АНТОЛОГИЯ РУССКОЙ ОЗЁРНОЙ ПОЭТИЧЕСКОЙ ШКОЛЫ СКАЧАТЬ

Евгений Мелешин

Евгений Степанов, Как похудеть на 35 килограммов

Евгений Степанов, «Как похудеть на 35 килограммов»
М.: «Вест-Консалтинг», 2014

 


Сборник рассказов Евгения Степанова «Как похудеть на  35 килограммов» — книга увлекательная. Да и название подобрано мастерски  — этакий маркетинговый ход, привлекающий читателя броскостью. Чего  отчаянно хочет русский человек, помимо борьбы с дураками и дорогами —  конечно, похудеть! А с обложки еще и то ли грустный кот, то ли енот с  вегетарианским набором в лапах смотрит — вот у него-то похудеть  получилось. Очередь за читателем.
Композиционно книга состоит из двух разделов — подборки невыдуманных  рассказов и романа в миниатюрах «Эмиграция в детство». Склонность к  условно малым формам — свойство Степанова-прозаика. Большинство  рассказов можно классифицировать как развернутые анекдоты, сценки и  ситуации из жизни, юмористически (а порой и сатирически) фиксирующие  окружающую действительность. Складывается впечатление, что читаешь  дневник, знакомишься с ним посредством знакомых автора. Здесь Боб,  издатель из Кентукки, Ира, белокурая чувиха, Светланка, рыжая  бухгалтерша, Сан Саныч, герой-алкоголик, и множество других.
Особняком выделяются мини-пьеса «Евгений и Виталий» и рассказ, давший  название книге. Мини-пьеса глубоко метафорична. Она прочитывается на  нескольких уровнях. Первичный — диалог коллег по работе, экскурсоводов,  впоследствии — предпринимателя и старца. В нем — квинтэссенция семейной  жизни, попытка оправдания изменам, сокрытия их греховного смысла под  масками плотской энергии, желания иметь запасные «аэродромы» и  сохранения баланса сил. Конечно, это оправдание слабости — страх перед  осознанием собственной не исключительности, желание самореализоваться и  самоутвердиться даже за счет чувств другого. То есть — инфантилизм,  помноженный на комплекс неполноценности, бытовой нарциссизм. Аналогично и  с патриотизмом — антагонист Евгения, Виталий, признается, что уехал бы  из страны, если бы представилась возможность. Таким образом, перед нами  явственно не положительный (минимум — спорный) персонаж. С  собственническим мировоззрением (хотя это одновременно и калька с многих  наших сограждан — желания личного блага и комфорта всегда были  ключевыми!). Тем удивительнее видится превращение Виталия в старца, едва  ли не святого, открыто кающегося в грехах, просящего прощения у  Евгения, заглянувшего в скит. Отчего так сложилось? Почему грешник  становится старцем? Дело в покаянии, признании греха и желании его  искупить. Неслучайно и Мария Магдалена была прощена и обрела  канонический статус. Здесь вырисовывается и вторая линия пьесы — беседы с  самим собой, юным идеалистом в 20 лет и грешным сорокасемилетним  циником. Который, тем не менее, верит во спасение и готов многое  положить на алтарь раскаяния. Таков подтекст, поднимающий содержание  рассказа на иную, кроющуюся за границами текста, высоту. Отметим, что  под маской иронии, а порой и сатиры, Степанов-прозаик подчас беспощаден к  себе, высмеивает свои же пороки и недостатки. Это некое лечение прозой,  очищение путем страдания. Хотя, безусловно, хватает и чисто комических  персонажей, встреченных автором в жизни.
Рассказ «Как похудеть на 35 килограммов» — о преодолении, силе воли,  умении победить самого сильного противника — себя. Вкратце сюжет  строится следующим образом: протагонист, весящий 106 килограммов («морда  моя в лучшем случае напоминала кирпич», «в дверь входил с трудом»),  встречает блондинку Таю, финансиста и любителя поэзии. Главный герой и  Таисия — антиподы, в первую очередь по образу жизни. Но не только дурной  пример заразителен. Московские йоги (и гуру Таи) — «подтянутые,  стройные, доброжелательные». У невольной сожительницы протагонист  начинает учиться контролю над съеденным (и самоконтролю вообще) —  известно ведь, что мудрецы питаются, как говорится, медом да амброзией.  Вот и главный герой стал отсчитывать орешки и тосковать по жареной  курочке. Бывало, срывался. Но Таисия не промах — мышеловка в  холодильнике вначале ожгла пальцы болью, а позже отвадила от ночных  обжорств… В конечном счете, жизнь у героя наладилась — и со здоровьем  проблемы разрешились, да и физическая форма в норму пришла. А Тая нашла  другого в меру упитанного мужчину в самом расцвете сил — возможно, это  было ее хобби: завлекать в свою «веру» и возвращать в лоно полноценной  жизни где-то с нее свернувших людей…
Стоит сказать несколько слов и о романе в коротеньких рассказах  «Эмиграция в детство». Композиционно они напоминают разрозненные  воспоминания, объединенные подсознательно-композиционно. Это заметки,  рефлексии на жизнь, записи о самом важном, что поразило, а значит,  оставило след, изменило взгляд на окружающее и окружающих. Это множество  ситуаций, подернутых пленкой ностальгии, на границе самолечения и  самопостижения. И, одновременно, эпизоды, наполненные лирикой — с  детства у автора формировался поэтический взгляд на жизнь, умение видеть  в обыденном необычное или наделять самые тривиальные вещи сакральным  смыслом. Процитируем миниатюру «Голуби».




Голуби

 


Шел в школу, возле Храма голуби купались в луже — взъерошенные, радостные, счастливые.
На этих китах — иронии, жизни, поэзии — и строится прозаический мир  Евгения Степанова. Книжка получилась, с одной стороны, веселая, а с  другой — грустная. Как грустна и наша жизнь. Радостная, прекрасная,  полная восхитительных мгновений, но в глубине, в подсознании — конечно,  грустная.

К списку номеров журнала «ЗИНЗИВЕР» | К содержанию номера