Ани Петрс

Киноликбез без купюр. Заметки и интервью

Несмотря на то, что всех Жан-Люков уже раздали, коротко расскажу о каждом фестивальном фильме и, быть может, тем и буду кому-то полезна.

Сто картин – сто мини-рецензий. Оговорюсь сразу, что кинокритиком я не являюсь, потому моё мнение о фильмах, в первую очередь, – мнение  зрителя (однако филолог и искусствовед во мне не дремлет, так что не такой уж из меня и безобидный и наивный зритель).

Итак, приступим.

КОРОТКОМЕТРАЖНОЕ ИГРОВОЕ КИНО

900 СЕКУНД (Беларусь, Минск, Р. Сенеко) Фильм о том, как важно с самого детства тренировать в себе силу волю и не поддаваться искушению соблазнов. Вроде бы фильм не плохой, но что-то в нем не то, не оставляет чувство недоделанности, полусырой он какой-то.

АНОМАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ (Россия, Таиланд, Е. Тамахина) Не могу ничего толком сказать, как то всё серенько и невзрачненько, проведенные двадцать минут перед экраном для меня были подобны пытке. Идея фильма прозрачна, но сама картина хромает на обе ноги, уж извините.

БУДНИ (Россия, Москва, И. Копылов) Хорошая картина, с юмором - это анекдот? Безысходность какая-то.

БУМАЖНИКЪ (Россия, Санкт-Петербург, Я. Денисов) Картина по мотивам рассказа А.П. Чехова – прелесть просто! Замечательная работа всей съемочной группы, игра актеров, на высшем уровне декорации и воссозданная атмосфера России конца XIX века. Не поняла, правда, в чем тут новаторство, ну да ладно. Спасибо большое вам, ребята!

ВЕСЕННЯЯ КОМНАТА (Россия, Москва, А. Луков) Слишком философская притча, грубая и нудно назидательная. Не знаю как вам, мне же не нравится, когда мне тыкают в нос готовыми смыслами у порицают за поступки, мной не совершенные, а если и совершенные, то тут же все всё знают, как и почему, и в чем онтологический смысл всего и всё такое - ай, какие молодцы! Выходите чаще на улицу и общайтесь с людьми и будет все хорошо. А сравнивать театр и кино всё равно, что судить о том, что лучше, яблоко или груша.

ВО ВСЕМ ВИНОВАТ СЦЕНАРИСТ (Украина, Киев, О. Филипенко) Если Вы читали Ф. Рабле, М. Бахтина, З. Фрейда, М. Фриша, Ф. Ницше и т.п., то просмотр фильма доставит Вам хоть какое-то удовлетворение. На время может показаться, что еще не все потеряно, когда девушка вдруг говорит, что забыла текст, однако очень скоро понимаешь, что всё еще хуже, чем предполагалось вначале. Хорошая работа оператора и монтажера также не вытянет картину в ударники кинофронта.

ВОЗВРАЩЕНИЕ ВО ВЗРОСЛУЮ ЖИЗНЬ (Россия, Кемерово, М. Бондаренко) Гм... Еще раз гм. Был один забавный момент, на этом всё.

ГЛАВНЫЙ КОКОН (Россия, Новороссийск, М. Казаков) У современного информационного общества главная проблема – информационная. Беда в том, что те, кто видят, как других замуровывают в кокон, уверены в том, что сами находятся вне опасности, на верной стороне. Иронично наивная картина.

ГОЛОД (Россия, Москва, Т. Галеев) Хорошая музыка в фильме. Всё.

ДВЕРЬ (Россия, Москва, И. Плечев) Фильм о том, как важно вовремя вломиться в нужные двери. Мне не понравился.

ДОСТАВКА НА ДОМ (Россия, Санкт-Петербург, Н. Молчанова) Замечательная пародия на классический триллер, с юмором, отсутствием перегруженности как в плане идеи, так и в ее реализации. Очень удачно, на мой взгляд, подобран типаж главного героя.

ДРУГИЕ ЛЮДИ (Россия, Москва, К. Косолапов) Очень хороший, добрый, теплый фильм, без «но».

ЖЕЛЕЗНАЯ СТАРУХА (Россия, Санкт-Петербург, А. Полухина) Фильм, снятый по одноименному рассказу А. Платонова (точнее - по мотивам, конец то переврали, но это уже другое искусство, делайте с текстом что хотите!). Очень хорошая картина, цельная, ничто не выбивается, всё органично дополняет друг друга, хорошая цветовая гамма и вся атмосфера в общем, молодцы.

ЗОИН ДЕНЬ (Россия, Кемерово, Ю.Волкова) Неплохой фильм, хорошо снят, неплохо сыгран, замечательный главный герой. А Г. Малер – кого угодно с ума сведет, это верно…

КАЖДЫЙ ПЕРВЫЙ (Россия, Санкт-Петербург, Н. Котяш) История о нелепостях и превратностях жизни, о фантастической педантичности работников милиции в неподходящий для их жертв момент, уложенная в очень длинный метр - я б сократила.

КАКТУС (Россия, Санкт-Петербург, Е. Максимов) Хороший фильм с замечательными театральными вставками, трогательный, тихий и красивый, рассчитанный на чувствительного зрителя.

КАЛХАС (Россия, Санкт-Петербург, А. Орехова) Для того, чтобы станцевать лучший танец в своей жизни, нужно, чтобы вам было невероятно плохо и чтобы вас никто не видел. Фильм неплохой, сыпется, правда, ну да бог с этим!

КОЛЬЦО (Латвия, Резекне, Л. Щукина) История о кольце Толкиена на современный лад, только пиши так Толкиен, как снят фильм, не было б у него фан-клуба и тысячного тиража изданий, это точно. Картина переиграна, слишком театральна, героиня постоянно куда-то попадает и безустанно удивляется.

КОСТЬ В ГОРЛЕ (Россия, Рубцовск, Г. Парфов) Замечательный мистический фильм, есть в нем что-то ироничное и пародийное, один из ярких примеров того, как можно сделать хороший фильм малыми средствами. Конечно, и он не без изъянов, но про них мне говорить на этот раз не хочется.

КРЫСА (Россия, Санкт-Петербург, К. Королев) Есть общие нотки с последним фильмом Т. Бартона «Большие глаза», не находите? Эта извечная тема искусства и художника, людей, которым академизм не интересен, потому как тривиален и обыден. Интерпретировать фильм можно как угодно, на свой вкус: либо он о несчастном непонятом носителе традиционного письма в эпоху голодных до зрелищ толп, либо о глупом писаке, не понимающем, что его картины были бы хороши в эпоху С. Боттичелли, но никак не в XXI в., либо о том, как важно уметь правильно и вовремя себя продать, либо… в общем, выбирайте сами.

КУКЛА (Россия, Нижний Тагил, В. Уфимцев) Из разряда смазливых фильмов под «романтическую» музыку; в принципе, я могла бы замолчать и этим и ограничиться из уважения к Р. Бредбери, если бы не одно но: с каких пор Людвиг ван Бетховен стал автором пьесы под названием «Ностальгия»? (дернул же черт меня досмотреть титры). Культурная и, в частности, музыкальная неграмотность людей, в особенности публичных, порой поражает и доводит до исступления своими «выходками». На будущее: та мелодия, которая звучала в конце фильма, это ни в коем случае не Л. Бетховен, а «Song from a secret garden» Ральфа Ловланда, и В.А. Моцарт никогда не писал «Реквиема по мечте», но это уже другая история. Хотя нет, та же. Плохо, ребята. 

ЛЕС (Россия, Москва, Г. Иванец) Как бы Вы поступили, если бы Ваш сын убил в лесу девочку? Вседозволенность и безнаказанность – вот худший порок, а не те семь, что стали в наше время успешным брендом. Как оценивать фильм не знаю, наверное, его нужно было сразу в Голливуд отправлять, в не в какой-то Барнаул.

ЛИЧНОЕ ДЕЛО (Россия, Уфа, А. Носков) Замечательная картина о том, как опять кого-то забыли, а когда вспомнили (случайно), он же и вышел главным виновником торжества. Правда - ничто, нечего из-за нее так тужиться и сотнями головы рубить. Очень хорошо сыграно, браво!

МАСОНЫ (Россия, Москва, Д. Власова) Тайные Ложи масонов существуют и поныне и даже в простом провинциальном городе России есть одна такая, в чисто русском стиле. Хороший комедийный фильм с замечательно сыгранными типажами и умной собакой Евгением; действительно достойная картина.

МЕСТЬ (Россия, Москва, Г. Солдатов) Мне понравилось, вот так вот. Переигранный на современный лад Чехов - ну и что? Просмотр доставил мне только удовольствие и положительные эмоции, большего от этого фильма и не требуется. Отличная работа всей команды, молодцы!

МЭМУАРЫ (Россия, Москва, А. Ионкин) Ха! Видали, как надо людей к чтению приучать!

НАДЕЖДА (Азербайджан, Баку, Э. Гулиев) Очень трогательная картина, хорошо сделанная, интересно преподнесена идея. Одно но: зачем нужно было в конце на звучащий замечательный дудук накладывать «романтические» клавишные? Непонятная и не нужная какофония, дурацкий стереотип о том, что для того, чтобы растрогать зрителя, нужны именно «романтические» клавишные в конце.

НОЖНИЦЫ (Россия, Санкт-Петербург, А. Пряхин) «Насилие порождает насилие» – разорви этот круг» – как я поняла, это агитация. Толстовское непротивление злу насилием – может, это имели в виду авторы? Лично я же против безнаказанности и вседозволенности.

НОЧНЫЕ ЗИМНИЕ ЛЮДИ (Россия, Москва, В. Полиенко) Видимо, это была смесь анекдотического фильма-катастрофы и мелодрамы, приправленная философским, экзистенциональным, глубинным смыслом. Вот она, наша проблема №1 – скука. Хлеба и зрелищ всем подавай, все такие несчастные-разнесчастные, новоявленные Печорины и Онегины в джинсах. Если кратко – плохо.

О БРЕННОСТИ. МАСЛЕНИЧНАЯ ТЕМА ДЛЯ ПРОПОВЕДИ (Россия, Санкт-Петербург, Т. Сидорова) Убедительно, постановка на высоком уровне, реквизит, актеры – от фильма даже пахнет Питером. Очень хорошая музыка - отдельная похвала. Ну, а Чехов есть Чехов.

О ЗАКРОЙ СВОИ БЛЕДНЫЕ НОГИ (Россия, Москва, Е. Дакот) Кто сходу может назвать автора этого стиха? Примерно столько же людей может внятно объяснить, что это за фильм и о чем. Сборная яркая солянка, однако тут, как мне кажется, есть некий подвох, не оставляет чувство того, что перед тобой глобальный стеб (пардон). Юмор – вот, что спасло мир и этот фильм. За «Евгения Онегина» и «Ивана Сусанина» отдельное от меня спасибо.

ОБЛАКА В КАЗАНЕ (Россия, Казань, Южно-Сахалинск, С. Шумин) Вот она, комедия моей мечты! Замечательная игра на контрастах, стилях, жанрах. Молодцы!

ОГОНЬ ПО ШТАБАМ (Россия, Санкт-Петербург, С. Груша) Очень хорошо, живо, без лишнего пафоса и высокопарности в речах. Верю!

ОДИНОКИЕ ДУШИ МИКРОБОВ (Россия, Москва, М. Романовский) В целом неплохо и очень даже мило. Есть, правда, некоторая притянутость за уши местами, ну да бог с ним.

ПАПА, ПРОЩАЙ (Россия, Москва, К. Баскакова) Утрированный, фильм о том, как никогда не поздно взрослеть, думать, делать, принимать решения, нести ответственность за себя и свои поступки, опять таки, рассчитанный на чувствительность зрителя: отец умер - герой грызется чувством вины, любимая стала по его милости проституткой - герой ее спасает (экий молодец!), еще и соседа напоил/накормил, и всех с собой в Москву забрал. Хеппи энд.

ПЕРЕХОД (Россия, Химки, В. Гетц) Гм... для тех, кто не прочел титры – ребенок у постели умирающего – это ангел. Я на два раза пересмотрела – точно не нравится, не ошиблась. Идея может и хорошая, но подача провальная.

ПОКОЛЕНИЕ (Россия, МО, Балашиха, Р. Отырба) Хороший, правильный, нужный фильм. Пшеничные поля, казалось бы, излишни, но ничего, все хорошо. Одно но – Ave Maria вот точно ни к чему. Опять это «выдавливание слез». Зритель и без этой музыки должен прочувствовать фильм.

ПОКОРИТЬ МАЙЮ (Великобритания, Лондон, А. Боровикова) Очень милый, забавный фильм с Британского острова, без нагнетания мрачности и сверхчеловеческих смыслов - просто, позитивно и со вкусом.

ПОЛЕТЕЛИ (Россия, Москва, А. Шахватова) Хорошая картина, наверное, в ней есть какой-то изъян, но я не буду ковырять ничего, пусть будет как есть.

ПОСЛЕДНИЙ ИЗ САРАЦИНН (Россия, Москва, Ф. Ромм) Смесь комедийного, документального, исповедального, драматичного, телевизионного и т.д. сосредоточены в 30 минутах фильма. Музыка подобрана хорошо, молодцы. (*две «н» в слове «сарацин» меня лично несколько смущают, если это случайность, советую авторам фильма говорить, что так и было задумано).

ПУЗЫРЬКИ (Россия, Москва, Е. Сальников) Наглядное пособие для детей о взрослой жизни, для взрослых – о детской. Что посеешь, то и пожнешь. Нудных моралей не будет, все отлично.

РАКЕТА КЮ (Россия, Москва, Н. Степанова) Фильм, требующий от зрителя максимального напряжения всех своих мыслительных, смыслогенерирующих, органов и навыков интепретационизма; обладатель Золотого Жан-Люка за лучший короткометражный фильм. Мотивы жюри мне не ясны, но, как говорится, о вкусах и с жюри не спорят, потому – идем дальше.

РЕКОНСТРУКЦИЯ БЕССОННИЦЫ (Беларусь, Минск, Н. Василевская) Если вы плохо спите и очень чувствительны, то этот фильм – для вас. Мне же подобного рода картины весьма несимпатичны: наигранная драматичность диалогов, «выдавливание слезы» из зрителей за счет общечеловеческих тем, переполненные смыслом детали и кадры, со своей эстетикой прекрасного безобразного – нет уж, увольте. Плюс ко всему - дикая скука, извините, но смотреть эту картину невозможно, видимо, она расчитана на более сильных мира сего.

РУСЛАН (Россия, Москва, Т. Деева) Одна из немногих, действительно замечательных, достойных картин, представленных на фестивале. Игра актеров хороша, всё просто, легко, естественно, никакой фальши и перегруженности сверхсмыслами. Тонко показана психология ребенка, шокированного тем, что и ему суждено будет когда-нибудь умереть и, как следствие, его неудержимый плач и направленная на других живущих жестокость. Отдельная похвала за тонко найденного П. Чайковского.

СВОЯСИ (Россия, Москва, Д. Колеров) О чем фильм – не могу сказать, да и вряд ли у меня с первого раза получится связный рассказ. Как визуальный ряд весьма неплох.

СОВРЕМЕННОЕ ИСКУССТВО (Казахстан, Алматы, М. Кодаров) Фильм о том, как важно понимать метафоры. Нечего неуважительно отзываться о музыке Антонио Вивальди: кто с мечом придет, от меча и погибнет, – все верно. В целом же картина не впечатлила.

СТЕРВА (Россия, Магнитогорск, В. Абих) Очень хорошая картина, с добрым юмором и атмосферой, несмотря на недовольство героини, которая полностью оправдывает название фильма.

СЦЕНАРИЙ (Россия, Москва, А. Смирнова) Наверное, не ошибусь, если скажу, что сюжет фильма жизненный и, хоть и комично представленный, но все же, очень реалистичный (хотя и довольно «гламурный»). Жаль только, что не от всех сценаристов можно вот так вот легко отделаться.

СЦЕНЫ У МОРЯ (Франция, Россия, К. Захаров) Море – хорошо, дорога – хорошо, Л. Толстой – хорошо, фильм – плохо. Фильм, рассчитанный на чувствительность и сострадание зрителя, «выдавливающий слезу». Я не говорю о том, что подобные темы провальны и вообще не нужно снимать фильмы о том, как трудно терять детей и все такое. Речь о том, как  именно снимать: излишняя патетика и туманность речей, театральность всего происходящего нисколько не красят эту картину. Будь проще, и люди потянутся – так, вроде, говорят.

ТЕРРОРИСТ (Россия, Уфа, В. Валиуллин) Нет, это не остросюжетный боевик, это комедия, всего за 8 минут рассмешившая добрым заливным смехом весь зрительный зал кинофестиваля. Секрет - в котиках.

ТОНЯ ПЛАЧЕТ НА МОСТУ ВЛЮБЛЕННЫХ (Россия, Москва, А. Коломеец) Вот так вот, для того, чтобы начать что-то делать и думать, нужно чтобы рядом разорвался метеорит или умер кто-то под носом. Хороший фильм, умный, теплый и добрый.

ТРИСТА (Россия, Москва, А. Боченин) Теплый фильм о лучшем папе в Москве и о лучшем подарке в день рождения (после книг, разумеется), на покупку которого неНУЖНЫ ДЕНЬГИ. По форме похож на нарезку клипов из голливудских фильмов, но раз ребенок доволен, то и мне нечего возмущаться.

ТРУДОВЫЕ РЕЗЕРВЫ (Россия, Химки, М. Алихманов) Анекдотически выстроенный сюжет, фильм о настоящих мужчинах, футболе и русской жизни. И смешно, и тепло на душе. Очень хорошо.

УГОДЬЕ (Россия, Москва, Д. Пищулин) Нууу…плохо, что еще могу сказать. Фильм о том, как двое заблудились в глуши под новый год и попались на праздничный ужин к монстрам-зомби. Кажется, где-то я это уже видела. Если там все же был какой-то глубинный смысл, прошу меня простить, но уж слишком глубоко он закопан в зимние сугробы.

УЖИН (Россия, Новосибирск, А. Протоковило) Весьма забавная картина, когда смотрела, все думала, какого это, есть гвозди и губную помаду? Очень компактно, четко, без излишеств.

УТЮГ (Узбекистан, Гулистан, Б. Юлдашов) Фильм – анекдот, рассказывающий о том, как важно быть аккуратным, готовя сюрприз для друга, с одной стороны, и как важно видеть, что ты делаешь - с другой.

ЧТО ТОТ ЧЕЛОВЕК, ЧТО ЭТОТ (Россия, Москва, А. Кокорин) Фильм по мотивам сочинений В. Шукшина – очень хочется верить, что любимая всеми знатоками творчества писателя извечная тема «города и деревни» здесь представлена в юмористическом, ироничном ключе. Есть какая-то незавершенность, недоделанность, будто на пол-слове оборвали.

A.D.I.D.A.S. (Россия, Москва, Ф. Константинович) «Никто не сможет ругать, оценивать и осуждать вас». Если бы я могла, сказала бы, что могло бы быть и лучше.

RAW (Россия, Москва, В. Виталис) «Завтра будет лучше, чем вчера!». Сиди, жди, думай, действуй. Завтра всё будет. А как же carpe diem?

 

ДОКУМЕНТАЛЬНЫЕ ФИЛЬМЫ

БИКИНИ (Россия, Санкт-Петербург, М. Нефедова) Новейшее время – это когда в кукол барби играют мужчины. Главное, что женщины не против, что еще тут скажешь.

ВОЛК И ЛОШАДИ (Россия, Южно-Сахалинск, С. Шумин) Если собака – друг человека, то лошадь – это и отец, и мать, и Бог. Не буду аргументировать, захотите полемики – обращайтесь.

ЖИВИ НАСТОЯЩИМ (Россия, Москва, А. Зубовленко) Фильм о том, как здорово быть отшельником, почти полностью отказаться от благ цивилизации и вернуться на лоно природы. Хотя нет, вру. Скорее, как хорошо жить в центре России, довольствуясь практически всеми благами цивилизации, но при этом быть свободным от уплаты налогов, выполнения общественного долга и проч. обязанностей гражданина, прописанных в законодательстве РФ.  Зато куча времени на чтение Бродского – на такое и я бы соблазнилась.

Лично от меня плюс за живую речь, без этого пошлого запиликивания слов. Как документальный фильм – хорош, ибо бремя разрешения онтологических вопросов я на себя не возьму.

И бредут паломники к подножью,
И целуют тяжкую стопу.

*назвавшему автора отрывка из стихотворения – суперприз.

ОЧЕНЬ ДОЛГАЯ ПЛАСТИНКА (Россия, Калуга, В. Морозов) Фильм оправдывает название: десять минут вам покажутся вечностью. Жизнь человека сера и однообразна. Слушайте хорошую музыку.

РУКИ (Россия, Москва, К. Жижкевич) Хорошая зарисовка работы человеческих рук в тандеме с современной техникой. Притом посмотрите, какое это искусство – создать инструмент, на котором потом будут играть другие руки! Не меньше красоты и мастерства в этой закулисной работе.

СТАДНЫЕ (Россия, Санкт-Петербург, И. Желтяков) Лично у меня фильм вызвал гамму впечатлений и эмоций, по большей части отрицательных. Основной позыв картины мне, в принципе, понятен, однако сама подача материала как-то размазана, как каша по тарелке, нет цельности, и толком не ясно, в чем проблема то? (не то, чтобы я совсем ничего не поняла и жажду объяснений, просто, как я и сказала – нет связности и цельности текста). Также многие специфические моменты, касающиеся жизни народов севера, в картине не разъяснены, такое чувство, что фильм делался «для посвященных». По крайней мере, мне и некоторым зрителям кинофестиваля на просмотре фильма понадобилась энциклопедия о крайнем севере России.

ТОЛСТЫЙ (Россия, Барнаул, А. Есаулов) Про качество съемки, работу оператора и монтаж говорить не буду – что имеем, тем и живем. Идея провальная, анекдотически выстроенный сюжет сыпется сразу же, буквально на второй минуте ясно, что речь идет не о человеке. Зрителю остается только выбрать героя-животного на свой вкус. Однако когда упорные заявления респондентов доходят до характеристики главного героя как «преданного» досматривать фильм становится и вовсе бессмысленно, разве что убедиться в верности своей догадки. Непонятно постоянное утверждение в кадре того, что Толстому жить стало лучше тогда, когда настроили новых офисов: воистину, фильм о том, «как хорошо живется собакам при капитализме».

ТУПИК (Россия, Москва, Д. Тихомиров) «Край ты мой заброшенный…» – двойной эпиграф от Есенина и Свиридова к фильму. Действительно документальная картина, хорошая работа съемочной группы, хороший материал. Несмотря на нотки безысходности, есть в нем место и для смеха, и для грусти, и для гнева и т.д., вообще, довольно живая картина о полумертвом заброшенном крае в недрах России, каких десятки, если не сотни и тысячи.

УЗБЕКСКИЙ ПЛОВ (Россия, Санкт-Петербург, И. Желтяков) Вторая документальная картина от И. Желтякова на фестивале, которая, как и первая, меня, капризного и своенравного зрителя, не впечатлила. Основной посыл, опять–таки, понятен, но много уж грязи. Слишком много. Тем более, что на фестивале в зале дети сидят.

ЮГ ЕДЕТ НА СЕВЕР (Украина, Харьков, В. Шапошников) Мои скромные познания в географии позволяют мне усомниться в достоверности направления съемочной группы, но суть ясна и без географии. Как у зрителя, впечатления только положительные, замечательная картина, очень живая и интересная, да и к тому же, познавательная – не каждый день тебе так увлеченно из первых рук рассказывают об истории кукольного театра твоего города. Единственная проблема, которая передо мной встала, как у человека, пишущего отзыв, это то, как оценивать это фильм, ведь, по сути, во все время, пока он идет, ничего не происходит: камера либо статически снимает рассказ Е. Гимельфарба, либо мы видим сюжеты из фото-видео хроники. Можно было бы похулить режиссера и похвалить монтажера, если бы одни не были одним и тем же человеком. Дилемма.

КИНОЭССЕ

ВИДЕТЬ (Украина, Чехия, А. Хмелёва) Посыл прозрачен и ясен, кто что хочет, то и видит. Главное, чтобы без нравоучений, одухотворенная и сверхпросвещенная тирания все же есть тирания.

ВЛАДИМИР ЛЕНИН. ЭТО НЕ ВСЁ (Казахстан, Астана, Е. Лумпов) Гм. И это всё? – справедливый вопрос, возникающий поле просмотра картины. В названии обещали, что «это не всё», а показали лишь стену-коллаж из сотен изображений В. Ленина различного характера и набор известных всем видео-хроник. За что отдали Золотого Жан-Люка мне не понятно.

ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ ДОМОЙ (Россия, Петрозаводск, С. Пацкевич) «Музыкальное киноэссе на тему возвращения домой после долгого отсутствия». Все как сказал автор, больше мне добавить нечего.

*я и не заметила, как популярно нынче стало делать кадры с отмоткой в обратную сторону.

ЗАВТРА СОВЕРШЕННОГО ЧЕЛОВЕКА (Россия, Москва, Ю. Лысова) Сложно описать эту картину, очень она реалистична, с одной стороны, и утопична, с другой. Парадокс в том, что утрированная утопичность – и есть реалистичность изображаемого. Неплохо.

ИГРУШКИ (Казахстан, Астана, Е. Лумпов) Думаете, игрушки это только оловянные солдатики, плюшевые мишки да куклы-барби?  Картина с острым дидактическим пафосом. Я против нравоучений, ну да бог с ними.

М (Россия, Москва, Н. Белорусов) Ритмы Москвы в одной букве «М». Хорошо вышло, молодцы.

МАЙСКИЙ СНЕГ (Россия, Новосибирск, Д. Федорович) В подзаголовке написано, что это «Зимняя сказка». Гм…если бы этот фильм выставлялся в категории игрового короткометражного кино, я могла бы похулить его за… да за всё! Ох уж эти картины с претензией на интеллектуальность и философичность. Но так как жанр фильма – киноэссе, то и сказать мне больше нечего.

ПРЕСЛЕДОВАТЕЛЬ (Финляндия, Хельсинки, Т. Мошкова) Фильм о бесконечной любви к цветам горячих финских парней. Сам тип съемки уже готовит зрителя к комичной развязке. Всё.

РАББИШ (Россия, Красногорск, А. Липская) Один день из жизни мусорных пакетов. Не оставляйте мусор шляться где попало по городу, «мы в ответе за тех, кого приручили».

СЕРЕНАДА (Россия, Барнаул, А. Есаулов) Тяжело быть мужчиной в женском коллективе, особенно в детском саду (ну и на филфаке еще). К слову, про людей у товарища А. Есаулова фильмы удачней, чем про собак.

СКГФ (Россия, Ленинград, А. Пряхин) Режиссер приехал к нам из далекого Ленинграда, многое показывать на экране нельзя, вот он и нашел оригинальный выход – заменил картинку словами. Я, как филолог, может, и рада, но как идентифицировать то картину как фильм, если на деле это смонтированные надписи с анимацией?

СЛЕДУЮЩЕЙ ВЕСНОЙ В ОРАНИЕНБАУМЕ (Россия, Санкт-Петербург, Р. Литфуллин) Знатокам творчества А. Рене, быть может, будет, что сказать по этому фильму. Меня не впечатлило, не задело, не заинтересовало. Всё.

СОК ГРАНАТА (Украина, А. Давтян, Р. Волчак) 24 апреля 2015 года исполнилось 100 лет геноциду армянского народа. Есть легенда о том, что в гранате ровно 365 зерен, и во время войны люди съедали по зернышку грана в день, что и помогло многим выжить. Если кому что интересно, откройте Википедию (хотя бы) или посмотрите к/ф «Арарат» (2002, Франция, А. Эгоян). Хорошее киноэссе.

ЧЕРНЫЙ ЧЕЛОВЕК (Россия, Екатеринбург, А. Федоров) Экранизация одноименной поэмы С. Есенина. Хорошая графика. У меня всё.

АНИМАЦИОННЫЕ ФИЛЬМЫ

БОКУС МАНГ (Россия, Москва, С. Свирский) Анимация на музыку современного голландского композитора Маартены Алтены. Честно, не знаю, что сказать. Похоже на анимационный поток сознания, что-то из сюрреализма и подобных направлений. Но мне хватило одного раза просмотра, музыку я предпочитаю слушать без визуального ряда.

ВОЛШЕБНАЯ ГОРА (Россия, Санкт-Петербург, О. Булгакова) Можно показать этот фильм детям и спросить, что они думают – было бы интересно узнать. Больше ничего.

ДРЕВНЕЕ КИНО (Россия, Екатеринбург, П. Погудин) Ожившие наскальные рисунки – замечательно же! Ну а финал просто замечателен, фильм достоин быть заставкой для Российского фестиваля антропологических фильмов в Екатеринбурге.

ЗА ОКНО. РАССКАЗЫ ИЗ ЖИЗНИ ХАРМСА (Россия, Санкт-Петербург, М. Сафронов) Люблю Д. Хармса. Хороший фильм. Снят, правда, опять же, для «посвященных». Я что-то поняла, кое в чем разобралась, а другим, не «просвященным», как быть?

ОДНАЖДЫ НАША ЖИЗНЬ ИЗМЕНИЛАСЬ (Украина, Николаево-Луганск, А. Балашов) «Ни одна война в мире не стоит слезы одного ребенка» Ф. Достоевский. Подписываюсь под каждым словом, под каждым кадром фильма.

РОЯЛИ (Россия, Санкт-Петербург, А. Кириенко) Замечательный фильм с ожившими полотнами классиков русской живописи. Аниматор поработал на славу, Золотой Жан-Люк за лучший анимационный фильм заслужен за каждый миллиметр пленки.

СИНЕЕ БЕЗМОЛВИЕ (Россия, Москва, В. Оборвалов) Хороший фильм по мотивам мифа «Орфей и Эвридика» и рассказа В. Зуйкова «Путешествие в страну Оз»; напомнил мне детство.

СКАЗ ПРО ОСЛА (Россия, Москва, Т. Скорлупкина) Ну рассказ, ну про осла, золотыми монетами гадил, хозяин его загнал, он и перестал. Читать эту сказку мне было интереснее все же, извините.

СМЕРТЕЛЬНАЯ ТОСКА (Россия, Санкт-Петербург, М. Ширяева) Очень милая анимация о том, как даже Смерти порой бывает тоскливо.

ХАМЕЛЕОН И БАБОЧКА (Россия, Москва, Д. Морозов) Когда я на работе показала этот фильм детям (ДШИ, 1 класс) и попросила рассказать мне, о чем он, вот что я услышала: «Этот фильм про Хамелеона. Он был обжорой и ленивым и потому включал магнитофон и заставлял бабочек кружиться, а потом съедал их. Потом он встретил цветную бабочку и полюбил ее и запер в клетке. От дождя у нее вся краска слезла, Хамелеон не узнал ее, потому что она стала черно-белой, как другие бабочки, и съел ее. И тогда она сделала его волшебным, потому что жила у него в животе, и тогда весь мир стал цветным, и появилось много других цветных бабочек»; «Это фильм про любовь».  Дети довольны, что еще нужно? Лично от меня спасибо за сюиту Г. Генделя.

ЧАЙКА (Украина, Харьков, В. Шапошников) Похоже на череду сновидений в пути. Единственное, в чем могу быть уверенна, это в звучащей музыке. Сам фильм произвел странные впечатления, не постыжусь, если признаюсь в том, что не поняла его, по крайней мере с первого раза; возможно, мне нужно еще пару его просмотреть и я постигну суть вещей, но как-то не хочется, если честно.

ЧЕМОДАН (Россия, Нижний Новгород, М. Солуянов) Ха-ха, узнаю себя по пути в аэропорт и обратно! Забавная анимация.

ЧЕРДАЧОК (Россия, Москва) Вот вы говорите, что внешность не важна, а господин О. Уайльд с вами бы не согласился. Для меня дидактический пафос слишком выпирающий и навязчивый, но если вас устраивает, то все отлично.

CINEMA DEHORS (Россия, Австралия, Т. Полиектова, F. Rivetti) Замечательный фильм, с иронией, но добрый и теплый, о том, как порой простое, естественное и есть прекрасное. Спасибо, ребята!

 

ГОВОРЯТ ЗРИТЕЛИ И УЧАСТНИКИ ФЕСТИВАЛЯ

Если в различных городах России (и не только) мало знакомые люди, увлекающиеся кинотворчеством, с воодушевлением и теплом говорят о Барнауле, то, скорее всего, в течение последних шести лет они хотя бы раз были гостями КИНОЛИКБЕЗа.

Михаил Черняк, председатель фестивального жюри, режиссер игрового кино (г. Москва) и Павел Юринов (г. Санкт-Петербург), исполнитель одной из главных ролей картины «Месть» (Москва, реж. Г. Солдатов), поделились своими впечатлениями о городе, фестивале и фильмах:

– Какие у Вас впечатления о фестивале, его работе, организации?

Михаил Черняк: Одни сплошные комплименты: организация, атмосфера, –  огонь! Главное, что людям самим нравится.

– Как и когда Вы впервые узнали о КИНОЛИКБЕЗе?

Михаил Черняк:  Года четыре назад я сам был участником кинофестиваля, узнал из Интернета, с тех пор практически каждый год присылал свои работы.

Павел Юринов: Это мое первое знакомство с кинофестивалем, режиссер Георгий Солдатов, мой друг и соавтор, предложил принять участие в КИНОЛИКБЕЗе.  Сегодня утром я прилетел из Санкт-Петербурга, побывал на экскурсии по Барнаулу. Сначала мы были у Демидовского столпа (есть в нем что-то масонское), затем отправились на Нагорное кладбище. Сергей Федорович Ужакин рассказывал о городе. Мне показались интересными три этапа образования Барнаула, история про сереброплавильные заводы, и буквы эти на холме и то, что кладбище находится на горе над городом (уникальная вещь!)  – получается, что мертвые живут над живыми; и потом, как тут в советское время все перестаивалось.

– Из просмотренных сегодня фильмов можете назвать наиболее запомнившиеся и понравившиеся Вам?

Павел Юринов: «Другие люди» (Россия, Москва, К. Косолапов). Фильмы, которые были представлены в конце программы, мне показались наиболее сильными и достойными. До этого были картины с излишним новаторством, как мне кажется, игрой в стилизацию, надуманные.

     – Михаил, как у председателя фестивального жюри, есть ли какая-либо предвзятость с Вашей стороны в оценке картин; предпочтения, как столичного режиссера, может быть?

Михаил Черняк: Есть, конечно. Если фильм не из Москвы – то ему сразу плюс пять баллов, потому как в Москве заелись, там и возможностей больше. В любом случае, впечатления о картине – мое субъективное мнение, я такой же зритель, как и сидящие в зале, в первую очередь. Как режиссеру для меня важен в фильме весь комплекс средств: и актерская игра, и работа оператора, монтаж, сценарий, свет, и т.д., фильм должен быть хорош в своей цельности, а не отдельными составляющими.

– Главное в подобных кинофестивалях – это участие?

Михаил Черняк: Нет, конечно, нет. Это спорт, каждый нацелен только на победу, олимпийский принцип тут не работает.

Павел Юринов: КИНОЛИКБЕЗ – не единственный фестиваль, в котором мы участвовали. Наш фильм снимался на Летней киноакадемии Н. Михалкова, его оценили на кинофестивале в Кирове, потому мне кажется, что и в Барнауле он не пройдет незамеченным.

Четырнадцать недель и 2 дня – столько времени понадобилось бы на просмотр фестивальных фильмов по картине в день; мы же уместили 25 часов и километры пленки в пять дней.

Последний день VI международного кинофестиваля «КИНОЛИКБЕЗ» подошел к концу и, прежде чем распрощаться с его участниками и гостями на год, я решила в последний раз допросить выходивших из зала зрителей, гуляющих в галерее после просмотра последних фестивальных фильмов и беседы с режиссерами игрового короткометражного кино и анимационных картин, представленных на фестивале.

В течение пяти дней в кинозал приходили люди различных профессий, возрастов, из разных уголков нашего (и не только) города. Сегодня мне захотелось побеседовать со зрелым зрителем, узнать, что думает наше взрослое поколение о кинофестивале. Валентина Николаевна Протасова и Николай Григорьевич Басаргин любезно согласились оторваться от просмотра выставки и уделить мне несколько минут своего времени, поделиться своими мыслями и впечатлениями о кинофестивале:

– Сколько фестивальных дней Вы посетили?

Валентина Протасова, Николай Басаргин: Два последних дня, к сожалению; поздно узнали о фестивале, иначе пришли бы раньше, обязательно бы пришли.

– Откуда Вы узнали о фестивале?

Валентина Протасова: Через социальные сети, увидела запись у знакомого, прочла, решила сходить.

– Были мысли, когда шли на фестиваль, что не понравится программа?

Николай Басаргин: Вообще-то, да. Были сомнения, что будет что-то серенькое, как на центральном телевидении, но то, что мы увидели, просто поразило и удивило нас.

– Что больше понравилось, запомнилось на фестивале?

Валентина Протасова: Все было замечательно, и фильмы, и сам фестиваль. Из вчерашней программы мне понравился фильм «Зоин день» (Россия, Кемерово, Ю. Волкова) да и еще много чего. Мы любим театр и кино и замечательно провели время на фестивале, просмотрели все буквально на одном дыхании.

Николай Басаргин: То, что меня поразило больше всего – это обилие талантливых актеров. На телевидении постоянно крутятся одни и те же лица, их уже моль почикала, а тут – буквально Новая Россия. Очень приятно, что в стране действительно есть молодые таланты.

– Что было  особенного в том, что Вы увидели?

Николай Басаргин: То, что мы увидели – это очень ярко, экспрессивно, вызывает эмоции, шок, как горячая вода. Сами идеи удивили, что молодежь вообще думает о подобных вещах, о смерти, о стане, пытается решать какие-то такие проблемы. Много чистоты и свежести. Такие фильмы заставляют задуматься над чем-то в жизни. Очень жаль, что таким ребятам трудно пробиться, чтобы их люди увидели. Будь это в моей власти, я бы отдал на центральном телевидении им по два часа в неделю хотя бы, чтобы такие вот фильмы показывали.

Собственно, мне и добавить больше нечего. Пятнадцать Золотых и Серебряных Жан-Люков ушли к своим заслуженным обладателям, в том числе и Зрительский Жан-Люк, вручающийся самому активному зрителю, оставившему наиболее интересные комментарии к фильмам.

Тех, кто так и не попал ни на один из фестивальных дней, могу  утешить тем, что через год кинофестиваль вновь откроет свои гостеприимные двери для участников и зрителей, и вы сможете сами убедиться в истинности отзывов и комплиментов. Пока же ждете следующего, VII международного кинофестиваля игрового, документального и анимационного кино, можно посещать сеансы Клуба Любителей Интеллектуального Кино и, вооружившись камерой, готовиться завоевать своего собственного Жан-Люка.

P.S. Прощального стиха не будет, ведь КИНОЛИКБЕЗу ты не скажешь до свиданья, КИНОЛИКБЕЗ не прощается с тобой!

 

ПОБЕДИТЕЛИ И ЛАУРЕАТЫ МЕЖДУНАРОДНОГО ФЕСТИВАЛЯ
АВТОРСКОГО КИНО КИНОЛИКБЕЗ-6 (Барнаул, 2015)

 

ГРАН-ПРИ КИНОЛИКБЕЗА – ЗОЛОТОЙ ЖАН-ЛЮК Лучший фильм фестиваля

A.D.I.D.A.S  2015; Москва, режиссер: Федор Константинович

 

ЗОЛОТОЙ ЖАН-ЛЮК За лучший полнометражный фильм

Селитра №7 (Selitra № 7); 2013; Беларусь, Минск; режиссеры: Павел Костевич, Сергей Савенков

 

ЗОЛОТОЙ ЖАН-ЛЮК За лучший короткометражный фильм

Ракета Кю (Rocket Q);  2014; Москва; режиссер: Надежда Степанова

 

ЗОЛОТОЙ ЖАН-ЛЮК За лучший документальный фильм

Бикини (Bikini);  2014; Санкт-Петрбург;  режиссер Марина Нефедова

 

ЗОЛОТОЙ ЖАН-ЛЮК За лучшее киноэссе

Владимир Ленин. Это не всё (Vladimir Lenin. This is not all.); 2015;  Казахстан, Астана, режиссер: Евгений Лумпов

 

ЗОЛОТОЙ ЖАН-ЛЮК За лучший анимационный  фильм

Рояли (Pianos); 2015; Санкт-Петербург, аниматор: Александр Кириенко

 

ЗОЛОТОЙ ЖАН-ЛЮК Приз зрительских симпатий

Масоны (Freemasons);  2014;  Москва;  режиссер: Дарья Власова

 

СЕРЕБРЯНЫЙ ЖАН-ЛЮК «Безумный Пьеро» - за лучшую комедию

Месть (The Revenge) ;  2014; Москва, режиссер:  Солдатов Георгий

 

СЕРЕБРЯНЫЙ ЖАН-ЛЮК «Новая волна» – за новаторское кино

 Возвращение во взрослую жизнь;  2013; Кемерово; режиссер: Михаил Бондаренко

 

СЕРЕБРЯНЫЙ ЖАН-ЛЮК «Веселая наука» - за умное кино

Тоня плачет на мосту влюбленных (Tonya is crying on the lovers bridge); 2014; Москва, режиссер: Антон Коломеец

 

СЕРЕБРЯНЫЙ ЖАН-ЛЮК «Хвала любви» - за гуманистическое кино

Личное дело (Personal case); 2014; Уфа, режиссер: Андрей Носков

 

СЕРЕБРЯНЫЙ ЖАН-ЛЮК «Особая банда» - за нонконформистское кино

СКГФ – Самый короткий гениальный фильм 2015, Санкт-Петербург, режиссер Алексей Пряхин

 

СЕРЕБРЯНЫЙ ЖАН-ЛЮК «Фильм: социализм» - за правильный пафос

Юг едет на север  (South going to north); 2015; Украина, Харьков, режиссер: Владимир Шапошников

 

СЕРЕБРЯНЫЙ ЖАН-ЛЮК «Жить своей жизнью» – за жизнеутверждающее кино

Раскоп (The Amateurs); 2014; Россия, Украина, режиссер: Сергей Дахин

 

СЕРЕБРЯНЫЙ ЖАН-ЛЮК «Сила слова» - за лучший сценарий

Кость в горле (Bone in the throat); 2015, Рубцовск,  режиссер Георгий Парфиненко

К списку номеров журнала «ЛИКБЕЗ» | К содержанию номера