Владимир Гутковский

Поэзия в «толстых» журналах. Лето-осень 2014-го. Обзор

Будучи читателем «толстых» литературных журналов с более чем пятидесятилетним стажем, я поначалу обращался в первую очередь к, так сказать, прозаическим текстам, в них размещённым. Что естественно для юноши. Хотя, может, и не слишком естественно. Со временем и поэзия, публикуемая в этих изданиях, стала привлекать моё внимание. Если выразиться кратко, то она показалась мне представляющей в определённой мере довольно «консервативную» часть общепоэтического пространства. В период перестройки поэзия отошла на задний план. А в начале века нынешнего плотный контакт с журнальной продукцией у меня был вообще в значительной мере утрачен. По причинам, как объективным, так и субъективным.


Но вот теперь (наверное, пришла пора) так получилось так, что я опять столкнулся с поэзией в «толстых» журналах. И захотелось получить хоть какое-то общее представление о положении дел в этой сфере.


Методика была простой. Я заглянул в «Журнальный зал» и почитал поэтические разделы нескольких номеров отдельных  «толстых» журналов (последнее понятие, думаю, уточнять нет необходимости). Мой произвольный выбор пал на следующие журналы и их последние выложенные номера этого года: «Новый мир», №7; «Знамя», №9; «Октябрь» , №9.


Разумеется, в первую очередь, при чтении я ожидал получить чисто эстетическое удовольствие. Но помимо этого мне хотелось выяснить и другие аспекты литературного процесса. А, именно: жанровое разнообразие, возрастной диапазон, соотношение поэтов хорошо известных и достаточно новых и вообще полноту поэтической картины.


Конечно, при таком объёме «статистической» выборки достоверное представление недостижимо, но всё же какой-то срез мы получим. К тому же, поэзия дело «штучное».


И ещё скажу. Не стану делать вид, что с творчеством всех авторов хорошо знаком. По-разному. Но не станем на этом особо сосредотачиваться.


Итак.


 


НОВЫЙ МИР, № 7


 


Поэзии отведено более чем достаточное место. Пять авторов, массивные подборки. Говоря словами А. Платонова – «Почёт, однако!». Пойдём по порядку.


 


ИЛЬЯ ФАЛИКОВ


Не учи кузнечика ковать


Стихи


 


Поэт зрелого возраста и, вероятно, статуса. С его творчеством ранее знаком не был, но то, с чем познакомился, вызвало неподдельный энтузиазм. Все признаки уверенного письма вместе с молодой раскованностью. Изобретательно, щедро, с нерастраченным темпераментом.


Репрезентирующая цитата:


«Грядущее невыразимо,


текущее невыносимо,


былое непроизносимо…»


 


ОЛЬГА СУЛЬЧИНСКАЯ


Лампочка


Стихи


 


А вот с этим автором знаком. И даже с её стихами.


Общее настроение подборки грустно и густо пессимистическое. Конечно, близкое любой душе, а моей – тем более. Но всё-таки хотелось бы более разнообразных ощущений при чтении. И по сравнению с предыдущим автором набор изобразительных решений выглядит довольно скупо. Зато единство поэтического стиля выдержано безукоризненно.


Репрезентирующая цитата:


«Хочется счастья. Но счастья у нас не бывает.


Или любви. Но её не бывает на свете…»


 


ВЛАДИМИР САЛИМОН


Вода становится тяжёлой


Стихи


 


Поэт ведёт простецкий разговор. И в этом он последователен и не слишком разнообразен. Иногда не избегая даже графически выделенной баснеподобной морали. Как приём – работает. Во всяком случае, публикации эта подборка заслужила. Раз напечатана. А так – дело вкуса.


Репрезентирующая цитата:


«Осенний лес желтеет сверху вниз…»


 


ГЛУБ ШУЛЬПЯКОВ


Саметь


Поэма


 


Хорошо знакомый по фамилии автор. Да и поэма – жанр не очень распространенный. Одно это привлекает интерес. И перед нами действительно поэма. Не слишком объёмная, а потому ещё более внятная. Впечатляющая панорама эпохи, времени, человеческих судеб.


Репрезентирующая цитата:


«Ещё одно усилие, и я


услышу, что он говорит…»


 


ЕВГЕНИЙ СОЛОНОВИЧ


Никто не спрашивает


Стихи


 


Автор, поэтический долгожитель, маститый переводчик – дебютирует в журнале оригинальными текстами. Они представляют собой, скорее, поэтические зарисовки, мучительные раздумья о долгой и, судя по всему, совсем не простой жизни. В них сконцентрированы человеческая мудрость в сочетании с высокой поэтической культурой.


Репрезентирующая цитата:


«…собрался было умереть


но выжил…»


 


Резюме по ходу


 


Поэтический раздел в этом номере «Нового мира» я бы охарактеризовал как основательный. Без особых поэтических вольностей. Правда, можно сказать, что при этом и чувство современности несколько притупляется.


Ну, и что? Традиции всегда имеют свою цену. Всегда в цене.


 


ЗНАМЯ, №9


 


И этот номер этого журнала поэзию жалует. Каждая подборка по-своему интересна. И по-настоящему молодых среди представленных авторов по любому счёту немало. Что отрадно.


 


АЛЕКСЕЙ КУДРЯКОВ


Сквозь тенёта заумной речи


Стихи


 


Вот первый из таких. Ещё и до тридцатника далеко. Нечастое явление для толстых журналов.


С одной стороны, у этого автора поэтический язык достаточно усложнён и осовременен. С другой – родные корни прочны и углублены. Органичное сочетание модерна и архаики производит значительное впечатление. И тематика текстов обширна, но ненавязчива.


Репрезентирующая цитата:


«…недуг и совершенствопобратимы…»


 


ГРИГОРИЙ КРУЖКОВ


Кружащийся дервиш


Стихи


 


Очень близкий мне автор. Его репутация и поэтический уровень вне всяких сомнений. Мужественная и зрелая поэзия. Неслучайно ей выделен такой объём.


И обширная подборка не кажется чрезмерной. Не надоедает зрению и слуху, её хочется длить и длить. Несомненная удача и автора, и публикатора.


Репрезентирующая цитата:


«Вот ведь счастье человеку –


Вовремя, мудрец, оглох…»


 


ВЛАДИМИР НАВРОЦКИЙ


Грибница и матрица


Стихи


 


Ещё один автор из сравнительно ранних.


Некоторая перечислительность, свойственная его поэзии, вызывает некоторое сомнение. Но, с другой стороны, нельзя не заметить напряжённое разнообразие этих стихов и настойчивый поиск собственной интонации.


Репрезентирующая цитата:


«…звонят, обычно под Пасху.


Хихикают и молчат…»


 


ЮЛИЯ АРХАНГЕЛЬСКАЯ


Киевский сухой букварь


Стихи


 


Напряжённая поэзия. Автору есть, что сказать. Но он не затягивает свои высказывания. Объём стихов достаточно лаконичен. Каждый из них представляет отдельный фрагмент общей мозаики. А все вместе представляют выразительную и полную картину жизни души. Во времени и пространстве. И религиозное восприятие сущего только усиливает этот эффект.


Репрезентирующая цитата:


«Жизнь живая вся сплошь неправильная, цветёт коряво…»


 


Резюме по ходу


 


Эти публикации оставили яркое впечатление. И глубокое одновременно. А за молодые голоса отдельный респект.


 


ОКТЯБРЬ, №9


 


Поэтический раздел этого номера представлен всего тремя авторами. Но зато настолько всеохватен. Настоящие ступени восхождения (нисхождения) к сути.


 


АНАТОЛИЙ НАЙМАН


Боб-доб!


Стихи


 


Безошибочно привлекающее имя. Эпоха патриарха. Знакомиться с подборкой безумно интересно. Здесь можно найти всё, с чем человек сталкивается в жизни. И в своих представлениях о ней. Почерк мастера. Мастер стиля.


Репрезентирующая цитата:


«Не наш язык у нас и рот, не наши лица…»


 


ЮРИЙ АРАБОВ


Печальная жизнь мажора


Стихи


 


Известный автор.


Пронзительный иронизм его текстов заметно контрастирует с содержанием предыдущей подборки. Контрастирует? Или дополняет? Иной ракурс представления может вызывать самый разный эффект. Выглядеть и так, и этак.


Репрезентирующая цитата:


«Ожирение, брат мой, лечится онкологией»


 


ИГОРЬ ИРТЕНЬЕВ


Мы с товарищем майором


Стихи


 


Дальнейшее «снижение» тональности поэтического разговора и стихотворной речи. А чего ещё можно ожидать от признанного исполнителя сюра?


Нет, чего-то большего всегда ждётся. Всегда. Даже в откровенно развлекательных текстах. Такое.


Репрезентирующая цитата:


«В день по три стиха фигачу,


Я фактически де факто…»


 


Резюме по ходу


 


Неоднозначное впечатление оставляет содержание стихотворной рубрики в этом номере. Она, в целом, выглядит несколько облегчённой. Но подборка Наймана всё искупает.


 


ОБЩИЕ ВЫВОДЫ


 


Самый главный вывод: «Толстые» журналы живы. И поэзия в них жива.


Насколько обозначенные во вступлении намерения можно считать выполненными? Эстетическое удовлетворение при чтении, безусловно, получено. И достаточно внушительное. А несколько авторов и их текстов я бы вообще посчитал бы если и не прорывными, то, по меньшей мере, очень значительными.


Жанровое разнообразие, безусловно, присутствует. Причём до такой степени, что, иногда производит впечатление даже некоторой «расхлябанности».


Представлены и хорошо известные поэты, и достаточно молодые авторы. Что не может не обнадеживать.


И хотя включённые в данные номера журналов материалы вряд ли дают основания для каких-то глобальных выводов, но вырисовывающаяся общая поэтическая картина современной поэзии вызывает определенный оптимизм.


На этом пока и остановимся.


 


 


 


 


 


 

К списку номеров журнала «ЮЖНОЕ СИЯНИЕ» | К содержанию номера