Евгений Деменок

Занимательно-замечательные истории


СКОЛЬКО РАЗ ВХОДИЛ В РЕКУ ГЕРАКЛИТ?

«Нельзя дважды войти в одну и ту же реку». Признайтесь – вас, как и меня, всегда раздражала эта фраза. Раздражала очевидной абсурдностью, претендующей на глубокомыслие. Возьмём, например, ближайшую ко мне реку – Днестр. Сколько раз я купался в нём, выходил и вновь заходил – он оставался всё тем же Днестром. Как-то давно, когда мне было шесть лет, мы с дедушкой поймали там огромного карпа – килограммов пять живого веса. Уверен, что карп не имел ни малейшего представления о нестабильности обстановки, в которой живёт.
Конечно, всегда были и будут те, кто искал и даже находил глубокий смысл в этих словах Гераклита. Ну не мог же великий философ написать нелепицу, – рассуждают они. Это же очевидно – всё течёт и изменяется, и река успевает стать другой, пока мы вытремся полотенцем и отдохнём перед вторым заходом. Для подтверждения своей позиции такие «адвокаты» Гераклита приводят слова его лучшего ученика – Кратила, известного нам по одному из диалогов Платона. Кратил пошёл дальше своего учителя и утверждал, что даже один раз нельзя войти в одну реку – мол, не только река, но и входящий так быстро меняется, что входит в реку один человек, а выходит совсем другой. А вообще Кратил предпочитал не говорить, а мычать и размахивать руками, показывая тем самым, что мир ежесекундно меняется и любые его описания и определения будут ложными.
Пытался убедить себя во всём этом и я, но безуспешно. Фраза продолжала раздражать. Как сейчас понятно, неспроста. Гераклита за сложность и таинственность высказываний называли «Тёмным». А как тут не будешь «тёмным», когда выводы о твоём учении делаются на основании обрывков информации – ведь до нас дошла только треть его трудов! Последние сенсационные находки греческих археологов, среди которых – недостающие фрагменты рукописей Гераклита, – позволили пролить свет (хотя как свет вообще можно пролить?) на самые загадочные его высказывания. В том числе, и на это, знаменитое, про реку.
На самом деле было так. Древние греки, так же, как и современные мы, очень любили отдых на природе и часто устраивали пикники и пирушки в живописных местах. Что может быть лучше отдыха у реки? Тут и воду наберёшь, и игрой света на водной глади полюбуешься, и освежишься после хорошей порции шашлыка. Вот и любитель пикников Гераклит, будучи философом во всех своих проявлениях, в своём трактате «О природе» даёт рекомендации о правильном поведении во время отдыха на этой самой природе. «Нельзя дважды войти в одну и ту же реку», – пишет он. «Перед вторым разом нужно как следует отдохнуть, выпить хорошего вина, закусить, спеть песню». А Кратил, его прилежный ученик, вообще считал, что даже первый раз следует окунаться только после приёма вовнутрь приличной порции мяса и вина. Теперь всё встало на свои места. И вот так же, как найденные в Иудейской пустыне Кумранские рукописи позволили заполнить белые пятна в истории течений иудаизма и во многом объяснили истоки возникновения христианства, так и находка не известных ранее трудов Гераклита позволила нам многое понять и переосмыслить в греческой философии. В той философии, без которой сейчас невозможно представить себе нашу цивилизацию.

ПИОНЕР – КОЛДУНЯТАМ ПРИМЕР

Недавние исследования показали, что в СССР именно пионерское движение было самым мистическим, а точнее, построенным по образу тайных орденов ведьм и колдунов. Именно у пионеров были слёты, напоминающие слёты ведьм – шабаши. Да и само слово «пионер» – не русское, взятое у капиталистов. При этом у коммунистов никаких слётов не было и в помине, были традиционные съезды. Негоже было коммунистам летать. А вот пионерам в самый раз. Одно время в закрытых кругах коммунистической элиты обсуждался вопрос о выдаче подготовленным в пионерских лагерях пионерам мётел, ведь на них гораздо легче добираться на пионерские слёты и выполнять разведывательные задания. У комсомола слёты практически отсутствовали – дело в том, что разработанные в советских секретных КБ мётлы могли поднять в воздух человека весом только до 46,5 кг. Первоначальная идея создания пионерского движения была совсем не такой, какую мы знали в послевоенные годы. Изначально пионерия создавалась, как элитная организация юных разведчиков и была скопирована со скаутского движения. «Scout» переводится с английского как «разведчик». В России скаутинг зарождается в 1909 году. Основатель российского (и далее советского) скаутского движения – полковник Олег Иванович Пантюхов (c 1919 года имевший титул «Старший Русский Скаут»). В августе 1914 года организуется «Общество содействия мальчикам-разведчикам» – «Русский скаут». Председателем общества стал вице-адмирал И. Ф. Бостром, вице-председателем – Пантюхов. С этого момента скаутинг в России начинает стремительно развиваться. К осени 1917 года в стране насчитывалось 50 тысяч скаутов в 143 городах. После революции комсомол, видя в скаутах своих соперников, поначалу резко отрицательно относился ко всем этим формам, однако в начале 1922 года было принято решение о создании детской коммунистической организации, перенявшей ряд внешних форм скаутинга. Происходя от скаутского движения, пионерское движение отличалось от него по существенным аспектам: система носила всеохватывающий государственный характер и ставила своей целью идеологическую индоктринацию детей и их воспитание в качестве граждан, полностью преданных коммунистической партии и советскому государству. Тогда же родилась идея создания пионерских лагерей – организаций закрытого типа, в которых должны были готовить юных разведчиков для молодого социалистического государства. Заметьте, что ни октябрятских, ни комсомольских лагерей не существовало в природе. Одной из версий, объясняющих этот феномен, является как раз технологическая особенность метлы пионера-разведчика: октябрёнок ещё не годился для серьёзных заданий, а комсомольца метла уже не выдерживала. Позже идея подготовки элитного дивизиона разведчиков-диверсантов, которым было гораздо легче выполнять сложные задания в силу как раз своей молодости, не вызывающей подозрения у врагов, была выхолощена, как и почти все хорошие идеи в громоздком бюрократическом механизме большого советского дома престарелых. Поэтому по мере эволюции движения роль наследия скаутинга в нём падала (что хорошо прослеживается на эволюции пионерского лагеря от типа спортивно-туристического палаточного лагеря к типу санаторного комплекса). В первых пионерлагерях многие церемонии и ритуалы были скопированы с мистических, колдовских, что в те годы подавалось, как один из элементов подготовки и инструмент усиления влияния юных разведчиков на врага. Позже основные наработки из пионерских лагерей были использованы в организациях ГРУ и СМЕРШ, а сами материалы исчезли в архивах НКВД и по сей день не рассекречены.


ВСТРЕЧА ДВУХ ГЕНИЕВ

Встретились как-то в Одессе Исаак Эммануилович Бабель и Владимир Владимирович Маяковский. Сидят за столом, выпивают-закусывают-выпивают (помните классическое «товар-деньги-товар?») и умные разговоры ведут. И вот спрашивает Исаак Эммануилович у Маяковского:
– Владимир Владимирович, скажи, ты хочешь войти в историю?
Маяковский отвечает:
– Войти хочу, а вот вляпаться – нет. Выкладывай, что ты задумал.
– Мы с тобой кто? Правильно, литераторы. А это что означает? Что, с одной стороны, наши произведения нас переживут, а с другой, никто не будет помнить, как мы выглядели.
– И что с того? – спросил В.В.
– А то, что в историю войдём не мы с тобой, а наши книги, а это совсем не одно и то же, – ответил мудрый Бабель.
Налили ещё по рюмке, тяжело выпили и замолчали. Маяковский взял рукой щепоть квашеной капусты, лежавшей в хрустальной вазе, посмотрел на Бабеля и тихо сказал:
– Ты же представитель древнейшего народа. Вы должны знать ответы на все вопросы. Неужели проколешься на этом?
Глаза Бабеля лукаво блеснули из-под очков:
– Есть у меня одна мысль. Слушай внимательно. В историю войдут наши книги. Они будут переиздаваться вновь и вновь. А в книгах, кроме букв, что можно напечатать? Правильно, картинки. Иллюстрации. А в иллюстрациях герои наших книг должны быть похожи на нас. Портретно похожи, понимаешь?
Как же было не понять! Лицо Маяковского просветлело, как весеннее небо после грозы. Приятели продолжили разговор, но обсуждали уже другие темы – урожай в Аргентине, наш ответ Чемберлену и многое другое. Потом разошлись, разъехались, разлетелись их судьбы и дороги. А в памяти обоих осталось самое главное. И вот уже в книгах Бабеля все герои, даже второстепенные, похожи на него самого: невысокие, проницательные, в круглых очках. Всем иллюстраторам Исаак Эммануилович давал чёткие инструкции. Владимир Владимирович пошёл дальше – доверяя только себе, он научился рисовать и сам иллюстрировал свои произведения. Всем известны знаменитые «Окна РОСТа», но никто не задумывался о том, что и это тоже о нём, о Маяковском, который, как известно, был высокого роста. Не обошлось и без курьёзов. О разговоре двух гениев узнал третий – великий пролетарский писатель Алексей Максимович Горький. Он дружил с Бабелем и терпеть не мог Маяковского. И вот в очередном издании «Буревестника» читатели увидели забавные картинки – сам буревестник, усатый и в шляпе, в профиль очень походил на Алексея Максимовича. А вот глупый пингвин нарисован был очень высоким и почему-то в штанах, из которых выползало облако. Маяковский, увидев картинку, рассвирепел и пригрозил в кругу друзей надавать буревестнику по шляпе и сбрить усы. Леонид Гайдай использовал потом этот момент в «Бриллиантовой руке», изменив имя сбрившего усы персонажа.
А примирило всех время, этот великий уравнитель. А ещё – широкое распространение фотографии. И вот уже Беня Крик похож на самого себя и без очков, а буревестник летает, как и положено, без усов, чтобы улучшить аэродинамические характеристики. И мы с вами можем каждый день увидеть Владимира Владимировича на одноимённой площади в Москве, а скоро сможем видеть и Исаака Эммануиловича на одноимённой площади в Одессе.

К списку номеров журнала «ЮЖНОЕ СИЯНИЕ» | К содержанию номера