Елена Карева

ЗОЛОТОЙ ЗАПАС: Разговор с поэтом

  

Поэта Елену Кареву я знаю с 2000 или 2001 года. В общем, достаточно давно. Прочитал ее впервые на страницах тольяттинского журнала «Город». Конечно, тексты автора – нечто, говорящее само за себя, однако почти всегда хочется поэта еще и спросить – о жизни, о городе, о предпочтениях. Именно поэтому я решил встретиться с Еленой Каревой и задать ей несколько вопросов. Ответы перед вами!
Сергей Сумин.      
              
  
- Приветствую, Елена!  Мой первый вопрос: как это все началось? Поэзия, творчество? Был ли у тебя момент осознания себя поэтом?

- Момент не главное. Интересно другое: когда понимаешь, что можешь нечто выразить в слове не рядовым образом. И  то, что тебе удастся или не удастся выразить, зависит от того, сумеешь ли подобрать слова и расположить их в нужном порядке. Это состояние, а момент по дороге к нему был, возможно, не один, был и забылся, потому что состояние гораздо интереснее, и удастся ли пережить его снова – that’s the question.


- Мне нравятся многие твои стихи, особенно последнего десятилетия. Часто складывается ощущение, что ты заворожена формой. Полагаешь ли ты, что четкая структура сама приводит к новому содержанию или же здесь более сложная зависимость?

- Вопрос интересный: упрек форме в том, что она навязывает содержание, что рифма диктует мысль, сейчас часто предъявляют приверженцы верлибра. Но подобное соглашательство - всего лишь свойство шаблонного мышления. К поэзии это отношения не имеет.

- Как ты пишешь?   Есть какие-то ритуалы, помощники?

- Пишу ручкой на бумаге. Ритуалов нет, помощников тут быть не может, вообще, с течением времени процесс теряет свое романтическое очарование, потому что искусство действительно требует жертв.




- Что в целом думаешь ты о творчестве? Задумывалась ли ты о природе его и чего в нем больше – божественного или дьявольского?

- Не знаю, не знаю. Это вечный вопрос. Моя трагически погибшая подруга Анастасия Харитонова была убеждена в том, что поэт – это стихотворение Бога. Но некоторые «стихи» бывают написаны бесенятами-графоманами, добавляла она. Другими словами, творческая способность божественна, а творческая личность, обладающая свободной волей, может распорядиться ею по-разному. Есть такой момент: божественное сияние освящает все, чего касается, и судить бывает очень непросто. Не вдаваясь в подробности, я бы сказала, что искусство это еще один пример проявления божественного в материальном.

- Бродский где-то говорит, что поэзия – колоссальный ускоритель мышления. Согласна ли ты с этим утверждением?

- Мне кажется, Бродский часто путал причины со следствиями. Колоссальное ускорение мышления свойственно поэзии, и в идеале оно может передаваться воспринимающему субъекту. Поэзия символична. Целое поэзии больше его частей, отсюда и пропущенные звенья  и т.д. и т.п., и, конечно, ускорение там колоссальное. Но ведь не все это воспринимают, нет?

- Елена, согласна ли ты с фразой Александра Сергеевича о том, что «поэт – сам свой высший суд»?

- Спорить с этим утверждением не стану. Другое дело, как объяснил нам Эко,  интерпретация.

- Как вообще соотносятся поэзия и религия? Возможен ли их плодотворный союз?

- Все религиозные тексты – поэтические. Атеистическое сознание их так и рассматривает: убирает сакральный смысл, и предлагает любоваться произведением искусства. Но если ты заметил, отвечая на твои вопросы, я уже несколько раз прогулялась вокруг и около Лотмана, а Лотман прямо говорит о том, что для полноты восприятия произведения искусства необходим весь контекст. При этом говорю «Лотман», а «Флоренский» в уме.



- Альманах наш отслеживает ситуацию в Тольятти на стыке тысячелетий. Поэтому вопрос о прошлом: помнишь ли ты литературную ситуацию в городе в 90- 2000-е годы. Что происходило, кто из авторов выделялся, какие лит. тусовки существовали?

- Я ничего этого не знала. Я училась в Самаре, потом приехала в Тольятти, но была занята семьей и детьми. В 1996 году я попала на Ленина, 77, потому что одна моя знакомая дала мне телефон Любови Бессоновой, которая там вела литературные консультации, и посоветовала показать свои стихи, чтобы, как она сказала, у меня был круг общения, соответствующий моим интересам. Так что обо всех тусовках я узнавала только постфактум, из рассказов. И, возвращаясь к Бродскому, могу сказать, что я действительно частное лицо. Очень частное.

- Ну а  вообще городской округ Тольятти – как место, как пространство – что это для тебя? Как тебе здесь работается, дышится? Чего не хватает городу? Чего слишком много?

- Это место, где я живу. Городу не хватает здравого смысла, но он в дефиците, похоже, повсеместно…

- Я знаю, что ты рисуешь, в основном  - цветы… Почему их? Что  для тебя живопись: хобби, способ самореализации, увлечение?

- Когда я начала рисовать, я задумывалась над этим и пришла к выводу, что это – «не вошедшее в сборники». То, что в стихах было бы лишним.

- Елена, какие у тебя предпочтения в классической и современной литературе? Любимые прозаики, поэты, драматурги?

- Такой вопрос предполагает широкую эрудицию интервьюируемого. Не знаю, что тебе сказать. Прежде всего, мне больше интересна поэзия, а в ней, скорее, отдельные моменты, чем пласты: Катулл, Овидий, Бодлер, Аполлинер, Ницше, Блок, Бродский… чуть не забыла Ахматову… хоть это сейчас и не модно… Никаких тебе рассуждений о Баратынском с видом на Гудзон. Образование у меня не филологическое, поэтому я «ковровым» чтением никогда не занималась, и, открывая какой-нибудь сборник, я читаю то, что притягивает взгляд, а не все подряд. К счастью или к сожаленью. Вообще, ответ на этот вопрос в разные периоды моей жизни был бы не одинаковым, наверное,

и сейчас пришлось вспомнить всю свою жизнь. Классическую литературу я читала больше в молодости, я вообще много и быстро читала, а классика была самой доступной. Сейчас читаю не очень много. Делаю попытки, но чаще они оканчиваются разочарованием. Из последних открытий в области прозы - Фигль-Мигль порадовал. Хотя говорят, что это дама.

- Кому из ныне живущих писателей ты присудила бы Нобелевскую премию?

- Пелевину, конечно. Думаю, ты знал ответ на этот вопрос.

- Кто твой любимый поэт сегодня? Кого ты читаешь последнее время?

- Как правило, читаю то, что выходит у Павловой. Но я не могу сказать, что это любимый поэт. Интересный и талантливый - да. Отчасти удовлетворяет эстетическую потребность и дает пищу для размышлений, на общем фоне это уже немало.

  - Елена, скажи, а что бы ты еще хотела сделать в литературе? Есть какие-то планы?

- Я никогда не хотела что-либо делать в литературе. Я просто пишу стихи. Иногда.

Август 2013 год

К списку номеров журнала «ГРАФИТ» | К содержанию номера