Михаил Немцев

О перемещениях точки сборки



От хитроумного Карлоса Кастанеды идёт эта метафора — «точка сборки» — кто уже и помнит, что речь у него шла об энергетических телах, а метафора осталась. Концентрация всего, что было и есть несомненное в отношении себя самого. Я — это: моя рука, мои мечты, мои страхи… Удачный это метод представлять себе себя самого, прямо по Мамардашвили: «светящаяся точка» в пространстве, где всё и случается. Непрерывная сборка самого себя в светящуюся точку; кто собрался, тот среди людей дальше так и живёт — в этой собранности.

Когда смещается «точка сборки», эта пыль обращается в пыль. Это ужасно. Самое месторождение ужаса тут и расположено, в смещениях точки сборки (и ни в чём ином!). Поучительно было бы переписать историю европейской антропологии таким вот образом: кто и как создавал теорию, на самом деле интуитивно прописывая феноменологию точки сборки и результаты действий по управлению ею (нить от германских мистиков потянется к экзистенциалистам и пр., тут и на Хайдеггера-лесника посмотришь по-другому…). Но пока достаточно умения использовать эту метафору про самого себя; десять лет назад, кажется, она была более употребима, хотя с тех пор, кажется, «собирать себя» проще не стало.

Так вот, что такое эмиграция? Надежда пересобрать себя — там, на новой земле и среди новых людей. «Там» — другой воздух. «Там» — чуть иначе работает орган, воспринимающий иные реальности. «Там» те же люди, да не те же. Они так же скучно и глупо (почти все) переживают свою жизнь как потягушки со временем, они даже читают те же книги и мечтают о том же, но с другой, минимально-другой, интонацией, то же самое они делают немного иначе — и этого достаточно, чтобы переместить точку сборки и пересобрать себя. Может быть, получится переписать на лучший манер — убрав ненужные блоки, скажем, и добавив нужные. Как будто внутри большой и слишком многими сооружаемой твоей жизни откроется другой отдел. Только за счёт перемещения. Отъезд — это экскурсия. Эмиграция: вынырни и пересобирай себя самого.

В этом, конечно, увлекательный вызов. Во-первых, «нормальному» (в хорошем смысле этого слова) человеку обычно самого себя мало. Этих рук, ног, а самое главное — этой отработанной точки зрения, позы, родного наклона головы. А там — может быть, и станешь другим. За счёт самого по себе перемещения в любом пространстве меняются расположения сил, координаты, так вот и точка сборки сместится, пожалуй. Если не удерживать её искусственно (чтобы остаться «самим собой»), либо если не в таком она уже положении, что её не колыхнёшь, и ты где угодно сам по себе (сам по себе под Небом). Во-вторых, «приключения» на самом себе. Что бы не нашёл в других пространствах, путь есть приключение, поэтому сам по себе ценен и сам по себе — желаемое. Культура у нас такая, это её ценности (древние), а не наши, мы не из тех, кто убеждён, что всё познать можно не выходя со своего двора (во всех смыслах «не выходя»). Мы знаем: чтобы что-то случилось, надо двигаться! Куда-то туда, и если всерьез — то вот и готовая тема эмиграции.

Да, знание таково: и в своём дворе пара шагов на пару шагов можно оказаться под ударом молнии. Эта молния, она же отдельна от всего нашего, её всё равно где и куда. Но кажется, что «там» — и молнии другие, и бьют иначе, и радость иная тоже. «Они там дышат…».

Хорошо бы научиться перемещаться от месторождения молнии к месторождению молнии. Тогда и приключения — только транспортно-необходимые, ведь молния сама по себе приключение.

…Такая, что высветив всё вокруг, указывает: пространства равны между собой и бесконечно минимально-отличны при том, жизнь твоя растёт помаленьку и вширь и вглубь, и с этой горы всегда много склонов на разные стороны, и идти туда, где — кроме тебя — никто не идёт. Тот, кто назовёт это эмиграцией, возможно, окажется прав. Древняя человеческая практика двигаться по отношению к собственной точке сборки…

К списку номеров журнала «ТРАМВАЙ» | К содержанию номера