Александр Проханов

«Аленький цветочек» - метафора человеческой жизни. Интервью Эллы Курильской с лауреатом Аксаковской премии

Интервью Александра Проханова телеканалу «Россия-24 Башкортостан». Элла Курильская (Элла Рифкатовна Курильская родилась в Москве, в 1992 г. окончила Государственный институт театрального искусства им. Луначарского (ныне Российская Академия Театрального Искусства). Профессиональный театральный журналист. Работала в театрах Уфы и СТД России в РБ, а также редактором, ведущим, диктором на радио «Спутник ФМ». Начальник службы радиовещания, автор и ведущий программ «Новости экономики», «Интервью», «Вести-Здоровье» на телеканале «Россия-24 Башкортостан»)

 

– Александр Андреевич, вы уже несколько дней в республике, в Башкирии, в Челябинской области, снова в Башкирии, может, расскажете о цели визита.

А.П.

– Я здесь всего четыре дня, но мне кажется, что целую вечность, потому что непрерывные встречи, люди, характеры, темпераменты, ситуации.Я приехал по двум причинам. В последнее время в устах политиков – и наших, и зарубежныхвсе чаще звучит тема ядерного оружия. Тема эта долгое время была табуирована. Джин, казалось, был плотно закупорен в бутылке, и вдруг он как бы вырвался из нее.В мирестало настолько тревожно– то в одном районе планеты, то в другомвспыхивают войны, а тутУкраина: к нашим границам ползут американские танки, нервы взвинчены. И на этом фоне снова заговорили о ядерном оружии, даже о возможности применения его.И мне захотелось побывать в закрытом городе Трехгорном Челябинской области на границе с Башкирией, в котором производится самое мощное ядерное оружие России, в городе, которому мы обязаны самим существованием России.Узнать, что собой представляет современное наше ядерное оружие, достаточно ли мы защищены, чтобы быть уверенными в нашем будущем и, если я обрету эту уверенность, вселить ее в других. А, во-вторых,мне давно хотелось побывать в Уфе, на родине Сергея Тимофеевича Аксакова, в Аксаковском музее, в Аксаковском фонде, почувствовать, что такое Аксаков в XXI веке.Как эта поразительная прекрасная фигура, переходя из столетия в столетие, наполняется каждый раз новыми очертаниями. И эти два моихжелания, кому-то это покажется парадоксальным,органично осуществились в одной поездке, потому что Аксаков мистическим образом соединил собой грозный атомный город и великую Аксаковскую сказку «Аленький цветочек», смысл которой в том, что зло можно победить только добром.

Э.К.

– И каким Вам видитсяАксаков в XXI веке?

А.П.

– На Аксакова я смотрю глазами моего друга Михаила Андреевича Чванова, как это точнее сказать…это ваш своего рода жрец, который охраняет Аксаковский храм– в самом широком смысле этого слова.И Аксакова, благодаря этому храму, я теперь вижуне просто центром евразийского миросознания, которое столь актуально сегодня для России, Аксаков еще показался мне и во многом таинственной глубокой фигурой, которая стала нам так необходима в такой не литературный,не писательский грозный технотронный ядерный век. Сойдя с самолета, я попал в объятия своего друга, который повез меня в Аксаковский музей. Когда я вошел, я уловил там тончайшие запахи дерева, половиц, книжных корешков, старой утвари.Современные вещи так не пахнут, так пахнет старинный мирный добрый уклад. Это меня поразило. Я оказался в атмосфере покоя, умиротворения, которой нам так не хватает.

Потом,пройдя сотню метров по прекрасной Софьюшкиной аллее, начало которой в свое время положила сноха Сергея Тимофеевича, Софья Александровна, я оказался в абсолютно мусульманской среде. Меня встретил в своей резиденции в Центральном Духовном управлении мусульман России Верховный муфтий ТалгатТаджуддин, кстати, один из духовных попечителей Аксаковского фонда.Тут опять мистическая связь:учредить центральное духовное управление мусульман именно в Уфе Екатерину Вторуюубедил сенатор Б. Мертваго, крестный отец С.Т. Аксакова.

Э.К.

– Что подвигло Вас на эту встречу.

А.П.

– В последнее время мы не раз встречались с ним в Кремле, но все мимолетно. Раньше, когда я в ельцинское время возглавлял крайне оппозиционную газету «День»,он дал мне откровенное интервью, за которое ему тогда попало от властей. Сейчас он мне об этом напомнил. Я благодарен ему за встречу,несмотря на строгий мусульманский пост, он приехалв управление, подчеркивая теплоту наших отношений, прямо в домашнем одеянии, не облачаясь в официальные одежды. Мы вели с ним очень интересную и очень важную для меня беседу о мистике ислама, о мистике веры, как таковой. О единобожии. О том, что у всех народов одно и то же ощущение небес, одно ощущение смысла жизни.Меня, как и миллионы россиян, волновал вопрос: может ли прийти в Россию ядовитое облако «игил», он поделился сомной своими мыслями по этому поводу, и его мнение было для меня очень важно, я убедился, что наши мысли по этому поводу:русского православного писателя и иерарха Ислама совпадают.Мы говорили о таком философском, духовном понятии, в то же время и простом, житейском, как справедливость.

И после этой беседы, снова выйдя в пекло, которое в те дни обрушили на Уфу небеса, а пекло было невероятное, повстречавшись с председателем законодательного собрания республики К.Б. Толкачевым (главу Башкирии, Р.З. Хамитоваперед саммитами БРИКС и ШОС, зная его невероятную занятость, мы не решились тревожить), мы поехали в закрытый город Трехгорный, который, как выяснилось,находится на границе с Башкирией. И наутро яоказался на заводе самого мощного в мире ядерного оружия, гдееще раз убедился, что трудности 90-х годов, когда наш оборонный комплекс страдал, можно сказать, умирал, позадии наша ядерная индустрия, наше ядерное сознание, наша оборона находятся в полном порядке.

Это удивительный город, в котором живут удивительные люди с широкой душой. Они спасли в страшные 90-е годы искусство Каслинского литья, и на заводе, где производят грозное оружие, уникальный единственный в своем роде музей Каслинского литья. А вечером в городском дворцесостоялся мой творческий вечер. По сути это были непростые, волнующие людей вопросы, на которые нужно было честно, не уходя в сторону, отвечать.

Город за семью печатями,словно таинственный остров где-то в океане, закрытый туманами.И действительно одна из причин, по какой место для будущего города выбрано было именно здесь, что этот район – самый облачный на Южном Урале. Городв целях конспирации, кажется, пять раз менял свое название, его не было на географических картах, до сих пор строжайшая система пропусков, каждый человек туда не попадет, колючая проволока, вторая – под током высокого напряжения, вспаханная полоса, как на границе, вдоль которой в полном боевом снаряжении идет пограничный патруль. С самого появления этот город находится в поле зрения американской и других разведок, и именно его сфотографировать летел Пауэрс, его тут специально пропустили, чтобы не выдать город, и сбили уже под Свердловском… Издесь, где пекутся грозные пироги, существует детская библиотека имениС.Т. Аксакова–одна из лучших в России, это тоже удивительно. Восхитительная детская библиотека, куда приходят дети атомщиков и учатся там не производству ядерного оружия, а любить Родину, нашу литературу. Великая сказка «Аленький цветочек», смысл которой в том, что зло можно победить только добром, является глубокой метафорой человеческой жизни: «Возлюби, но не отвергни! Возлюби, но не прокляни!» Чудище, если ты постараешься его укротить не силой, а лаской, поразить его своим обожанием, любовью, превращается в прекрасного принца. Ядерное оружие, производимое в Трехгорном, – несомненное зло, но благодаря ему сегодня существует Россия, иначе говоря, разве это нечудище из сказки «Аленький цветочек», превратившееся в доброго, но в тоже время грозного рыцаря, оберегающего красавицу Россию?

И опять со мной рядом был мой друг, Михаил Андреевич Чванов, можно сказать, крестный отец этой библиотеки, Помимо того он организует здесь всевозможные выставки, привозит с Большой Земли– это понятие бытует здесь со времен абсолютной секретности, знаковых людей России,– таких как народные артисты России Александр Михайлов и Николай Бурляев, певица Татьяна Петрова, космонавт, дважды Герой Советского Союза Виктор Савиных.Побывали здесь и башкирские артисты, в том числе ансамбль народного танца имени Ф. Гаскарова. Аксаковский фонд, который существует исключительно на благотворительные пожертвования,– это целое культурное движение, духовное движение, куда вливаются не только литераторы, не только историки и краеведы, но в большей степени технократы, бизнесмены, политики, руководители оборонных заводов Урала, космонавты, военные…Башкиры, русские, татары… Фонд по своей сути евразийский, Я узнал, что в свое время сопредседателем Попечительского совета был Р.З. Хамитов.Аксаковский фондпроектом «Золотое кольцо Аксаковского Поволжья» соединил уже несколько регионов, так или иначе связанных с семьей Аксаковых. В прошлом году он провел Аксаковские дни в Черногории.Вообще Чванов – это ваше национальное достояние.

Э.К.

– Как и Аксаков!

А.П.

– Да, как и Аксаков! Кстати, я вот думаю: Чванов нашел Аксакова или Аксаков –Чванова?И может быть, они друг друга нашли? И может, Аксаков вызвал к себе Чванова и назначил его своим душеприказчиком?

Да я настолько увлекся, тем, что я здесь услышал и увидел, и это настолько совпадает с моим мироощущением, что я обязательно приеду, если не на Аксаковский праздник, то в другое время, и мы провозгласим создание в Башкирии отделения Изборского клуба, председателем которого я являюсь. Потому как я убедился, что у Аксаковского фонда и Изборского клуба одна и та же державная идеология.Появление Изборского клуба как общественно-политического движения патриотическойинтеллигенции вызвано острой необходимостью заполнить вакуум, создавшийся со времен так называемой перестройки, когда патриотическая интеллигенция была буквально затравлена.

Э.К.

– Вакуум быстро заполняется, только чем?

А.П.

– Начиная с 1991 года, он был заполнен либеральным проектом в культуре в политике, экономике, даже в религии,по сути это был проект уничтожения России. Проект во многом провалился, хотя еще очень силен во многих сферах, то и дело провоцируются попытки организации цветной революции.И вот в пику либералам мы заняты созданием патриотической держаной евразийской идеологии.Клуб был создан в 2012 году на праздникев честь 1150-летия Изборска, города-крепости на тогдашних рубежах России, символа ее несокрушимости,при поддержке губернатора Псковской области А.А. Турчака.И у нас в этом несомненные успехи, раз так к нам тянутся люди. В нашем клубе, и мы гордимся этим, выдающийся ученый лауреат Нобелевской премии Жорес Иванович Алферов, в нашем клубе такие журналисты как Максим Шевченко и Михаил Леонтьев, в нашем клубе настоятель Сретенского монастыря отец Тихон Шевкунов, которого считают духовником Путина, вспомните его фильм-предупреждение «Гибель империи».С намиодин из интереснейших владык архиепископ Августин и Сергей Юрьевич Глазьев, академик РАН, советник президента по экономике. Помимо них, историки, писатели, философы, конфликтологи, люди православные, люди мусульманского вероисповедования.И вот мы создаем сгусток людей, единомышленников в главном,проводим конференции, встречи, консультации, круглые столы, обсуждения проблем. Например, сегодня мы стремимся создать противодействие воззрениям холодной войны, стремимсяподдержать свою культуру, с помощью которой мы сможем сдержать агрессивную западную культуру.Много других тем, связанных с сущностными вещами нашего представления о сегодняшнем человеке, о государстве.Мы пишем доклады, прогнозы, у нас уже есть журнал, он так и называется– «Изборский клуб». Мы открываем по России свои отделения, гнезда вьем свои, у нас есть уже отделения в Екатеринбурге, в Санкт-Петербурге, Самаре,в Пскове, Саратове, Брянске и даже в Сербии и на Донбассе. И практически готовая база здесь, в Башкирии.

Э.К.

– Когда, вы думаете, отделение клубаможет быть создано?

А.П.

– Клубы создаются не в дни, недели. Это непростая вещь. Опять я возвращаюсь к Аксаковскому движению, куда входят самые разные люди, но единомышленники в главном, оно можетстать базой нашего клуба, и я попросил Михаила Андреевича, чтобы он поговорил с вашими местными интеллектуалами, профессурой, историками, экономистами, бизнесменами, политологами, религиозными деятелями. И чтобы он собрал предварительный состав этого клуба.

Э.К.

– Этот год объявлен Годом литературы. Вы – известный писатель публицист, общественный деятель. Как вам кажется, у нас литература уже начала подниматься с тех ступенек, скажем так последних, на которых она в последние годы находилась?

А.П.

– Конечно, советское время – это было время литературы. Весь советский проект начинался с книг. «Как закалялась сталь», «Разгром», «Оптимистичная трагедия»... И закрывался он книгами:«Печальным детективом» Астафьева, «Белыми одеждами» Дудинцева, «Пожаром» Распутина… Это был книжный век. После 1991 года книжная культура в целом обрушилась, либеральной власти она стала неинтересна, даже враждебна. Но есть одна странность, русская странность: все русские идеологии, большие и малые, создавались в недрах литературы, и литераторы были творцами идеологии, а не политики, не банкиры, не бизнесмены, даже не религиозные деятели. Например, Тургенев – романами«Отцы и дети», «Дворянское гнездо», целое поколение молодежи росло на теории малых дел и все были базаровцами. Или Чернышевский с его героем Рахметовым – целое поколение революционеровследовало примеру Рахметова. Или Достоевский со своей всемирной русской идеей открытости мира, идеей русского мессианства. Толстой, который предложил концепцию непротивления злу насилием. Очень многие увлекались этим. И сегодня литература, несмотря на то, что перестала быть массовой, несмотря на то, что превратилась чуть ли не в какой-то эзотерический кружок, опять именно в литературе создаются постулаты сегодняшней российской действительности. И на фоне доминирующих либеральных литераторов появляется все больше молодыхпатриотических писателей. На наших глазах вырослиПрилепин, на которого имели виды либералы, и Шергунов. Это наши патриотические писатели. И поэтому литература в последнее время стала важна и государству. Государство наше возвращается постепенно в те зоны, откуда оно ушло после 1991 года, потому что оно снова становится государством. Оно само ушло отовсюду, бросив на произвол судьбы огромное количество отраслей, включая и военно-промышленный комплекс. Государство опомнилось и возвращается последовательно и не так быстро, как,может быть, нам хотелось, в те зоны, где оно просто необходимо. Оно возвращается и в культуру. Оно начинает пользоваться результатами идеологем, которые добывает литература. Так что в Год литературы это можно сказать с уверенностью.

Э.К.

– Вы говорите, что успели поколеситьи по Башкирии. Что вам наиболее ярко запомнилось, что вы можете отметить?

А.П.

– Перед тем, как вернуться в Башкирию, мы побывали в старинном селе Тюлюк под Иремелем. Горновосходитель я уже никудышный, но посидеть под сенью храма на берегу разговорчивой, успокаивающей душу горной речки, которая разделяет улицу пополам, многого стоит! Мечталось увидеть коней, а они, словно чувствуя это, откуда-то появились, окружили нас…Меня очень радует то, что в Башкирии сохранилось крестьянство, сохранилась деревня. Это я говорю не с чужих слов, не по статистическим данным, которые можно подтасовать. Все, пусть немногое, что я увидел за эту поездку, дает мне право говорить об этом.

Э.К.

– А,к примеру, Смоленская область, разве не сельскохозяйственный регион?

А.П.

– Там почти не осталось деревень, увидеть новый дом – большая удача. Заброшены многие поля, все заросло. А в Башкирии я увиделблагоустроенные деревни, в которых много новых домов, целые улицы.Меня это очень порадовало. Чисто башкирские деревни. Татарские. Башкиро-татарско-русские. Втакой родился Чванов, может быть, отсюда его евразийское мировоззрение? Яувидел потрясающую природу. Она такая возвышенная, такая духовная, сочетание гор и равнин, где чистые струящиеся реки. Эти туманы, которые висят в горах. Эти сосняки, дубравы. И среди этих гор вдруг возникает такое чудо, как ваш знаменитый курорт«Янган-Тау». Прекрасное место, которое я даже не знаю, как назвать, потому что назвать жемчужиной – это слишком банально. Там удивительный директор!Санаторий этот – целая цивилизация, где сочетается комфорт, современные технологии оздоровления с таинствами народной медицины, с таинствами приготовлений всевозможных трапез из национальной еды, лечение травами. А главное, это таинственный пар, который гора дарит людям.Дышит гора, дышит земля. Такое ощущение, что матушка-земля посылает нам свои токи, свои сигналы, заботится о нас.Это удивительное место, где каждый кусочек земли любовно ухожен. Со смотровой площадки можно увидеть всю необозримую даль, долинуреки Юрюзани. И я нахожусь под огромным впечатлением всего этого. Это яркий пример истинногоимпортозамещения.

Э.К.

– Спасибо большое, что вы выкроили время для этого разговора, уже проезжая мимо Уфы в аэропорт, в придорожном кафе! Я надеюсь на то, что мы с вами встретимся и побеседуем во время Международного Аксаковского праздника.

А.П.

– Бог даст!..

К списку номеров журнала «БЕЛЬСКИЕ ПРОСТОРЫ» | К содержанию номера