Сергей Сумин

Трилистник надежд. Письмена липы

          Осенью 2015 года должна выйти книга Сергей Сумина под названием «Письмена листвы». Это произведение довольно прихотливо по структуре, оно содержит в себе 9 трилистников, в каждом по 3 текста. Не пытаясь определить жанровую природу, не желая заранее определять концепцию книги, редакция решила познакомить Вас с одним из трилистников этого произведения.

 

 

Трилистник надежд

 

(Письмена липы)

 

Смесь

 

Я бы хотел излучать свет, а не тепло.

 

Место на Марсе уже занято.

 

Мелочь обстоятельств в незначительности причин.

 

Молчание под колпаком.

 

Ты – жалкое подобие Себя.

 

Медлительно как мёд.

 

Как двигаться дальше, если остановлено само Движение?

 

Часы, частный случай вечности.

 

Вечное чередование вместо однонаправленной поступи.

 

Желания слабы, но постоянны.

 

Твоя самооценка не считается.

 

Излучатель солнца.

 

Корабельные канаты терпения.

 

Шествие несогласных гласных по площади листа.

 

Падающему – успей!!

 

Мохнатый подробный юмор.

 

Песня не слышит сама себя.

 

Звездные грёзы вечности.

 

Беглые гласные, откуда Вы?

 

Против мысли только чувство.

 

Виноградные гроздья веры.

 

Грусть не уходит, она медленно отдаляется.

 

В пропасть, но пропасть не задаром.

 

Голос – это не все. Главное – о чем кричать!!!

 

 

Артюр Рембо

 

 (Микст)

 

***

Все мы отступники!!

 

***

Да, я люблю бродить по улицам незнакомых городков среди неприязненных лиц!!

 

***

У меня нет ни единого друга!!

 

***

Ну же, скажите, кто, кто в этой жизни не потерпел полный крах??

 

***

Кто я? Поэт Рембо, искатель приключений!!

 

***

Что ж, по-видимому, я никогда не буду доволен!!

 

***

Главное – верить в царство, царство Человека!!

 

***

Поэт – это гарпия, сфинкс, чудовище, кентавр, монстр!

 

***

И мир, и гармонию нам еще предстоит выстрадать!

 

***

Линия горизонта  - линия беспредельности.

 

***

Меня грызет внутренняя гидра, которая день за днем подтачивает мою душу!

 

***

Я отстал от корабля, верните меня на него, на мой яростный, пьяный корабль!

 

***

С другими нас обычно связывает лишь человеческая нить – бойся этой лживой связи!!

 

***

Жаль, но потаенных мест на Земле уже не осталось!!

 

***

Не просите поэта выражаться на языке обывателя.

 

***

Новый климат грядет и не факт, что он будет мягче – в нем также пребудут терзания и схватки!!

 

***

Нищета лишила меня свободы, но я еще ее завоюю!!

 

***

Поэзия  - это рана, которую я ежедневно наношу себе, и она делается все больше!

 

***

Нужно сжечь деньги, если не можешь купить на них весь Мир!

 

 

 

 

***

Мир вступил в полосу упадка, разве не видите Вы, чего желают нынешние люди!?

 

***

Большинство т.н. поэтов – шарлатаны. Они не могут своими виршами  разбить хотя бы орех!

 

***

Чем больше мы узнаем, тем меньше готовы действовать!! Прочь такие познания!

 

***

Мы должны научиться отпускать птиц своих грез!!

 

***

Тот мир, о котором я пекусь  -  мир Несбыточный!

 

***

Человек – это творчество, человек – это поиск, человек – это надежда!!

 

***

Наш подлинный мир – мир трепетный и таинственный!! Это он маячит впереди!!

 

                                                                                                      2012 г.

 

 

Шумак

(11 дней в горах )

 

          Итак, мы уже в долине, завтра начнется, но что? И готов ли я к этому опасному приключению? 

 

  Тропа, по которой мы шли, казалась удлиняющейся от наших взглядов – она буквально была бесконечна.

 

         Здесь чаще молчишь. Или же пытаешься понять то, о чем молчанием проговариваются река, скалы и долина…

 

  Впереди у меня вос-хождение – нет, скорее уж воз-вышение, но над чем?

 

 

    Ветер пронизывает тебя насквозь! Ты плотно укутан, ты поднимаешь ворот куртки – но ветер настойчивее тебя – он веет здесь уже несколько тысячелетий.

 

  Поднимаясь, ты что-то медленно отламываешь в себе -  по крошкам, по кусочкам.

 

       Гора уже прямо над нами, но сколько сил потребуется для ее штурма? Ощущение провала, бездонной тоски и задыхания.

 

    Изумрудный цвет Саянских озер напоминал что-то детское, сказочное, давно забытое

 

           Места здесь - сакральные, нестерпимые и поражающее дух, а главное свойство ландшафта – нечеловечность увиденного.

 

            Кто бы мог подумать, что Шумак – это огромное скопище различной формы булыжников и ничего более.

 

  С какого-то момента я понял, что уже не нахожусь во власти привычных законов физики, а те, которые тут имеют силу – мне неизвестны.

 

         Слова имеют здесь иные свойства просто потому, что, произнося их,  ты можешь задохнуться – отбирать их приходится тщательно.

 

На вершине перевала я не видел много говорящих людей.

 

     Чтобы продвигаться здесь – требуется воздух в легких, но именно его-то тебе порой и недостает.

 

Камнепады и сели здесь столь обычное явление, что после  6-го или 7-го по счету мы перестали к ним прислушиваться.

 

          В долине лежал ровный, ничем не тронутый свет – он был чист, чист -  вот и все.

 

   Котловина после перевала представляла собой огромный амфитеатр наподобие античного, но в сотни раз больший – а спектаклем была игра светотени, скользящие тени на стенках этого глубокого колодца.

 

        Камень тут абсолютно мертв – он не имеет даже ласкающих человеческий взгляд округлостей – он грубо сколот чьей-то безжалостной рукой.

 

 

 

   Красота этого края сурова, она не дает тебе расслабиться – ежеминутно меняя очертания линии горизонта – минута – и летит град и гроза.

 

   Туман подкрадывается абсолютно незаметно, как бы выплывая из-за соседней горы, и в течение пяти минут полностью обволакивает тебя.

 

        Лишь однажды выхваченное взглядом мгновение подарило радугу – это было чудом посреди безмолвия камней.

 

   Желчь  и белизна, серовато-бурый и медвяно-коричневый, чернота и темная зелень – вот оттенки скал тут.

 

         Смерть здесь видится более отчетливо, без метафор, смерть  -  это холод ночи, камень на склоне, бурливая река после дождя…

 

   Буддийские цветные ленточки с мантрами на 3000 метрах  - о, как же высоки эти мантры..

 

        Жизнь как она есть  во всей ее незримой опасности и невесомой красоте – это Саяны.

 

  Начало августа, а снег на скалах еще лежит, он рыхлый, мягкий, серый, но это снег…

 

        Легкость еще возможна – когда ноша сброшена, и ты гордо смотришь с вершины, на которую три часа назад смотрел как на непреодолимую преграду.

 

    Когда ты на вершине, главное ощущение – близость полета и его явная невозможность  для тебя…

 

          Если физически горы – это трудность, то в духовном плане – невыносимость.

 

       Уловить горный ландшафт нельзя  - ни краской, ни фотоаппаратом – да и слова мало что уточняют в этом пейзаже.

 

                  Перевал все время  ускользает от взгляда фотокамеры, и только человеческий глаз еще может изредка приблизиться к этой непередаваемой глубине горизонта.

 

       Ручьи тут звенят, это похоже на колокольчики, непрерывно звучащие в твоей голове.

 

     

Навязчивость музыкальных лейтмотивов почти фатальна, сознание не может переключить пластинку, крутящуюся  во время подъема.

 

 Иногда мысль о вечном возвращении приходит и ужасает по-настоящему.

 

      Изредка идущий к перевалу замечает свое движение как танец, ритмичное маятниковое качание ног и рук.

 

       Полдень уже наступил, солнце вернуло свою силу, ветер стал незаметнее.

 

Что это было?? Движение по инерции, направленное на свет впереди  - и ничего более.

 

     На обратном пути с Шумака шума я уже не слышал, почти слившись со звуком и цветом долины.

 

   Названия здесь поют: Тункинская долина, Хубуты, Эхэ-Гэр, Мраморные водопады, Пик трех капитанов, Аршан…

 

       Водопад бился о камень с такой высоты, что вода казалась крылатой.

 

Это пугающее ощущение, что тропа никогда не закончится – посещало меня постоянно.

 

    Смутное, но постоянное ощущение, что Шумак мешает думать, гул камней и  зауженность горизонта не позволяют уходить дальше самых простых мыслей.

 

      Как, как же ответить на этот явственный вызов гор?  На великую поэзию Саян?

 

   Причина, должна существовать причина продолжать идти, продолжать спускаться и подниматься -  говорил я себе и не находил ее…

 

        Единственное, что гонит тебя вперед – это вес за спиной и еле видимая тропа, вихляющая из стороны в сторону!!

 

   Кажется, я смогу все это описать – сказал я себе – и у меня есть теперь право пропеть этот перевал!!

 

        Ничего, совсем ничего – и все-таки что-то важное и подлинное.

 

  Вот сейчас, только сейчас, таинственность увиденного и право писать сливаются во мне в нежнейшую мелодию высказывания.

 

                                                                                      2014г.

К списку номеров журнала «ГРАФИТ» | К содержанию номера