АНТОЛОГИЯ РУССКОЙ ОЗЁРНОЙ ПОЭТИЧЕСКОЙ ШКОЛЫ СКАЧАТЬ

Наталия Лихтенфельд

Сергей Ивкин, «Символы счастья»

Сергей Ивкин, «Символы счастья»  М.: «Вест-Консалтинг», 2015

 


«Не просто читать твои, Серёжа, стихи. Я почти всегда  ничего не понимаю, но — как завораживает музыка твоих рифм и ритмов.  Кажется, меня отрывают от ветки сильные и добрые руки и подбрасывают в  небеса — к свету и теплу. Низкий поклон за все».
Это один из многочисленных отзывов на стихи молодого екатеринбургского  поэта, художника и иллюстратора поэтических книг Сергея Ивкина на  портале stihi.ru.
Его третья, новая книга стихов «Символы счастья» — часть общего  творческого проекта, в котором игровой короткометражный фильм режиссера  Алины Волковой занимает центральное место. На съемках фильма,  состоявшихся в сентябре 2014 года в Екатеринбурге, Сергей Ивкин работал  художником. «Таким образом, данная книга стала своеобразным артефактом с  той стороны экрана, позволяющим шагнуть в иллюзорный мир, раздвинув  границы кадра». (Из аннотации.)
Несмотря на синтетичность задуманного, о книге можно говорить как об  одельном культурном событии и рассматривать ее вне проекта. Стихи Сергея  Ивкина, действительно, сложны для понимания, поскольку автор обладает  эрудицией, готовой поспорить с энциклопедией,  и не слишком заботясь о  читательском восприятии, оперирует своими знаниями, создавая собственный  поэтический мир. Но это не желание шокировать читателя, ставя его перед  проблемой личного несовершенства в знаниях, просто поэт так живет и  дышит. Он мыслит образами прочитанного, узнанного, вобранного в себя и  переработанного эмоционально в слиянии со своим жизненным опытом. Стихи  Сергея можно и не понимать, но они воспринимаются на уровне чувств,  эмоций, музыкальности.
Сам о себе он пишет: «Я никогда не занимался заумью, все мои стихи  предельно точны и конкретно-детальны. За каждым словом стоит абсолютно  реальная вещь или история. Но у читателя есть право (оно даже  превалирует над моим замыслом) прочитать что-то свое. Так даже  интереснее, когда поверх моих историй вырастают читательские. Мне очень  важно, что хотя бы звук (или именно звук, поскольку звук первичен)  воспринимается. Как говорит Борис Борисович Гребенщиков: “Если то, что я  делаю, кому-то нужно, то я — счастлив”».
Издатель книги и поэт Евгений Степанов, говоря о творчестве Сергея  Ивкина, восхищается амплитудой его приемов: «Здесь и анжамбеман, и  богатый, разнообразный рифменный корпус, и... образно-метафорическая  система. Здесь все в меру, столько, сколько нужно».
На мой взгляд, это выверенный до каждого миллиметра, четко отработанный  стихотворный текст, где не к чему придраться с технической стороны. Но  этого мало, если в таком тексте отсутствует сама поэзия. Здесь же —  слияние таланта и техники, что редко теперь встречается. Не хочется  приводить даже цитат, разрывать книгу на цитаты, ее надо читать целиком.  Не только читать, но и рассматривать, так как «символы счастья» Ивкина  запечатлены также и в его воздушных, мистических иллюстрациях.
Кстати, Сергей не так жесток, чтобы не поделиться тем, что он знает и не  разъяснить отдельные моменты своих стихов. В письмах к Анеле (в  примечаниях) он расшифровывает «некоторые темные места». Из этих же  писем мы узнаем об его отношении к поэзии, его афористичное определение  ее, заимствованное, по его признанию, у Виктора Сосноры: «Творчество —  единственное занятие, где не может быть никакого соперничества. Находи  свою дорогу и делай, что хочешь».
Сергей Ивкин координатор поэтического клуба «Капитан ЛебядкинЪ» (при  журнале «Урал»), участник культурных проектов «Клуб одиноких мозгов  Франсуа Дюпон», «игныПс», «Студия Олега Бухарова», «Игра в борхес»,  «Северная Зона». Он публиковался в России и за рубежом. Живет в  Екатеринбурге.

К списку номеров журнала «ДЕТИ РА» | К содержанию номера