Павел Алексеев, Алексей Филимонов

Л. Малеванная «Мирись, мирись, и больше не дерись»

Л. Малеванная «Мирись, мирись, и больше не дерись». СПб. Любавич. 2014

 


О книге Народной артистки России Ларисы Малеванной  хочется прежде всего сказать: это хорошая русская проза. В ее книге —  три киносценария и несколько маленьких рассказов о «братьях наших  меньших»; впрочем, рассказы эти тоже обозначаются в подзаголовке как  «возможные сценарии будущих мультфильмов».
Пишущий актер — персонаж не такой уж редкий в отечественной культуре.  Вспомним замечательного поэта Павла Антокольского, смолоду актера и  режиссера театра Вахтангова, вспомним поразительный феномен Василия  Шукшина, в равной степени достигшего признания как в кино и театре, так и  в литературе, вспомним петербуржца Владимира Рецептера — Народного  артиста России и в то же время незаурядного поэта, прозаика,  литературоведа. Имя Ларисы Малеванной мы вправе прибавить к этому  представительному списку.
Лариса Малеванная изнутри знает мир театра и кино, ее сценарии  динамичны, диалоги в них живые, главные и второстепенные линии  переплетаются так естественно, как это бывает в жизни. В авторе всегда  живет ощущение особой ответственности, лежащей на людях искусства. И при  этом в произведениях остается волшебная недосказанность. Порой ловишь  себя на том, что шевелишь губами, неслышно произнося реплики. Тем более  что слова, произносимые героями, часто имеют самое прямое отношение к  нашей жизни, к тому, что окружает и тревожит нас.
Читая произведения Ларисы Малеванной, понимаешь, что человеческое в  человеке живет! Живет, несмотря ни на что. Об этом, в сущности, вся  книга Ларисы Малеванной, которую с нетерпением ждут ее поклонники и  многочисленные читатели.

 


 


В книгу известной актрисы Ларисы Малеванной входят  разные по жанру произведения: три киносценария и заметки «О братьях  наших меньших», где также раскрывается тема взаимоотношений людей. Я бы  назвал стиль ее письма исповедальным, потому что, несмотря на природную  склонность автора к диалогу — внутреннему и с персонажами, и стремление  всегда оставаться в тени, за кадром, ее произведения обладают  неповторимой интонацией. Автор исповедуется через своих героев, являя  сплав внутренней душевной работы со стремлением рассмотреть лучшее в  людях, поставленных волей судьбы в драматические обстоятельства.
Илья Фоняков пишет в предисловии о том, что в лаконичном на первый  взгляд жанре киносценария Л. Малеванная оставляет читателю и режиссеру  пространство свободы и воображения: «И при этом остается та волшебная  недосказанность, тот “воздух”, о котором говорилось выше. Читая  сценарии, входя в их мир, читатель как бы “ставит” свой собственный  фильм, делаясь для себя и постановщиком, и оператором, перевоплощаясь в  героев — мужчин и женщин. Поверьте, это увлекательное занятие!» И  действительно, с подобным неотрывным интересом мы читаем, например,  киносценарии Василия Шукшина «До третьих петухов» и «Калина красная». Л.  Малеванная внимательна ко всем оттенкам речи, ее язык отражает то  время, в котором живут ее герои, но она никогда не скатывается в  жаргонную или псевдонародную лексику. Драматургия автора лирична, ее  прозаический текст напоминает поэтические строки по своему воздействию,  где прозаические подробности не снижают, но придают новые оттенки  душевному волнению: «Вот уже подали друг другу руки на прощанье, но Он  вдруг спохватился, поставил вещи на снег, присел, раскрыл дипломат.  Затем вынул папку из дипломата и стал передавать ей по одному листочку.  Это были рисунки. Врач. Медсестра. Ворчун. Инструктор в зале лечебной  физкультуры. Собака возле своей будки. Мокрый котенок. А это — Она. Она  прислонилась к березе, она кормит уток, она рисует ветер, она смотрит в  окно, она смеется. И снова — Она, Она, Она. Наконец рисунки были уложены  в папку, а папка — в дипломат, но они все говорили, говорили, говорили.  Другие же сидели на скамейке и ждали».
Лариса Малеванная не скрывает, что один из импульсов, подтолкнувший ее к  писательству, был обретен в больнице, где ее соседом оказался писатель  Владимир Хохлев, посоветовавший заняться литературой. Так же благодарны  ее герои — люди, птицы и звери тем, кто дарил им добро. Все в мире  незримо связано, и за каждый поступок предстоит расплачиваться — такова  одна из главных идей литературного творчества актрисы, чей талант и  опыт, обретенный на театральных и кинематографических подмостках,  помогают ей воплощаться в героев, создавать насыщенные характеры, в  которых мы узнаем близких и знакомых нам людей. Сила искусства,  закаляющего сердца, безмерна, об этом Л. Малеванная пишет в киноповести  «Мышка», погружаясь в атмосферу эпохи сталинских лагерей, она пророчит  героям преодоление и воскрешение: «И зазвучал Моцарт. Сквозь сцепленные  мизинцы входила в них невероятной силы боль и в то же самое время —  красота человеческого горя. Потом вдруг зазвучала простая песенная  мелодия и грустные, теплые слова…
— А это что? Я не знаю эту песню, — открыл глаза Софронов.
— Она еще не написана. Композитору сейчас около тридцати лет, но его  родители расстреляны как враги народа, и путь в искусство для него  закрыт. Но он обязательно ее напишет. Для кинофильма напишет, лет через  двадцать. И поэт будет очень знаменит. Совсем скоро. В шестидесятых  годах, во время хрущевской оттепели».
Книга Ларисы Малеванной написана с верой в людей, в жизнь, в добро, она  нужна читателю, в ней опыт человека, вместившего в своем сердце многие  судьбы и обладающего уникальным творческим даром любви.

 


К списку номеров журнала «ЗИНЗИВЕР» | К содержанию номера