся изредка глядеть нашему автору вослед, надеясь прочесть в ее строках, а заодно и в своем сердце что-то важное и судьбоносное.
ПСИХОФИЛОСОФИЯ ДУШИ В СТИХОТВОРЕНИЯХ СВЕТЛАНЫ ОС
Некого винить. Все закономерно.
Быт и бытие… Почему-то распространено мнение: для того, чтобы «познать женщину в библейском смысле», достаточно с ней переспать. Хотя секс на самом деле дает не так много информации о душе человека. И не важно, мужчина это или женщина. Вот стихи — другое дело. Человек часто исповедуется перед чистым лицом бумаги, даже если он рассказывает о себе обиняками или притчами. Но истинный поэт никогда не лжет в стихах. Вообще, бытийность совместной жизни — это ее событийность, со-бытийность… Можно долго спорить о том, возможно ли совместное бытие в принципе. Кто-то скажет, что важен результат: ведь остаются продукты полураспада человеческих отношений: стихи, дети, воспоминания. Другие столь же весомо возразят, тоже за основу взяв результат: о каком совместном бытии можно вести речь, если сама идея творческого союза оказалась попранной жизнью? Если «андрогинность» союза двух сердец потерпела фиаско? И те, и другие будут по-своему правы. Но способна ли любовь спасти человека от вселенского одиночества? Будем сдержанно-оптимистичны на этот счет: нет, не способна, но она может отвлечь человека от накопившегося за годы душевного негатива. При условии, конечно, что у человека хватит сил на такое чувство. Только беззаветная, судьбинная любовь, «любовь до гроба», способна оказать человеку такую услугу. Но лирическая героиня Светланы Ос боится любить, будучи уверенной, что любовь к ней мужчины непременно принесет ему несчастье. Наверное, это случалось уже не раз, и она просто устала от повторения. Поэтому в словах ее звучит обреченность:
Мир мой горечью отмечен,
Словно какой-то дух тяжести обуял героиню… Она бы и рада от него освободиться, да не может. Чувство, на которое она не может ответить взаимностью, часто «оскорбляет» женщину, заставляет ее чувствовать себя виноватой. Правда, надо заметить, что это касается только чутких, правдивых, не выносящих неискренности людей. Одним словом, тех, кому претит жизнь как театр. Другие, наоборот, с радостью подлаживаются под мужскую любовь и даже гордятся тем, что способны вызывать в других людях сильные чувства. Натуры же подлинные, настоящие, благородные бегут от такой любви: в одиночестве им комфортней, нежели в «односторонней» любви. Не зря говорят, что любить самому, не встречая взаимности, благороднее, нежели быть любимым, но не мочь ответить тем же. Есть такое выражение «неравный брак». Если трактовать это выражение не буквально, а эзотерически, то это союз двух людей, в котором один любит, а другой вынужден терпеть это чувство, чтобы не обидеть того, кто честно и искренне любит. Но такие вещи неизбежно дают трещину, поскольку «терпеть чужую любовь» требует затраты больших душевных сил, и когда-нибудь эти психофизические силы у человека кончаются.
Осень. Полночь. Бесполезны
Но история героини Светланы Ос не так проста, как может показаться на первый взгляд. Безусловно, эта женщина знает о взаимных чувствах не понаслышке. Но, скорее всего, любовь по каким-то причинам оказывалась «короче жизни». Недолговечность собственных чувств постепенно стала ее пугать, и появился страх любви. Она долго не могла понять, почему же у нее чувства оказываются недолговечными и скоропортящимися, как булгаковская осетрина третьей свежести. И, в конце концов, устав от самоедства, просто приняла эту свою особенность как данность. И постаралась оградить от нее, насколько это возможно, окружающих.
Смолкли шаги,
ДЕКАДЕНТСКИЕ МОТИВЫ В ЛИРИКЕ СВЕТЛАНЫ ОС
Что еще сразу бросается в глаза, если внимательно читать стихотворения Светланы Ос, — их декадентская сущность. Причем это не наносная, придуманная линия поведения, а естественное состояние, как у поэта Серебряного века Фёдора Сологуба. Звучит непривычно, но у Светланы «любовь холоднее смерти», как выразился немецкий кинорежиссер Фассбиндер, а страх — сильнее жизни.
Тонкий рисунок вен.
Все это стихотворение напоминает суицидальную фантазию в состоянии легкого опьянения, что подчеркнуто соседством легко бьющегося бокала и столь же легко режущихся вен. И еще: в поэзии Светланы слишком часто появляются ножи и видения свежей крови, чтобы это было простым совпадением. Например, в конце очень характерного для творчества Светланы Ос стихотворения «Деточка» являются ангелы… с острыми ножами. А вот что происходит в стихотворении «Саамка»:
А когда зари ятаган
«Вся поэзия — обмолвка» — вещал Блок. В этом плане экспромты, оборотки, вообще все стихи, написанные быстро и не задумываясь, иной раз говорят о переживаниях героини больше, чем хорошо задуманные и спланированные сочинения.
ЧЕЛОВЕК, КОТОРОГО СЛИШКОМ МАЛО
Человек, которого слишком мало,
В чем заключается, на мой взгляд, феномен декадентства? В том, что человек хронически находится в состоянии депрессии. И жизнь его, с точки зрения эмоций, являет собой не синусоиду, а прямую линию. Состояние души ровное и печальное, без свойственных большинству людей эмоциональных перепадов. Без взлетов и падений, без Бога и без дьявола. Консервность, в собственном соку... Жизнь еще не начиналась, но… уже закончилась. Хотя… накладывать на себя руки попросту нет смысла: нет ничего неотвратимее, чем медленный яд подобного существования. И приходящие иногда из ниоткуда стихи становятся летописью (осенеписью?) такого состояния.
Как бессмысленна жизнь в суете карнавала:
Люди, как сонные мухи… Может быть, писать стихи людям такого душевного состояния необходимо как раз из-за потребности «срывать эти маски», выплескивая в них тупую всепобеждающую боль. Людям, обреченным по жизни переливать из пустого в порожнее, и перемены в личной жизни, как правило, ни к чему: обычное одиночество едва ли лучше одиночества вдвоем, а что касается смены партнера… не все ли равно, кого не любить?
Снежные орнаменты
«Слишком поздно», как написал у себя девизом в рабочем кабинете французский писатель-святотатец Барбэ д`Оревильи. Солнце пришло не вовремя, и его теплые лучи несколько запоздали. Впрочем, лирический герой Светланы Ос гибче, пластичнее героя Фёдора Сологуба. «С душой, податливой как ртуть». И потому, что времена другие, и просто по своей женской сути:
Сменив апатию на стремленье,
За одну биологическую жизнь человеку иногда удается прожить несколько отдельно взятых жизней. И каждой реинкарнации предшествует маленькая смерть, а за ней следует нежданный душевный ренессанс. Вот так, матрешка в матрешке, мы и совершенствуемся. И, как бы ни старались мы стереть магнитофонные записи прошлого, прапамять, подобно Вавилонской библиотеке, хранит все яркие фрагменты ушедших в небытие жизней. Даже если нам кажется, что начинаем мы с чистого листа и что наша матрешка изнутри — полая.
АНГЕЛ СО СТАЛЬНЫМИ ПЕРЬЯМИ
Светлана Ос — настолько «поэт в себе», что, хотя она, в сущности, не использует новые образы, начинка старых всегда нова и неожиданна. Ну кто мог себе представить ангела, да к тому же еще — хранителя, со стальными перьями? А ведь это так просто, так понятно: для того, чтобы суметь защитить героиню-женщину по максимуму, сам ангел должен быть, как минимум, существом нехрупким!
Мир твой — мерцающих рамп вериги,
Это очень заметно по разграничению миров, по таким специфически земным приметам, как рампы или фары. И вот здесь, обратите внимание: «путь между нами смещен и выжжен» — это уже явно не ангел-хранитель, а его человеческий оборотень. Поскольку ангел-хранитель по долгу своему и призванию не должен покидать героиню ни на одну минуту: он ведь хранит ее! Излишне и говорить о том, что путь между ними не может быть неким непостижимым образом «смещен». И, тем более, «выжжен».
В смерче губительных наваждений,
Очень чеканная, афористичная строфа, где в «смерче» слышится «смерть», а в «сонме» — «сон». Какие-то части прошлого не сгорают, а так и кочуют вместе с героиней из жизни в жизнь. «Призрак, путешествующий автостопом». При этом «призрачность» героини — чисто виртуальная, она могла бы быть прожита как представление для остального мира, если бы не одна загвоздка: невидимость призрака. Невидимые страдания сквозь видимые миру самоотрешенность и бесстрастность.
Звездное пламя не греет руки,
И все та же магическая чеканность строки, неизбывность, переходящая в неизбежность. И, наконец, воссоединяются в одно целое ангел-хранитель и его человеческий двойник-оборотень: «Ты наложи на себя забвенье, если не сможешь меня спасти». Напрасный ангел за спиной зябко поправляет свои чугунные крылья. Миссия невыполнима. Бронежилет не поможет ангелу спасти свою подопечную. Последние строки стихотворения Светланы Ос сравнимы с лучшими фрагментами русской классической поэзии:
Призраком, вырванным из «вчера»,
Серебряная пуля и серебро слова… Парадокс и драма заключаются в том, что гибель предстоит от НЕВИННОГО, в высшей степени СЛУЧАЙНОГО, вылетевшего, как воробей, слова. Но «случайность» его где-то уже записана на скрижалях будущего и потому неотвратима. От любимого существа и гибель не страшна. От любящего — не уверен. Только слово поэта Светланы Ос неубиенно. И время ее стихов еще наступит. Не знаю, как вы, но я в это искренне верю.
ДУРНАЯ БЕСКОНЕЧНОСТЬ
Получается странный парадокс: с одной стороны, люди страшатся перемен и всяческим им противодействуют, предпочитая иметь твердую почву под ногами. «Пусть впереди — большие перемены, я это никогда не полюблю!» — пел Владимир Высоцкий. С другой стороны, жизнь без перемен подобна стоячему болоту и отбивает вкус к самой жизни.
Кислотою жжет и гложет,
Это же замечательно, что душа настолько живуча и пластична, настолько приспособлена к жизненным катаклизмам. Это же анти-Вертер, инстинкт самосохранения!
Не хочу я, о други, бессмертья:
Вообще жизнь — интересная штука. «Пускающая метастазы» фраза может быть очень важной для современников. Например, цитата из классика. И тогда ее молниеносное распространение может быть не только безвредным, но даже благодатным явлением. Но грустную героиню стихотворения Светланы Ос не развлекает даже то, что у лицедея так много масок! И мы приходим к важному выводу: все — в нас самих; важно не то, что мы видим, а то, как мы относимся к увиденному. Дурная бесконечность, вечная повторяемость, хождение по замкнутому кругу наводят нас на мысль, что бессмертие уже наступило. И это скучное бессмертие, увы, нас совсем не радует.
БОГ КАК ОБЪЕМ БЫТИЯ, или КУДА УВОДЯТ ЧУЖИЕ СТИХИ
Снова приходят тени на мой порог
Светлана Ос — поэт брюсовской закваски и бальмонтовского темперамента. Но — в женском обличье. Трудно представить себе более «женских» строк, чем, например, вот эти:
Тысячи лет я любила тебя, мой бог,
Но они, тем не менее, общечеловечны. Просто для женщин это особенно характерно. Даже если они свободны и не окольцованы, подобно птицам. И гипотетически именно женщине, наверное, дано лучше об этом рассказать. Хотя первая ассоциация со стихотворением у меня была — Райнер Вернер Фассбиндер, человек неопределенной сексуальной ориентации, и его фильмы: «Любовь холоднее смерти», «Страх съедает душу». Точнее, даже не сами фильмы, а их парадоксальные названия. Точно, Фассбиндер не мог не знать подобных душевных состояний, хотя и был, в отличие от Светланы Ос, мужчиной. Маргинал Фассбиндер не одинок в странном взгляде на это святое и прекрасное чувство. Французский символист Анри де Ренье написал роман «Страх любви», где любить страшится уже не женщина, а молодой мужчина. Просто в силу особенностей своего характера. Тот же Анри де Ренье сравнивает любовь с амфисбеной — мифологической змеей, которая умела двигаться обеими своими головами-конечностями. Мы видим, что любовь — чувство, как ни крути, обоюдоострое: от страха до бесстрашия, от обожания до ненависти — часто один шаг... Но, может быть, именно эта амплитуда и делает чувство любви к женщине/мужчине таким желанным и неповторимым! Противоположности сходятся, из непримиримых начал часто проистекает наилучшая гармония, как сказал бы Гераклит. И, главное, невиданный доселе объем бытия, многократно усиленный учащенным биением сердец. Евангелист Иоанн, наверное, и сам не понял, что сказал… «Бог есть любовь!» Любовь — со всеми своими дикими амплитудами и непредсказуемыми парадоксальными действиями. Иными словами, Бог есть объем бытия.
|
ГолосованиеВыберите название/тему следующего раздела проекта "Вещество"ЖурналыКАШТАНОВЫЙ ДОМСИБИРСКИЕ ОГНИВРЕМЕНАКыштым-ГраниСОТЫВЕЩЕСТВОАРТИКЛЬДАЛЬНИЙ ВОСТОККОВЧЕГМОСТЫМЕНЕСТРЕЛЬПриокские зориВИТРАЖИДОНДРУГОЕ ПОЛУШАРИЕБАЛТИКА-КалининградНОВЫЙ СВЕТНАЧАЛОСлово-WordКольцо АЭМИГРАНТСКАЯ ЛИРАДЕНЬ ПОЭЗИИЖурнал ПОэтовСВОЙ ВАРИАНТГРАФИТИНЫЕ БЕРЕГА VIERAAT RANNATЮЖНОЕ СИЯНИЕЛитературный ИерусалимЖурналы, публикация которых на сайте прекращена:Пятью пятьКочегаркаРусское вымяЕВРОПЕЙСКАЯ СЛОВЕСНОСТЬЕВРЕЙСКАЯ СТАРИНАЗДЕСЬЛитСредаЗаметки по еврейской историиСемь искусствЛиФФтОСОБНЯКСЕВЕРЛИТЕРАЧЕЛОВЕК НА ЗЕМЛЕЮЖНЫЙ УРАЛИЛЬЯСеверо-Муйские огниАРГАМАК-ТатарстанСлова, слова, словаЗАРУБЕЖНЫЕ ЗАДВОРКИКАЗАНСКИЙ АЛЬМАНАХПять стихийЗАРУБЕЖНЫЕ ЗАПИСКИГВИДЕОНИНФОРМПРОСТРАНСТВОСорокопутДЕРИБАСОВСКАЯ - РИШЕЛЬЕВСКАЯСТЕРЖЕНЬТело ПоэзииБАШНЯБЕЛЫЙ ВОРОН22ВОЛОГОДСКАЯ ЛИТЕРАТУРАНАШЕ ПОКОЛЕНИЕУРАЛРУССКАЯ ЖИЗНЬДЕТИ РАФУТУРУМ АРТАРТ-ШУМЛИТЕРА_DNEPRТРАМВАЙЧЕРНОВИКЗАПАСНИКЗИНЗИВЕРЫшшо ОдынПРЕМИЯ ПБЕЛЬСКИЕ ПРОСТОРЫЛИКБЕЗЗНАКИ11:33ВАСИЛИСКДЕНЬ И НОЧЬУРАЛ-ТРАНЗИТНОВАЯ РЕАЛЬНОСТЬАЛЬТЕРНАЦИЯ |