Наталия Лихтенфельд

Александр Трунин. «Отава августа»

Александр Трунин. «Отава августа». — М., «Вест-Консалтинг», 2012

 


Александр Трунин родился в 1954 году в селе Кольцово  Калужской области. Окончил русское отделение филологического факультета  МГУ. Стихи публиковались в журналах «Волга», «Дружба народов», «Новый  мир», «Дети Ра», альманахах «Истоки», «Продолжение», коллективном  сборнике «У четырех ветров». Автор книги стихов «Клевер поднебесный».  Живет в Калуге. Член Союза российских писателей.
Новая книга поэта — о любви. Хотя само слово встречается в сборнике не  часто, все стихи, тем не менее, проникнуты любовью, как это ни банально  звучит, к жизни и Родине. Понятия часто забываемые, тема не модная.  Трунин напоминает художника-пейзажиста, наполненного красками лета и  осени, зимы и весны. Но тона, скорее, несколько приглушенные, при  рассмотрении их возникают умиротворенность и легкая грусть:

 


Вода осенняя прозрачна,
течет река, глубин не пряча.
И убегают вдоль реки
любви печальные обрывы,
забвенья желтые пески
да стойкие кривые ивы.

 


Трунин — вестник тишины. Исходящий от его стихов  белый свет расслабляет; спокойная, созерцательная, без щемящего  патологического надрыва поэзия сборника «Отава августа», заставляет  удивляться тому, что творчество может быть в наше время таким  позитивным, что не каждый автор выплескивает на бумагу пережитые  страдания, психотерапируя самого себя, погружая в бездну отчаяния и  сочувствия ошарашенного бедой читателя. От небольшой книжки со светлой  обложкой исходит приятная теплая аура, как и от пахнущего травой и  деревней названия:

 


...Крадется дождик воровато,
Листва осенняя примята.
Толпятся поздние опята —
угомонились грибники.
А я сегодня бескорыстен,
искателю свободных истин
ловить удачу не с руки.
Незримой поражен опалой,
слегка промокший и усталый,
довольствуясь надеждой малой,
лесному радуюсь родству.
Никем другим уже не стану.
Я просто вышел на поляну
и в небо заново расту.

 


Первое, что приходит на ум после прочтения книги —  это то, что в ней нет ни строчки о Боге, а, по сути, вся она религиозна.  От живого источника поэзии наполняешься светом, любовью и добротой —  всем тем, что исходит от Слова, взятого свыше. Поэтому и вспоминается  самое родное для каждого человека, живущего в России — деревня как  кормилица и первоисточник Родины, русской жизни. Вспоминается Фет с  «весенним дождем» и липами, от которых «душистым медом тянет», Рубцов с  его неугасающей горящей «звездой полей», деревьями, лошадьми на мосту;  Есенин с «восходом солнца» или с его ночью, когда «тихо дремлет река». В  поэзии Трунина, выросшей на классических традициях, природа улыбается  даже там, где дело касается неласкового февраля.

 


В последних числах февраля
шиповник гол, колюч и розов.
Уже почуяла земля
Движение к дождям и грозам.
Светлы и близки небеса.
И облака телесно-теплы.
Веселый мастер расписал
огнями солнечными стекла.
Растет неспешный разговор
сквозь время пролитое наше.
И нами полнится простор,
как будто жемчугами чаша.

 


Весь поэтический настрой души автора подводит  читателя незаметно к слову «смирение» — высшей благодати Бога, главному в  православной вере: здесь речь идет не о том смирении, чтобы  по-толстовски подставить левую щеку, когда бьют по правой, а о  приобретенной мудрости в процессе жизни, об умении прощать.
Виктор Астафьев, рассуждая о поэзии, говорил, что человек, способный  ожесточаться, не должен браться за литературу, потому что русская  литература в большом своем проявлении всегда была мироподобной. Именно  такую элегическую непретенциозную мудрость наблюдаем мы в поэзии  Трунина. Ведь прощение и смирение — это всегда заработанные в боях с  жизнью результаты.
Книга очень музыкальна. Если стихи Александра Трунина сопровождать  «Временами года» Чайковского, то можно, сидя в кресле, наслаждаться  уютом, представляя облака («Два белых облака плывут в согласии с ветром  небесным»), сенокос или деревенский дом («Где-то пахнет с утра  сенокосами / и бывает, словно во сне, — / коридорчик с желтыми осами /  на сквозистом его окне»), или «голубое небо из легких полукружий».
Чувство Родины — главное и основное чувство, определяющее лейтмотив  книги, помогает поэту решать вопрос «Кто я? Раб или хозяин / в этом  гибнущем саду?». Программное стихотворение, в котором единственный раз  только упоминается о тоске, помещено символично на обратной стороне  обложки. Ощущая себя в «гибнущем саду» России, нельзя не заметить, что  Россия для автора — основа его жизни и музы.

К списку номеров журнала «ДЕТИ РА» | К содержанию номера