Виталий Леонардов

За туманом. Об альманахе «Ковчег»

 

Плывет «Ковчег», окутанный Туманом.

Он в поисках, ведь должен быть Просвет.

Насытили нас злобой и обманом,

Но верим — вскоре Тьму прогонит Свет!

          Сергей О. Крестьянкин. «Альманаху  «Ковчег»

 

 

 

Я держу в руках четвертый номер альманаха «Ковчег». Выходит он раз в год, значит, на плаву держится уже 4 года. В наше время, когда так все быстро меняется, это ощутимый срок. Существенно, что это альманах всероссийского ордена Г. Р. Державина журнала «Приокские зори».

Обложка выполнена в серых тонах. На ней фотография, на которой мы видим водную гладь, отражающиеся деревья, утренний туман, а за ним, вдалеке, просматривается церковь — символ веры и надежды в духовное возрождение русского народа.

Если и предыдущие сборники выполнены в таком же стиле, то можно сказать, что издание имеет свое лицо и читателям легче отыскивать его на полках книжных магазинов, ежели оно туда поступает, так как тираж слишком мал.

Альманах заявлен, как литературно-музыкальный. Это меня насторожило. Неоднократно приходилось сталкиваться с такого рода изданиями, где напечатаны строки стихотворений и подписано, что — это песни. Вот и вся музыкальность. А как их петь, какой мотив — не известно. Здесь же, действительно, песни Владимира Пашутина на слова Якова Шафрана с напечатанными нотами. Значит, правильный альманах.

С обратной стороны обложки мы видим фотографии 60 авторов. Лично мне нравится, когда читаешь стихотворение или рассказ и можешь посмотреть, как выглядит человек его написавший.

Здесь представлены и члены обоих Союзов писателей, и журналистов, и Академии российской литературы, заслуженные работники культуры и редакторы журналов, альманахов, сборников, и руководители литературных объединений из разных городов. Тут есть не только профессиональные поэты и писатели, но и молодые литераторы и совсем юные, делающие лишь первые пробные шаги в этом направлении. И очень важно не отмахнуться от них на данном этапе, а предоставить возможность высказаться. И такую возможность предоставляет альманах «Ковчег».

Как правило, в таких сборниках, начало занимают именитые, состоявшиеся писатели, поэтому открываю книгу ближе к концу.

Владимир Гудков (г. Тула) — сказки для детей. Прочитал, как говорится, на одном дыхании. Интересные, добрые и самое главное поучительные произведения. Будь то про умного (как бы это странно не звучало) и упрямого баранов или про капусту, изменившую свой взгляд на окружающую среду. А про светлячков и жука-дровосека, сотворившего праздник, когда читал, то вспомнил сказки Андерсена...

Решил не перескакивать, а ознакомиться и с остальными авторами из этого раздела для детей.

Замечательный рассказ «Дом с привидениями» Рудольфа Артамонова из Москвы. Читаешь, как детектив, а в конце узнаешь, что привидения на чердаке — это обычные котята.

У Нины Поповой из города Москва хорошие стихи, которые приятно читать. «Хочу сестру» — размышления маленькой девочки. А «Прятки» и «Дождик» передают веселое настроение, да так, что мне, человеку пожилого возраста, давно пенсионеру, захотелось поиграть в прятки с лучиком и побегать босиком по лужам.

Валерий Ходулин — туляк из поколения, которого коснулась война, конечно же, большинство из своих стихотворений посвятил военной тематики, фронтовикам, пожилым людям, достойно прошедшим тяжелое время и любви...

Проза Людмилы Алтуниной пропитана любовью к людям и переживанием за этих бедных, обездоленных, беззащитных и порой несчастных женщин и стариков, которым досталась война, разруха, голод и послевоенные годы восстановления. Читая ее непридуманные истории, задумываешься. После войны женщина с сыном голодает и вдруг она находит целый червонец, аккуратно лежащий на земле, придавленный палочкой. Кто-то потерял, а ветка случайно упала сверху? Или, может быть, Николай Угодничек, как она говорит, специально положил на ее пути и прижал деревяшкой, чтобы не улетела бумажка? А вот другой рассказ «Хлебушек от дедушки». Война. Матери нечем кормить своих детей, а тут в дом постучал старичок с котомкой и в длинном одеянии. Решила поделиться свеколкой, а дедок взамен хлебушка свежего в мешке дал — это во время войны(!), когда и черствого хлеба не ели уже много месяцев. И так несколько раз они со стариком менялись, пока свекла не закончилась. Тогда пожилой мужчина отдал мешочек с хлебом просто так, за доброту женщины. Вот она — человечность, которая прослеживается во всех рассказах писательницы и помощь людей друг другу в тяжелое время.

Не изменяю своему принципу — опять открываю сборник наугад. Стихи. И вновь удача.

 

«Посмотри за окном — это я

Разбиваюсь о землю... каплями

Для того чтоб увидеть тебя.

Небеса снова тихо заплакали.

 

Посмотри за окно — там я

В одиночестве бродит... искренность...»

 

Эти строки написаны молодой поэтессой Наталией Силаевой из г. Серпухов Московской области. Окунулся в это стихотворение, а заодно и в остальные три ее произведения. И оказалось, что не окунулся, а взлетел — так воздушно и широко пишет автор.

Ведь как бывает: стройные ряды слов, прекрасный четкий ритм, добротная рифма и смысл, а не цепляет. И случается наоборот — сбивающийся ритм, слабая или спорная рифма, а душу бередит, выворачивает. И пишет не член Союза писателей, а никому не известный поэт.

Много талантливой у нас молодежи в разных областях — культуры, спорта, науки...

Чтобы, дорогой читатель, ты не подумал, будто бы я — москвич и поэтому отдаю предпочтение своим землякам, решил поискать авторов из других областей.

Александр Карпов из города Тула. Осмысливая свою жизнь, написал проникновенные строки в стихотворении «В старый храм потихоньку войду». Или другое его творение «Бокал лета».

 

«...Кто-то все ждет окончания света,

Кто в суете новогодней увяз.

Я же с бокалом наполненным летом

Звезд и снежинок вновь слушаю вальс!»

 

По-моему замечательные строки, не требующие никаких пояснений.

Ольга Борисова из Самары предлагает стихотворение «Любовь Ундины». А я, когда его читал, слышал в своей голове мелодию и представлял, как бы звучал этот романс со сцены. Но песней это произведение не заявлено. Просто у меня разыгралось воображение. Совершенно другого плана стихотворение «Среди камней на горном склоне». Про цветок, родившийся среди камней и тянущийся к свету.

Все стихи Якова Шафрана (г. Тула) пронизаны любовью к своей Родине, добротой и верой в лучшее, светлое будущее народа, живущего в России.

Игорь Боронин в своих стихах рассказывает о замечательных русских городах, о природе. Делится впечатлениями от рыбалки. Но самое главное — он гордится, что живет в России.

С состраданием к людям земли русской и с болью за Россию высказывается тульский поэт Валерий Савостьянов, который не может молчать, наблюдая за происходящим в стране. И, конечно же, пишет о родных и близких, которых мы, порой, не оберегаем и не ценим. А когда они уходят безвозвратно, горько жалеем об этом.

И тут же словно подхватывает эту тему Вячеслав Алтунин:

 

«Какое чудо Господом дано!

Какие во глубинах русских силы!..

Дороги плохи, дураков полно,

А все ж Россия — светоч негасимый!..»

 

Чувствуется, что люди любят свою страну и им не безразлична судьба России.

Валерий Демидов (Тула) с болью пишет о том, что все меняется и, порой, не в лучшую сторону. Мысленно обращаясь к Толстому, говорит:

 

«И мы уже совсем не те,

Какими в твоих книгах были, —

Мы утопаем в суете,

На нас слои греховной пыли...»

 

Переживает за стариков и верит в духовное возрождение нашего общества.

 

 

«Он взывает к Господу и верит,

что прервется жизни суета

и с базара в храмовые двери

приведет нас истина Христа».

 

Интересны переводы Ольги Пономаревой-Шаховской из Москвы современных болгарских поэтов.

Тех, кого интересует возможность почерпнуть какие-либо дополнительные сведения о прошлых и нынешних поэтах и писателях, конечно же, заглядывают в раздел «Литературоведение». Заглянем и мы.

Валерий Маслов (г. Тула) рассказывает о человеке и писателе Иване Бунине, о его посещениях тульского края и впечатлениях, которые складывались от общения с жителями Ефремовского уезда и от увиденных красот Тульской губернии.

Второе повествование Маслова о Глебе Успенском, жизнь которого тесно связана с Тулой. И видение этого писателя все в серых тонах и черных красках. В очерках показана ужасная картина Растеряевской улицы. «Сплошная запойная пьянка, драки, битье жен, сквернословие, нищета, непролазная грязь, покосившиеся хибары... и нет никакого просвета...».

Как говорится, у каждого писателя свой взгляд на тот или иной аспект жизни.

Рудольф Артамонов из Москвы, как я понял, является врачом. Поэтому изучая творчество разных поэтов, а в данном альманахе Афанасия Фета, с чисто профессиональной точки зрения находит в его стихах различные признаки болезни поэта, о симптомах которой частенько упоминает сам поэт.

Яков Шафран из города оружейников рассказывает о романах Ирины Кедровой «Войной украденная юность», «Девять жизней» и повести Натальи Квасниковой «Горизонт за карнизом». Все они разные, но повествуют о тяжелой жизни простых людей, о вере и надежде на лучшее время. Как бы ни было тяжело, авторы пытаются найти и показать что-то хорошее, доброе, светлое.

Яков Шафран, разбирая эти произведения, пытается как можно лучше донести до читателей основные мысли писательниц. И, честно скажу, захотелось найти упомянутые книги и прочитать, как говорится, первоисточник.

Алексей Яшин, хоть сейчас и живет в Туле, но детство его прошло на Севере. Он делится своими воспоминаниями о том замечательном, счастливом времени и крепких закаленных людях, там проживающих. Вы посмотрите, с какой любовью описывает это край, хотя сам и называет его «забытая богом земля». Рассказывает о своих страхах, которые посещали его в далеком детстве и врезались в память настолько сильно, что всплывают до сих пор. Да разве такое забудешь. Бродили с мальчишками по заливу и наткнулись, думали, сто на полузатопленный понтон, а оказалось — на торпеду, оставшуюся со времен войны. Мало того — долбили по ней камнями, а затем разожгли рядом костер. Когда об этом узнали родители, то срочно вызвали военных и те произвели взрыв, так как транспортировать ее было опасно. И страх нахлынул не во время страшной находки, а гораздо позже — в момент осознания, что могло с ним и его друзьями случиться.

Сергей Норильский рассказывает на примере одной семьи о тяжелой жизни народа. Охватывает дореволюционное время, революцию и послереволюционное — НЭП, раскулачивание. Как семья с ребенком после неоднократных обысков у них в поисках драгоценностей живет в постоянном напряжении от ожидания, когда их выселят и сошлют в Сибирь или Среднюю Азию. «Беглецы» — так заявлена глава из романа. Читать, конечно, интересно, но жаль, что это лишь часть и нет целостности картины. А печатать романы по частям в таких альманахах, которые выходят, в лучшем случае, раз в год, нет никакого смысла. Обычно, таким образом, печатают издания, выходящие ежемесячно. В противном случае за год забываешь, о чем там написано и каков сюжет.

Читая рассказ «Волк» Сергея Крестьянкина из Тулы — словно фильм смотришь. Такие яркие картины, образы встают перед глазами. Своеобразная сказка об умном волке, отплатившим добром за добро. Вы скажете, что такого в природе не бывает. «Сколько волка не корми, он все в лес смотрит». Зверь по натуре своей остается зверем. Но, как показывает практика, в жизни всякое случается. И потом, это не документальное, а художественное произведение, то есть выдумка автора, наполненная романтикой и предлагающая всем окружающим, и особенно молодым людям, чаще совершать хорошие добрые поступки.

В повествовании «Грумант» Сергей Овчинников делится своими мыслями о русской деревне и людях в ней живущих, о чеченской войне, о культуре поведения, про озлобленность взрослых и детскую доброту, про приезжих, скупающих землю и строящих коттеджи и россиян, уезжающих, наоборот, за границу. Одним словом о нашей жизни, о нашей Родине.  

Написано мастерски. Прочитано с удовольствием. Всколыхнуло и напомнило, что мы — русские.

Душещипательную историю рассказала нам Нина Семенова из Москвы в произведении «Одноклассники. Чурбан».

До слез довела меня — старика. Разволновался сильно.

Речь идет о школьном хулигане и задире Степке Чурбанове, который, естественно, плохо учился, не слушался учителей. Авторитетом для него никто не являлся, и все ему прочили прямую дорогу в колонию. Почти в каждой школе встречаются такие персонажи. И когда случился пожар в их школе во время занятий, а Чурбан прогуливал, как обычно, уроки, но заметив столб дыма не раздумывая, как другие — кряхтя, охая и причитая, ринулся внутрь спасать малышей. Выводил детей и возвращался в полыхающее здание. И так несколько раз, пока не спас всех до приезда пожарных. Сам сильно пострадал, получил много ожогов, попал в реанимацию. Врачам удалось его спасти. Он стал героем и был награжден орденом.

Через несколько лет он все же попал в колонию. Но учителя и одноклассники не это будут помнить, а, то, как он — хулиган и двоечник единственный оказался героем на пожаре.

Вот пример для подражания нынешней компьютеризованной молодежи.

Прочитав рассказы тулячки Елены Гаденовой, отдохнул душой. Даже писать ничего не хочется. Единственное желание — просто посидеть, поразмышлять. Стало как-то спокойно и радостно за людей, живущих в любви размеренной жизнью. «Каштаны» и «Папуасы» — совершенно разные произведения, но их объединяет общее настроение, любовь и бережное отношение людей друг к другу. В рассказе «Каштаны» женщина развелась с мужем и одна воспитывает дочку. Передает ей всю свою любовь и нежность. Мечтает об отдельной квартире и путешествиях вместе с ребенком. И считает себя счастливой, так как счастье рядом — это ее дочь. А «Папуасы», словно продолжение первого рассказа. Муж и жена живут вместе уже более 30 лет, у них дочка. Ютятся в малюсенькой квартирке. Но все счастливы и любят друг друга. Дочке ни в чем не отказывают — есть у нее и компьютер, и книги... Живут не богато, но, если можно так сказать, светло и радостно. И самое главное, у них есть время и желание смотреть на звезды...

Случайно наткнулся на «Случайные встречи не случайны» (Наталья Приходько, г. Серпухов). Начало первой фразы «В городе без конкретного названия, в мире без особых предрассудков...» заставило сконцентрироваться на этом рассказе и дочитать его сразу до конца. Пишет молодая девушка. Тема не новая. Сюжет надуман, в жизни такого не бывает. Это скорее современная сказка. Но сколько здесь романтики, веры в людей — в хороших людей, в доброту. Все очень простенько, но читается интересно.

На титульном листе альманаха написано: «Православие в наших душах» и само название «Ковчег» подразумевает, что материалы здесь, скорее всего, публикуются с религиозной направленностью. Но, как нам удалось выяснить, совсем нет и напечатаны в нем разные авторы.

Стильные, тематические иллюстрации художницы Елены Соколовой добавляют колорита этому изданию.

И даже те несколько листов, которые ошибочно вклеены неправильно и перепутали нумерацию, совсем не портят общего хорошего впечатления от этого сборника.