Екатерина Наркевич

Жить в поисках рая. Рецензия на стихотворение участницы антологии Литературрентген Ailuros Publishing New York 2012 Диана Биккулова ( Уфа) 2008



Музыка и поэзия по глубинной сущности – это одно и то же. У стихов есть мелодия, а у музыки – поэзия. У хорошей музыки и хороших стихов, естественно. Этот факт в доказательстве не нуждается. Мышление, окунувшееся в музыку Чайковского, некоторое время работает стройно и созидающе как музыка. Специально приводим в пример творчество Петра Ильича. Он относится к тем композиторам, которые музыку написали "не из головы". Мелодии Чайковского, Моцарта, Бетховена и других гениев до явления людям находились где- то в космосе. Великие композиторы записали их для нас. Это, конечно, факт еще не доказанный. Но как объяснить то, что их музыка оставляет на людей завораживающее, исцеляющее и грандиозное воздействие? Без влияния космоса здесь не обошлось наверняка.
Вернемся к поэзии. Настоящая поэзия тоже создается где- то свыше. Или, может быть, в раю. Если придерживаться точки зрения, что рай – это гармония. Поэзия-музыка убеждает, завораживает и располагает. Иосиф Александрович Бродский говорил, что поэт служит слову, а не наоборот. Поэзия приходит к нему из человеческого прошлого, из сумбурного настоящего и неопределенного будущего. Поэт – раб поэзии, поэтому не писать он не может. Он стенографист тех процессов, которые без его желания происходят в его голове. Он просто придает этой "неосознанной продукции" современные литературные формы.
Диана Биккулова профессиональная флейтистка и поэтесса. Молодая и талантливая. Мы не случайно в начале эссе рассказали о счастливой связи музыки и поэзии. В Диане эта творческая связь реализовалась. И, на наш взгляд, вполне удачно. Хотя музыки ее мы не слышали. Надеемся, что это пока.
В антологии премии «Литературрентген» (Ailuros Publishing New York 2012) Диана представила стихотворение «Бегство из рая это беспокойство» (первая строка произведения).

Бегство из рая это беспокойство —
чайная ложка стресса на завтрак,

скрытая тревога за близких, ума расстройство,
глухая боль за далёких. Страх...


Музыка в ее стихотворении тревожная, напряженная. Молодая поэтесса, только что вышедшая из детства, поняла, что оно было "раем". Потому что в детстве не было тревоги за близких, не было боли за далеких, потому что ребенок еще не знает, по какому поводу можно беспокоиться. Он не знает того, что детство кончается. Оно, вероятно, и кончается тогда, когда в сердце поселяется тревога. Пока ее не было, был рай-детство. В детстве по утрам не приходило осознание того, что за близких нужно беспокоиться. Поэтому музыка стиха Дианы напряженная с самых первых строк. С самого "утра" ее творчества.

развенчайте надежду,
скажите же последнюю правду
— никогда уже не будет как прежде
никогда не будет, да и не надо, не надо.

Человек еще помнит безмятежность, по ней ностальгирует. Но все понимает сам и мужественно соглашается с тем, что прошедшее не вернуть.
В этом отрывке стихи, взявшие высокую эмоциональную ноту в первом четверостишии, остаются на той же высоте. Поэтесса-музыкант Биккулова играет по правилам надрывных эмоций. Вероятно, это синергично ее душевным человеческим качествам.

мои глаза бегают
твои глаза бегают
мы ищем рай —
я беру с полки супермаркета шоколадку, ты открываешь умберто эко.
(— на ешь. — на читай).

Поиск и смятение знакомы ей в творчестве. И музыкант и поэт не сразу достигают нужного звучания. Оно рождается в глубине души и выплескивается наружу только в результате сильных душевных вибраций. Иначе нельзя. У души края глубокие, выплеснуться могут только самые мощные волны. Поиск рая будет всегда. Он должен быть обязательно, иначе о нем бы забылось. И обязательно должен быть тот, чьи глаза смотрят в одном направлении.

моя кошка болеет,
моя мама стареет,
да и попросту вечереет.

И, конечно, должны последовать выводы. Поэт ищет смыслы во всем, что видит. Эмоции после всплеска временно успокаиваются, потому что... Попросту вечереет. Музыка, дозвучав, затухает, чтобы накатить снова.

столовая ложка стресса на ужин,

ладонь скользит под подушку,
как будто там неведомый цветок,
и никто не уйдёт, и никто не умрёт.

Дослушав свои мысли, поэтесса-музыкант понимает, что музыка будет звучать помимо ее воли. Она зазвучит завтра, разбудив волю и понимание того, что остановить ее нельзя. Поэтическая музыка приходит из космоса. Поэтесса, хочет или нет, обязана ее записать и передать людям. Чтобы они тоже к ней прикоснулись. Чтобы тоже засомневались, испугались, успокоились. Оторвались от земли, полетали и затем благополучно приземлились. Для этого и нужна поэзия. Чтобы возвышать и возвращать. Тревожить и успокаивать. Показывать и прятать. Чтобы жить в поисках рая. Как это делает поэтесса Диана Биккулова.

Москва 2013

К списку номеров журнала «ЗАПАСНИК» | К содержанию номера