АНТОЛОГИЯ РУССКОЙ ОЗЁРНОЙ ПОЭТИЧЕСКОЙ ШКОЛЫ СКАЧАТЬ

Ольга Потемкина

Империя Карла Великого

Как бы ни была велика империя, история показывает, что и ей приходит конец. Крах империй А. Македонского, Римской империи, Золотой Орды, империй Наполеона, Сталина – до сих пор изучается историками и социологами. Решение возродить павшую Римскую империю пришло человеку, именуемому уже при жизни Карлом Великим, ставшим императором Римской империи... Его династия стала именоваться Каролингами. И по сей день в честь имени Карла Великого правители европейских династий называются королями. Это было жестокое время, принесшее огромное число жертв. И была бы Европа той, которой стала, если бы не доблестные походы Карла Великого?

 

Начало правления


Дата и место рождения Карла точно не установлены. В ахенской эпитафии было сказано, что Карл умер на 70-м году жизни, то есть он родился в 744 году н.э. Предполагают, что родился Карл  в окрестностях Ахена, но и многие другие города делают на то притязания.

Когда Карл был ребенком, законность династии, узурпировавшей трон Меровингов, оставалась под вопросом. Чтобы обеспечить беспрепятственную передачу власти, 28 июля 754 года Карл вместе с братом Карломаном был помазан на царство в церкви аббатства Сен-Дени папой Стефаном II, а после смерти отца вступил вместе с братом на престол. Братья не ладили между собой, несмотря на отчаянные старания их матери Бертрады сблизить их. Согласие между ними сохранялось с величайшим трудом. В 769 году один из сеньоров с юго-запада по имени Гунольд поднял на восстание западных аквитанцев и гасконских басков. Карл один отправился на подавление мятежа. Карломан отказался присоединиться к нему со своим войском. Карл решительно начал поход и своим упорством добился всего, чего желал – усмирил восставших и наказал зачинщиков.

Вражда могла бы продолжаться, но в 771-м брат Карломан умирает. Карл привлек на свою сторону некоторых наиболее близких Карломану деятелей и захватил наследство брата.

В 771-м г. Карл развелся с женой, дочерью лангобардского правителя Дезидерия,  и отправил ее к отцу, который, вследствие этого, надолго стал его врагом. После новой женитьбы на Хильдегарде в 772 г. у Карла родился сын, названный Карлом.

 

Войны и победы Карла Великого


Самая продолжительная и ожесточенная война в царствование Карла Великого была с саксами. С перерывами, прекращаясь и возобновляясь вновь, она продолжалась тридцать три года и стоила франкам наибольших потерь. Саксы, подобно всем народам Германии, были свирепыми язычниками и преданы своим культам. Граница с ними почти везде проходила по голой равнине и не была четко определена. Ежедневно здесь происходили убийства, грабежи и пожары. Раздраженные этим франки на сейме в Вормсе сочли необходимым начать против соседей войну.

В 772 г. Карл низверг языческую святыню – идола Ирминсула. Карл с армией углублялся на территорию саксов, брал  заложников, оставлял сильные гарнизоны на территории Саксонии, но саксы, собравшись с силами, снова нападали на франков, заставляя их отступать. Было понятно, что прочной победы не будет, пока за пределами королевства существует независимая Саксония.

Саксы клялись Карлу в повиновении, но быстро забывали о своих клятвах, а, возможно, эти клятвы были их показным лукавством, и снова нападали на франков. Грабя и  выжигая все на  своем пути, саксы возвращались назад с очередной добычей.

В 774 году борьба Карл Великого с саксами была прервана в связи с вторжением его войска в Италию. Папа Адриан I устроил Карлу торжественную встречу. Карл отнесся к первосвященнику с величайшим почтением: прежде чем подойти к руке Адриана, он поцеловал ступени лестницы храма Святого Петра. Ко многим городам, подаренным папе его отцом, он обещал прибавить новые дарения.

В начале июня, не выдержав тягот осады, Дезитерий вышел из Павии и подчинился победителю. Карл завладел столицей лангобардов и королевским дворцом. Дезитерий стал пленником Франкского государства, где его постригли в монахи, а сын его бежал к византийскому императору. Приняв титул лангобардского короля, Карл начал вводить в Италии франкское устройство и соединил Галлию и Италию в одно государство.

В 776 году Карл получил послание папы Адриана I о том, что герцоги Италии – сторонники Дезитерия – вступили в союз с византийцами и намеревались возвести на трон сына свергнутого Дезитерия. Карл собрал войско и двинулся в Италию. Восстание лангобардской знати было подавлено, а мятежники  переселены в другие области Франкского государства.

Многие правители просили Карла о помощи. В 777 году мусульманский губернатор Сарагосы прибыл просить о помощи в борьбе против эмира Кордовы. Карл согласился, но, оказавшись в Испании во главе огромной армии под Сарагосой, он потерпел неудачу. Его предали союзники. На обратном пути, в Ронсевале, когда войско двигалось по горным теснинам, баски устроили засаду на вершинах скал и напали сверху на отряд, прикрывавший обоз, перебив всех до последнего человека. Сражение, которое произошло 15 августа 778 г., называется Ронсевальским. Среди погибших был Роланд – герой знаменитого французского эпоса «Песни о Роланде». Это была настоящая катастрофа. Поражение повергло в панику готских христиан в Испании, среди которых франкское вторжение породило большие надежды, и многие из них укрылись от исламского господства во Франкском государстве.

 

Покорение саксов


В 779 г. Карлу снова пришлось воевать с Саксонией. Он прошел почти всю страну, нигде не встречая сопротивления. Саксы явились в лагерь Карла, оставили  заложников и снова дали клятву верности. Однако король уже не верил в их миролюбие.

У Карла созрел стратегический план покорить всю Саксонию через христианизацию. В этом начинании Карлу очень помог англосакс доктор богословия  Виллегад, приступивший к активному насаждению новой веры. Всю Саксонию Карл разделил на административные округа, во главе которых поставил графов.

Но из Дании вернулся Видукинд. Видукинд, вождь язычников-саксов, лично в боях не участвовал, предпочитая влиять издали. В 777-м он бежал в еще языческую Данию, откуда и руководил повстанцами. В 782-м подготовил восстание и нанес тяжелое поражение франкам. Множество франков и саксов, принявших новую веру, было перебито, христианские храмы разрушены. Войско Карла попало в засаду, и было почти полностью перебито мятежниками.

Собрав войско, Карл снова двинулся на саксов. Обескровленный многими поражениями, Видукинд запросил пощады. Он явился ко двору Карла, изменив восставшим, принял христианство (причем Карл стал его крестным отцом). Присягнув в верности, он получил из его рук богатые дары. Видукинд был помилован, в отличие от множества саксонских повстанцев, казненных франками. Немецко-фашистская историография, фальсифицируя историю, пыталась представить Видукинда национальным героем.

Перелом в Саксонской войне был достигнут. Карл вошел в Верден, вызвал к себе саксонских старейшин и принудил их выдать 4500 зачинщиков мятежа. Все они в один день были обезглавлены.

Был обнародован «Первый Саксонский капитулярий», который предписывал наказывать смертью всякое отступление от верности королю и всякое нарушение общественного порядка, а также рекомендовал меры по искоренению любых проявлений язычества.

Карл бил саксов в открытых сражениях и в карательных рейдах, брал сотни заложников, которых увозил из страны, уничтожал селения непокорных. Саксы сдавались, приносили клятвы верности, давали заложников и обращались в христианство. Но едва Карл покидал земли саксов, они вновь восставали. С 794 г. вновь усилилось сопротивление саксов и шло с большим ожесточением. Война Карла против саксов носила уже истребительный характер. Желая достичь победы над саксами, Карл производил массовые захваты заложников и пленных с последующим их переселением в качестве крепостных во внутренние области государства. Карл заключил союз со славянами-ободритами, врагами саксов, и выстроил новый город с домами и дворцами, назвав его Герштель.

Осенью 795 г. король с сильной армией вновь опустошил Саксонию и дошел до нижней Эльбы. Он подверг страну вторичному опустошению, взял до 7000 заложников. В 797 г., несмотря на то, что Карл издал новый «Саксонский капитулярий», которым отменялся режим террора и ввел равенство саксов и франков перед законом, победа, доставшаяся с большим трудом, продержалась недолго. И в 799 г. состоялся еще один поход Карла уже вместе с сыновьями – Карлом Юным и Людовиком в Саксонию. Продвигаясь по суше и по воде, опустошая все на своем пути, Карл подошел к Нордальбингии. В ходе экспедиции Карл расселил в Саксонии франков, а многих саксов увел с собой во Францию. В Ахен Карл возвратился с большим числом заложников и большой добычей.

Развязав себе руки в Саксонии, Карл, с помощью дипломатических переговоров, подкрепленных военными маневрами, подчинил и Баварию. Он включил ее в свое королевство. Карлу удалось  присоединить к своей территории часть южно-славянских областей Карантанию (Хорутанию) и Крайну (нынешнюю Словению).

 

Карл Великий – император Запада


В Италии герцогства Сполето подчинилось Каролингам, но Беневенто, защищенный горами Абруццо с севера, удерживал самостоятельность. Война была долгой: беневентцы непрерывно восставали, и франкам приходилось вновь совершать карательные походы в их страну. В начале 787 г. Карл был уже в Риме.

В 789 году Карл совершил экспедицию для защиты мекленбургских ободритов против славянского племени лютичей. Франки навели два моста через Эльбу, перешли реку и при поддержке союзников (саксов, фризов, ободритов и лужицких сербов) нанесли страшный удар лютичам.

Затем началась тяжелая война против аваров, продолжавшаяся с 791 по 803 год. Она была самой значительной и ожесточенной после саксонской и потребовала от франков очень больших издержек. Летом 791 г. армия Карла тремя различными путями вторглась в страну аваров и дошла до Венского леса, где были их главные укрепления. Покинув свой лагерь, авары бежали в глубь страны, франки преследовали их до впадения реки Рабы в Дунай. Сокровища аваров, накопленные за несколько столетий, перешедшие к Карлу, позволили ему до конца жизни не скупиться при строительстве дворцов и храмов.

После этого похода не осталось в живых ни одного ее обитателя, а место, на котором находилась резиденция кагана, не сохранило и следов человеческой деятельности. Народ аваров, в течение нескольких столетий мешавший многим в Восточной Европе, перестал существовать, а земля их спустя столетие была заселена кочевниками-мадьярами. Большая полоса земли была постепенно захвачена франками и превратилась в Восточную марку, предшественницу современной Австрии.

Авторитет короля был почти незыблем, но уже через несколько лет возникла необходимость в новой кампании. Она была проведена в 811 г. и показала всю непрочность власти франков в странах, не отказывавшихся от своей политической и религиозной независимости.

 

Императорская корона Карла Великого


Осенью 800 года Карл отправился в Рим, где знатные римляне устроили заговор против папы Льва III, арестовав его во время торжественной процессии. Угрожая ослеплением, они требовали от Льва отречься от сана, однако папе удалось сбежать из города и добраться до Падерборна, где в это время находился Карл. Карл обещал папе поддержку. Карл провел в Риме почти полгода, разбирая распри между папой и местной знатью. 25 декабря он слушал праздничную мессу в соборе Святого Петра.

Папа приблизился к своему гостю и возложил ему на голову императорскую корону. Все находившиеся в соборе франки и римляне дружно воскликнули: «Да здравствует и побеждает Карл Август, Богом венчанный великий и миротворящий римский император». Хотя все это не стало для Карла неожиданностью, он в первое время делал вид, что недоволен «самовольным» поступком папы. Карл утверждал даже, что, знай он заранее о намерениях Льва III, он бы в тот день не пошел в церковь, невзирая на Рождество. Делал он это, как видно, для того, чтобы успокоить Константинопольский двор.

В конце концов, византийским императорам пришлось признать новый титул владыки франков. В сложившейся обстановке наметился брачный союз между византийской царицей Ириной и Карлом с целью соединить таким образом Восток и Запад. Западные послы должны были прибыть в Константинополь осенью 802 года для обсуждения этого вопроса, но в ту же осень в византийской столице произошел дворцовый переворот, лишивший Ирину власти.

Престол занял Никифор I, который отказался признать Карла в качестве императора. В ответ Карл после довольно продолжительной войны (806-810) овладел Венецией и Далмацией, которые номинально числились за Византией, но были ослаблены из-за внутренних распрей и, благодаря союзу с багдадским халифом аль-Амином, заставил Никифора, который вел войну в Болгарии, пойти в 810 году на мирные переговоры.

Через 12 лет после начала конфликта византийский император Михаил I, преемник погибшего в Болгарии Никифора, формально признал новый титул императора, в расчете на поддержку Запада в борьбе с Болгарией разгромившей византийское войско в 811 году. За признание своего императорского титула Карл уступил Михаилу I Венецию и Далмацию. Однако законность признания этого титула оспаривалась византийцами в XII и XIII вв.

Сам же Карл, придавая немалое значение своему новому титулу, потребовал после коронования новой присяги (802) и подчеркивал свое положение Богом поставленного попечителя о благе народа и церкви. Полный титул Карла был: «Карл милостивейший возвышенный, коронованный Богом, великий властитель-миротворец, правитель Римской империи, милостью Божьей король франков и лангобардов».

 

Конец войны с саксами и первые столкновения с данами

 

В 804 году был положен конец изнурительной саксонской войне. Карл прибыл в Гольденштедт и переселил из Нордальбингии 10 тысяч саксонских семей во внутренние области государства. Обезлюдевшая Нордальбингия была передана ободритам.

В 804 году новый король Южной Дании (Ютландии) Годфред собрал войско и флот на границе с Саксонией, намереваясь напасть на франков. Противники вели переговоры, и прямое столкновение было предотвращено. В 808 году Годфред напал на страну ободритов, заключивших союз с Карлом, и опустошил ее так, что ободриты вынуждены были просить о мире, обещая платить  дань. Во время похода Годфред стер с лица земли один из важнейших центров западно-балтийской торговли Рерик и вывез из него ремесленников и купцов в Хедебю, положение которого благодаря этому упрочилось. Сразу  после похода он построил укрепления на границе с саксами: вал «от западного океана до восточного залива, ведущего в Балтийское море» с одними воротами, чтобы пропускать всадников и повозки. Со своей стороны, франки в Нордальбингии, вновь отобранной у ободритов, построили несколько крепостей; тем самым было положено начало Датской пограничной марке.

В борьбе за торговые пути и влияние на североморско-балтийскую торговлю Годфред в 810 году с большим флотом прошел по побережью Фризии, одерживая победы, и вернулся, получив выкуп в 100 фунтов серебра. Обеспокоенный Карл собрал флот для похода в Данию, но необходимость в походе неожиданно отпала: в том же году Годфред был убит своим дружинником. Власть оказалась в руках его племянника Хемминга, который  согласился на мирные переговоры и в 811 году заключил договор, которым подтверждалась незыблемость южной границы Дании по реке Айдер.

          В последние годы правления Карла над империей нависла новая опасность: набеги викингов. Викинги совершали морские походы от Винланда до Биармии и от Каспия до Северной Африки. В основной массе это были свободные крестьяне, жившие на территории современных Швеции, Дании и Норвегии, которых толкало за пределы родных стран перенаселение. В подавляющем большинстве они были язычниками.

          Викинги побережья Балтики двигались на восток и фигурировали в древнерусских и византийских источниках под именем варягов. https://ru.wikipedia.org/wiki/%C2%E8%EA%E8%ED%E3%E8 - cite_note-eb-1Норвежские и датские викинги шли на запад и известны по латинским источникам под именем нормоннов.

С конца 799 г. парусные суда викингов стали появляться у берегов Вандеи и высаживать банды грабителей. А в 810 г. опасность приблизилась на расстояние нескольких дневных конных переходов от Ахена как раз в то время, когда Карл был занят в Нордальбингии укреплением Датской марки в борьбе против беспокойных датчан. Для отражения норманнских набегов Карл велел строить корабли на реках, которые протекали по Галлии и Северной Германии. Во всех портах и устьях судоходных рек по его приказу были устроены стоянки для судов и выставлены сторожевые корабли, дабы предупредить вторжение неприятеля.


Карл Великий – император Рима

 

Своими успешными войнами Карл раздвинул границы Франкского государства на огромное расстояние. Каролингская держава простиралась от Фризии на Северном море до области лангобардов и северо-восточной Адриатики. На западе королевство омывал Атлантический океан, а на юго-западе Карлу была подвластна значительная часть северной Испании. Кроме того, Карл владел большей частью Италии и собирал дань с многих областей на востоке. В целях обеспечения безопасности границ в приграничных районах была образована система так называемых марок, областей, во главе которых стояли маркграфы.

Входя во все мелочи, Карл заботился об улучшении государственного устройства, о материальном и духовном развитии своего государства. Отдельными округами управляли графы, сосредоточившие в своих руках функции административные, финансовые, военные и отчасти судебные. Два раза в год вокруг самого императора собирались государственные сеймы. На весенний сейм могли являться все свободные граждане. На осенний приглашались только наиболее важные «советники» государя: люди из придворного круга, высшей администрации и высшего духовенства.

Карл много заботился о сельском хозяйстве и об управлении дворцовыми имениями. Остались подробные и обстоятельные постановления, касающиеся этого управления. По приказанию Карла осушались болота, вырубались леса, строились монастыри и города, великолепные дворцы и церкви.

В 793 году Карл начал строительство Каролингского канала, который должен был соединить Рейн и Дунай, Северное и Черное моря, но строительство осталось неоконченным.

 

Каролингское Возрождение


Оказывая энергичное содействие распространению христианства, покровительствуя духовенству, будучи в наилучших отношениях с папой, Карл положил начало Каролингскому Возрождению. По утверждениям придворных биографов, император приказал составить грамматику народного языка, в которой установил франкские названия месяцев и ветров, а также велел собирать народные песни. Он окружал себя учеными, и, пользуясь их советами и содействием, стремился дать образование духовенству и народу. В особенности он заботился об устройстве школ при церквях и монастырях; при своем дворе он устроил род академии для образования своих детей, а также придворных и их сыновей.

В 794 году на месте термального курорта кельтов и римлян в Ахене, Карл начал строительство огромного дворцового комплекса, законченного в 798 году. Превратившись сначала в зимнюю резиденцию Карла, Ахен постепенно стал постоянной резиденцией, а с 807 года – постоянной столицей империи. Слава Карла распространилась далеко за пределами его владений. Посольства из чужих земель часто появлялись при его дворе, как, например, посольство Харун ар-Рашида, в 798 году, доставившее властителю франков богатые подарки, включая слона, названного Абуль-Аббасом.

Великий император, окруженный романтическим ореолом, не теряет своего величия и под пронзительным, безжалостным взглядом истории. В истории он остался человеком, заложившим в Средние века основы развития Европы.

Карл Великий был не только военачальником, но блестящим администратором, с поразительной эффективностью правившим колоссальным и сложно устроенным королевством. Он провел многочисленные экономические и аграрные реформы, покровительствовал образованию, активно участвовал в решении сложных церковных вопросов.


Итогом значительного территориального роста явилась идея возрождения Западной Римской империи, и к концу VIII века придворные и сановники Карла все чаще призывали к такому восстановлению. На Рождество 800 года Карл Великий достиг вершины своей власти, когда народ Рима провозгласил его императором римлян, а папа Лев III увенчал золотой короной. Коронация в базилике Св. Петра была одним из плодов тесного альянса между церковью и государством, который Карл усердно насаждал. Будучи глубоко набожным (он посещал церковь по четыре раза в день) и неплохо осведомленным в теологии, Карл заботился как о материальных, так и о духовных потребностях своих подданных и потому рассматривал себя в качестве богоданного защитника церкви, а также ее повелителя и законодателя.


Карл возглавил борьбу церкви против иконоборцев и настоял на том, чтобы папа включил положение об исхождении Духа Святого не только от Отца, но и от Сына в символ веры. Карл щедро раздавал церквам и монастырям денежные и земельные пожалования, проводил реформы в области обрядов и литургии и издавал бесчисленные указы, имевшие целью заставить священников, монахов и мирян соблюдать церковные правила в быту. Карл проявлял заботу об образовании служителей церкви и старался искоренить многие злоупотребления в церковных делах. Карл приобщал завоеванные народы к церкви, в походах его войско сопровождали миссионеры, и он принял уверения в покорности саксонцев, славян и аваров лишь тогда, когда те приняли христианство.


Культурные достижения Карла Великого огромны. Он  целенаправленно поощрял светскую культуру, приглашая в свою столицу Ахен филологов, архитекторов, музыкантов и астрономов со всех земель империи, а также из Ирландии и Англии. Под руководством великого англо-саксонского ученого Алкуина, который был у Карла фактически «министром образования» империи, и при участии других известных деятелей, которые входили в неформальную «Дворцовую академию», активно возрождалась система образования, получившая наименование каролингского Ренессанса.


При Карле возрождалось изучение классической латыни, поощрялась анналистика, а из-под пера талантливых придворных изливался целый поток подражательной поэзии. Сам Карл брал у Алкуина уроки грамматики и начал составлять грамматику немецкого языка. Он работал также над исправлением текстов Евангелий и уже в преклонные годы пытался выучиться трудному искусству каллиграфии. Заказанный им сборник традиционных коротких немецких героических поэм, к сожалению, не сохранился. Повсюду при монастырях и церквах открывались новые школы, было предусмотрено, чтобы образование получали и дети бедняков. Под руководством Алкуина в монастырях возрождались или учреждались скриптории (помещения для переписки и хранения рукописей), где для переписки использовался великолепный шрифт, именуемый «каролингским минускульным», причем копирование производилось столь быстрыми темпами, что львиная доля всего наследия античности дошла до нас усилиями именно той эпохи. Импульс, данный учености Карлом Великим, продолжал действовать на протяжении целого столетия после его смерти. 


Восстановление и строительство дорог, заселение заброшенных земель и освоение новых, возведение дворцов и церквей, введение рациональных методов агрикультуры, воздвиг мост через Рейн в Майнце – таков далеко не полный перечень заслуг Карла Великого. Карл ввел порядок и единообразие в господствовавший повсеместно хаос мер и весов, провел реформу финансовой системы. Часто перемещая своих сановников, Карл пытался пресечь злоупотребления властью и централизовать власть в государстве. Держава была разделена на округа, которые периодически посещали королевские посланцы.


Деяния и идеи Карла Великого нашли свое отражение буквально во всех сторонах жизни Средневековья – образовании, политике, духовной и общественной жизни. Перемены, которые он внес в жизнь государства, позволяют с полным правом говорить об эпохе Карла Великого, поскольку он не только навел порядок в варварской Европе, но и возродил идеал поздней Римской империи – христианское общество. Он всячески поощрял сохранение древнего классического наследия, развитие образования и реформу церкви, создание монастырских и церковных школ, а заодно ввел в обращение монеты – фунты, шиллинги и пенсы, которые до 1968 (!) года имели хождение в Великобритании. Развитые Карлом Великим взаимоотношения между господином и крепостными, связанные клятвой верности, легли в основу более поздних феодальных отношений общества. Наконец, подвиги и сама личность Карла Великого не только произвели огромное впечатление на его современников, но и стали объектом поклонения в более поздние века. Имя Карла Великого будоражит ум и будит воображение людей и сейчас, более одиннадцати веков спустя.

Заботы о преемственности

В феврале 806 года Карл Великий завещал разделить империю между своими тремя сыновьями. Людовику должны были отойти Аквитания и Бургундия, Пипину – Италия и Германия к югу от Дуная, а Карлу Молодому – Нейстрия, Австразия и Германия к северу от Дуная. Однако в 810 году умер Пипин, а в 811 году – Карл Молодой.


Последние годы жизни Карла Великого были омрачены рядом трагедий и неудач. Не удалось добиться признания со стороны византийского императора, возобновились нападения норманнов на северные окраины империи, и уход из жизни жены и сестры Карла, его сыновей Пипина и Карла. В результате права на трон перешли к самому слабохарактерному сыну Людовику Аквитанскому, известному впоследствии как Людовик Благочестивый.


В самом конце 813 года сраженный сильной лихорадкой Карл слег в постель. В начале января 814 года к лихорадке присоединился плеврит. Умер Карл Великий в Ахене 28 января 814. В 1165 году по настоянию Фридриха Барбароссы антипапа Пасхалий III причислил его к лику святых. Однако Римско-католическая церковь официально так и не признала этого акта. Несмотря на это, Карл Великий почитается в Ахене как святой покровитель города.


Монах одного из монастырей Италии так выразил чувство страха и потери, «которое испытали франки, романцы и весь христианский мир, узнав о смерти столь великого воина и правителя»: «О горе мне! Мы скорбим и пребываем в вечном трауре… Франкия, которая прошла в своей истории через самые страшные катастрофы, никогда не погружалась в такую скорбь, как тогда, когда провожала в последний путь августейшего и самого великого из королей Карла».

 

Личность Карла Великого


Что же это был за человек? Безусловно, не безгрешный и не святой, такой же страстный, полный жизни и даже жестокий, как и большинство его современников. Прижизненных портретов Карла не сохранилось, и многие позднейшие художники изображали его согласно своей фантазии, чаще всего в виде почтенного старца с длинными седыми волосами и бородой. Карл I Великий был высок и могуч. Его рост составлял 192 см. Со слов его секретаря и друга Эйнхарда, знавшего Карла как никто другой, известно, что Карл был «хорошо сложенным мужчиной с большими пронзительными глазами. Как у многих великих людей, у него был большой нос. По франкской моде носил короткую прическу, брил бороду и имел длинные усы. Голос Карла был необычно высоким для такого внушительного мужчины. С годами король страдал от хромоты.

Карл был прост и умерен в своих привычках. В обычные дни наряд его мало отличался от одежды простолюдина. Вина он пил мало и ненавидел пьянство. Обед его в будни состоял из четырех блюд, не считая жаркого, которое сами охотники подавали прямо на вертелах. Во время еды он слушал музыку или чтение. Его занимали подвиги древних, а также сочинение святого Августина «О граде Божием». Карл был красноречив и с большой легкостью выражал свои мысли. Карл владел латынью настолько, что мог изъясняться на ней, как на родном языке; по-гречески более понимал, нежели говорил. Прилежно занимаясь различными науками, он высоко ценил труды ученых, выказывая им большое уважение. Карл изучал грамматику, риторику, диалектику и в особенности астрономию, благодаря чему мог искусно вычислять церковные праздники и наблюдать за движением звезд. Церковь он во все годы глубоко почитал и свято соблюдал все обряды».

Его главным капиталом и залогом успеха была неукротимая энергия и упорство, с которым он доводил до конца любое свое начинание. В конце жизни волосы его поседели, но остались такими же густыми, как в молодости. Его манеры были поистине царственными и одновременно располагающими к себе.

Карл сохранял физическую силу и бодрость до самого конца своей долгой жизни. Он уделял много времени физическим упражнениям, обожал охоту, любил плавать и купаться в горячих источниках, бивших возле его дворца в Ахене. Несмотря на то, что он был варваром и воином, он имел острый ум и талант к наукам. Посещал лекции по грамматике, которые читал Петр Пизанский, знаменитый ученый и педагог, привезенный к его двору из Ломбардии. Остальные науки ему преподавал Алкуин Нортумбрийский.

Карл всегда был одет в соответствии со случаем и обстоятельствами. В праздничные и торжественные дни его голову венчала золотая, украшенная драгоценностями корона, он щеголял в позолоченных башмаках и в роскошном костюме, поверх которого был наброшен расшитый золотом плащ. Однако в будни его костюм мало чем отличался от одежды простых людей. Он предпочитал накидки из шкур животных. В то время представители высшего сословия франков любили богатую, яркую одежду. А наряды дочерей Карла, которые были известны своей красотой, вообще поражали воображение своей роскошью.

Большую часть жизни король проводил отнюдь не во дворцах. Он был настоящим воином, и, чтобы по заслугам оценить его свершения, стоит взглянуть на карту Европы, какой увидел ее Карл, когда стал королем франков.

История свидетельствует, что Карл Великий в узком кругу называл себя «новым Давидом» и его идеалом была тесная связь государства и Церкви, своего рода «Божие государство». Стремясь претворить в жизнь идею христианского государства, Карл возглавил в империи франков обновление образования и искусства, которое ориентировалось на античные стандарты. Его окружали духовные советники – видные ученые Испании, Италии, Германии и Англии. Христианский Запад того времени жил с иудеями в мире, и при дворе Карла Великого было много иудеев, которые привлекали императора своей ученостью.

 

Образ жизни империи Карла Великого


От внимания Карла не ускользал ни один аспект управления государством, поэтому его капитулярии (декреты) касались самых разнообразных вопросов – от управления монастырями и выдачи грабителей из их убежищ до обеспечения безопасности путешественников, спасения крестьян, умирающих от голода, и обучения девочек-сирот почтенными матронами под руководством духовенства. Карл выработал положения, касающиеся этих и сотен других вопросов – светских, духовных, политических, общественных и правовых.

Капитулярии были наиболее подробными и обязательными для исполнения. В отчете, которые сдавались каждое Рождество, следовало указать все королевское имущество, вплоть до последнего гвоздя, яйца или дощечки. Королевские владения были многочисленны. Все производимое или выращиваемое на этих землях было самого лучшего качества, будь то лошади, скот, фрукты, овощи, цветы или декоративные птицы вроде фазанов, поскольку Карл своим указом повелел: «Угодья, которые мы выделили для нашего собственного пользования, должны целиком удовлетворять только наши нужды, а не кого-либо другого… Следует тщательнейшим образом следить, чтобы все, производимое руками: бекон, копченое мясо, колбаса, солонина, вино, уксус, горчица, сыр, масло, солод, пиво, медовуха, мед, воск, мука – изготавливалось чистыми руками и в чистом помещении... Во всех наших поместьях в жилых помещениях должны быть стеганые покрывала, подушки, постельное белье, скатерти и накидки для скамеек».

Каждый управляющий поместьем  должен был иметь в нем кузнеца, золотых и серебряных дел мастера, башмачников, гончаров, плотников, оружейников, рыбаков, маслоделов, мыловаров, пивоваров и других специалистов по производству различных напитков, хлебопеков, мастеров по плетению сетей для ловли рыбы и охоты на дичь и других работников.

Карл предписывал, что жилища работниц должны быть оснащены прочными ставнями, болтами и засовами. В домах должны были быть очаги и погреба, чтобы женщины могли качественно готовить еду. Управляющий должен был обеспечивать все необходимое сырье: «лен, шерсть, вайду, киноварь, марену, скребницы, ворсовальные шишки, мыло, жир и всю необходимую утварь.

Многие крестьяне жили в небольших деревянных домиках, которые, как правило, арендовали. Они должны были вспахать определенное количество земель аббата. Помимо этого управляющий мог в страду вызвать на дополнительные работы. Они рубили лес, пилили дрова, чинили амбары, заборы и должны были платить за предоставленные привилегии: поставляли аббату телегу дров за собранный в лесу хворост, бочку вина – за право пасти овец в том же лесу. Каждый арендатор должен был выплачивать налог на содержание войска. Размер налога составлял один или два серебряных – или их эквивалент: бык или две овцы. И это – помимо обязательной военной службы. Кроме того, арендаторы должны были поставлять монастырю определенное количество зерна, вина, масла, кур или яиц. Удивительно, откуда у них бралось время и силы, чтобы обрабатывать собственный клочок земли и ухаживать за своими виноградниками.

Женщины работали наравне с мужчинами. Они растили детей, кормили птицу, собирали яйца, пасли свиней, ткали, шили, красили ткань для плащей и туник, которые носили мужчины, а также для платьев для себя и дочерей. Тем не менее, у крестьян были свои праздники и выходные. Они появились благодаря церкви, и Карл  издал закон, по которому воскресенье назначалось днем отдыха.

Были весьма популярны пивные, особенно когда туда заходили странствующие менестрели, которые развлекали публику песнями и балладами о подвигах франкских героев. (Сам Карл Великий с большим удовольствием слушал эти баллады и имел тексты многих легенд варваров и даже древних сказаний, чтобы иметь возможность на досуге освежить их в памяти.)

Крестьяне, жившие в относительной близости от Парижа, с нетерпением ждали приближения главного месяца в году. Это было время ежегодной большой ярмарки Сен-Дени, которая проходила у внешних ворот города в течение всего октября, «чтобы все купцы из Италии, Испании, Прованса и других стран могли посетить ее».

Крестьяне с восторгом взирали на прилавки с венецианскими товарами, на горы фазаньих перьев, на богатые шелка и тонко выделанную кожу. Дети с жадностью глядели на игрушечных обезьянок и горы сладостей, сделанных в виде поросят и котят. Однако больше всего крестьян забавлял фокусник, который глотал огонь или шпагу, веселые шутки клоунов и жонглеров и неуклюжие «танцы» голодного и неопрятного медведя. В конце дня направлялись домой, чтобы на следующий день вернуться к утомительному труду.

В праздники крестьяне могли навлечь на себя осуждение церкви. Они любили петь и танцевать, и их веселье и развлечения часто граничили с бесстыдством и святотатством. Их песни были грубыми и иногда богохульными – как наследие языческих времен. И плясали они иногда не только в церковном дворе, но и в самой церкви, даже во время службы. В одной епархии священник запретил танцы в церкви по церковным праздникам. Но в другом приходе «некоторые молодые люди имели привычку въезжать в церковь на деревянных лошадках и плясать в масках и «маскарадных» костюмах. «Один молодой человек отказался прекратить эту забаву. Когда он ворвался на своем деревянном коне в церковь, где вся паства была погружена в молитву, на самом пороге церкви его охватило и поглотило пламя».

Священники жаловались, что везде из народных песен торчали «дьявольские рога». Но танцы не были самым страшным из прегрешений, в некоторых местах население по-прежнему практиковало жертвоприношения.

В одном из знаменитых писем король писал: «Жизненно необходимо, чтобы монастыри и епископства не только совершенствовали монастырскую жизнь, но и проявляли рвение в изучении культуры письма… Тем не менее последнее время, когда мы получали письма из монастырей с сообщениями о том, что их обитатели от нашего имени возносили молитвы Господу, мы заметили, что в большинстве писем правильные мысли были выражены весьма неуклюжим слогом; мысли, рожденные благочестием и верой, излагались необразованным, невежественным языком: то, что вера диктовала уму, язык, пренебрегавший учебой, был не в состоянии выразить без ошибок… Поэтому мы призываем вас не пренебрегать изучением письма. Для этой работы должны быть отобраны такие люди, у которых есть желание и способность учить, а также стремление быть примером другим. И пусть они это делают с тем же рвением, с каким мы пишем этот указ».

В 780-х годах Карл пригласил к своему двору многочисленных ученых, в которых сочеталась ученость и желание учить других. При Карле в крупных монастырях работало столько писцов, что их скриптории могли выпускать книги в количестве, достаточном не только для собственных библиотек, но и для других монастырей. Собрания книг включали в себя большое количество рукописей как христианского, так и языческого содержания.

Среди  книг были не только произведения Отцов Церкви и поэмы христианских писателей, но также работы языческих авторов: поэтические сочинения Вергилия, Стация и Лукана, отрывки из прозы Цицерона, Плиния Старшего, Аристотеля и Помпея Мавра, африканца, который в XI веке написал комментарии к грамматике Доната. Многие книги и теперь находятся в Национальной библиотеке Парижа. В кафедральной библиотеке Лиона также сохранилось несколько древних манускриптов.

К книгам относились очень бережно. Один писарь умолял читателя «переворачивать страницы со всей осторожностью, мыть руки перед тем, как взять книгу, и не класть ее к себе на колени». Именно усилиям монахов и ученых так называемых «темных веков» мы обязаны тем, что до нас дошли эти бесценные шедевры.

Карл направил всю свою страсть, деньги и таланты на строительство церквей и дворцов. Согласно знаменитому сообщению Бертинских анналов, в Ингельгеймский императорский дворец ко двору Людовика Благочестивого в 839 г. прибыли послы кагана народа «рос». Это первое упоминание Руси в письменных источниках.

Одновременно с расцветом архитектуры шло развитие книжной миниатюры. Новые художники (зачастую прибывшие из Византии) привнесли в это искусство абсолютно новые идеи. Одна из книг Завета, выполненная ими, до сих пор находится в Ахене. Страница, на которой четыре евангелиста составляют свои писания в окружении гор и застывших деревьев на фоне закатного неба, является удивительным произведением искусства.

Однако надежда на дальнейшее развитие искусства и культуры, а также укрепление христианской империи была недолгой: ее прервала не только смерть Карла, но и новые набеги сарацин с юга, скандинавов с севера и венгров с востока. В течение следующих полутора веков европейская христианская цивилизация должна была бороться за свое существование.

Многочисленные миссионеры принесли христианство в королевства Скандинавии, Польши, Богемии, Венгрии, так что эти государства вошли в орбиту западной культуры. Наступившая относительная стабильность обеспечила возможность быстрого подъема городов и общеевропейской экономики. Жизнь в Западной Европе сильно изменилась, общество быстро утрачивало черты варварства, в городах расцветала духовная жизнь. В целом европейское общество стало более богатым и цивилизованным. На основе художественных традиций Древнего Рима и прежних варварских племен возникло романское, а затем блестящее готическое искусство, причем наряду с архитектурой и литературой развивались все другие его виды — театр, музыка, скульптура, живопись, литература. Именно в эту эпоху были созданы, например, такие шедевры литературы, как «Песнь о Роланде» и «Роман о Розе». Особенно большое значение имело то, что в этот период западноевропейские ученые получили возможность читать сочинения античных греческих и эллинистических философов, прежде всего Аристотеля. На этой основе зародилась и выросла великая философская система Средневековья – схоластика.

Империя, созданная Карлом Великим, распалась на мелкие государства уже в течение следующего столетия. При немощных государях, которыми оказались его сын и внуки, центробежные силы феодализма разорвали ее на части. Однако осуществленный им союз государства и церкви предопределил характер европейского общества на столетия вперед. Образовательные и церковные реформы Карла сохраняли значение долгое время после его смерти. Любовь к книгам, столь усиленно пропагандируемая Карлом, не исчезла с его смертью. В любом монастыре сохранились условия для переписывания рукописных манускриптов.

Сказания и легенды вылились в цикл романов о Карле Великом. Могущественные правители, восходившие на европейские троны, рассматривали исторического Карла Великого как высший образец суверенитета. Священная Римская империя немецкой нации, которая возводила свое происхождение к коронации Карла Великого в Риме, просуществовала тысячу лет, пока не была уничтожена другим великим завоевателем – Наполеоном, который, именовал себя преемником Карла Великого.

 

Христианские святыни Ахена

 

            Современный Ахен – один из самых известных в Европе паломнических центров. В средние века это важнейший город империи Каролингов, а в Римско-Германской империи – место коронации германских королей.

          В I веке Ахен – небольшое римское поселение с термами возле горячих сероводородных и соляных источников. В 60-х гг. VIII в. король франков – отец Карла Великого – основал здесь королевскую резиденцию с купальней и капеллой. Расцвета своего Ахен достиг при Карле Великом, став его единственной резиденцией.


          Завершение строительства капеллы совпало с коронацией в 800 году в Риме Карла Великого, который прибыл в Ахен на празднование 800-летия Рождества Христова. У европейского Запада появился новый император – император Рима.


          Красивейшим храмом Ахена стала базилика Девы Марии. Еще не отделанное внутри здание ахенской капеллы в 798 году было освящено папой Львом III. Строение символизировало обновление античности в христианском духе. Образцами для капеллы служили церкви св. Сергия и Вакха в Константинополе и церковь св. Виталия в Равенне. Современники считали храм одним из чудес света.


          В храме находится каменный императорский трон, который был обнаружен германским императором Оттоном III. Первоначально базилика была соединена с королевским дворцом галереей, на которой возвышалась конная статуя Теодориха, привезенная из Равенны. На одном из рисунков древнего манускрипта, принадлежавшего руке самого Карла, можно видеть самого Карла в королевской мантии и короне, держащего миниатюрную модель базилики и башни Девы Марии с бронзовым орлом, распростершим свои крылья над прилегающим дворцом.

           В сокровищнице ахенского Кафедрального собора хранятся cвятыни, доставленные из Иерусалима и Константинополя во времена правления Карла Великого. Это самое крупное собрание христианских святынь. Святыни выставляются для поклонения паломникам. С XIV в. из-за большого наплыва паломников реликвии демонстрировали со специально построенной галереи, соединявшей башню и здание капеллы. Собравшиеся на площади между капеллой и ратушей паломники ловили отражение святынь маленькими металлическими зеркальцами, которые затем увозили с собой. Символами паломничества в Ахене также являлись керамические фляги для воды из источников Ахена и медальоны с изображением ахенских святынь.


            Среди реликвий одеяние Марии (в виде женской туники), которое было на ней в ночь Рождества в Вифлееме в прекрасной сохранности; окровавленная повязка Христа, бывшая на нем во время крестных страданий; плат, в который была завернута глава св. Иоанна Крестителя и пеленки Иисуса.


           Через стекла реликвариев, изготовленных в 1360-1380 годах в Праге, можно обозревать в свернутом виде уникальные реликвии: кожаный пояс Иисуса Христа, тканый пояс Марии и кусок веревки, которой был привязан Иисус к столбу бичевания.


            Богослужебные праздники воспринимались верующими как «представления в присутствии Бога». Средневековые хроники свидетельствуют, что очарование от богослужений и праздников в Ахене затмевало мысли паломников «об утомительном земном пребывании».


           С IХ столетия хранятся в церкви св. Корнилия погребальное покрывало, которым накрыли Иисуса Христа после распятия и плат, который был на главе Иисуса Христа при погребении. Среди реликвий убрус (полотенце), которым препоясался и умыл ноги ученикам Иисус Христос. В средней части полотенца заметно темное пятно. В 1468 году в нем можно было различить подобие стопы, поэтому возникла легенда о  «следе Иуды» на этой реликвии.


            Кроме этого есть и «три малые ахенские святыни»: кожаный пояс Иисуса Христа; тканый пояс Богородицы; кусок веревки, которой Христос был привязан к столбу бичевания. Святыни выставляются для поклонения паломникам один раз в семь лет.

            Среди реликвий светильник в виде короны – дар Фридриха I, символизирующий Небесный Иерусалим. В его центре – большая камея с профилем римского императора Августа в лавровом венце, которому на обратной стороне креста соответствует гравированное изображение распятого Христа, принимающего такой же лавровый венец. В храме хранятся «наперсный крест Карла Великого» (по легенде, из могилы Карла Великого, вскрытой Оттоном III), «охотничий рог Карла Великого» из слоновой кости (изготовлен на Сицилии ок. 1000), реликварии для десницы Карла Великого из позолоченного серебра (дар французского короля Людовика XI), для черепа Карла Великого в виде его бюста с коронационной короной Карла IV.

            Ахенская капелла и ее сокровищница в 1978 г. включены ЮНЕСКО в число памятников международного культурного достояния. В 1871 году Ахен вошел в состав Германии. Cюда, по рассказам немецких историков, приезжал на воды российский царь Петр I, Екатерина II, Александр I, графиня Дашкова и др. Здесь в разные годы пребывали Н.В. Гоголь и П.И. Чайковский.


           Культурное развитие Европы – плод беспощадных и кровопролитных войн. Но была бы Европа той, которой стала, без огромного вклада в ее развитие Карла Великого, который огнем и мечом насаждал культуру и просвещение во все сферы жизни своих подданных?

К списку номеров журнала «ИНФОРМПРОСТРАНСТВО» | К содержанию номера