АНТОЛОГИЯ РУССКОЙ ОЗЁРНОЙ ПОЭТИЧЕСКОЙ ШКОЛЫ СКАЧАТЬ

Роман Гершзон

Долина Кидрон

В библейские времена долина Кидрон являлась естественной границей древнего Иерусалима. В современном плане долина расположена между Старым городом Иерусалима на западе и Масличной горой на востоке, с севера поднимается к горе Скопус, с юга соседствует с долиной Гай бен Хинном. Когда-то в долине протекал бурный ручей Кидрон (название, возможно, от  «кадрот»*), сегодня сохранилось местами высохшее русло когда-то полноводной реки. В осеннее и зимнее время года Кидрон становится полноводным в южной части, в районе Мертвого моря.

Ручей Кидрон в наши дни берет начало в Иерусалимских горах севернее Старого города Иерусалима, далее протекает на юго-восток в Иудейскую пустыню и впадает в Мёртвое море южнее Кумрана. Общая протяженность Кидрона составляет около 34-х километров, перепад высот от Иерусалима до Мёртвого моря около 1200 метров.

Именно здесь, в Кидронской долине, тысячи лет тому назад произошла упоминаемая в Библии встреча праотца Авраама (тогда он еще был Аврамом) и царя древнего города Шалема Малкицедека.

Аврам возвращался к себе домой в Хеврон из района Дамаска после победоносной войны против объединенной армии четырех ханаанских царей. В районе Иерусалима навстречу Авраму вышел Малкицедек и благословил Аврама вином и хлебом. «И Малкицедек, царь Шалема, вынес хлеб и вино. А он был священник Бога Всевышнего. И благословил его и сказал: благославлен Аврам от Бога Всевышнего, Владыки небес и земли» (Бытие 14:18-19). Аврам дал Малкицедеку дар для Всевышнего – десятую часть того, что имел. После этого Малкицедек произнес: «И благословлен Бог Всевышний, который предал врагов твоих в руку твою, и дал ему десятую часть от всего» (Бытие 14:20).

Первое упоминание потока Кидрон относится к временам царя Давида. Тогда Давид, переживавший далеко не лучший период своей жизни, вынужден был бежать из Иерусалима в результате преследования от собственного сына Авшалома. «И плакала в голос вся страна, когда проходил весь народ; и царь перешел поток Кидрон, и весь народ прошел по дороге к пустыне» (2 Царств 15:23).

Согласно Библии, сын царя Давида Соломон запретил человеку по имени Семей переходить поток Кидрон (3 Царств 2:37). Семей ослушался, за что и был казнен.

Упоминания в Библии «потока Кидрон» и «полей Кидрона» относятся преимущественно к периоду деятельности иудейских царей Асы и Иошиягу, которые активно уничтожали на берегах Кидрона языческих идолов. «И срубил Аса истукана, и сжег его, и бросил пепел в поток Кидрон» (1 Царств 15:13). «И повелел царь (Иошиягу) … вынести из храмового зала Господня все вещи, сделанные для Баала, и для Ашейры, и для всего воинства небесного, и сжег их вне Иерусалима, в полях Кидрона… И вынес он Ашейру из дома Господня за Иерусалим, к потоку Кидрон, и сжег ее у потока  Кидрон» (2 Царств 23:4-6).

Согласно толкованиям пророков, в Кидронской долине, в той ее части, которая носит название долина Иошафата, начнется воскресение из мертвых после прихода в Иерусалим Мессии. Пророк Иоиль говорил от имени Всевышнего: «И дам Я знамения на небе и на земле: кровь, и огонь, и столбы дыма. Солнце обернется тьмой, а луна – кровью, пред тем, как придет день Господень, великий и ужасный… И соберу Я все народы, и сведу их в долину Иошафата, и буду судиться там с ними за народ Мой и удел Мой – Израиль» (Иоиль 3:3, 4:2).

Само воскресение из мертвых в долине Иошафата, по словам пророка Иезекииля, должно происходить следующим образом: «Опустил меня (Господь) среди долины, и она – полна костей… И пророчествовал я, как повелено было мне. И раздался звук, когда пророчествовал я, и вот – шум: и сблизились кости – кость к кости ее. И видел я: вот на них жилы, и плоть поднялась, и покрыла их кожа сверху; но дыхания жизни нет в них… И пророчествовал я, как Он повелел мне, и вошло в них дыхание жизни, и они ожили, и встали на ноги свои – полчище великое, весьма, весьма» (Иезекииль 37:1-10).

Считается, что именно здесь прозвучит труба архангела и воскресшие мертвые предстанут перед Судом Всевышнего. Поскольку место воскресения из мертвых в Библии указано достаточно точно, значительная часть Кидронской долины и примыкающая к долине Масличная гора с давних  времен использовались жителями Иерусалима как места захоронений.

В северной части Кидронской долины, недалеко от современного городского района Восточного Иерусалима Американская колония, находится древний склеп в скале, где, согласно народным преданиям, похоронен Шимон а-Цадик, один из последних членов высшего религиозно-законодательного органа Иудеи периода послевавилонского изгнания – Кнесет а-гдола (Великий Собор), 4 век до н.э.

Недалеко от могилы Шимона а-Цадика, к югу от Американской колонии, расположены так называемые «могилы царей», обнаруженные в 1863 году и ошибочно принятые за захоронения царей Иудеи.

Величественное строение высечено в скале, спуститься к захоронениям можно по ступеням девятиметровой ширины. Учеными установлено, что здесь похоронена царица государства Адиабена (северная Месопотамия) Елена, принявшая иудаизм в первом  веке н.э., и члены ее семьи.

В центральной части Кидронской долины находится могила, которая, согласно народной традиции, принадлежит царю Иошафату. Здесь был найден древний текст Пятикнижия. Царствование Иошафата (870-848 гг. до н.э.) было благоприятным периодом в истории Иудеи. В это время значительно укрепилась оборона страны, на границах были построены крепости, и в них находились постоянные гарнизоны. Строились новые укрепления и города, страна все более усиливалась и возвеличивалась. Соседние народы (филистимляне, идумеи и другие) платили дань Иошафату. Иошафат воевал с моавитянами и аммонитянами, но большая часть правления царя пришлась на мирные годы спокойствия и благополучия.

Рядом с могилой Иошафата в Кидронской долине расположен памятник Авшалома (Яд Авшалом), вырубленный в скале монумент, который считается могилой, построенной для Авшалома, сына царя Давида.

«Авшалом же еще при жизни своей решил поставить себе памятник, который в долине царской, так как сказал он: нет у меня сына, чтобы напоминал об имени моем. И назвал он этот памятник именем своим. И называется он памятником Авшалома до сего дня» (2 Царств 18:18).

Учеными установлено, что фактически это памятник более позднего периода. При поисках памятника в 1925 году археологи учли народную традицию, когда проходившие мимо памятника люди бросали в него камень в знак осуждения сына, поднявшего руку на своего отца. За годы существования монумент оказался полностью погребенным под грудой камней…

Недалеко от могил Авшалома и Иошафата расположены могилы жреческой семьи Хезир и первосвященника Захарии, побитого камнями по повелению царя Иоаша.

«И Дух Божий облек Захария, сын Иоада, священника, и встал он на возвышении перед народом и сказал им: “Так говорит Бог – зачем вы преступаете повеления Господа? Не будет удачи вам. Как вы оставили Господа, так Он оставит вас”. И сговорились против него, и побили его камнями по приказанию царя во дворе дома Господня» (2 Пар. 24:20-21).

Гробница Захарии представляет собой массивный монолит, увенчанный пирамидальной крышей. Пирамидальная крыша зрительно поддерживается расположенными по фасаду колоннами, несущими большой египетский карниз.

Семейство Хезир упоминается в Библии как одно из семейств служителей Храма: «И выпал жребий (служить в Храме) первый Иеоариву, второй Идайе … Хезиру – семнадцатый» (1Пар. 24-15).

Могильное захоронение семейства Хезир в Кидронской долине построено около первого века н.э. Гробница имеет несколько подземных погребальных камер и две колонны, поддерживающие карниз.

Много раз во время путешествий в районе Иерусалима Иисус пересекал Кидронскую долину. Так было, когда Иисус отправился из Иерусалима воскресить своего друга Лазаря в Вифанию. После воскрешения Иисус торжественно вернулся через Кидрон в Иерусалим.  С Тайной вечери Иисус направился в Гефсиманский сад на берегу Кидрона, где и был пленен.

Однако в Новом Завете Кидрон упоминается только раз, когда Иисус уходит с учениками в Гефсиманию: «Иисус вышел с учениками  своими за поток Кидрон, где был сад» (Иоанн 18:1).

Здесь, в Гефсиманском саду, Иисус провел свои последние земные часы на свободе, здесь же он был арестован римлянами по доносу предателя Иуды.

В 1924 году в Гефсиманском саду на фундаменте церкви византийского периода было построено одно из самых величественных сооружений в долине Кидрона – Базилика Мук Христовых (Гефсиманская церковь) по проекту итальянского архитектора Антонио Барлуцци. Строительство базилики финансировали двенадцать католических государств, поэтому у нее есть и другое название – Церковь Всех Наций. Позади  здания сохранились остатки храма VI века, в самом храме уцелели фрагменты мозаичного пола византийского периода. До наших дней на территории церковного комплекса сохранилась  часть сада библейских времён.

Церковь Успения Богоматери расположена недалеко от  Гефсиманского сада, в долине Кидрон. Согласно  преданию, на этом месте была похоронена мать Иисуса – Дева Мария. В христианской традиции считается, что в свое время здесь были похоронены не только Дева Мария, но и ее муж, плотник Иосиф, а также ее родители – Иоаким и Анна. Поэтому еще одно название храма – Церковь Погребения Святого Семейства.

В 326 году византийская царица Елена построила здесь базилику. Первая большая церковь на этом месте была построена  в четвертом веке византийским императором Феодосием I.

В 614 году храм был разрушен персами, однако гробница Богоматери сохранилась. Нынешняя церковь в своей основе сохранилась со времен крестоносцев. Сегодня храм принадлежит греко-православной и армянской церквям, имеются представительства русской, коптской и сирийской общин. Церковь Успения Богоматери имеет крестообразную форму.

Непосредственно к церкви Успения примыкает  Гефсиманский грот. По преданию, в этом гроте молился Иисус в последние дни своей земной жизни. На полу пещеры сохранилось место, где, как утверждают, упали капли кровавого пота Иисуса и растопили камень. С XIV века грот принадлежит монахам-францисканцам, которые значительно реконструировали и отремонтировали его, превратив в оригинальную церковь. Ее центральный алтарь посвящен трагической молитве Иисуса. В гроте сохранились остатки церквей более древней постройки и бассейн для сбора воды, относящийся к византийскому периоду.

В долине Кидрон, недалеко от церкви Успения Богоматери и Гефсиманского сада, расположена греческая православная церковь святого Стефана. Церковь расположена на том месте, где, согласно преданию, был казнён человек по имени Стефан, первый христианин, принявший мученическую смерть за веру.

«Но они, закричав громким голосом, затыкали уши свои, и единодушно устремились на него, и, выведя за город, стали побивать его камнями. Свидетели же положили свои одежды у ног юноши, именем Савла, и побивали камнями Стефана, который молился и говорил: Господи Иисусе! Прими дух мой. И, преклонив колени, воскликнул громким голосом: Господи! Не вмени им греха сего. И, сказав сие, почил» (Деяния Апостолов, 7).

Современная церковь была построена в 1930 году на руинах византийской базилики. По преданию, под этой церковью находятся могилы первомученика Стефана, а также рабби Гамлиэля и его сына Авивуса.

В южной части долины Кидрон, недалеко от Вифлеема и Мертвого моря, расположены лавра Саввы Освященного и монастырь Феодосия Великого.

Лавра Саввы Освященного (монастырь Мар Саба) – это православный греческий мужской монастырь, который был основан предположительно в 484 году в долине Кидрон в Иудейской пустыне человеком по имени Савва. В восьмом веке в лавре монашествовал святой Иоанн Дамаскин, и сохранились пещера, где жил Иоанн, и его гробница.

В начале двенадцатого века лавру посетил русский путешественник монах Даниил, который составил описание обители:

«Лавра святого Саввы находится в долине Иосафата, в Юдоли плача, которая начинается от Иерусалима: идя от Гефсимании, эта долина проходит сквозь лавру и доходит до Содомского моря. Лавра же святого Саввы устроена Богом чудесно и непередаваемо словами. Тек некогда поток страшный и очень глубокий и обезводел, берега у него были высокие, на тех обрывах и лепятся келии – прилеплены и утверждены от Бога каким-то чудесным и страшным образом.

На высоте ведь той стоят келии по обоим берегам потока того страшного и лепятся на скалах, будто звезды на небе утверждены. Церквей же три. Среди же келий тех западнее есть пещера чудесная под скалой каменной, а в той пещере церковь святой Богородицы». («Житие и хождение игумена Даниила из Русской земли», XII век).

За все время существования лавры Саввы Освященного монашеская жизнь в ней не прекращалась. По традиции лавры, женщинам запрещен вход в монастырь. В свое время для своей матери Савва рядом с лаврой построил специальную башню, называемую «женской», которая используется и в настоящее время как гостиница для женщин, желающих жить рядом с лаврой. В монастыре нет и никогда не было электричества и других благ цивилизации.

Недалеко от монастыря Мар Саба находится православный греческий женский монастырь Феодосия Великого, основанный в 476 году около пещеры, где, согласно преданию, приходившие к младенцу Иисусу волхвы останавливались на обратном пути. «И получив во сне откровение не возвращаться к Ироду, иным путем отошли (они) в страну свою»  (Матфей 2:12).

Сохранились описания монастыря Феодосия Великого, сделанные русским монахом Даниилом. «А от Иерусалима до Феодосиева монастыря вёрст шесть. Тот монастырь на горе обнесен оградой и виден от Иерусалима. И там есть пещера большая посреди монастыря, в которой волхвы ночевали, когда избегали Ирода. И там ныне лежит святой Феодосий, и многие святые отцы там лежат; мать святого Саввы в той пещере лежит, и Феодосия мать тут лежит».


К списку номеров журнала «Литературный Иерусалим» | К содержанию номера