Роберт Мамиконян

Рассказы из цикла «Смерть в Кастилии»

МЕЧТА


 


                           Добродетель ребенка – это желание, и роль ребенка


                                    мечтать о выполнении этого желания.


 Хосе Ортега-и-Гассет


 


– У тебя есть мечта? – cпросила она молодого санитара, пока тот подключал ей капельницу.


– Да. Наверное, – ответил тот, не особо отвлекаясь от своей работы.


– Какая?


– Ну…


– А вот у меня, знаешь какая, – прервала она санитара, подавшись на локтях вперед, – а вот у меня – поехать домой, купить виллу у моря. Рядом с нашей деревней сейчас кучу вилл понастроили. Купить одну из них, и сидеть на веранде, и чтобы любимый мужчина приносил мне кофе или сок, или мохито…когда я очень буду просить. И чтобы играла музыка какая-нибудь глупая, ну например, Рафаэль…


– Ты уже сделала первый шаг к этому, Паола. Главное, не повторять те же ошибки. В следующий раз нас может не оказаться рядом, – сказал с усталой благожелательностью санитар.


Паола откинула голову на подушку, уставившись в потолок. Она не любила говорить про это. Никто не любил. Это была благотворительная больница, Центр реабилитации наркоманов, куда доставляли людей, спасённых после передозировки, валяющихся под кайфом на улицах, или забытых друзьями в туалете клуба. Бедных людей, бездомных людей, проституток, людей без сознания, людей без паспорта, людей без страховки, людей, которые не хотели, не могли или стеснялись позвонить кому-то из родственников или друзей.  Некоторые из них надеялись, что это в первый и последний раз. Другие, приходя в сознание, проклинали судьбу, что снова оказались здесь, а не в объятьях желанного небытия.  


– Вы опять меня спасли, чтобы вернуть в ад! – Доносился из коридора крик ди-джея Хуана.


Он не был ди-джеем. Или, если и был, то во времена Примо де Риверы, шутили санитары. Последние десять лет он был известным в Мадриде наркоманом, живучесть которого была местным, нерелигиозным чудом. Нерелигиозным, потому что после каждого спасения он отказывался от дальнейшей реабилитации и опять возвращался в свое личное чистилище мадридского дна. Это не было чудом, это было тренировкой.  


– Зачем ты этим занимаешься? – спросила Паола санитара, когда тот сел рядом с ней. По инструкции, он должен был не оставлять её одну в ближайшие часы.


– Не знаю. Я учусь и прохожу тут практику.


– Медицина?


– Нет.


– А что?


– Теология. 


Паола беззвучно засмеялась.


– Практикуешь медицину души?


– Как-то так, – неискренне улыбнулся санитар. – Тренируем милосердие.


– А зачем?


– Говорят вера без дел…


– Мертва. Слышала. Я в детстве ходила на катехизацию. Вера без дел мертва. Это правда. Без дел всё умирает. Даже мы, люди... Ты священник?


– Нет.


– Будешь им?


– Уже нет.


– Почему?


– Я успел полюбить женщину и собираюсь жениться на ней.


Паола лишь хмыкнула.


– Будешь блюсти святость в миру.


Санитар скованно пожал плечами, чувствуя на них бремя неофита.


– Знаешь, что я тебе скажу? Сначала нас учили, что все эти священники и церковники святые. И это оказалось не так. А потом, учили, что все они извращенцы, и это тоже оказалось не так. Истина где-то там…она другая, понимаешь… Люди разные. И я священников, в общем и целом, люблю. Врут про них много. Просто когда хотя бы один священник плохой, это так противоестественно, что начинают додумывать… какую-то чушь.


От действия снотворных, Паола начинала засыпать.


– Понимаю.


– То есть вы молодцы, что все это делаете. Кормите нас, поите, спасаете…Это на самом деле хорошо… Вот только бы… Знаешь, у нас был один мужик, он десять лет питался в ваших столовых, и каждый раз хотел исправиться, поверить, а эти суки каждый раз его обратно… так и умер… жалко… он из Бургаса был… хороший мужик…


– Постарайся поспать…


– Не хватает сил, понимаешь? Не хватает сил после всего этого добра, что вы даёте, встать на ноги, самой делать что-то… не хватает сил…


– В этот раз соберись, пойди в центр психологической реабилитации. Он за городом, в горах, там очень хорошо.


– Ты там был?


– Да.


– Я тоже.


Санитар удивился.


– И что?


– Убежала.


– Почему?


– Дура.  Тогдашний мой парень приехал, сказал, что нашел мне хорошую работу, обещал жениться, уехать вместе в Валенсию. 


– А потом?


– Работа оказалась такой же, как всегда. Задницу, понимаешь, подставлять. А после, он меня бросил, забрав все деньги, которые я за месяц с дальнобойщиками заработала. А теперь меня уже не возьмут туда. Я два раза оттуда убегала. Один раз из-за этого урода, другой, потому что устала от этих… от этого… не могу я… не смогла я…


– Так бывает, Паола. Иссякает вера. Иссякают силы. Нельзя искать источник пополнения веры только в себе. Надо питаться источником, который вне нас…Тогда ты сможешь.


– А ты веришь в меня?


– Да. Только ты должна…


– Слушай, – она резко приподнялась на локтях, видимо снотворного было слишком мало для ее организма, – поздно, родной, поздно, любимый. Поздно. Не могу я этот источник найти. Во мне его нет…


– А снаружи?


– Снаружи где? У Бога. Правильно? А мне стыдно к Богу.


– Почему? Он же прощает.


– Нет. Не прощает.


– Но он же, как Отец, Паола. Как отец может не простить любимое дитя?


– Вот именно, что может.


Она тихо опустилась на подушку, и из её, показавшихся чистыми, как у младенца, глаз, потекли слёзы.


– Что с тобой? – склонившись над койкой, санитар стал вытирать её щеки. Тонкая салфетка быстро пропиталась влагой и оставила на щеке следы из белых ворсинок.


– Я была у отца. Своего. Родного.


– И что?


– Он меня выгнал. Сказал, что не хочет знаться со шлюхой.


Слёзы снова потекли по щекам, смывая остатки салфетки.


– Не плачь.


– А я хочу. Знаешь, как давно я не плакала искренне? С того самого дня, как отец меня выгнал и даже не рассказал, как и когда умерла мама. Просто бросил, что она умерла, и закрыл дверь. Потом я узнала, что это правда.


– Тогда поплачь, но постарайся заснуть.


– Я уже сплю… язык заплетается…


Прошло несколько минут, и она затихла. Слёзы на щеках высохли, оставив лишь белесые разводы.


Выйдя в коридор, где сновали сестры милосердия, верующие и неверующие волонтёры, пациенты в сопровождении санитаров, он стал искать глазами Анну, свою однокурсницу, которая тоже добровольно проходила тут подобие практики. Только добровольно. Насильно сюда не отправляли. И очень странно, что многие студенты теологических факультетов и религиозных университетов предпочитали этот ад написанию курсовой о сектах XIII века в Ломбардии.  


– Ты меня ищешь?


– Да.


–Что?


– Моя пациентка…


– А у меня там трое, только-только откачали. Поговори еще пять минут, и у них будут все шансы отдать концы.


– Она дважды убегала из Центра психологической реабилитации… три раза была тут…


– И?


– Можно её устроить в центр ещё раз?


– Зачем?


– Я верю, что у неё есть шанс.


– А она сама?


– Она не знает.


Анна положила руку на плечо санитару:


– Андре. Родной… Я очень хорошо тебя понимаю. Я понимаю – это милосердие, сердце, душа, совесть. Я даже могу сказать, что разделяю с тобой это чувство. Но пойми, если мы её отправим, а она снова сбежит, то потеряет свой шанс другой человек – кто-то, кто мог бы оказаться там, вместо неё…


Взяв за руку, она повела его в свою палату.


– Посмотри на неё, – показала она на койку справа от двери – Марта. Ей 19 лет. Попробовала первый раз. Максимум – второй. И сразу передозировка. Не рассчитала дозу и состав. У неё есть шанс выжить. Реальный шанс, понимаешь?


– Но не нам…


– Да, да, да. Не нам решать. Не нам. Но это не диспут про каноны и этику, это жизнь здесь и сейчас. Отправим или одну или другую. Точка.


– Мы лишаем…


– Нет, мы не лишаем, но если шансы выжить больше у одной, то отправить надо её.


Санитар развернулся и пошел обратно в палату. Он завидовал Анне. Той системе, что была в ней.


– Андре! – окликнула его Анна.


– Да.


– Mea culpa¹.


– Ora por mi².


 


Был уже вечер. К городской какофонии за окном присоединялись глухие звуки сирены скорой помощи. Андре пил плохой кофе из пластикового стакана и смотрел сквозь грязное окно на серую мадридскую застройку.


«Кофе. Сирена. Грязь. Серость. Как в депрессивном испанском кино!»


Он усмехнулся своей мысли, выбросил стаканчик в мусорное ведро и …


«Промахнулся.  В кино так не бывает».


Кофе радиоактивным пятном растёкся по недавно вымытому полу. Андре нагнулся, наблюдая, как пятно растёт, подобно чему-то ватному в его собственной душе. Он бы с радостью заплакал, но лишился этого навыка годы назад и не мог обрести его заново.


Подняв стаканчик с пола, он смотрел на капли мутного кофе, свисавшие с его краев. И было невероятно грустно. Он снова швырнул стакан в ведро. Попал. В другом конце коридора замаячил санитар, водящий шваброй по полу. Пол мыли часто. Очень часто. Чистый пол среди грязи мира. Все сотрудники видели в чистоте пола определённый ритуал со скрытым смыслом – служение идеалам мировой гармонии – и с большим рвением соблюдали его. Вскоре радиоактивное пятно тоски, растекавшееся по полу и душе санитара Андре, поглотили пахнущие химической лавандой щупальца швабры.


Паола спала. Он подошел к койке, проверил капельницу и посмотрел на женщину. Лицо, не искажённое судорогами, было очень красиво. На щеках так и осталось несколько белых ворсинок.


Он сел рядом, открыл весьма скучную книгу по богословию и начал читать. Она не имела ничего общего с той настоящей жизнью и христианством, которые происходили в этих стенах.


– Скажи что-нибудь, – заговорила Паола не открывая глаз.


– Я думал, ты спишь.


– Я привыкла просыпаться, не открывая глаз.


– Почему?


– Так безопаснее.


– Что ты имеешь в виду?


– Тебе это не понадобится.


– Ладно… Хочешь чего-нибудь?


– Да.


– Что?


– Какая у тебя мечта?


– Честно?


– Да, я никому не скажу. И вообще, у меня есть все шансы унести эту тайну в могилу.


– Не говори так.


– Хорошо. Ну, и?


– Только не смейся.


– У меня была пневмония, так что смеяться больно. Если не скажешь какую-то феноменальную глупость – не буду.


– Ладно. Чтобы у меня была дружная семья. И все были здоровы.


Она замолчала. За окном опять раздался вой сирены. Непонятно: полицейской ли, пожарной ли машины. Паола открыла глаза и пристально посмотрела на молодого санитара. 


– Кто ты?


– В смысле?


– Моя бабушка была с Кубы. Она говорила, что иногда в молодых обитают духи стариков.


– Во мне тоже?


– Да. Ты уже прожил сотню лет или до рождения, или…


– Или после…


– Тоже возможно. Вот если ты на игле, то год идет за пять лет.


В палату вошла сестра милосердия:


– Пора подкрепиться, вы можете отдохнуть, а мы пока поедим.


– Хорошо. Я буду в столовой, – сказал Андре и, хотел было выйти, но Паола его остановила. 


– Возвращайся скорее, мне надо кое-что тебе сказать.


– Хорошо, только выпью кофе.


Андре вошел в столовую. Анна спала, сидя на стуле, прислонив голову к стене. Чтобы не будить её шумом электрического чайника, он налил простой воды в свой стакан с изображением толедского собора, и сел на единственный свободный стул. На диване в блаженной позе лежал вечно спящий студент из России Роберт.


Глаза слипались. Шанс заснуть сидя был столь же реален, как на лекциях о христологии капподокийских отцов, читаемых блаженно бубнящим себе под нос девяностолетним лектором-доминиканцем.


«Анна, Анна, открой же глаза. Так хочется поговорить с кем-то».


Но Анна спала, по-польски обаятельно посапывая носом. Она не была сухим догматиком, и страшно, но скрытно, мучилась из-за всего окружающего. Андре знал это и любил её. И жалел. И уважал за её умение держать себя в руках и продолжать делать необходимое, несмотря на боль. Он не включил чайник, хотя очень хотел. Очень хотел кофе, но еще больше – не хотел прервать столь редкий для нее сон.


 


– Спасибо что вернулся, – сказала Паола, когда Андре вошел в палату, – все спят, скука смертная.


Она рассмеялась над своими словами.


– Ой, скука смертная – забавно, да? – Её лицо передернулось от боли. – Легкие…


– Болят?


– Немного. Садись. Есть разговор.


– Да, – сказал Андре, присев на край койки.


– Слушай, у тебя классная мечта. Настоящая. А не какая-то хрень с парашютом, аквалангом или межрасовой оргией в лесу.


– Спасибо.


– Не за что. Так вот, я помогу тебе осуществить твою мечту, если ты пообещаешь мне кое-что.


– Да…, – не понимая о чём речь, сказал Андре.


– Если меня не станет.


– Не…


– Не перебивай меня, пожалуйста. Ты отыщешь могилу мамы и оставишь там бутылку хереса и букет лилий, она их очень любила. Они напоминали ей Францию, куда она всегда мечтала поехать, да так и не смогла. Откупоришь бутылку, нальешь в стакан. Положишь цветы. Всё в таком виде оставишь и уйдёшь. Можешь помолиться за упокой её души, если захочешь. И уйдёшь.


– Хорошо.


– А я помогу тебе.


– Хорошо. – Андре замолчал. Однако молодость, всё ещё бурлящая в его глазах, задала немой вопрос, который Паола не могла не услышать.


– Я буду молиться за тебя и твою семью. Оттуда.


Наступило молчание. Андре теребил в руках книгу по богословию.


– Слушай…


– Да.


- Я же попаду в рай?


– Да.


– Я никого не убивала. И не крала ничего, особо…


– Да.


– Меня же не возьмут на бесплатную реабилитацию снова?


– Да. …Да.


Коричневое мутное пятно снова стало растекаться по душе. 


 



Ольга Махно. «Кошмары»




Андре возвращался в комнату отдыха с чётким желанием выпить кофе, горячий кофе. На самом деле, он хотел всего лишь включить чайник, чтобы прервать безмятежный сон этой польской лицемерки и сказать ей, что не ей – ограниченной фанатичке – решать, у кого больше шансов выздороветь, у кого больше шансов выжить.


Но включать чайник не пришлось. Анна не спала. Она сидела, сжимая пальцами переносицу, будто стараясь остановить кровотечение. Она плакала.


– Марта умерла. У неё оказался порок сердца


Андре обескуражено смотрел на неё, не зная, что сказать.


– Ди-джей Хуан тоже умер. И тот парень из шестой палаты с родинкой на лице.


 Стоически вытерев слезы, Анна добавила:


 – Ты был прав, не нам с тобой что-то решать. Давай составим для этой девушки прошение в центр.


Роберт безмятежно спал на диване. С улицы, как в кино, продолжали доноситься звуки сирен. Только последней фразы, как в кино, найти было нельзя. Потому что это было не кино и не книга по богословию.


Наступала десятая мадридская зима 21 века.


 


* * *


 


Паола скончалась через три месяца после выписки из Центра экстренной помощи наркозависимым. Она должна была подать прошение на оплачиваемый благотворительным фондом курс психологической реабилитации. Но в день подачи прошения она так и не появилась.


 


* * *


 


Через шесть месяцев после этого Андре получил письмо от друзей из Овьедо:


«Дорогой Андре, мы, наконец, нашли отца Паолы. Хоть он был жив и здоров, но отказался впускать нас в дом, так как не хотел никаких новостей от дочери-проститутки, и даже известие о её кончине не очень его расстроило. Также, он не захотел осквернять свой дом нами, обозвав нас напоследок церковными свиньями. Как ты догадываешься, не сказал он ничего и насчет могилы своей жены. По правде говоря, очень странный человек. Однако нам удалось узнать у соседей, где похоронена мать Паолы. Адрес кладбища и координаты захоронения написаны ниже».


 


* * *


 


Через три месяца после получения письма, спустя почти год с начала этой истории, на кладбище городка Агонес, что в Астурии, к могиле доны Розалины подошел странный человек с бумажным пакетом и пышным букетом лилий. Достав из пакета бутылку первоклассного хереса 2007 года, откупорив и налив его в кружку, он разложил всё на небольшом пятачке напротив могильной колонки.  Постояв немного в молчании, он ушёл.  


Многие дни спустя, каждый раз, когда солнце поднималось над кладбищем, в его лучах поблескивали: горлышко приталенной бутылки хереса и кружка с изображением толедского собора.


 


* * *


 


Андре выполнил свою часть уговора и был уверен, что Паола выполняет свою.




Посвящается Паоле Глории Контес Мурадас. Посмертно.


17 мая 2012


 




¹ Моя вина (лат.).



² Молись за меня (лат.).






РОДДОМ


 


– Это роддом имени Маркаряна, – сказала она, плавно поведя рукой в сторону.


– Да? … Странно.


– Что странного?


– Это единственный город, где мне показывали роддом в качестве достопримечательности, хотя…


– Что?


– Я мало видел таких роддомов.


– Каких таких?


– Таких. – Я замолчал и, вглядевшись в здание, как в глаза живого человека, которого необходимо было узнать поближе, добавил, – особенных.


– Особенных, – повторила она.


– Да, которые хотят показывать гостям.


Мы прошли ещё несколько шагов вперёд и сели на скамейку неподходящего малинового цвета.


–Ты не гость.


– Ладно, тогда сезонным репатриантам.


Она задумчиво дернула углом рта, будто бы соглашаясь с неприятной для неё истиной. 


– Знаешь, почему я люблю его?


– Почему?


– Потому что тут рождаются люди. В отличие от огромного пласта нашей культуры, которая связана со смертью. Кладбища, пантеоны, поля с хачкарами¹, мемориалы героям войн, жертвам Геноцида, Цицернакаберд²… Кладбища, кладбища, кладбища… Даже дома-музеи, по мне, тоже больше связаны со смертью, с грустью по ушедшему, нежели с жизнью…


– А тут сама жизнь…


– Да. Тут жизнь.


– Живой источник.


Мы помолчали, застыв глазами на стыках камней этого живого здания, которое мне больше напоминало научно-исследовательский институт или библиотеку.


– Странно, тут, наверное, родились масса людей.


– Огромное множество тех, кого ты лично знаешь.


– А может нам всё изменить?


– Ты о чём?


– Может начать ставить обелиски и памятники в роддомах, а не на кладбищах? Вот, например, в такой-то палате бюст знаменитого человека, который там родился. И туда можно приносить цветы, давать роженицам и медсестрам, а не оставлять их на могилах сохнуть и гнить.


– Можно.


– Давай начнем.


– Давай, а как?


– Ну, для начала, давай станем знаменитыми, а потом завещаем потомкам поставить наши бюсты в роддомах, где мы родились, и носить туда цветы.


– И вручать роженицам…


– …и врачам…


– ..и медсёстрам…


– А уборщицам?


– Им тоже, обязательно.


– И не ходить на кладбища.


– Да.


– И не водить туда гостей.


– А строить красивые роддома и водить их туда.


– И сюда тоже.


– И сюда тоже. Сюда – в первую очередь.


Я поднял пластиковую бутылку воды и сказал:


– За жизнь!


– За жизнь! – ответило мне пространство.


Странное нечто завладело сердцем. Радость. Прилив абсолютной радости из-за отсутствия другого чувства, которое так часто преследует меня в городе, где я живу. Чувства тяжести и тревоги. Трудности. Неровности и шероховатости бытия. Мрачное ощущение, что всё должно быть сложно. Даваться с трудом и болью. 


И вот, этого ощущения нет. Камни старого ереванского дома, одиноко стоящего среди строящихся высоток, наполняли уверенностью и теплотой. Легкость разлилась во мне и, подобно реке в паводок, залила все немыслимые части моего сознания. Я встал со скамейки с мыслью бежать, бежать далеко-далеко, до тех мест, где цветочные луга и поля пшеницы. Но не хотелось уходить далеко, и я лишь прилег на застеленный поблизости газон, уставившись в купол мутнеющих и закипающих туч.


– Не лежи на газоне, на тебе белое – испачкается, – произнёс женский голос.


Я машинально поднялся.


Кто это сказал?


Кто?


Мама?


Бабушка?


Тётя?


Или, может быть, соседка?


Но их тут нет.


Даже соседок. По крайней мере, тех, кто сказал бы подобное. 


Я посмотрел на неё. Это была совершенно незнакомая женщина, проходившая мимо. Улыбнувшись, она последовала дальше.


Зачем она это сказал. Зачем?


Зачем, молча, не прошла мимо?


Или не сделала замечание, что я мну газон?


Почему она подумала о моем белом джемпере?


Она сказала нечто большее, только я не почувствовал это сразу.


И не странно, что с непривычки, я только сейчас понял, что происходит во мне.


Счастье!


Я же совершенно счастлив. Оно наступило мгновенно, неожиданно и неповторимо в своей таинственной поступи. И как замечательно, что я узнал об этом здесь, осязая пальцами сочный газон, ещё теплый каменный парапет и наполненный ожиданием предгрозовой воздух.


Значит вот, как оно пахнет! Запомнить это навсегда. Я сделал глубокий-глубокий вдох. Чтобы запах проник глубже в лёгкие, впитался в кожу, осел в душе.


Собирался дождь. Но мы никуда не спешили. Потому что на нас не было лжи. Мы были проникнуты правдой и любовью. Достаточно глубоко, чтобы не бояться воды с небес.


Небо стремительно опускалось на нас и темнело. На стреле подъемного крана сидели ангелы и, свесив ноги, махали крыльями, поднимая сильный ветер.


А мы с облаками, переполненные осознанием чуда, плакали от счастья.




Октябрь, 2012 год, Ереван.


 






¹ Хачкар (арм. «крест-камень») – вид армянских архитектурных памятников, представляющий собой каменную стелу с резным изображением креста.




² Цицернакаберд – мемориальный комплекс в Ереване, посвящённый жертвам Геноцида армян 1915 года. Расположен на одноименном холме.



К списку номеров журнала «ЭМИГРАНТСКАЯ ЛИРА» | К содержанию номера