Главная | Журналы | Персоналии | Книги | Медиа | ПОМОЧЬ МЕГАЛИТУ |
Центр |
Никита МироновОб авторе: Родился в Ленинграде, учился в музыкальной школе по классу валторны и на... >>> |
Хлоя ГоренкоОб авторе: Родилась в 1980 году в Норильске, в настоящее время живет в Санкт-Петербурге... >>> |
Анатолий Филлипович ДомашёвОб авторе: Родился 16 ноября 1938 года. Окончил Ленинградский Кораблестроительный... >>> |
РегионыЦентрРоссияАбаканАнадырьАрхангельскАстраханьБарнаулБелгородБлаговещенскВладивостокВладикавказВладимирВолгоградВологдаВоронежЕкатеринбургИжевскИркутскКазаньКалининградКалугаКемеровоКраснодарКрасноярскКурганКурскЛенинградская областьЛипецкМоскваМосковская областьНарьян-МарНижний НовгородНовосибирскОмскОрелОренбургПензаПермьПетрозаводскПетропавловск-КамчатскийПсковРостов-на-ДонуРязаньСамараСанкт-ПетербургСаратовТверьТулаУлан-УдэУфаХабаровскЧебоксарыЧелябинскЯкутскЯрославльЗападная ЕвропаАвстрияАлбанияБельгияБолгарияБосния и ГерцеговинаГерманияИзраильИрландияИспанияНорвегияПольшаРумынияСловенияФинляндияКавказАзербайджанАрменияГрузияАзиатско-Тихоокеанский регионАзиатско-Тихоокеанский регионАфрикаАфрикаВосточная ЕвропаБеларусьМолдоваУкраинаЦентральная АзияКазахстанКиргизстанТаджикистанУзбекистанСеверная АмерикаКанадаСШАСтраны БалтииЛатвияЛитваЭстония |
Борис КутенковИгорь Панин. Мёртвая вода: Стихи. – М.: Вест-Консалтинг, 2011.На книгу Игоря Панина, вышедшую весной этого года, уже появилось немало отзывов – от откровенной апологетики, демонстрируемой предисловием Д. Быкова, до наивных высказываний вроде «Почитал стихи Панина и… словно бы пил всю ночь напролёт…». Попадаются – но значительно реже - честные попытки объективно разобраться в художественных особенностях книги, каковая предпринята, например, Михаилом Стрельцовым (шестой номер «Зинзивера» за 2011 год). Книга поэта, который к тому же ещё и редактор (а тем более – самого читаемого литературного издания в России), – безусловно, заметное явление в литературном сообществе. Думаю, уместно было бы привести слова уральского критика Константина Комарова, в рецензии на Дмитрия Бака сравнившего критика с хирургом, который сам ложится на операционный стол. Тут же, как мухи на мёд, слетаются желающие напечататься, с другой стороны – желающие (или чувствующие себя обязанными) отблагодарить, а те, кого не напечатал, - уязвить… В этих условиях автору, находящемуся между даже не двух – трёх огней, - остаётся только посочувствовать: возможностей услышать беспристрастное мнение у него немного. Поэтому, не относясь ни к одной из перечисленных категорий, перейдём именно к честному и беспристрастному анализу стихов, исходящему из того, что перед нами прежде всего поэтический сборник, а какую должность занимает его автор – неважно. Для начала отметим как безусловную удачу название книги, отсылающее к целому ряду литературных ассоциаций, - от самой очевидной, сказочной, до стихотворения Полежаева «Живой мертвец» (и от него – к романтической концепции лермонтовского мировосприятия) или известной драмы Толстого. Восприятие жизни здесь, однако, далеко от романтического, зримо и предметно. Заграничная топография, закусочные, иностранные гостиницы (а на просторах родины – «дешёвые пивнушки, дремлющие около вокзалов, отражённые в вольном стихе «В стиле Буковски») составляют в поэтическом мире Панина ту самую «мёртвую воду», потребляемую современным человеком в центре цивилизации за отсутствием живой. Синоним предложен в одном из стихотворений: «услуг ассорти»; тождественными атрибутами полны стихи – «искусственные цветы», «свинцовая роса» и др. Противостояние этой цивилизации и «провинциального» рождает конфликт, основной для книги. Таким образом, получается два полюса, - мегаполис или заграница, где лирический герой спасается от постылой родины, и та самая родина – любимая, но как бы «из-под полы», без слепого обожания и декларативности поэтов-почвенников. Остановка, хоть в окно поглядим: две избушки, огороды и грязь. Ах ты, Родина, ах, диво из див, - проблеваться бы в тебя, умиляясь. На пересечении этих двух стилистик и рождается эклектизм поэзии Игоря Панина. Стихи, принадлежащие каждой из них, найдём без труда, - либо стилизации под народные заговоры, обрядовые заклинания (отмеченные Всеволодом Емелиным), либо расшатанный акцентный стих и верлибр, изобилующий современной лексикой. Книга – как лакмусовая бумажка, выражающая состояние человека средних лет: вокруг слишком много всего происходит, а пресыщенность благами цивилизации только усугубляет душевный дискомфорт. Сложно согласиться с Сергеем Шаргуновым, охарактеризовавшим настроение «Мёртвой воды» как «страсть на пределе сил», - оно скорее апатично. Усталость от подённой редакторской работы («Я занимаюсь всем, кроме того, чем должен бы, - /своего не пишу, читаю чужое, правлю», - в личной беседе автор признался, что написал его, когда был выпускающим редактором в информ-агентстве), творчества, провинциального пейзажа, - всему этому находится место в книге, что и усиливает метафору «живого мертвеца». Вымолвить нечто важное хочется, но та, что с косой, говорит: «Цыц, привыкай к вечному одиночеству, как все приличные мертвецы». Образцы прекрасной лирической поэзии соседствуют в книге с элементами безвкусия. Особенно коробит обсценная лексика в концовках стихотворений и игра на дешёвых приёмах - вроде двойного значения слова «кончаю» в стихотворении про Интернет-знакомство. Нередки моменты, когда обыденное слово не получает эстетического преобразования. Пожелаем автору не нарушать «замечательное чувство меры», авансово отмеченное в предисловии Быковым. На другом полюсе – уравновешивающие эти образцы дурновкусия стилизации под фольклор. Замечательна – и по чистоте исполнения, и по смыслу – «Песня Сольвейг»: Спой мне эту песню, спой мне, как тогда. Может быть, воскресну: дрогнут провода, к телефонной трубке ухо приложу: голосочек хрупкий, но под стать ножу, голосочек дерзкий, хриплый от обид… Зареву по-детски, блудный индивид. Удачи, впрочем, не ограничиваются этими стилизациями: едва ли не одно из лучших сочинений в книге – верлибр «Завещание» (если абстрагироваться от метрической конструкции – то по содержанию, безусловно, проза) – остроумный и написанный с позиций жизненного и литературного опыта. Рекомендую найти его в седьмом номере журнала «Дети Ра» за 2011 год. Образ лирического героя здесь как нельзя более тождественен автору, позиционирующему себя как не заботящегося о литературной славе (в недавнем интервью «Литературной России» Панин говорил о себе: «Пробиваться не вижу смысла. Печатаюсь мало, выступаю редко. Когда зовут, иду, конечно, но чтобы я прилагал какие-то усилия, – такого нет»)1. Эта позиция импонирует мне, как и стихи Игоря Панина. Они живые, несмотря на название книги. Сила их – в достоверном показе примет времени и состояния современного человека средних лет, «блудного индивида», - с прилагающимися дезориентированностью, беспомощностью, личностным и творческим кризисом, - в детализации и показе этого состояния от частного к общему. Думаю, что эта предельная индивидуализированность и в то же время художественная обобщённость найдёт (да и уже находит) отклик у читателей. Комплиментарные отзывы в периодике, однако же, не должны являться для поэта основанием почивать на лаврах, - напротив, стремиться к ещё большему чувству меры, вкуса, версификационной безупречности стихов. 1 «Литературная Россия», № 26, 01.07.2011. – «Совсем из ума выжили». – Беседовал Ян Шенкман. К списку номеров журнала «НОВАЯ РЕАЛЬНОСТЬ» | К содержанию номера |
ГолосованиеВыберите название/тему следующего раздела проекта "Вещество"ЖурналыСИБИРСКИЕ ОГНИВРЕМЕНАКыштым-ГраниСОТЫВЕЩЕСТВОАРТИКЛЬДАЛЬНИЙ ВОСТОККОВЧЕГМОСТЫМЕНЕСТРЕЛЬПриокские зориВИТРАЖИДОНДРУГОЕ ПОЛУШАРИЕБАЛТИКА-КалининградНОВЫЙ СВЕТНАЧАЛОСлово-WordКольцо АЭМИГРАНТСКАЯ ЛИРАДЕНЬ ПОЭЗИИЖурнал ПОэтовСВОЙ ВАРИАНТГРАФИТИНЫЕ БЕРЕГА VIERAAT RANNATЮЖНОЕ СИЯНИЕЛитературный ИерусалимЖурналы, публикация которых на сайте прекращена:Пятью пятьКочегаркаРусское вымяЕВРОПЕЙСКАЯ СЛОВЕСНОСТЬЕВРЕЙСКАЯ СТАРИНАЗДЕСЬЛитСредаЗаметки по еврейской историиСемь искусствЛиФФтОСОБНЯКСЕВЕРЛИТЕРАЧЕЛОВЕК НА ЗЕМЛЕЮЖНЫЙ УРАЛИЛЬЯСеверо-Муйские огниАРГАМАК-ТатарстанСлова, слова, словаЗАРУБЕЖНЫЕ ЗАДВОРКИКАЗАНСКИЙ АЛЬМАНАХПять стихийЗАРУБЕЖНЫЕ ЗАПИСКИГВИДЕОНИНФОРМПРОСТРАНСТВОСорокопутДЕРИБАСОВСКАЯ - РИШЕЛЬЕВСКАЯСТЕРЖЕНЬТело ПоэзииБАШНЯБЕЛЫЙ ВОРОН22ВОЛОГОДСКАЯ ЛИТЕРАТУРАНАШЕ ПОКОЛЕНИЕУРАЛРУССКАЯ ЖИЗНЬДЕТИ РАФУТУРУМ АРТАРТ-ШУМЛИТЕРА_DNEPRТРАМВАЙЧЕРНОВИКЗАПАСНИКЗИНЗИВЕРЫшшо ОдынПРЕМИЯ ПБЕЛЬСКИЕ ПРОСТОРЫЛИКБЕЗЗНАКИ11:33ВАСИЛИСКДЕНЬ И НОЧЬУРАЛ-ТРАНЗИТНОВАЯ РЕАЛЬНОСТЬАЛЬТЕРНАЦИЯ |