Главная | Журналы | Персоналии | Книги | Медиа | Проект АРЕаЛ | ГЕОЛОГИЯ | ПОМОЧЬ МЕГАЛИТУ | Спонсоры | Связь с координатором портала |
![]() Центр |
Вера ВольхинаОб авторе: ... |
Лидия КоваленкоОб авторе: ... |
Кристина ДомбровскаяОб авторе: Поэт. Родилась в 1979 году. Поэт, график, переводчик с английского. Изучала... |
РегионыЦентрРоссияАбаканАнадырьАрхангельскАстраханьБарнаулБелгородБлаговещенскВладивостокВладикавказВладимирВолгоградВологдаВоронежЕкатеринбургИжевскИркутскКазаньКалининградКалугаКемеровоКраснодарКрасноярскКурганКурскЛенинградская областьЛипецкМоскваМосковская областьНарьян-МарНижний НовгородНовосибирскОмскОрелОренбургПензаПермьПетрозаводскПетропавловск-КамчатскийПсковРостов-на-ДонуРязаньСамараСанкт-ПетербургСаратовТверьТулаУлан-УдэУфаХабаровскЧебоксарыЧелябинскЯкутскЯрославльЗападная ЕвропаАвстрияАлбанияБельгияБолгарияБосния и ГерцеговинаГерманияИзраильИрландияИспанияНорвегияПольшаРумынияСловенияФинляндияКавказАзербайджанАрменияГрузияАзиатско-Тихоокеанский регионАзиатско-Тихоокеанский регионАфрикаАфрикаВосточная ЕвропаБеларусьМолдоваУкраинаЦентральная АзияКазахстанКиргизстанТаджикистанУзбекистанСеверная АмерикаКанадаСШАСтраны БалтииЛатвияЛитваЭстония |
![]() ![]() Александр ПетрушкинПлачущая стрекоза земли. Стихи* * * Плачущая стрекоза земли машет крыльями – ей говорит: возьми что-нибудь от животов моих в каждом запечатан тёплый лик, в каждом скручена пружиною вода, вырванная в пар из тела льда.
Где многоугольный свет дрожит против часовой – ни мёртв, ни жив не окрашен в граффити воды – стрекоза плашмя в себе лежит, отрывая петельки корней лебеды и серых снегирей,
и рисует лик в себе самой жирною, как нефть, земной слюдой.
* * * Входит звук в своё жилище, где красиво брошен Бог, обращённый в пепелище – будто в бабочку ожог.
И на жаберках соломы – от первейшего дождя плавятся мои ладони жаждой земляной шурша,
где пчела, лакая руки, из хитина и воды взявши тело на поруки, удивлённая лежит.
* * * Снова звук собирает из воздуха тёплый предмет: прижимаясь то к шеям деревьев, как смерть, то, рассыпав ответ, распыляя в гортани у верб золотистую взвесь, никого не находит и в этом скорей всего месть
размозоленной пястью одной на двоих разминают, как нимб, торопливые звуки лопаты - глядишь и дороют до тьмы или что там за ней, как Урал улыбается. Дым
поднимается выше и дальше сквозь ноздри дождя, что как лошадь дрожит, помогая себе узкой шеей дышать, собирая из сумерек некий неточный предмет, тот, который оставил здесь след хотя его нет.
И – голландскою тьмою прижав новый свет к середине пруда – гул молчит за Уралом и сохнет в гортани у вербы – как будто вода и Гомер в эмбрионы свернувшись начинают иной кровоток, сочиняя приметы, названья любым из холодных углов.
* * * Вот роза догорает словно речь, которая вернулась за ребёнком, чтоб на язык родителя обречь его, ожегши ледяное горло. О-А-У-О, остановивши тьму, стоишь в её открытой горловине и видишь как словарь иной вину за мёртвый свой язык на детской половине.
* * * От взгляда Бога остаются в тёмной смородине следы – ещё темней здесь светится вода – и от свободы, как скважина становится длинней.
И протяжённый ощутивши холод сквозь двери скрип, как память от костей что вероятнее – костяшками расколот, вплывает в каплю он – чтоб каплей стать плотней.
ИМПЕРИЯ
Я же родился в империи – время даст, что я в ней умру: ничего не бывает задаром – хрустишь хурму, лелеешь маузер за ширинкой или наган, бабе своей говоришь: дура – но не отдам.
Лоб прижимаю к своим границам в толчёном стекле – стекло говорит: полетели – пока терпел пару друзей, комнату и пустоту за малым их кругом, который меня во рту
влажном своем крутил по часовой, жевал – хорошо ли быть маленьким? – да, хорошо, и спасибо тебе, что меня держал ангел, возможно куривший одну со мной на двоих траву, я пережил двадцатый, двадцать первый не проживу.
Катится мёртвых вагон – скоро я здесь один и перрон станет добычей дождя или горящих ворон, варваров новых, любителей площадей, свободных стихов, воды с водою – не смей! –
говорю – переступай черту – крутись на золе своей, снова строй не ту империю, и не страну – огород, капусту, всяк часовой – оборот новый вставляет в речь, как бы в скважину ключ – вот у меня нет родины – только язык. Вонюч
ватник, в котором в детстве ходили двором на двор, пили палёный спирт с музыкальным названием – вор после пяти ходок в зону, учил как молчать любовь (каждый хохол был братом – Полтавой – двор).
Вот и теперь выходишь – словно в зрительный зал все персонажи со сцены сошли – или ум мой мал, или зрение стёрто наждачкою табака – трогаешь декорацию и говоришь: пока.
Говоришь «пока» синей курице, что летит в облаках, в облатке своей найдя, что цезарь ещё она, что воздух, свернувшись в трубочку – свистит, что детство всегда одно – пахнет подгузником, возможно – чуть позже вином,
девою первой, возлегшей с тобою спать, порезом, вокзалом, бритвой, которые учишься брать, как революцией – улицу, ночь, фонарь, ватник накинув на плечи, что ныне звучит, как брань,
переминаясь с одной босой на другую босу стою, в зубах неся на княженье ярлык – как зека, пою в ноту своей богоматери – чудный поклёп словарю и вокруг прорастает империя языка и Византии его белый волк – в облаках.
ПСАЛОМ
Гудит вода свинцовая у дома, припоминая тени незнакомых по имени и циферке на бляшке, по долговой исписанной рубашке.
Чужой стоит у номерного дома горгулий сноп в огне попеременном – когда ты загоришься – он издохнет и выдохнет тебя, как тень, мгновенно –
ты загудишь – и часовая бляшка тик-так воде споёт – и куст взорвётся: там ангел твой горит – и, как бумага, на человека и цикаду рвётся.
ПСАЛОМ 2
Узел, который ты положил, как свет туго завязанный, в чрево тугой земли, себя расплести пытается и гора там изнутри себя – как тщета – горит.
Если и крикнешь чего – всё одно судья все показанья положит тобой под сукно. Видишь? стоит гора, как бы дно – когда воздух на нить расплетает сухой жасмин –
не поругаем в нутре у него Господь: узел меня и тьмы нуждается расплести – почва внутри темноты, как змея, жирна – ласточкою в небесах не своих летит.
ПСАЛОМ 3
Кто ловит нас когда, на гнезда ложится тень отца и слепит? Плачевна песня у урода – узор росы в побеге светит.
Умножатся враги и встанет урод росой великолепен лежит в своей оленьей стае и мир воловьим глазом метит
и разминает мир, как глину, который вовсе беспричинен и тень отца лежит, как воды – посередине всех повинен.
ПСАЛОМ 6
И стыд мгновенен и возвратен, как немощь хора – и хоры не милуют и смерть, как славу, поют костями из норы.
Ни ярости своей, ни гнева не утишить в твоих садах, чьи корни обнимают чрево нечеловечье – наугад
даря то мрак, то состраданье то исцеление врага, и силу превозмочь молчанье, пока и смерть ещё нага.
ПСАЛОМ 8
И небо это в животе, и радость от пореза кожи, и от того, что ты и я на наше тело не похожи,
что славный гул внутри стоит, как рой пчелиный, что с пьяной рожей мы здесь ещё не мертвецы, и стали частью своей дрожи,
что славен вол моих чудес, в свой рог поёт младенцу стойло, а что смолчит, то сохранит, поскольку сохранить всё стоит.
ПСАЛОМ 9
Невинно небо – пренебречь приглядом птицы молчаливым, сгибающим, как ветви, скорбь. Своё когда-нибудь увидеть
лицо, как будто бы лиса внутри силков смолой бежала, когда у ямы нас кладут, чтобы душа с норы причала
сгибалась ивой в жидкий свет, что ждёт ея с лицом закрытым, доверчивым, как точный суд, и водомеркою увитым.
ПСАЛОМ 18
Нет языка и нет наречий, и низок ветки над водой озёрной трёп – и мир помечен тремя тенями, как исход
из тишины – он будто рыба плывёт среди листвы своей – переставая быть нам видным или понятным, что скорей.
Невероятно растворяясь в своём жилище, кое-кто всё улыбается в наш голос и остаётся, как никто.
ПСАЛОМ 23
Так и было всегда – на траве прорастала роса, вот входи и смотри, что у этой воды наши лица, что скрипит её голос, как будто дверная нужда, когда в дом свой приспела петля и тебе воротиться.
И горит тёмный дом земляной от воды до твоих деревянных галчат, что откроют все двери и встанут в этой тёплой воде, что похожа на высохший гипс, на манок, что в руке у теней, обречённых на свет и обманку.
Так и было всегда – только ты с разрывными детьми, смотришь в эту росу, где спит лев со слепыми очами, и его дом от этих до тех беспричинных небес, и проходит роса через нас, и звенит изнутри нас ключами.
ПСАЛОМ 129
Ещё зима, ещё любовь мгновенна твоя, мой бог реки, дороги и тоски, и светится во тьме над бровью твоей вена, пульсирует звезда, которая ни зги.
Ещё зима – твой мост стоит в попеременном сгоранье языков, народов вавилон хрустит, как хворост и – на диалекте пенном из снегопада горла нам воздвигает кров.
И темнота стоит накрытая стаканом, как обморок в ладонь положенный звезде и длинен ливень твой в прицелах снегопада – оптических и зверь бежит перед тобой.
ПСАЛОМ 142
Нашед подкову на земле – ши длится дольше, чем шуршанье извёстки костяных корней в твоей крови, где ты заранее
присутствие свое в вещах обозначаешь и, к животным их припадаешь животам внезапно наливным и плотным,
как будто пятки жеребят, которые мне путь отметят, в нутре у матери стучат, и им звезда подковой светит.
СОЙКА
Это лето будет холодным, поскольку брат решил повторить промысел братьев старших он объективен, как рай и ад, уже существующие в едином теле, наше желание быть живыми, воскреснуть вновь значения не имеют – очнувшись фарсом,
голова поднимает смрад революции, но благословляет себя, как жертву, дальше лето холодное, лица в дурном нуле, в луже – то ли птицы, то ли ангелы и, бликуют, как банты от гвардейских лент, неба коснувшись ли, лика ? – дуют
на ожоги, на это лето – на! Возьми нас обратно, согрей у себя в жилетке, не пожалей, не сохрани нас, даже в горле, в памяти этой разбухшей ветки. Но ни ответа, только полночный град ставит фосфором то царапины, то пометки.
И тут из гнездовья, как почерка, птенец поднимается и, крылья свои только штрихами расставив, дёргает небо, снимая одежды винт вместе – с проросшим вовнутрь дождя – урожаем лето будет холодным, когда назад люди вернутся со всех не своих окраин.
Птенец поднимается прочь от дыханья, вдоль высохшей, как поэзия, черепицы, – перечисляя всех смертных, как рифмы, сколь- ко их встретится – если полёт не длится, а существует только внутри себя, разминая – в утробе у хвори своей – таблетки,
птенец поднимается, с духом покров разъяв его, царапает кожи свои - нечётки эти следы, даже память его – не братья уже, а след от обрыва плёнки смазанный холодом и потопом до детёныша, что сияет внутри у полёта сойки.
* * * И нереален стыд детей, когда во мне они калитку открывают тьме, пока бегут, и – стрекоча в стрекозах – доят теней осыпавшихся воздух, и разминают слепоту в окне – перевернувшись камнем на морозе выводят мертвецов под руки в не.
Ты не почуешь этого стыда, когда они оттуда и сюда откроют насекомого калитку (скорей сотри, как немоту, улыбку – пока течёт холодная слюда, слюна божественна и светится, как холод – хотя и падает, как снег, а не вода)
и нереальна речь, что говорю, баюкая не тех, что жить в раю обречены, а тех, что веки срезав почти как бодхисатвы, спозаранку взглянуть в себя, как бы в воронку, в ранку – немеют в ужасе, как будто бы они – стрекоз неразличимые огни, чья речь молчит, узнав свою изнанку.
Они свердловских этих мертвецов, ведут по коридору, как отцов, по дырам скрытым в мокром моём теле И что мне делать? если полетели они – скорей ответ, а не вопрос – и двери заперты на крылышки стрекоз, которые заглядывают в щели.
Скорей сотри мой влажный свет с плеча – кого поют здесь ангелы, смолчав заразные, как тёплый Бог, беседы? – кто в эти хоры (в норы) кто поверит, пройдя в калитку? утеряв стыда пчелиный рой, кто падает сюда – в ребёнка, как душа (хоть может две их)?
Александр Александрович Петрушкин - родился в 1972 году в городе Озерске Челябинской области. Публиковался в журналах, альманахах, в «Антологии современной уральской поэзии: 1997–2003» и др. Куратор проектов культурной программы «Антология». Координатор евразийского журнального портала «МЕГАЛИТ» http://www.promegalit.ru/ ![]() |
ГолосованиеВыберите название/тему следующего раздела проекта "Вещество"ЖурналыКыштым-ГраниПятью пятьКочегаркаСОТЫРусское вымяВЕЩЕСТВОАРТИКЛЬЕВРОПЕЙСКАЯ СЛОВЕСНОСТЬЕВРЕЙСКАЯ СТАРИНАЗДЕСЬЛитСредаЗаметки по еврейской историиСемь искусствЛиФФтДАЛЬНИЙ ВОСТОККОВЧЕГОСОБНЯКМОСТЫМЕНЕСТРЕЛЬПриокские зориВИТРАЖИДОНСЕВЕРДРУГОЕ ПОЛУШАРИЕЛИТЕРАЮЖНЫЙ УРАЛБАЛТИКА-КалининградСеверо-Муйские огниНОВЫЙ СВЕТСлова, слова, словаЗАРУБЕЖНЫЕ ЗАДВОРКИНАЧАЛОКАЗАНСКИЙ АЛЬМАНАХПять стихийЗАРУБЕЖНЫЕ ЗАПИСКИСлово-WordГВИДЕОНКольцо АЭМИГРАНТСКАЯ ЛИРАСорокопут [Lanius Excubitor]ДЕНЬ ПОЭЗИИЖурнал ПОэтовТело ПоэзииГРАФИТБЕЛЫЙ ВОРОНИНЫЕ БЕРЕГА VIERAAT RANNATЮЖНОЕ СИЯНИЕЛитературный ИерусалимДЕТИ РАФУТУРУМ АРТЧЕРНОВИКЗИНЗИВЕРЛИКБЕЗВАСИЛИСКДЕНЬ И НОЧЬУРАЛ-ТРАНЗИТНОВАЯ РЕАЛЬНОСТЬЖурналы, публикация которых на сайте прекращена:ЧЕЛОВЕК НА ЗЕМЛЕИЛЬЯАРГАМАК-ТатарстанИНФОРМПРОСТРАНСТВОДЕРИБАСОВСКАЯ - РИШЕЛЬЕВСКАЯСТЕРЖЕНЬСВОЙ ВАРИАНТБАШНЯ22ВОЛОГОДСКАЯ ЛИТЕРАТУРАНАШЕ ПОКОЛЕНИЕУРАЛРУССКАЯ ЖИЗНЬАРТ-ШУМЛИТЕРА_DNEPRТРАМВАЙЗАПАСНИКЫшшо ОдынПРЕМИЯ ПБЕЛЬСКИЕ ПРОСТОРЫЗНАКИ11:33АЛЬТЕРНАЦИЯ |