Главная | Журналы | Персоналии | Книги | Медиа | ПОМОЧЬ МЕГАЛИТУ |
Центр |
Вячеслав РаковОб авторе: Окончил исторический факультет Пермского университета (1976), кандидат... >>> |
Владислав ДрожащихОб авторе: Родился в Перми. Окончил филологический факультет Пермского университета. В... >>> |
Антон КолобянинОб авторе: Публикации в антологии «Нестоличная литература», журналах... >>> |
РегионыЦентрРоссияАбаканАнадырьАрхангельскАстраханьБарнаулБелгородБлаговещенскВладивостокВладикавказВладимирВолгоградВологдаВоронежЕкатеринбургИжевскИркутскКазаньКалининградКалугаКемеровоКраснодарКрасноярскКурганКурскЛенинградская областьЛипецкМоскваМосковская областьНарьян-МарНижний НовгородНовосибирскОмскОрелОренбургПензаПермьПетрозаводскПетропавловск-КамчатскийПсковРостов-на-ДонуРязаньСамараСанкт-ПетербургСаратовТверьТулаУлан-УдэУфаХабаровскЧебоксарыЧелябинскЯкутскЯрославльЗападная ЕвропаАвстрияАлбанияБельгияБолгарияБосния и ГерцеговинаГерманияИзраильИрландияИспанияНорвегияПольшаРумынияСловенияФинляндияКавказАзербайджанАрменияГрузияАзиатско-Тихоокеанский регионАзиатско-Тихоокеанский регионАфрикаАфрикаВосточная ЕвропаБеларусьМолдоваУкраинаЦентральная АзияКазахстанКиргизстанТаджикистанУзбекистанСеверная АмерикаКанадаСШАСтраны БалтииЛатвияЛитваЭстония |
Александр КузьменковДжентльмен в поисках десятки. Веллер М. Любовь и страсть.
(Веллер М. Любовь и страсть. – М. : АСТ, 2014)
По Хайдеггеру, всякий текст содержит в себе ответ на некий надтекстуальный вопрос. Новая книга Веллера подробно рассказывает, что делать, когда уже цейтнот, а в рукописи еще конь не валялся. А именно: мастерить опус из подручных материалов. «Любовь и страсть» смонтирована из шестидесяти шести любовных историй. Адам и Ева, Иаков и Рахиль, Тристан и Изольда, Ромео и Джульетта, Вертер и Лотта, Печорин и Бэла, – все промелькнули перед нами, все побывали тут… Джентльмен в поисках десятки – это многих славный путь. Вот и у пчелок с бабочками то же самое, как любит повторять наш герой. Трудолюбивые литературные пчелки в момент творческого кризиса неизменно вспоминают гениальную выдумку Станислава Лема – литературный конструктор «Сделай книгу сам». «АСТ» подобные компиляции охотно издает (вспомните хоть елизаровского «Бураттини») – и правильно делает: в России читают не текст, но автора. Кстати, об авторе. Отношение к Веллеру у меня амбивалентное, ибо Михаил Иосифович тысячелик, как бодхисаттва Авалокитешвара. Веллер-филолог умен, наблюдателен и за словом в карман не лезет. Загляните, к примеру, в «Песнь торжествующего плебея» или «Технологию рассказа», – сами все поймете. Веллер-гуру симпатичен несколько менее: раздражает менторским тоном, но время от времени говорит неглупые вещи. Впрочем, и на том спасибо. Веллер-прозаик… хм. Уразуметь суть проблемы можно по двум цитатам: «Прочеркивая и колотя глинозем… рвала короткое пространство конница» (глинозем, он же Al2O3, – сырье для производства алюминия); «Все дальнейшее она воспринимала под легкой шандарахнутостью» (без комментариев). Словом, на этом поприще Михаил Иосифович пуще всего преуспел в stand-up comedy: «Легенды Невского проспекта», «Легенды Сайгона», «Байки скорой помощи»… ну, это вы и без меня знаете. «Любовь и страсть» оправдывает свое название: здесь слились воедино авторская любовь к байкам и почти патологическая страсть к нравоучениям. По правде говоря, амурную тему М.В. для себя исчерпал – в 9-й главе «Майора Звягина» и сборнике «Любовь зла». Добавить к сказанному тут особо нечего, однако поговорка про золотое молчание к литераторам отношения не имеет. Говорить при этом можно что угодно, лишь бы отработать гонорар. Non olet, сказал бы Веспасиан. Милости прошу удостовериться: «Змей убедил Еву, что плоды с древа познания прекрасны на вкус и полезны для здоровья, ничего плохого… Итак, Адам и Ева вкусили запретный плод и поняли, что они наги». Да, Михаил Иосифович, бинго! А Давид подглядывал за Вирсавией, а Ромео отравился, а Вертер застрелился… Ну очень познавательное чтение. Когда наступает черед moralité, оригинальность просто зашкаливает: «Не-ет, любовь не только благо: много Зла может быть в ней. Ценой Зла оплачивается порою счастье». «Влюбленный мужчина – бессилен перед любимой, игрушка в ее руках, жертва ее планов». «Любовь – это всегда коварное искушение, и тот, кто искушает тебя любовью, отнюдь не обязательно желает тебе добра». Для полного комплекта не хватает лишь любимой сентенции советских шестиклассниц: про шесть букв, которые приносят много мук. Однако на фоне дальнейшего букет банальностей выглядит вполне простительно и даже мило. М.В. то и дело проявляет феноменальное незнание предмета: «В Гиневре обнаружилась психосадистка. Она придирается к Ланселоту по пустякам, гневается без причин и прогоняет его от себя раз за разом». Садизм, говорите? Но la belle dame sans merci именно так и должна себя держать с воздыхателем. По-моему, Озерному Рыцарю еще повезло: «Влюбленные рыцари по приказанию своих повелительниц давали вырывать себе ногти или бегали в честь их на четвереньках… Они налагали на себя величайшие мучения и истязания, чтобы удовлетворить своих повелительниц, некоторые даже замучивали себя до смерти» (И. Блох «История проституции»). «Зигфрид в плаще-невидимке берет Брюнхильду. Это о многих, довольно многих… Когда совсем не мужу отдается девственность в канун брачной жизни». А загляните-ка в Х авентюру «Песни о нибелунгах», и обнаружится вполне целомудренная картинка: «Зять не посягает на честь его жены, / И отнюдь не ласками они поглощены». Нехорошо на барышень клеветать. «Она <гетевская Лотта – А.К.> – дочь владетельного вельможи, типа наместника». Помилуйте, какой такой вельможа? Всего-то княжеский амтман – средней руки чиновник, даже без права на пенсию… И так далее, вплоть до эдемского Змия, – он у Веллера отчего-то числится медицинским символом (для справки: на самом деле это змей Гигеи, дочери Асклепия). Цейтнот, конечно, смягчающее обстоятельство. Но поспешишь – людей насмешишь. Книжка, между прочим, тоже забавная получилась. Дизайнер, профи высокого полета, сделал все мыслимое и немыслимое, чтобы размазать невеликий текст по тремстам шестидесяти страницам: узкая полоса набора, гигантские поля, залитые текстурой, щедрая россыпь иллюстраций и врезок с афоризмами… Но это так, к слову. «Любовь и страсть» окончательно изгажена разудалым, цыганочка с выходом, стилем: «Ничо бабе не надо, все у нее есть – вот только подайте того парня в постель, мочи нет, как хочу». «Их аристократическим происхождением можно, пардон, подтереться». Не могу взять в толк, кому адресована эта дурно написанная и на живую нитку сшитая компиляция. Автор приписывает себе высокую культуртрегерскую миссию: «Еще сто лет назад любой грамотный человек эти сюжеты знал. А сегодня уже нет! Не знают, кто такой доблестный рыцарь Ланселот. Не знают ничего о Тристане и Изольде!.. Нынешняя молодежь даже не слышала про эти вещи». Сомнительно, право. Попробуйте заинтересовать 16-летнего недоросля дефлорацией Брюнхильды, – результат наверняка будет отрицательный. Для паренька куда как занимательнее девственность одноклассницы Таньки. Что вполне закономерно. Думаю, не стоит дальше донимать публику: представление о «Любви и страсти» она уже составила. Всего одна цитата напоследок: «Когда человек твердо знает чего хочет – судьба идет ему навстречу». А вот тут я с М.В. решительно не соглашусь: который год хочу увидеть приличный текст. Такой, чтоб по-пушкински – над вымыслом слезами… А вместо этого – «Любовь и страсть», прости, Господи. И прогноз, к сожалению, неблагоприятный: явно следует ждать сиквела. А что, дешево и сердито. И столько всего любопытного осталось за кадром: Лот с дочерьми, Давид с Ионафаном, Онан соло, Онегин и Татьяна, Золушка и Принц, Дюймовочка и Крот… И бабушка, которая козлика очень любила. К списку номеров журнала «БЕЛЬСКИЕ ПРОСТОРЫ» | К содержанию номера |
ГолосованиеВыберите название/тему следующего раздела проекта "Вещество"ЖурналыСИБИРСКИЕ ОГНИВРЕМЕНАКыштым-ГраниСОТЫВЕЩЕСТВОАРТИКЛЬДАЛЬНИЙ ВОСТОККОВЧЕГМОСТЫМЕНЕСТРЕЛЬПриокские зориВИТРАЖИДОНДРУГОЕ ПОЛУШАРИЕБАЛТИКА-КалининградНОВЫЙ СВЕТНАЧАЛОСлово-WordКольцо АЭМИГРАНТСКАЯ ЛИРАДЕНЬ ПОЭЗИИЖурнал ПОэтовСВОЙ ВАРИАНТГРАФИТИНЫЕ БЕРЕГА VIERAAT RANNATЮЖНОЕ СИЯНИЕЛитературный ИерусалимЖурналы, публикация которых на сайте прекращена:Пятью пятьКочегаркаРусское вымяЕВРОПЕЙСКАЯ СЛОВЕСНОСТЬЕВРЕЙСКАЯ СТАРИНАЗДЕСЬЛитСредаЗаметки по еврейской историиСемь искусствЛиФФтОСОБНЯКСЕВЕРЛИТЕРАЧЕЛОВЕК НА ЗЕМЛЕЮЖНЫЙ УРАЛИЛЬЯСеверо-Муйские огниАРГАМАК-ТатарстанСлова, слова, словаЗАРУБЕЖНЫЕ ЗАДВОРКИКАЗАНСКИЙ АЛЬМАНАХПять стихийЗАРУБЕЖНЫЕ ЗАПИСКИГВИДЕОНИНФОРМПРОСТРАНСТВОСорокопутДЕРИБАСОВСКАЯ - РИШЕЛЬЕВСКАЯСТЕРЖЕНЬТело ПоэзииБАШНЯБЕЛЫЙ ВОРОН22ВОЛОГОДСКАЯ ЛИТЕРАТУРАНАШЕ ПОКОЛЕНИЕУРАЛРУССКАЯ ЖИЗНЬДЕТИ РАФУТУРУМ АРТАРТ-ШУМЛИТЕРА_DNEPRТРАМВАЙЧЕРНОВИКЗАПАСНИКЗИНЗИВЕРЫшшо ОдынПРЕМИЯ ПБЕЛЬСКИЕ ПРОСТОРЫЛИКБЕЗЗНАКИ11:33ВАСИЛИСКДЕНЬ И НОЧЬУРАЛ-ТРАНЗИТНОВАЯ РЕАЛЬНОСТЬАЛЬТЕРНАЦИЯ |