Яков Нелькин

Тупик – или канал?



"Земли не вечна благодать.
Когда недальнего потомка
Ты пустишь по миру с котомкой,
Ей будет нечего подать".
Василий Федоров


В начале был Принцип Развития Вселенной. И Принцип был Бог: неотвратимость и необратимость развития.
Бог вырвал Вселенную из Ничто. Сегодняшний уровень ее развития отвечает периоду ее существования в 13,8 миллиарда лет.
В последней трети этого времени во Вселенной зажглась голубая звезда – Земля, единственная известная нам планета, несущая  воду, воздух, жизнь, инстинкт, мысль. Темп развития Земли опережает темп развития Вселенной со все нарастающим ускорением. Дух Божий носился сперва над водами планеты, но вскоре Бог разделил океаны и заложил тверди. С появлением растительности Дух Божий создал животный мир, поставил людей на две ноги, дал им ум и душу и предложил: "буду вашим Богом, а вы будете моим народом" (Левит, 26:12). Условия его были жестки, обременительны, но иные на зов откликнулись. По Его проекту и просьбе они построили скинию.
В ней Бог учил пастухов закону и развивал Вселенную.
   Мы можем сегодня только гадать, была ли рассогласованность скоростей Африки и Евразии изначально предусмотрена Богом или возникла непредумышленно по ходу переключения на другие объекты. Но по миллиметру в год за 300 миллионов лет континенты сблизились. Сила их столкновения вмяла Афро-Азиатский разлом на километр вглубь глобуса и подняла над ним гряды гор от Красного моря и до Кавказа. Пролив защемило между хребтами. Дальнейший нажим по краям разлома отсек пуповины связи с океаном и замкнул море в суше. Длиннейшее междугорное озеро получило мало речной подпитки, но много солнечного тепла. Оно начало терять глубину и наращивать концентрацию океанских и минеральных растворов. Их туманы заполнили междугорье. Так создался климат Мертвого моря – планетное "чудо света". Дух божий витал над его водами. Однако по мере усыхания вод солнце все интенсивнее нагревает склоны разлома. Их испарительность все растет, стоки в море все уменьшаются, его уровень идет вниз.
По берегам моря лежат две страны: Израиль и Иордания. Еще две страны на севере, Ливан и Сирия, находятся в водном контакте с морем. В последние тридцать лет развитие цивилизации заставило страны Востока перекрыть свои стоки в море и направить воду на предприятия. Отбор воды нарушил тонкое природное равновесие. Тысячелетия опускания уровня скачком сократились до полсотни лет и сжали остаток моря до двух осколков. Они иссыхают под южным солнцем, как капли на сковородке, и скорость падения уровня моря близится к метру в год. Зреет ближневосточная климатическая катастрофа: трехсотмиллионолетний феномен планеты, ее "чудо света" гибнет у человечества на глазах.
Что стоит Богу, создателю всей Вселенной, устроить чудо, долить воды в море, спасти "чудо света"?
Отвечу подробно. Думая о Боге узко-религиозно, мы упускаем из виду, что Бог – это Принцип Развития Вселенной, задействованный в миг ее запуска. Все дела Бога по всей Вселенной всегда вершатся в законах Бога. Законы Бога естественны, всегалактичны, едины и, значит, несовместимы с чудом. К примеру, ни на единый миг Бог не нарушит закон всемирного тяготения. По той же причине Бог не исчудит воды в междугорье. Наоборот. Все большее число ситуаций, трудно решимых движением галактик и континентов, Бог поручает людям. Каналы они ведут не разломом, а ровной линией и в краткие годы, а не в миллионы лет. В союзе с людьми важнейшие из развивающих замыслов Бога набирают и темп, и качество, и охват. И Бог зовет нас спасти "чудо света" в рамках своих нерушимых законов. Здесь и сейчас, у разверзающейся Мертвой пустыни, Бог жестко и обременительно указует нам путь воды. Мы вправе не следовать зову Всевышнего. Но Божий суд отсылает в тупик все, что не служит развитию мира.
Так что же нам с Мертвым-то морем делать?
А Божьим судом рассудить наши планы – и выискать силы на  путь развития. Вот три наших плана – на Божий суд:
1. Ничего
2. "Кацир а-мелах"
3. Канал

План 1. Ничего не делать. "Мертвое море" – не только вода, но и романтическая "дымка Мертвого моря". Физически эта дымка – миллиард тонн воды, ежегодно испаряемой Мертвым морем в междугорье и в широкие районы над ним. Дымка отражает избыток солнечного излучения, служит мощным терморегулятором-смягчителем температур дня и ночи, разносчиком влаги и жизни по окрестной полупустыне.
И вот Божий суд: "Всему свое время и срок всякой вещи под небесами" (Eккл.,3:1-4). Время потреблять земли благодать – и время платить добром за добро.
За неоплату – святой приговор: ТУПИК потреблению благодати.
С уходом моря его дно обнажается. Грунтовые воды выносят соль перемычек между камнями, изрывая дно моря провалами. Стянутые зеркала испарения уже не вводят в природное обращение былые кубические километры воды. Разлом и взгорья лишаются спасительной дымки. Их климат меняется к континентальному с температурой градусов на 10 ниже зимой, а летом на 20-15 выше (для наглядности: 35 + 15 = 50). Ветры извне не напоят листы растений, и корни не остановят накат пустыни. Остаток влаги земли уйдет, иссохнут ручьи и речки, отведенные на предприятия. Солнцепоток пережжет все живое на плоскогорьи от Большой реки до Великого моря (от Ирана до Средиземья).
И молитвы, исламские и еврейские, по отдельности и стройным хором, не испросят воды у сухого неба.
План 2. Выгреб соли. "Кацир а-мелах" переводится как "покос" применительно к жатве хлеба. Название лгущее – соль не косят, не собирают ее урожай, с первого слова тень на плетень.
Израиль держит на южном плесе Мертвого моря два типа работ с противоречивыми интересами: отели и химзавод. Отелям нужна нетронутая природа, а заводу  – вся вода моря со сливом возврата в его южный плес. На политкорректе ситуацию обрисовывают как "подачу воды отелям". При переводе с политкорректа на плес, возврат оседает под слой воды, где год за годом наращивает придонный слой соли. Соль поднимает к пляжам отелей слив заводского производства поташа, почти безвредный для человека. В нем тонут отели и сам завод. Вся их надежда – "кацир" спасет!
План этот создан, одобрен, предложен правительству корпорацией правительственных советников и Форумом Мертвого моря. Народу сообщены лишь три цифры:
Выгреб 20 миллионов кубометров соли в год из южного плеса, перенос этой соли в северный при помощи 13-километрового транспортера, – все за пять миллиардов шекелей.
По моему убеждению, проектировщики с легкомыслием стрекозы калькулятор не брали в руки и не потрудились представить себе (и подавно людям) реальной картины "кацира".
Попробуем покацирить за них.
20 миллионов кубометров соли – это ежегодная морская делянка площадью в 5 километров квадратных при залегании соли слоем в 4 метра, расположенная на технологической глубине, то есть на той, с которой наши инструменты способны ее извлечь. Инструмент для такой работы – глубоководный цепной многоковшевой дноуглубитель водоизмещением не меньше полутысячи тонн. Дноуглубитель представляет собой П-образный корпус с башней. С башни в проем и в море уходят направляющие, приводные колеса, цепи, ковши.
Этот черпающий механизм приводится в действие мощным дизелем. Два других дизеля обеспечивают силу врезания ковшей в грунт и продвижение дноуглубителя вдоль делянки. Пульпа (грунто-солевая смесь) доставляется на берег наплавным транспортером длиною более 5 км. Наплавной транспортер пробегает по баржам, стоящим на якорях, но требующим постоянной перестановки вслед за движением дноуглубителя, На каждые полкилометра наплавки – морской буксир.
Такой техники не знавали в Израиле, пробел перекрыт бездумьем. Ну как, продолжать "кацир"?
Мы купим дноуглубитель в разобранном виде с доставкой в Ашдодский порт. В Ашдоде мы примем его на колесные тягачи, арендованные нами в Канаде. Наши мосты не пропустят поезд с такой платформой. Ничего, мы разберем мосты, а оборудование поворотных перекрестков – снесем. В южном бьефе мы строим склиз – наклонную плоскость с поглотителями гравитационной энергии. Спустив корпус дноуглубителя в море, мы поведем монтаж его башни, рамы, навеску цепей, ковшей, – дела неисполнимые без плавкрана. Но, может быть, "Манофей Ави" (замечательное израильское предприятие "Краны Ави") сумеет помочь нам с берега. Для этого мы подготовим заранее порт и пирс. (Первые пять миллиардов шекелей корова слизала.)
Одновременно мы приступаем к стоительству двух транспортеров – наземного тринадцатикилометрового и хотя бы пятикилометрового наплавного.
Для установки и перемещения всей наплавки мы приобретем морские буксиры Мы провезем на тех же арендованных тягачах и в те же дни, когда разберем мосты. Мы создадим базу флота на Мертвом море. Ну вот, мы справились. Хорошо. Корова слизала, правда, еще не меньше пяти миллиардов.
С наплавной ветви пульпа поступает на 13-километровый береговой транспортер. Итак, (5 + 13) – это 18-километровая транспортерная линия. Для ее привода потребуется мощность средних размеров электростанции.
Вот, наконец, все исполнено по проекту. Многоверстный гремучий змей кладет свое напряженно дрожащее брюхо на бывшую дорогу вдоль моря, оттеснив все движение выше в горы, – там мы уже завершаем обводное шоссе (все это вместе – еще пять миллиардов). Солевая черная пульпа (а не сверкающая кристаллически-белая, как мечталось), расплевываясь и расплескиваясь всю дорогу, едет из южного бьефа в северный, – ах, хорошо! С двух сторон транспортера идут служебные подъездные пути. Вся полоса отвода – закрытая стройка. Но мы прокинем над ней и под ней роскошные надземные и подземные эскалаторы для отдыхающих. Расходы выходят за 20 миллиардов!
Что, продолжать – или все и так ясно?
Добавлю одно: транспортерная линия из 130-150 тысяч последовательных узлов противоречит практике машиностроения как заведомо неработоспособная...
Но если даже ценой побережья мы как-то сумеем выгрести соль, – где в этом отдача долга Земле и в чем тут забота о жизни моря?
План "Ничего" – он хоть не рушит того, что есть, и хоть не расходует миллиарды...
План 3. Канал, или глас природы. Возрождение  первозданного феномена вернуло бы "чудо света» и Ближний Восток в здоровое состояние. Для этого нужно следовать воле Бога (для неверующих – гласу природы), нависшей проектным заданием: водовод из Средиземного моря в Мертвое вдоль ручьев Кишон и Харод.
Стройка канала между морями осознана и описана лет тридцать тому назад проектом под руководством Юваля Неэмана, министра науки и технологии в те годы. Она вошла бы в сотню крупнейших строек в истории человечества.
Длина воздушной линии от Средиземного моря вдоль Эмек-Исраэль до реки Иордан, впадающей в Мертвое море, составляет 55 километров. Реальный канал, проведенный вдоль той же низины с учетом местных условий, потребует 80 километров длины при уклоне в 400 метров.
По ходу проекта ручей Кишон предстоит расширить, выпрямить, углубить и обратить вспять. До перевала к Мертвому морю мы доберемся открытым руслом. Нисходящее в Мертвое море, оно пройдет ниже грунтовых вод, что предотвратит смешение соленой морской воды с пресной. Может быть, мы сумеем обвести открытым руслом также и перевал – это убавит длину прокладки подземных трубопроводов диаметров в 5-6 метров – самую проблематичную и дорогостоящую часть проекта. За перевалом работы меньше: мы подготовим сегодняшние ручьи – завтра реки, Харод и Ярден, к приему воды, после чего и без наших забот она пробежит всю дорогу до моря.
Пробей мы канал – океан самотеком зальет первозданное междугорье от Иерихона до Акабы по заданный нами уровень. Регулировку уровня осуществит затвор, смонтированный на вводе средиземноморской воды в канал. Степень его открытия определит глубину заполнения русла и скорость пробегания воды в нем. Время пробегания воды из моря в море составит одни-двое суток, и регулировка уровня окажется достаточно оперативной. Дополнительные затворы позволят создать вдоль русла проточные морские озера постоянного уровня. Обсаженные лесами, они превратятся в оазисы. Искусственная река и озера от моря до моря поведут не менее кубического километра воды ежегодно и, помимо прямого своего назначения, обводнят природу страны, вверенной нашей заботе тысячи лет назад на тысячи лет вперед.
Использование приточной морской воды странами-строителями канала потребует установления и поддержания созидательных отношений. Если ООН поддержит проект, то поднимет страны Востока из глубины конфликта с природой и между собой, из тупика развития, в жизнетворный союз народов, – в ту перековку мечей на орала, во имя которой ООН и создана.
Канал восстановит Мертвое море и будет вечно хранить его уровень. Восстановленное, море сохранит климат Ближнего Востока и отведет экологическую катастрофу.
Земли благодать впитает добро людей.