АНТОЛОГИЯ РУССКОЙ ОЗЁРНОЙ ПОЭТИЧЕСКОЙ ШКОЛЫ СКАЧАТЬ

Танхум Авраам Бусин

Творение великого Маараля

 

 

 

Согласно преданию, раввин Маараль, подобно мудрецу эпохи Талмуда Раве, во второй половине XVI века в Праге изготовил Голема – как можно сказать сейчас, биоробота. В талмудическом трактате Сангедрин 65 б повествуется о том, как Рава, руководствуясь указаниями «Книги Творения», создал «человека» и продемонстрировал его другим мудрецам. Маараль же использовал своего Голема, которому он дал имя Йоселе, для защиты евреев Праги от нападений и антииудейских преследований (Сарей амеа, 3:12).

Раби Йехуда Лейб (Лива) бен Бецалель (Маараль из Праги; ок. 5272–5369/1512–1609) – выдающийся законоучитель, мыслитель и каббалист; духовный лидер еврейских общин Польши и Богемии. Он был прямым потомком царя Давида. Его же потомками являются р.Шнеур Залман Борухович из Ляд (Алтер Ребе), основатель любавичского хасидизма, и идущая от Алтер Ребе династия Шнеерсонов.

Вообще же Голем – это рукотворное существо, созданное раввинами на основе тайных знаний, для выполнения конкретных задач. Голем Маараля, в частности, по преданиям, был сделан на берегу Влтавы из глины и соломы, то есть из подручных средств.

Упоминание о Големе не раз встречалось еще в Талмуде. От того, что один раввин послал к другому Голема и вплоть до дискуссии о том, можно ли учитывать Голема в миньяне (ведь, подобно тому, как В-вышний создал первочеловека, человек создал Голема). Естественно, в конечном итоге следовал вывод, что нельзя.

На тему Големов написано множество текстов, снималось кино. Однако истории о нем большею частью были зафиксированы современниками в устных преданиях. Согласно одному из таких преданий, когда жена одного из пражских раввинов попросила Голема принести воды, а сама ненадолго вышла по делам, то, вернувшись, обнаружила в своем доме просто-таки наводнение. И Голем все продолжал таскать воду в дом. Голем был устроен таким образом, что он выполнял сугубо конкретные указания, которые нуждались в детализации. В этом смысле он представлял собой что-то вроде современного компьютера. В принципе Големы создавались для выполнения конкретной работы. Голем Маараля в первую очередь охранял территорию и делал хозяйственные работы в пражской синагоге. Големы могли обладать невероятной физической силой и выполнять ту или иную прикладную работу в любом объеме.

Некоторые думают, что все, что связано с Големом, не более чем красивая легенда. Но большинство религиозных евреев полагают, что Голем в действительности существовал, ибо система каббалистических знаний дает возможность его сделать. Понятно, что этими тайными знаниями и сейчас обладает очень ограниченное число людей. (Современная же наука с использованием высоких технологий вплотную подошла к созданию того, что называется биороботами. Но это – особая отдельная тема).

По преданию, на лбу у Голема Маараля было написано «эмет» («истина»). Когда же Мааралю потребовалось, чтобы Голем перестал быть «живым», он стер букву алеф, и осталась надпись «мет» («умер»). По другому рассказу, в рот пражского Голема вкладывался некий пергамент с расширенным именем В-вышнего, который систематически извлекался изо рта на время шабата, чтобы Голем от первой звезды пятницы до первой звезды субботнего дня останавливался.

Есть еще одна из точек зрения на происхождение Голема. В мире существует вид сущностей, созданных Б-гом – шедим. Они живут в параллельном с нами мире и редко пересекаются с людьми. Как известно, есть четыре энергии – земля, вода, воздух и огонь. Так вот у шедим– только две энергии: воздух и огонь, для материального существования шеду требуется привязка – земля или вода. Отсюда произошли домовые, лешии, водяные… Сказки разных народов не возникали на пустом месте. Наша традиция говорит, что шедим подчиняются раввинскому суду, если чувствуют за ним силу святости. Известно, что Йоэль Баал Шем, последователь Маараля, при помощи раввинского суда успешно изгнал шедим из одного дома.

По преданию, ночью на берегу Влтавы Голема делали Маараль с двумя учениками (по другому мнению, зятьями), т.е. практически бейс-дин. Так вот Маараль силой своей святости и авторитета заставил служить себе некоего шеда, дав ему материальную оболочку – вылепленное из глины тело. В результате чего шед начал выполнять приказы Маараля и служить ему, охраняя синагогу. Сохранились свидетельства, что спустя полтора века после смерти Маараля созданный им Голем все еще находился в своей комнатушке на чердачном этаже пражской Альтнойешуль (Старо-Новой синагоги в Праге). Последним, кто видел там Голема, был выдающийся законоучитель раввин Йехезкель Ландо, ставший главным раввином Праги в 5515/1755 году. Он распорядился, чтобы более никто не посещал Йоселе, и дальнейшая судьба Голема малоизвестна (Праким бетолдот Исраэль, ч.2). Впрочем, рассказывают, что то, что осталось от Голема Маараля, до сих пор хранится на чердаке Старо-Новой синагоги в Праге. Каббалистические знания Маараль передал своему ученику р. Элияу Лоанцу из Вормса, прозванному Элияу Баал Шемом.

И до нашего времени посторонние люди, попав на чердак Старо-Новой синагоги в Праге, испытывают чувство животного страха, переходящего в ужас, во всяком случае за две мировые войны и окупации никто даже не попытался причинить синагоге ущерб, в том числе гитлеровцы. Как видно, некая сущность все еще охраняет эту синагогу.

Существует немало свидетельств, что Маараль был великим знатоком практической каббалы.

Рассказывается, что он обладал исключительным ясновидением. Когда из Британского музея были похищены драгоценные камни с нагрудника первосвященника иерусалимского Храма (эта реликвия была привезена в Лондон из Рима), Маараль, находившийся тогда в Праге, на огромном расстоянии «заметил» пропажу, а затем, не покидая своего города, мистическим воздействием заставил вора вернуть похищенное (Арье шебахохмей).

В Праге Маараль работал над своими первыми книгами. В 5338/1578 году в пражской типографии был напечатан его комментарий на Пятикнижие, названный Гур арье (Львенок): в этой книге подвергнут углубленному анализу классический комментарий РаШи на Тору.

Там же, в Праге, была написана и книга Гвурот Ашем (Свершения Всевышнего), повествующая об исходе евреев из Египта. Центральная тема книги – осознание роли народа Израиля в истории. Маараль неоднократно упоминает, что евреи «называются сыновьями В-вышнего» и Его «первенцами».


Мысли, изложенные в этой книге – да и во всех последующих – Маараль обильно черпает из источников Каббалы, как правило, он облекает каббалистические идеи в форму философских размышлений и логических построений. Особый раздел книги содержит комментарий на Пасхальную агаду, а также законы проведения пасхального седера. Впервые книга Гвурот Ашем была издана в 5342/1582 году в Кракове без указания имени автора.

В 5349/1589 году, во время своего второго пребывания в Праге, Маараль работал над комментарием к этическому трактату Авот, входящему в состав Мишны. В этой книге, получившей название Дерех ахаим (Путь жизни), сочетаются подходы философии и каббалы, а также содержится множество наблюдений этического характера.

В третий день месяца адар 5352/1592 года король Богемии Рудольф II пригласил Маараля на аудиенцию – предполагают, что монарх, увлеченный алхимией и другими оккультными науками, рассчитывал получить от Маараля ключи к ряду секретов магии. Источники того времени сообщают, что беседа продолжалась полтора часа, и король оказал еврейскому мудрецу особый почет.

Наряду с углубленным постижением письменной и устной Торы Маараль на протяжении всей жизни основательно изучал целый ряд наук: математику, астрономию, естествознание, географию и историю, ибо знал, что «еврею разрешено и даже следует изучать астрономию и другие науки». Не случайно один из ближайших учеников Маараля – раввин Давид Ганз стал авторитетным историком и выдающимся астрономом.

 

Об авторе: Танхум Авраам (Тимофей Юльевич) Бусин – председатель Московского ортодоксального еврейского союза (МОЕС).

 

К списку номеров журнала «ИНФОРМПРОСТРАНСТВО» | К содержанию номера