А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
Главная | Журналы | Персоналии | Книги | Медиа | Контакты | Спонсоры |
Центр |
Татьяна Георгиевна АлфероваОб авторе: Родилась в Рыбинске, закончила Ленинградский институт инженеров... >>> |
Марина СпивакОб авторе: Скульптор, поэтесса. Родилась в Ленинграде. В 1977 году окончила скульптурное... >>> |
Ирина ДежеваОб авторе: Поэтесса, филолог. Родилась в 1976 г. в Одессе. Окончила Одесский... >>> |
РегионыЦентрРоссияБарнаулБелгородВладивостокВладикавказВладимирВологдаВоронежЕкатеринбургИжевскИркутскКазаньКалининградКалугаКемеровоКраснодарКрасноярскКурганКурскЛенинградская областьМоскваМосковская областьНарьян-МарНижний НовгородНовосибирскОмскОрелПензаПермьПетрозаводскПетропавловск-КамчатскийПсковРостов-на-ДонуРязаньСамараСанкт-ПетербургСаратовТверьТулаУфаХабаровскЧебоксарыЧелябинскЗападная ЕвропаАвстрияАлбанияБельгияБолгарияГерманияИзраильИрландияИспанияНорвегияПольшаРумынияСловенияФинляндияКавказАзербайджанАрменияГрузияАзиатско-Тихоокеанский регионАзиатско-Тихоокеанский регионАфрикаАфрикаВосточная ЕвропаБеларусьМолдоваУкраинаСеверная АмерикаКанадаСШАЦентральная АзияКиргизстанУзбекистанСтраны БалтииЛатвияЛитваЭстония |
Ольга ПуссиненНечеловеческая сила современной поэзии. Заметки на полях длинного листа «Премии П»Прочтя около сотни стихов, написанных более чем двадцатью современными авторами, я все-таки решила не лениться и изложить на бумаге (на компьтере, разумеется), свое впечатление от творчества номинантов. Прихожу к мысли, что в современной поэзии правят бал три основных приема. Прием первый. Умничание. У меня уже давненько сложилось впечатление, что большинство современных поэтов вообще пишет свои стихи в рассчете на знакомого критика: Коля пишет Оле, а Оля пишет о Коле. Если знакомого критика не имеется, тогда приходится умничать просто так, на будущее. Кроме того, тяга к умничанию развита не только среди поэтов, но и среди читателей. Умничающий читатель с видом знатока и ценителя читает умничающего поэта и говорит читателю неумничающему: «Ты посмотри, какая строчка!» (Далее цитируется что-нибудь заковыристо-аллитерированное или сверхобразное). Неумничающий читатель растерянно чешет свою репу, глядя на то, как умничающий поэт выделывает перед ним свои кульбиты: «– А я свои стихи сплошной строчкой писать буду! – А у меня строчка будет из одного слова, да нет, чего там из слова, из одного слога! – А я без знаков препинания! – А я без больших букв! – А я только большими! – А йа вапщче па-олбанцки! – А у нас в квартире газ! – А у нас водопровод!.. – А у нас сегодня кошка родила вчера котят…» Наглядевшись на эти фокусы, неумничающий читатель, так и не уловив смысла стиха, забитого умничанием, в конце концов плюет на поэзию и идет по своим делам, – посуду мыть, обои клеить или просто пивка с приятелем попить… Прием второй. Эпатаж. Если умничание не удается, поскольку ума все ж таки на базаре не прикупишь и, как накладные ресницы и надувные губы, на личико тоже не приделаешь, – поэты прибегают к эпатажу. Гуляют по-русски широко, так что даже оторопь порой берет. Одни транслитерируют французские слова кириллицей (радуйся, читатель, что поэт переехал во Францию, а не в Монголию или Вьетнам), другие слагают свои вирши в честь и якобы по образцу гениев предыдушей эпохи (радуйся, поэт, что гений лежит в гробу, а то схлопотал бы от него за такие псевдоподражания по роже, поскольку гений был капризен, вспыльчив и подражателей терпеть не мог), третьи, самые продвинутые, и так и сяк елозят словами по половой проблеме. Эти полотеры вызывают наибольшее удивление: уж вроде прошли времена, когда все замирали от смелости писателя, включившего в свой рассказ или стих слово из трех заветных букв, уж вроде все мы лет с шести-семи эти слова знаем, вроде и мужики ими на улицах по-прежнему ругаются, а прыщавые подростки, зажимая фломастер в потных руках, выписывают их в лифтах, стремясь успеть, пока лифт не доехал до последнего этажа… И тем не менее, – некоторое поэты, словно вольтеровский Простодушный: жили – не тужили, дотянули по предпенсионного возраста, и тут их какой-то злодей просветил, как господина Журдена, что говорим мы прозой, а между ног у нас находятся те слова, которыми как раз можно сочинять стихи. И поэты, ошалев от такого открытия, кинулись строчить оды половым органам. Вспомнила бабка, как девкой была… Прием третий. Бесчувственность. Чувств ныняшняя поэзия не признает. То есть вроде бы поэт что-то и чувствует, но чувства его неполновесны и неполноценны: то ли любовь, то ли ненависть, то ли тоска, то ли презренье, то ли радость, а то ли просто голова с бодуна раскалывается… Всё какие-то клочки и обрывки, перемешанные со словесным мусором. Главной целью поэта становится как можно тщательнее замаскировать свое чувство, если оно у него вообще имелось. Спрятать так, чтобы читатель, не дай Бог, его не увидел. Умным быть модно, но чувствующим – совершенно не в тренде. Чувствовать, как я понимаю, сейчас просто дурной тон, как говорится, отстой. «Но ведь без чувств стихи перестают быть стихами?..» – робко лепечу я. «Фигня! – решительно отвечает мне современная поэзия. – Страдают только олени и дятлы. Современный поэт не имеет права страдать. Он смотрит вдаль стальным, пост-байроновским взглядом, перебирая четки хаотических полумыслей, несформированных и несформулированных». Я расстраиваюсь. Я чувствую себя динозаром и птеродактилем, мамонтом и мастодонтом, грустно и пугливо сидящем на кочке в дремучем лесу современной поэзии, спасаясь от ее нечеловеческой силы. «Чувств! – восклицаю я. – Дайте мне чувств! Дайте, дайте! Чтобы побежали по коже мурашки, под ложечкой сладко заныло, а в глазах вдруг прояснилось, как будто на них выступили слезы…» «Вот ведь нарокоманка, – говорит мой муж. – На, на, успокойся уже!» Он сует мне в руки старый потрепанный томик и я читаю, постепенно успокаиваясь: Шепот, робкое дыханье, трели соловья, Тишина и колыханье сонного ручья. Свет ночной, ночные тени, тени без конца, Ряд волшебных изменений милого лица… Хочу сказать спасибо всем конкурсантам, чьи стихи я вынуждена была прочитать. Во мне уже около года зреет мысль выкроить время и написать статью об основных стратегиях развития современной русскоязычной поэзии. Пожалуй, я ее напишу на материалах Премии П. Не все так плохо, друзья. Талантливые стихи есть, хоть их раз-два и обчелся. Искренне Ваша – Ольга Пуссинен |
ГолосованиеДорогие друзья и коллеги, приглашаем вас принять участие в опросе на тему «лучший журнал портала за февраль 2015 года». Итоги опроса будут подведены 7 апреля 2015 года? Голосуйте сами и приглашайте своих друзей.ЖурналыСЕВЕРДРУГОЕ ПОЛУШАРИЕЛИТЕРАЧЕЛОВЕК НА ЗЕМЛЕЮЖНЫЙ УРАЛИЛЬЯБАЛТИКА-КалининградСеверо-Муйские огниНОВЫЙ СВЕТАРГАМАК-ТатарстанСлова, слова, словаЗАРУБЕЖНЫЕ ЗАДВОРКИНАЧАЛОКАЗАНСКИЙ АЛЬМАНАХПять стихийЗАРУБЕЖНЫЕ ЗАПИСКИСлово-WordГВИДЕОНКольцо АИНФОРМПРОСТРАНСТВОЭМИГРАНТСКАЯ ЛИРАСорокопут [Lanius Excubitor]ДЕРИБАСОВСКАЯ – РИШЕЛЬЕВСКАЯДЕНЬ ПОЭЗИИЖурнал ПОэтовСТЕРЖЕНЬТело ПоэзииСВОЙ ВАРИАНТГРАФИТБАШНЯБЕЛЫЙ ВОРОНИНЫЕ БЕРЕГА VIERAAT RANNAT22ВОЛОГОДСКАЯ ЛИТЕРАТУРАНАШЕ ПОКОЛЕНИЕЮЖНОЕ СИЯНИЕЛитературный ИерусалимУРАЛРУССКАЯ ЖИЗНЬДЕТИ РАФУТУРУМ АРТАРТ-ШУМЛИТЕРА_DNEPRТРАМВАЙЧЕРНОВИКЗАПАСНИКЗИНЗИВЕРПРЕМИЯ ПБЕЛЬСКИЕ ПРОСТОРЫЛИКБЕЗВАСИЛИСКДЕНЬ И НОЧЬУРАЛ-ТРАНЗИТНОВАЯ РЕАЛЬНОСТЬАЛЬТЕРНАЦИЯЖурналы, публикация которых на сайте прекращена:Ышшо ОдынЗНАКИ11:33 |