Александр Уланов

Об одном стихотворении Анастасии Сачёвой



*
степь я потом скажу
мечется (в) следующий раз из правого рукава
но облепиховый друг в этот

конструктор пожарных трав
витиеватый при резком повороте на табурете времени
вертопрах "огонь" как приказ

десятую ступень говоришь сейчас
выместить в когда запятая бревна глаз
(о)творит разменную монету полудня до


Начало – одновременно обращение к степи и отложенное высказывание о ней. Не торопиться – стих даст возможность увидеть, какова эта степь, и высказывание «степь» не будет пустым обозначением. Смотрящий тут еще надеется, что можно будет посмотреть на степь, и будет какое-то «потом». Но увидеть возможно лишь обращением к степи, разговором с ней (не о ней). Далее движение (степи?) не только быстрое, но и внезапное, скрытое – из рукава достает предметы фокусник, шулер – карту. Следующий раз – это, может быть, и то «потом», когда, наконец, удастся сказать о степи. «Этот» третьей строки – и этот раз, когда разговор еще невозможен, когда ягодам облепихи невозможно оторваться от ветвей. Но ягоды рыжие, огненные. Так что и «этот» конструктор огня. «Пожарный» в современном языке связано, скорее, с тушением огня, стих актуализирует его старое значение, относящееся к самому пожару. Конструктор – нечто сборное: травы, собранные в пожаре или после него. Но конструктор – и конструирующий, тот, кто конструирует пожар. Время – то, что вращается. Вьется между следующим разом и этим. Резкий поворот выводит из равновесия. Огонь действительно вертопрах, он обращает, вертит в прах. Одновременно он легок, легкомыслен. И его упоминание, «огонь», в то же время команда, призыв ему появиться. Но кто отдает приказ, и кто говорит о ступени? Не степь ли? Предлагая подняться, занять десятую ступень, довольно высоко, а в ровной степи нет других ступеней, кроме огня. Подняться сейчас, не потом. Выместить – противоположное «вместить», речь о движении наружу, не внутрь. Не о вмещении степи в смотрящего, а о его вымещении в степь, по ступеням легкомысленного огня. Как это возможно? Отчасти – осознавая свое несовершенство, бревно в глазу, неповоротливость бревна-взгляда. Но и это только запятая (и бревно еще и пища для огня), переход к чему-то еще, к тому, что будет одновременно сотворено заново и открыто как существующее. Но и это будет пройдено, став только разменной монетой для чего-то дальнейшего. Ступени поднимаются дальше, облепиховый друг вертопрах-огонь не даст принять какую-то из них слишком всерьез для остановки. До каких пор? Неизвестно, за последним «до» ничего нет. Постоянно до полудня, до высшей точки. Которая тоже разменная монета. «Потом» давно сгорело. Остались степь и поднимаемый с помощью ее огня.