ШКОЛА ПОЭЗИИ

Авторы Мегалита региона Свердловская область

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я

Чуманов Александр Николаевич

Дата рождения: 27 августа 1950 г.
Дата смерти: 26 ноября 2008 г.

Место жительства: Арамиль, регион Свердловская область

Родился в 1950 году в деревне Борки под Тюменью, в  семье учителей. Семья в поисках лучшей доли переехала на Урал, и девяти  лет Александр стал арамильцем. Здесь, в Арамили, маленьком городе к югу  от Свердловска, закончил он школу, здесь прожил всю свою жизнь. Был  слесарем, электриком, механиком, помощником мастера на суконной фабрике,  журналистом, водителем грузовика, реализатором в киоске, помощником  депутата Государственной думы, сторожем, пожарным, охранником – всего и  не перечислишь. И все эти годы писал.


Сначала –  стихи. Их печатали в газетах, в уральских журналах. В 1984 году А.  Чуманов участвовал в VIII Всесоюзном совещании молодых писателей в  Москве. Участвовал еще как поэт, хотя писал в это время уже в основном  прозу. Короткие рассказы (наверно, лаконизм их тоже идет от стихов),  которые появились на страницах «Уральского следопыта» и «Урала», сразу  обратили на себя внимание читателей. В 1986 году цикл рассказов А.  Чуманова «Зеленый луг на рассвете» был издан в Москве. В 1988 году  Чуманова приняли в Союз писателей СССР. Всего же у автора вышло четыре  книги прозы и четыре сборника стихотворений.


Александр  Чуманов работал в довольно редком в нашей литературе жанре короткой  современной притчи, где причудливо переплетаются фантастика и  повседневная реальность. И если в первых его рассказах – таких, как  «Горыня», – фантастики было больше, то со временем она стала занимать в  чумановской прозе более скромное место. Да и чудеса эти, при всей их  неожиданности, входят в жизнь героев писателя – обычных сегодняшних  людей из гущи наших будней – чаще всего по-домашнему неброско, без  шумовых эффектов, а то и вообще незаметно. Именно так происходит,  например, в рассказе «Птица по имени Карл».


Конечно  же, фантастические образы и детали нужны автору не сами по себе, а для  того, чтобы высветить человеческую суть персонажей, предельно заострить  главную мысль – идет ли речь о красоте, необходимой людям, как воздух  («Афродита»), о горечи одиночества и пронзительной жажде отцовства  («Иван родил девчонку») или о любви, в самоослеплении гонимой  очерствевшими в житейской суете («Пассажир»). Притчи А. Чуманова часто  парадоксальны, непривычны по форме, но при этом автор всегда по-доброму  традиционен в утверждении нравственных ценностей.


Поистине  неистощимая изобретательность в конструировании самых сказочных сюжетов  и ситуаций сочетается у писателя с зоркой наблюдательностью и  ироничностью. Взять хотя бы «Стезю Николеньки Вселенского», где  персонаж, «ещё пребывая в утробе матушки, стараниями папеньки уже был  приписан к институту легчайших сплавов в чине лаборанта».  Настораживающим иносказанием звучит рассказ «Эонимф» – о зловеще живучем  «человеко-жуке», которому ничего не стоит затаиться, зарыться в землю,  чтобы вновь начать паразитировать, когда появятся «благоприятные  условия».


Тревога и боль за тех, кто слишком  старается быть «как все», с готовностью заглушая в себе и своих ближних  ту особинку, непохожесть, что есть в каждом, звучит во многих рассказах,  и особенно в «Крыльях», где медики наловчились быстро «приводить в  норму» малышей, рождающихся крылатыми: «крылья отрезали почти как  ногти…». Любимые герои А. Чуманова – это обычно люди, не добившиеся  особых успехов в жизни, но чистые душой, сумевшие сохранить в ней огонек  духовности, непонятной и чуждой обывателю. Мы чувствуем этот огонек в  старом Александре Ивановиче (рассказ «Место в очереди»), умирающем в дни  «всеобщей вакцинации населения на предмет бессмертия» только потому,  что оказался слишком деликатным и уступчивым. Таков и незлобивый мягкий  Антон («Чего не привидится…»), который, однако, борясь за жизнь  маленькой дочки, сталкивается с самой Смертью…


Александр Чуманов


Александр  Чуманов — лауреат «Бажовской премии» (2005) за повести «Творческий  день», «Брат птеродактиля» и роман «Три птицы на одной ветке». Дважды, в  2001 и 2004 годах, его произведения становились лучшей публикацией года  в журнале «Урал», один раз — в журнале «Уральский следопыт» (1987) и  один раз — в альманахе «Чаша круговая» (2002).