Главная | Журналы | Персоналии | Книги | Медиа | ПОМОЧЬ МЕГАЛИТУ |
![]() Центр |
Виталий БерусОб авторе: Место рождения - Алма-Атинская область. В Барнауле живет с 1985 г. с перерывом... |
Майк ЛитвинОб авторе: Родился в 1949 году в г. Абакане в Хакассии. В 1968 году поступил в... |
Андрей ШиряевОб авторе: Родился в Казахстане, жил в Москве. В начале 2000-х годов переехал в... |
РегионыЦентрРоссияАбаканАнадырьАрхангельскАстраханьБарнаулБелгородБлаговещенскВладивостокВладикавказВладимирВолгоградВологдаВоронежЕкатеринбургИжевскИркутскКазаньКалининградКалугаКемеровоКраснодарКрасноярскКурганКурскЛенинградская областьЛипецкМоскваМосковская областьНарьян-МарНижний НовгородНовосибирскОмскОрелОренбургПензаПермьПетрозаводскПетропавловск-КамчатскийПсковРостов-на-ДонуРязаньСамараСанкт-ПетербургСаратовТверьТулаУлан-УдэУфаХабаровскЧебоксарыЧелябинскЯкутскЯрославльЗападная ЕвропаАвстрияАлбанияБельгияБолгарияБосния и ГерцеговинаГерманияИзраильИрландияИспанияНорвегияПольшаРумынияСловенияФинляндияКавказАзербайджанАрменияГрузияАзиатско-Тихоокеанский регионАзиатско-Тихоокеанский регионАфрикаАфрикаВосточная ЕвропаБеларусьМолдоваУкраинаЦентральная АзияКазахстанКиргизстанТаджикистанУзбекистанСеверная АмерикаКанадаСШАСтраны БалтииЛатвияЛитваЭстония |
![]() ![]() Руслан КомадейЕвгений Туренко. Фрагменты воды
Историческая память часто непоправимо и насильственно сжимает информацию и деформирует. Чем значительней личность, тем чудовищней деформация, потому что история не знает (не хочет знать), как воспринимать-перерабатывать таких, как Пушкин, Мандельштам, Поплавский, Хлебников… И остаются от поэтов этакие «сладенькие мифы» — бабник, сумасшедший, сволочь, страдалец, ещё какой-нибудь ярлык. А где же сам поэт-то, личность его? Вот и боязно, что может получиться так, что Туренко будут вспоминать больше как педагога: мол, как поэт он был менее заметен (а такое уже слышится). Но для Туренко поэзия, педагогика, личность пишущего, видимо, нераздельны (сам он говорил, что личность и поэт находятся в сложнейших отношениях).
Вспоминаю туренковский юмор. Он и в текстах был, и в жизни — отовсюду. И гуманный, и пошлый, и изысканно-дворянский. А то Лёша Сальников писал, что Туренко несмешно шутит! Как раз вспомнил его частушки о Лёше: «Лёша Сальников толстее,/ чем четыре Блока,/ а гекзаметром по шее,/ это будет скока?» И понял я, что поэзия Туренко (если очевидности пока не рассматривать) во многом вышла из частушки (так мог бы подумать Шкловский его любимый)! Якобы примитивный, но сбивающий с ног парадоксализм его афоризмов, восьмистиший, словесных сочетаний связан именно с частушками. (Не бойся ты меня,/ я сам себя боюсь.) С другой стороны, таким источником, я думаю, является Библия. Мне он посоветовал прочитать Евангелие от Иоанна. И говорил помимо всего прочего, что там язык поэтичный. Так вот, я считаю, что библейский текст с его притчевостью, внимательностью к слову и привёл к туренковскому видению, что «простота и сложность одно враньё, главное — точность» или «тупость — достоинство нехороших людей».
3–4 Туренко редко разочаровывался в том, что полюбил когда-то. Он влюблялся в вещь, в человека, в стихотворение до той степени, когда почти нет пути назад. Чтобы разругаться с Туренко, надо было быть весьма и весьма отъявленным и непрошибаемым тупицей. В остальном, самом главном, отношения строились на обоюдном доверии-вере. В этом и уникальность его педагогического метода — для Туренко практически не было клинических случаев, потому что он не ставил никаких «нарочных» барьеров в общении, взаимодействии. Он без конца возился с самым даже безобразным учеником, если тот просто продолжал ходить на занятия. Он никогда никого не выгонял — обычно исчезали сами, но не из-за того, что он разгромил их стихи, а из-за менее объяснимых причин. К примеру, со мной почти одновременно пришёл мальчик, писал для начала прекрасно — точно и без выпендрёжа. Как-то типа: «и многослойный снежный дар/ беззвучно падает на крыши». В итоге он почему-то ушёл учиться на милиционера, приходил пару раз, но исчез благополучно и навсегда. С молодёжью Туренко общался крайне деликатно — знал, кому в первый приход надо дать по башке и выпнуть, чтобы вернулись через месяц недовольными, но уже изменившимися, а над чьими текстами надо работать тихо, долго, кропотливо. Остановить новопишущих здесь могли лишь лень, трусость, либо внешние факторы (типа переезда в другой город или озлобленных мажор-родителей).
5 Где-то в ноябре 2013 года он сказал мне, что в стихах и в жизни важнейшее — быть в каждый момент хотя бы хуже, омерзительнее самого себя (если не можешь быть лучше). И до этого так говорил: «хватит, типа, дурью маяться, писать более или менее удачно, пиши каждый раз гениальный текст». Поставь задачу и реализуй. Конечно, невыполнимая задача, но как работает! Потом эту мысль я находил в дневниках Поплавского, типа, что каждое мгновение надо придумывать себе новое основание для существования Бога и находить новые противоречия и основания для сомнения в его существовании. То есть это — постоянное движение, неважно — куда. До этого ж, когда у меня были стихоступоры и мне нечем-нечего было писать, он говорил — если совсем не знаешь, куда идти, возвращайся туда, откуда пришёл.
6 Он никогда ничего не воспринимал как рутину (ну, кроме многочисленных педагогических бумаг), поэтому, когда он, к примеру, устанавливал дверь, он разговаривал с ней. Долго и хитро приноравливался, и если уж и тогда ничего не выходило — бросал. Поэтому в текстах его бросается в глаза этакая виртуозная виртуозность. Он мог очень долго вертеть текст, да что я…— он сам писал об этом: «не рассказывай ничего сам, жди, когда тексты сами расскажут тебе и, если повезёт, другим».
7 Туренко начинал как советский лирический поэт (недаром М.П. Никулина в предисловии к его первой книге написала «лирика тише тихой»), и ему потребовалось около 10 лет, чтобы выйти к самому себе: через литинститут, где он открыл для себя Жданова и Ерёменко, через тагильского Григория Алексеева (который по меркам сер. 80-х был совершенно свободным и незакомплексованным экспериментатором), через знакомство с Санниковым, который тогда уже написал часть своих лучших текстов и был несколько опытнее и осведомлённее в плане всякой неподцензурной поэзии, и, конечно, через прочтение Мандельштама. Не говоря уж о его, туренковских, врождённых (приобретённых?) трудолюбии, остроумии, впечатлительности. И, как он сам говорил, самое главное началось, когда он «прочухал» (это его слово) Мандельштама. К этому, насколько я знаю, он шёл долго. В его текстах 90-х есть много того, что роднит с Осипом Эмильевичем, — слова-камни, звуковые оболочки… Но и важнейшее, что Туренко взял у Мандельштама, — это умение проживать свою судьбу, честно, тщательно и болезненно обретая свою правоту. Осваивая-преодолевая Мандельштама в начале 90-х, Туренко настолько уточняет, замедляет, проясняет, делает более подробными отношения слов с друг с другом, что, кажется, становится видно, как слова, будто в замедленной съёмке, общаются между собой. Тогда и появляются тексты, в которых ни метод, ни предтечи уже навсегда не важны: «Мы будем пить вино и говорить: люблю», «Остров. Страсти по Иосифу», «Январская сага»…
8 Туренко искренне и постоянно верил в то, что людям важна будет его поэзия и вообще поэзия. Очень радовался, когда можно было заинтересовать каких-нибудь чистосердечных рабочих, матрон, бабушек. К примеру, он частенько повторял рассказ о случае, когда Евгения Суслова и Галина Рымбу приезжали (далеко не самые массово доступные поэты) выступать в Венёв. После их выступления он встречался на улицах со зрителями, и они (в основном венёвские великовозрастные тётечки) говорили ему примерно: «ничего не было понятно, но до сих пор штырит!»
8,5 Он как-то сказал мне, что обожает неизвестность, при том что сочетал в себе последовательность и порывистость, — он как бы долго приглядывался (как к восьмистишиям — больше десяти лет) к чему-либо, потом обнаруживал то ли лакуну, то ли нереализованное-необжитое пространство и как бы сквозь щель-скважину вникал и заполнял, обживал это пространство и время. Так было с восьмистишиями, трёхстишиями и с его молитвенными текстами («Послания к Апостолам», «Причеты», «Молитвы» и другими).
9 Его очень беспокоило, откуда приходят стихи. Где-то год назад он спрашивал напористо, но как бы риторически: а есть ли в поэзии Бог? И у кого из поэтов Его присутствие есть в текстах? (Именно Его, а не человеческих представлений о Нём.) Вспомнил Поплавского: «наклоняли головы святые» (больше Б.П. он, кстати, при мне не цитировал, говорил, что боялся непроглядности его стихов), ещё несколько имён… Посчитал, что этого недостаточно. Ещё до этого периодически говорил о стихах Андрея Санникова, где Бог вовсе игрушечный какой-то: «Господь лежит глазами ниц», или так же его раздражало название «Ангельские письма» — кто ангел? — Санников?
10 Да, Евгений Владимирович умер христианином, слава Богу. Но неправда, что на похоронах было светло. Мы-то остались здесь без него. И нам теперь с этим жить. А вообще, видимо, смерть — это то, что происходит с тобой самим, когда умирает близкий человек. ![]() |
ГолосованиеВыберите название/тему следующего раздела проекта "Вещество"ЖурналыСИБИРСКИЕ ОГНИВРЕМЕНАКыштым-ГраниСОТЫВЕЩЕСТВОАРТИКЛЬДАЛЬНИЙ ВОСТОККОВЧЕГМОСТЫМЕНЕСТРЕЛЬПриокские зориВИТРАЖИДОНДРУГОЕ ПОЛУШАРИЕБАЛТИКА-КалининградНОВЫЙ СВЕТНАЧАЛОСлово-WordКольцо АЭМИГРАНТСКАЯ ЛИРАДЕНЬ ПОЭЗИИЖурнал ПОэтовСВОЙ ВАРИАНТГРАФИТИНЫЕ БЕРЕГА VIERAAT RANNATЮЖНОЕ СИЯНИЕЛитературный ИерусалимЖурналы, публикация которых на сайте прекращена:Пятью пятьКочегаркаРусское вымяЕВРОПЕЙСКАЯ СЛОВЕСНОСТЬЕВРЕЙСКАЯ СТАРИНАЗДЕСЬЛитСредаЗаметки по еврейской историиСемь искусствЛиФФтОСОБНЯКСЕВЕРЛИТЕРАЧЕЛОВЕК НА ЗЕМЛЕЮЖНЫЙ УРАЛИЛЬЯСеверо-Муйские огниАРГАМАК-ТатарстанСлова, слова, словаЗАРУБЕЖНЫЕ ЗАДВОРКИКАЗАНСКИЙ АЛЬМАНАХПять стихийЗАРУБЕЖНЫЕ ЗАПИСКИГВИДЕОНИНФОРМПРОСТРАНСТВОСорокопутДЕРИБАСОВСКАЯ - РИШЕЛЬЕВСКАЯСТЕРЖЕНЬТело ПоэзииБАШНЯБЕЛЫЙ ВОРОН22ВОЛОГОДСКАЯ ЛИТЕРАТУРАНАШЕ ПОКОЛЕНИЕУРАЛРУССКАЯ ЖИЗНЬДЕТИ РАФУТУРУМ АРТАРТ-ШУМЛИТЕРА_DNEPRТРАМВАЙЧЕРНОВИКЗАПАСНИКЗИНЗИВЕРЫшшо ОдынПРЕМИЯ ПБЕЛЬСКИЕ ПРОСТОРЫЛИКБЕЗЗНАКИ11:33ВАСИЛИСКДЕНЬ И НОЧЬУРАЛ-ТРАНЗИТНОВАЯ РЕАЛЬНОСТЬАЛЬТЕРНАЦИЯ |