Сергей Бирюков

Nota bene: книжная полка

В. А. Дроздков, «Dum spiro spero» О Вадиме Шершеневиче и не только: статьи, разыскания, публикации М.: Водолей, 2014

 


Итог многолетней работы исследователя —  восемьсотстраничный том, позволяющий объемно представить одну из  значительных фигур русского авангарда. Восстановлена родословная поэта,  прослежены этапы его творческого пути, проанализированы важнейшие книги,  в конечном счете определено его место в русском авангардном движении.  Прекрасный подбор иллюстраций. Плюс публикации произведений —  стихотворной «Мещантики» и пьесы «Нельзя прощать». Плюс насыщенный  дневник Тараса Мачтета «Так жили поэты...». Без тома уже не обойтись  всем, кто занимается русской поэзией начала XX века, а также творчеством  Есенина и Маяковского, параллели и пересечения с этим поэтами В. А.  Дроздков исследует подробнейшим образом.




Владимир Маяковский, «Про это»  Факсимильное издание. Статьи. Комментарии  Составитель и научный редактор А. А. Россомахин  СПб.: Издательство Европейского университета в Санкт-Петербурге, 2014

 


Книга вышла в серии «Avant-garde» и состоит из двух  частей под оной обложкой. Это, собственно, повторение знаменитого  издания 1923-го года и книга о  книге, включающая статьи А. Россомахина,  А. Лаврентьева, Е. Лобкова, Ю. Орлицкого, комментарии Т. Маляевой и А.  Россомахина. А также варианты фотомонтажа Александра Родченко,  многочисленные фотографии, репродукции обложек книг. Это издание  перекликается с книгой Андрея Россомахина «Магические квадраты русского  авангарда. Случай Маяковского» (СПб, 2012), в которой автор провел  детальное исследование обложечной (поэтической!) стратегии Маяковского в  авангардном контексте.




Павел Крусанов, «Царь головы» М.: АСТ: Редакция Елены Шубиной, 2014

 


Новая книга редкостного петербургского писателя. Есть  понятие «петербургский текст», введенное выдающимся филологом В. Н.  Топоровым. И Павел Крусанов, безусловно  в этот текст вписывается, его  наращивает. И это само по себе замечательно. Но писателю этого мало, он  выходит на общерусский текст. Откройте любой его роман или рассказ — и  вы окажетесь в России, известной по русской прозе в самых разных ее  изводах и в то же время незнакомой, потому что Крусанов не повторяет, не  пародирует, не демонстрирует, а проживает в письме жизни своих героев  во всем диапазоне существования.




«Новая кожа». Литературно-художественный альманах, N° 5, 2014 Нью-Йорк-Москва: Кожа пресс

 


Новый номер альманаха представляет тексты ряда  авторов, которых не так часто можно встретить в других изданиях,  например Андрея Монастырского, Владимира Эрля... Ян Пробштейн продолжает  открывать переводами и комментариями Эзру Паунда. В данном случае это  обширный текст времен первой мировой войны, своего рода «Ад» Паунда.  Крайне интересен фрагмент книги известного деятеля американского  авангарда Ричарда Костелянца «Беседы с Кейджем». И, наконец, большая  подборка вербальных и визуальных творений Ры Никоновой и Сергея Сигея —  как продолжение траектории полета двух выдающихся авангардных  художников.




Марина Кудимова, «Душа-левша» М.: ИПО «У Никитских ворот», 2014

 


Стихи Марины помнятся произнесенные и прочитанные.  Ну, например, «искусство — точная наука» — это ведь ее. Отточенность,  определенность высказывания и фонетическая чуткость ломкости слова,  улавливание переливаний из слова в слово, «чья ткань и тонка, и крепка»  (это не о слове — скажете — ну-ну...). Редкая уже сейчас вера в  преобразующую, заклинательную силу поэзии:

 


И заново дроблюсь.
И снова исцеляюсь.
И целой становлюсь.

К списку номеров журнала «ДЕТИ РА» | К содержанию номера