Юрий Кузин

Ёлоп










Пианино  – вот, что лишило меня детства, как если бы жаба прыгнула мне на грудь,  и из ребёнка я превратился бы в старика. Но, кажется, так всё и было:  стоило мне взглянуть на тот «чёртов ящик», как лоб мой избороздили  морщины, а глаза вмиг потухли, как два уголька, залитых водой.


А потом появилась Женька. Пианино было куплено ей. Впрок куплено. Чтобы завидовали.


Насупив  брови, Женька тыкала меня в грудь пальцем, да с такой яростью, что было  понятно: шутить она не намерена. А потом буркнула:


– Чур, не лапать…


Я и не «лапал». Хотя, признаюсь, меня так и подмывало наподдать этому «гробику на колёсиках».


Женька  хмурилась. Казалось, она слышит шорох моих мыслей, видит всю эту возню в  моих мозгах, и только делает вид, что не замечает.


Точно  птица с длинным, как клюв дятла, пальцем, кончик которого венчал  загнутый крючком коготок, она выцарапала крамолу из моей головы, как  личинку из-под коры дуба. А потом сказала, точно отрезала:


– Моё!


Запрет касался и книг, которые я мог порвать, и пластинок, которые непременно разбились бы - стоило мне взять их в руки.


Вконец  одичав, я слонялся по бескрайним джунглям тётушкиной квартиры, боясь  угодить в капкан, или стать жертвой отравленной стрелы.


Мать коробило такое «не родственное отношение».


–  Жаба её душит! – сказала она о племяннице, когда, поужинав тётушкиными  пельменями и проведя битый час в сестринской ванне, я плёлся домой.


Тут же в голове матери созрел план, как утереть нос старшей сестре, а заодно и племяннице.


Вендетту  следовало начать немедля, и непременно с приобретения скрипки, на  которой я буду блистать, как Паганини, раз тётушка не пожелала, чтобы я  стал Рихтером.


В скрипке были свои  резоны. Во-первых, она меньше и легко уместится в нашей узкой, как  пенал, комнатке – без воды, душа и с удобствами в коридоре; а,  во-вторых, она дешевле, что для бедняков, считавших каждую копейку, это  что-то да значило.


Быстро был найден учитель по классу скрипки, бравший по два рубля за урок, и того – 16 за месяц.


Скрепя сердце, мать наскребла нужную сумму, надеясь, что ждать, когда мой слух прорежется, долго не придётся.


Музыкальный  класс, в котором я учился, был в двух шагах от школы. По сути, это была  раздевалка, примыкавшая к спортзалу с железными шкафчиками вдоль стен и  узким, точной бойница, зарешёченным оконцем.


После  продлёнки, два раза в неделю, я спускался в этот «круг ада», где меня  поджаривали на сковороде, поливая маслом до хрустящей корочки. Казнь  была поручена бесу с длинным птичьим носом и родинкой на правой щеке.


Сказать,  что я был туп, значит – ничего не сказать. Я был непроходимо туп, что  позволяло тирану прохаживаться смычком по моим ладоням, а ещё называть  «ёлопом», что на львовском диалекте означало – БОЛВАН.


Скрипичный  концерт Ридинга был моей плахой. Раз за разом, приходя на экзекуцию, я  лишался какой-нибудь части собственного «Я», как приговорённый к  четвертованию – руки или ноги.


Чего я  только не делал, чтобы угодить учителю: часами простаивал у пюпитра,  пел ноты, как пономарь, и даже скособочился (левое плечо – выше, правое –  ниже), но всё напрасно: Ридинг переворачивался в гробу, мать посыпала  голову пеплом, а бес подливал масло в огонь, как искусный повар, знающий  толк в готовке.


Круглая, как головка  сыра, мать таяла на глазах. При виде меня, сердце её обливалось кровью,  а разум взывал к мести. Чтобы потешить своё самолюбие, она даже  выцыганила меня у «носатого», чтобы привести к виртуозу, который уж  «точно знал, как развить слух».


«Новый»  был высоким русским с длинными, как у Паганини, пальцами. Был он  любезен, ходил циркульным шагом, и поминутно заглядывал мне в глаза,  точно пытаясь разглядеть в них искру божью.


Правда,  сделать это было не просто. Узкие, как у мурзы, щёлки мои покрывала  поволока, сотканная из горя. Скрипку я ненавидел ЛЮТО. И даже подумывал  объявить об этом. А ещё я верил, что БОГ, которого нет, и которого  выдумали, наверняка протянет мне руку – стоит попросить.


Случай  представился. Предстоял концерт. В программе был всё тот же Ридинг, но с  партией фортепиано в качестве аккомпанемента. Начал я с того, что не  вступил, когда, сыграв увертюру, пианист с копной седых, как у Листа,  волос тупо уставился на меня. Он повторил «зачин», кивая мне каждые  четыре такта, словно вкладывая костыли в мои слабеющие руки. На этот раз  я вступил, но пока добирался до середины пьесы, раз пять сфальшивил,  взяв на пол тона ниже там, где следовало взять выше. Казалось, я должен  был сгореть от стыда, но не тут-то было. С каким-то дьявольским  удовольствием я провёл целым смычком там, где требовалась половина,  сыграл вместо восьмушек шестнадцатые, бемолям предпочёл диезы, и вообще –  всячески вредил Мелодии, превращая изящный её рисунок в безумную  чехарду. Я был в ударе. Ноты срывались с моего смычка, как перезрелые,  забродившие сливы. Срывались и хлопались о паркет, что вызвало ропот в  публике. Это обстоятельство, однако, ещё больше раззадорило меня. Я  почувствовал себя матадором с мулетой в руке. Я вонзал шпагу в сердце  Ридинга, не оставляя его концерту ни единого шанса. Я ликовал. И было  отчего: наконец-то, я взмылил лошадку по имени «МЕСТЬ», то, пуская её  галопом, то рысью, то иноходью.


«Новый» сидел, закрыв лицо длинными, как у Паганини, пальцами, и тихо плакал.


Ну, вот и финал.


Вскочив,  учитель быстро отвел мать в сторону и, сложив молитвенно ладони,  потребовал «перестать мучить музыку». «Да и ребёнка, – добавил он,  заикаясь, – тоже не мешало бы по-ожалеть».


На  другой день, всплакнув, мать забрала документы. Началась новая,  бесшабашная жизнь, о которой я и мечтать не мог. О, что это было за  время! Я не должен был больше зубрить урок, разбираться в легато и  стаккато, взгромоздившись на табурет, пиликать на радость тётушкам,  получая горсть мелочи в награду. А ещё я перестал изнывать от боли в  пальцах, изрезанных струнами. И никто, включая и «Виртуоза», не мог  заставить меня канифолить смычок или срезать с него конский волос. Но,  главное, я был избавлен от муштры. Навсегда. Навеки.


Но  чувство свободы имело и оборотную сторону. И вскоре я стал тосковать по  своим обидчикам. Да, представьте, я узнал, что такое фантомные боли,  когда лишился «ноги» – так я называл скрипку. Но с ней было покончено. Я  вытравил её из памяти. Я запретил себе брать скрипку в руки – никогда, и  ни при каких обстоятельствах. И сегодня я верен этому табу.


Правда  сейчас, вспоминая о своих злоключениях, я не склонен себя жалеть. Я не  был талантлив, чего греха таить. А ещё я не любил музыку. Не любил и не  знал. Не знал, что за любовь, которую к ней питаешь, музыка не сулит: ни  наград, ни воздаяния, ни мзды. Ничего не сулит, кроме разве что крошек,  которые гений не смахнул со стола. Такая вот скромная плата. Но я не  дорожил даже такой малостью. И крохи, забытые кем-то на столе, я всегда  собирал в кулачок, чтобы сунуть в рот.










К списку номеров журнала «РУССКАЯ ЖИЗНЬ» | К содержанию номера