АНТОЛОГИЯ РУССКОЙ ОЗЁРНОЙ ПОЭТИЧЕСКОЙ ШКОЛЫ СКАЧАТЬ

Андрей Махаон

"Алтай" и Алтай

Литературные журналы вступили в странную пору своего существования. О них знают только писатели, киоскеры и библиотекари. Студентов Алтайской академии культуры спросили: «Какие городские журналы вы знаете?» – и те не могли назвать ни одного. А ведь в прошлом, 2010 году в Барнауле издавались «Автограф», «Встреча», «Ликбез», «Алтай», «Барнаул», «Барнаул литературный». Это ли не одичание? – спросит эрудит. Не знаем, не знаем…

Старейший литературный журнал «Алтай» еще доступен в киосках Барнаула, и о нем хочется поговорить отдельно. Хотя бы потому, что он в литературном бизнесе явление знаковое. Обложка журнала представляет собой рамочку и виньетку из компьютерной программы Microsoft Word 95, издается он тиражом в 1500 экземпляров (основной тираж расходится по библиотекам) и из года в год публикует романы и повести, хотя всем на свете известно, что настоящий роман или повесть после Хиросимы написать невозможно. Тем не менее – они есть…

Журнал позиционирует себя как современное издание. В нем регулярно публикуют дебютантов. В прошлом году напечатали стихи 25-летнего барнаульца Дмитрия Мухачева:

Семафоры, разъезды, развилки, дома, пригороды, провода.

Рай, где отсутствие сигарет - единственная беда.

Декабрь не щадит понаехавших нас - от мороза слезятся глаза:

это Казанский вокзал, мама, это Казанский вокзал.



Тем не менее, в журнале преобладают произведения совсем иного толка. На дворе XXI, технократический век; главная же и единственная эстетическая платформа журнала по-прежнему – бытописательский реализм. Тон здесь задают произведения, выполненные в стилистике Петра Проскурина, Федора Абрамова, Леонида Леонова:

«Секретарша Машенька была явно взволнована. Остудин понял это, едва увидев ее. В этот день он появился в своем кабинете часов в одиннадцать. С утра разбирался с транспортным цехом. На буровой у Федякина почему-то не оказалось солярки и транспортники не подвозили ее.

- Звонили из райкома, сказали, чтобы вы в два часа явились, - трагическим тоном объявила Маша.

- Прямо так и сказали? – ее испуганный вид почему-то развеселил Остудина.

Машенька покраснела, ответила неуверенно:

- Может и не так, но что в два часа, это точно…

- Это в суд являются, в прокуратуру… В райком, милая Машенька, приглашают. Больше никто не звонил?

- Никто».

Правда, есть в журнале и незаёмный, высококачественный изюм – писательский юмор. Он – нечастый гость, а потому ждешь его и читаешь особым удовольствием. Скажем, миниатюры Сергея Боженко:

«Когда дочери исполнилось три года, она порвала рукопись моего юмористического рассказа. Жена приятно удивилась:

- Неужели она умеет читать?

Как-то раз жена с дочерью побывали в зоопарке. Смотрели тигров. Катались на лошадке. Умилялись обезьянкам. Вечером я спросил:

- Лена, кто в зоопарке тебе понравился больше остальных?

- Моя мама, - искренне ответила малышка, - когда она обезьянкам язык показывала…»

Главный редактор журнала – Станислав Вторушин – руководит «Алтаем» уже 14 лет. При нем на форзацах появились цветные репродукции картин алтайских художников, в самом журнале – публикации классиков русского зарубежья – Бунина, Шмелёва, Зайцева, Георгия Иванова, а исчезло определение «краеведческий» и убраны с глаз долой избранные русские стихотворения на первой странице и православные молитвы – на второй. Что, возможно, к лучшему.

Вторушин говорит в своих интервью о том, что с каждым годом прозаиков и поэтов становится все меньше; что он «абсолютно не держится за свое место главного редактора», но остается на посту, поскольку доверить руководство некому; что зарплата «главного» составляет 7203 рубля и журнал делается на голом энтузиазме. Всё это к правде близко… Хотя: смена редактора влечет за собой смену «писательской обоймы», что в любом случае благо: 80% процентов публикаций в нынешнем «Алтае» принадлежит 30-35 авторам, бессменным в течение многих лет; молодых писателей, вопреки Вторушину, становится всё больше – Интернет переполнен профессиональными авторами, группирующимися вокруг «Журнального Зала» (сайт magazines.russ.ru);  толстые журналы, «не нужные никому», растут как грибы после дождя… Разве название – «Алтай» – обязывает публиковать только «местных и заслуженных»? В эпоху глобального общества каждый журнал должен стать интернациональным. В этом – его будущее.

К списку номеров журнала «ЛИКБЕЗ» | К содержанию номера