АНТОЛОГИЯ РУССКОЙ ОЗЁРНОЙ ПОЭТИЧЕСКОЙ ШКОЛЫ СКАЧАТЬ

Елена Вагнер

Дороги любви Елены Вагнер: беседа с Ольгой Каминской







У барнаульского поэта Елены Вагнер совсем недавно, в октябре в библиотеке им. В.Я.Шишкова состоялась презентация нового сборника «108 лепестков календаря».Такое название не случайно, Елена давно научилась силой свободной творческой мысли преодолевать пространство и время, составляя поэтический цикл по принципу передвижения по свету. Время в ее стихах ожившее, окрашенное самыми разными чувствами, удивительным образом покоряет и завораживает читателя, нежная грусть стихов Лены призывает задуматься о многих важных вещах, потерянных в повседневности.

Несмотря на то, что Елена Вагнер покинув Барнаул, уже успела объехать полмира, хочется по-прежнему называть ее барнаульским поэтом. В интервью Елена с большой теплотой отзывалась о своих друзьях и коллегах, вдохновлявших ее в Барнауле.



-Лена, от всей души  хочется поздравить  тебя  с выходом нового сборника. Расскажи о нем, как долго продолжалась работа над его составлением?



-В поэтический сборник «108 лепестков календаря» вошли стихи примерно за последние 5 лет (прошлый сборник вышел в 2006) - так что все, написанное после этого,  вошло в нынешний. Вернее, не всё, а только часть, т.к. стихов конечно, было написано гораздо больше, но для книги они прошли строгий отбор!

А сама работа над изданием длилась почти 9 месяцев  - с начала 2011 года.

И могу сказать, что это гораздо сложнее, чем писать стихи! - Надо всё и всех организовать, кучу информации раздобыть и т.д.

Тем более, что географически все так было разбросано: сама я в Москве, издание книжки - в Барнауле, а люди, которые мне помогали, вообще – по разным странам! Например, дизайн обложки делал мой знакомый из Греции, а верстал московский друг, но в то время он проводил отпуск в Крыму, и я как-то все это должна была соединить воедино!

Вообще издание планировалось на август, а презентацию я хотела провести в начале сентября на свой день рождения - но все затянулось, и книжка вышла только в середине сентября, так что презентация подучилась в октябре. Но, наверное, так было надо.



-«108 лепестков календаря» можно назвать новой вехой, новым рубежом в твоей творческой жизни?



Про вехи трудно говорить заранее, но конечно, это какой-то этап, подведение итогов 30-летней жизни. Поэтому мне и хотелось успеть к дню рождения издать книжку.

Если сравнивать с первой книгой - "Дороги любви", то конечно, они разные.

Думаю, новая книга - более зрелая, светлая и оптимистичная, возможно, и более мудрая. Ну и более красивая, конечно!



-А можешь вспомнить свое самое первое стихотворение? С чего началось творчество?



-Как начала, честно говоря, не помню, да это и не интересно.

А вот записывать стала лет с 12, тогда какая-то особая волна пошла - и конечно, вызвано это было влюбленностью. Так писала в течение школьного времени, делилась с друзьями, делала самодельные "книжки".

Потом поступила в университет на филфак и случился творческий кризис - видимо, ближе познакомившись с мировой литературой, осознала собственную слабость, незрелость и т.д. Но через некоторое время стала снова писать - уже по-новому, и потом в жизни было несколько таких этапов, когда кажется, что вообще уже ничего не напишешь, а написанное раньше - не нравится, но случается переход, и вот - уже снова получаются стихи...



-Кто оказывал на тебя наибольшее влияние в период формирования?



-Из оказавших на меня влияние поэтов - конечно, классика, серебряный век, потом был период увлечения постмодернизмом, когда нравилось писать цитатные стихи, Бродского узнала как-то позже, наверное, мимо его влияния никак не пройти... Кроме этого, влияние оказывало литературное окружение, люди, с которыми я общалась - В.Токмаков, М.Гундарин и другие.

Владимир Токмаков, вообще, «вывел меня в люди», если так можно выразиться - т.е. ввел в литературную среду, познакомил со многими людьми.

И познакомились мы забавно: был юбилей журнала Ликбез, и проводился конкурс-аукцион, нужно было вспоминать строчки из творчества поэтов, выставленных на аукцион - это были Токмаков и Гундарин, и вспомнив больше всех цитат из них, я их обоих выиграла!

И вот, через много лет - сначала Михаил Гундарин был ведущим презентации моей первой книги "Дороги любви" в 2006 году, а теперь Владимир Токмаков - новой книги.

И как сказал Гундарин на первой презентации, "Елена выиграла нас и воспользовалась нами по назначению, т.е. вступила в литературную коммуникацию, прислушалась к советам, усвоила и т. д."



-Ты сказала, что литературное окружение на тебя оказало сильное влияние, это заметно в стихах и по-своему очень оригинально. В твоих стихах, действительно, много знакомых строчек, местами возникает дежавю.



Был период, когда в своих стихах я много обращалась к цитатам из Токмакова и Гундарина, так называемый постмодернизм...

Наверное, в наше время невозможно писать совсем без цитат, но сейчас я делаю это более тонко, т.к. неумеренное цитирование, да и вообще постмодернистский подход грешат тем, что называется "не видеть за деревьями леса" - когда читатель натыкается на "деревья" цитат, а общий смысл ускользает, который, конечно же, больше, чем сумма всех цитат...



-В каком издании состоялась твоя первая публикация?



-Первая публикация, если не ошибаюсь, была в районной газете, а из барнаульских - в журнале "Алтай", ну а сейчас основным местом публикации является электронный журнал "Ликбез".

В оттачивании литературного мастерства большую роль сыграли преподаватели филологического факультета АлтГУ - Вячеслав Десятов и Олег Ковалев, когда-то я приносила им показывать стихи, слушала критику и училась.



- На презентации сборника звучали романсы на твои стихи. Как ты начала писать романсы? Твои друзья-музыканты помогали, специально писали музыку?



-Посещая музыкальные вечера О.Ковалева, я познакомилась с талантливой семейной парой - Евгением и Натальей Зулиными. Им понравились мои стихи, и Наталья стала писать на них музыку. В начале 2006 года состоялся наш первый литературно-музыкальный концерт. В программе были мои стихи и песни, написанные Натальей Зулиной на эти стихи. Потом было несколько таких концертов. И тогда же Евгений Зулин поднял тему публикации моей книги - благодаря его организаторским способностям, и помощи многих других людей первая книжка - "Дороги любви" была напечатана! На обеих презентациях - в 2006 году и сейчас - Модерн-квартет, созданный в процессе подготовки первого концерта, принимал самое непосредственное участие. Кроме Евгения и Натальи, в него входят Екатерина Абросимова (фортепиано) и Татьяна Перехрест (скрипка). Евгений Штейнмиллер исполняет мужские партии – когда мы начинали первые концерты в 2006 году, он пел в хоровой капелле АлтГУ, а сейчас уже солирует в городском хоре, и вообще, очень талантливый и светлый человек.

В Барнауле у меня много друзей, не смотря на то, что уже 4 года я живу в Москве. И многие из друзей так или иначе помогали и вдохновляли меня все эти годы, и продолжают делать это до сих пор.

Хочется назвать Андрея Паутова, который выступил на презентации "108 лепестков календаря" с неожиданной и приятной речью, Елену Канину, которая является не только адресатом, но первым читателем многих моих стихов, Еву Сызрайскую, с которой мы тоже очень близки, а в студенческие времена жили и писали стихи вместе, обсуждали прочитанное, а однажды даже устроили перформанс в стиле театра абсурда. Для новой книги моих стихов она написала замечательную аннотацию! Также это прекрасная творческая семейная пара Вадим и Наталья Вязанцевы, с которыми мы сблизились на почве общей любви к Сербии и балканской культуре, и которые помогли мне в подготовке презентации и освещении этого мероприятия в СМИ.

Ну и вообще, с друзьями и хорошими людьми вокруг мне повезло!



-Есть ли у тебя любимые места в Барнауле, о которых как о близких друзьях остались самые теплые воспоминания?



Любимые места Барнаула - это пожалуй, дендрарий (институт им.Лисавенко), улицы со старинными домиками в районе пл.Спартака, парк Изумрудный (ему было посвящено одно из стихотворений в книге "Дороги любви"). Мне нравится новая церковь в районе ул. Шумакова. Некоторые места в городе ничем особым не примечательны, но они связаны с какими-то событиями юности, встречами, знакомствами, поэтому также близки сердцу...



-Я знаю, что покинув Барнаул, ты уже успела побывать во многих городах мира. Расскажи о своих путешествиях?



Об этом я могу долго рассказывать!

Есть города и страны, которые, конечно, красивы и интересны, но как-то ты с ними не совпадаешь и ничего "такого" там не чувствуешь, проходишь по ним как турист, и этот город не вплетается в твою жизнь. А есть такие места, где, может быть, объективно не так и интересно, но ты чувствуешь там что-то особенное, близкое, даже родное...

Первым моим зарубежным выездом стал Стамбул - и это как первая любовь, не забывается и манит! С тех пор я уже бывала там много раз, но этот город не надоедает и всегда дарит какие-то приятные и волшебны моменты... Скажу сразу, что в Стамбуле я искала Константинополь, поэтому османско-исламский слой города мне не близок, а вот византийский - да... Оказавшись в храме-музее Святой Софии я чуть не плакала! Настолько это грандиозно и потрясающе, и задевает какие-то струны души. Кстати, в новой книге есть несколько стихотворений, посвященных Стамбулу.

А однажды я летела туда из Греции, и каково же было мое удивление, когда на табло в аэропорте я увидела надпись (на греческом): Константинополь! - Оказывается, греки до сих пор так называют этот город!

Ну и Грецию, конечно, я тоже очень люблю! Даже Афины, которые все ругают за дым, грязь и каменные коробки зданий! Однажды я там попала на всеобщую забастовку и первомайскую демонстрацию – интересно было! Но, конечно, лучше греческие острова - мне посчастливилось побывать на Гидре, Поросе, Спецесе (там Дж.Фаулз жил и писал роман "Волхв"). На остров Афон (или Святая Гора, как называют его греки) женщин не пускают, но можно взять экскурсию на катере вдоль острова и увидеть древние монастыри, расположенные по берегу. Афон - это государство в государстве, последний осколок Византии и средневековья, там действует юлианский календарь (по которому живет и Русская Православная церковь), а также византийское время, поэтому службы начинаются чуть ли не в 3 ч ночи..



Также я побывала в древних городах Эпидавре и Коринфе, и в Салониках, где в храме Дмитрия Солунского даже попала на ночную службу в катакомбах - древней подземной части храма.

И еще нужно сказать о древнем Эфесе - сейчас это на территории Турции, а когда-то это был один из крупнейших городов поздней античности, и в огромном амфитеатре, который сохранился до сих пор, проповедовал апостол Павел... А рядом с Эфесом есть древний дом, датируемый 1 веком н.э., где, как считается, жила Богородица - сейчас там место паломничества и источники со святой водой, причем это место почитается не только христианами. Подробно об этом городе можно прочитать в романе Милорада Павича "Другое тело", после прочтения которого и возник мой интерес к Эфесу. Потом я описала свои впечатления в очерке "Мой Павич: От "Последней любви в Константинополе" до "Парижского поцелуя", опубликованного в электронном журнале «Ликбез» в 2009 г. и посвященном юбилею писателя.



-Ты ведь смогла познакомиться  и подружиться с известным сербским прозаиком Милорадом Павичем…



-Это тоже тема отдельной книги, но многие мои путешествия так или иначе связаны с творчеством Павича! Этот писатель сыграл колоссальную роль в моей жизни, и я благодарю судьбу за подаренную мне возможность встречи с ним. Когда я собралась в Белград - город, знакомый и любимый мне по книгам Павича, я нашла в интернете его адрес и написала небольшое письмо с вопросом о возможности встретиться. И, о чудо! - Он ответил! И пригласил меня в Сербскую Академию наук и искусств, где тогда был академиком. Мы проговорили около часа, причем на русском - Павич знал много языков, а с русского на сербский переводил Пушкина и других классиков.



История этой встречи также описана в эссе "Роман, нарисованный чаем, или Дорога к Павичу" и опубликована в Ликбезе в 2008 г.



- Удивительно! Меня поражает, как в твоем творчестве  тонко отражены все впечатления о необычных знакомствах, маленьких европейских улочках, больших столицах. Как тебе только удалось за тридцать лет жизни побывать во многих  мировых культурно-исторических центрах, объехать Европу, что в путешествиях обычно запоминается больше всего?



Побывала я и в более экзотических местах - таких, как Австралия, Сингапур, Гонконг. Про Сингапур и Австралию можно почитать все в том же «Ликбезе», а рассказывать о них можно так много, что целой газетной полосы не хватит!

Скажу лишь про самые яркие впечатления: австралийские звери коалы и кенгуру, которых можно было трогать и кормить в зоопарке, созвездие Южный Крест, священная гора аборигенов Улуру... В Сингапуре - потрясающая чистота и порядок, сосуществование разных рас, национальностей и культур, чудеса архитектуры и песня на русском языке в Национальном музее ("Геополитическая утопия" В.Мартынова)! А еще - плавание с розовыми дельфинами...

Наверное, нужно добавить, что до заграничных путешествий, еще живя в Барнауле, я немало ездила по России - Красноярск, Томск, Омск, Горный Алтай, Новосибирск, Кемеровская область, поездом до Москвы и Мурманска, Волгоград, Тюмень, Петербург, позже побывала в Калининграде и на Черном море (Туапсе, Геленджик) и в Крыму. Везде есть что-то особенное и интересное, просто это нам привычно и не так заметно, да и не так известно, если честно. Живя в Москве, я поражаюсь, насколько плохо местные жители ориентируются в географии России! - Не все, конечно, но очень многие... Заграницу знают лучше... Но это уже вопрос о развитии (а вернее, неразвитости) отечественного туризма... Из Москвы дешевле слетать куда-нибудь в Европу или Турцию, чем в Барнаул...



-Ты знаешь что-нибудь о своих предках, среди них наверняка были путешественники, мореплаватели?



Да, наверное, любовь к дороге и путешествиям у меня в крови, но не знаю, дело в кочевом складе русской души и истории, или в личных исканиях? Но например, мой дед совершил кругосветное путешествие - правда, сам того не желая, по воле судьбы и Второй мировой войны.

Владимир Карпович Гладышко родился и жил в Киеве, оттуда его призвали в армию в 1940 г., и он сражался на Западной Украине, где в 1941 был захвачен в плен и оправлен в лагерь на территории Франции. В 1945 г. эти места освобождали американские солдаты, и всех военнопленных посадили на огромный корабль и увезли в США по Атлантическому океану. Потом по договоренности с советским правительством их нужно было вернуть на родину. С восточного побережья США солдат перевезли на западное поездом, причем многие убегали с него по дороге... А потом по Тихому океану отправили в СССР, где бывшие пленные попали уже в плен к собственному государству, и смогли выбраться из него только после смерти Сталина. Но вернуться на Украину деду все равно было нельзя, тогда он, поскитавшись по стране, приехал на Алтай осваивать целину...

Это краткая история, многого я не знаю, и уже не у кого спросить...



-Сейчас ты обучаешься в Международном Открытом Йога университете. Что тебе смогли дать занятия йогой? Что такое йога? Философия, религия или просто комплекс упражнений для ленивых?



- Я могу говорить об этом много, но постараюсь отметить главное.

Много лет я искала какое-то важное знание, истину, которая лежит в основе всех прочих знаний, некий базис, фундамент, который неочевиден в нашей культуре, и без которого все твои размышления и верования могут разрушиться в одночасье. Ни наука, ни религия, ни философия, ни психология не дали мне этого знания и ответа на мои вопросы.

В йоге я его нашла. В основе йоги лежит древнейшее ведическое знание, к которому так или иначе восходят все философско-религиозные системы, оно же не восходит ни к чему. Считается, что когда-то все люди владели этим знанием, составляющим основу гармоничного сосуществования человека с миром, но потом оно было утрачено, и до нашего времени сохранилось на территории Индии, откуда стало снова распространяться по земле.

Как правило, наше представление о йоге искажено стереотипами: йоги – это странные полуголые люди, сидящие в позе лотоса или на гвоздях. Но этот образ так же мало отражает суть йоги, как медведь с гармошкой – суть России. Познакомившись с йогой поближе, я попыталась осмыслить новый опыт в статье «Йога: мифы и реальность» (опубликовано в «Ликбезе», март 2011).

Основные стереотипы о йоге сводятся к двум группам: индийской экзотике или гимнастике из фитнес-клуба.  Но йога гораздо шире и мудрее: физическая составляющая в ней важная, но не главная, а индийский колорит связан с тем, что на протяжении тысячелетий древнее знание хранилось в этой культурной среде, и конечно, пропиталось индийской мифологией и религией. На самом деле имена богов относительно йоги – только символы и аллегории, йога дистанцируется от любой религии, поэтому заниматься ей может человек любого вероисповедания или атеист. Если бы йога сохранилась на территории России, сейчас бы вместо Шивы, Ганеши и Парвати использовались образы каких-нибудь Ивана Царевича, Серого Волка и Василисы Премудрой.

Главная цель йоги – это самопознание, а все остальное, как то физическая гибкость и здоровье, спокойствие и миролюбие, или какие-то экстраординарные способности – не более, как бесплатное приложение. Просто мы не знаем своих истинных возможностей и своей истинной – духовной природы, волеизъявляем жить в плоском материальном мире с его звериными законами, хотя человек обладает грандиозным потенциалом!



-Что нового тебе дали духовные практики? Как медитации повлияли на твое творчество? Способны ли они изменить творческую личность?



-Относительно влияния йоги на мое творчество – я стараюсь не уходить в эзотерику, чтобы мои стихи оставались понятны всем, но какие-то образы невольно вплетаются, я думаю, это только обогащает поэзию.

И еще один важный момент касается самой природы творчества. Когда-то не было такого понятия, как авторство, человек не считал себя творцом, а просто – транслятором. Потом литература стала эго-центричной, и в 20 веке мы наблюдаем ее упадок. И все потому, что вместо выражения высших смыслов, мы стали выражать себя, либо – «низшие смыслы». Это то же самое, как если бы водопроводные трубы, призванные пропускать воду, вздумали выражать себя – тогда вместо чистой воды пойдет ржавчина. А чтобы стать проводником высших смыслов, нужно очистить свои «трубы» - перестать воспринимать человека как ходячую химическую реакцию, осознать свою вневременную духовную природу, пытаться совершенствоваться, что в нашем обществе, нужно сказать, делать очень трудно! Если ты прекращаешь есть мясо, пить алкоголь и смотреть телевизор, тебя воспринимают как маргинала. Общество потребления диктует свои законы – на эту тему я очень рекомендую фильм «Прекрасная зеленая» (Франция, 1996, реж. Колин Серро). Показательно, что этот фильм запрещен в странах ЕС и на российском ТВ. Но у нас в стране, по крайней мере, его можно найти в интернете, а Европе подобное «пиратство» не пройдет…

Всё говорит о том, что мы на пороге грандиозных перемен – будь то социально-экономические, или что-то более глобальное. И как бы общество не пыталось навязать свои стереотипы, каждый из нас обладает свободной волей (кстати, увеличение степени свободы – главный критерий успеха в йоге) и может отказаться от пива и сериалов. А вместо этого заняться йогой, чтением стихов, помощью людям и т.д. – тем, что выводит нас за рамки обусловленности и позволят почувствовать Высшее за мельканием этого мира…



Беседовала Ольга Каминская

К списку номеров журнала «ЛИКБЕЗ» | К содержанию номера