Эдуард Учаров

Беседа с Сергеем Суминым

 


С поэтом Эдуардом Учаровым я заочно познакомился в 2008 году, когда начал читать его фэйсбук. В реальности встреча произошла в 2010 году в Тольятти. Оказалось, что он родился в моем городе, но всю сознательную жизнь живет в Казани. Мы разговорились с поэтом о делах наших творческих и культуртрегерских. Вот эта беседа.


 


Сергей Сумин


 


– Эд, приветствую, первый вопрос  – традиционный.  Как у тебя все это началось: стихи, проза, публикации?


 


– Приветствую, Сергей!


В детском возрасте мы ползали с ребятишками по казанским крышам. Зимой кидались в прохожих снежками, летом – капитошками.


Однажды вечерней весной, будучи на крыше в одиночестве и наблюдая мутные проблески звёзд, высотные сугробы, трещину на стене, хорошо помню, что подумал: нужно обязательно запомнить этот миг навсегда. Как факт существования себя. Как первое ощущение давящего бытия. Как первую попытку выразить своё мироощущение.


Потом подтаявший снежок поехал с горбунка крыши вниз, и я вместе с ним шлёпнулся на уличный лёд со второго с половиной этажа.


Так вот, думаю, что начиналось всё именно тогда: когда я любовался трещиной на стене – это и было моё первое стихотворение, а когда навернулся с крыши – это уже первая проза…


Потом было много крыш и много земли.


Что-то писал в школе, когда жил в Кировской области. Но там голоса всех вместе взятых соломенных чердаков и подвалов-«качалок» подавляет великая вода – Вятка. Стремительная сила, в которую я шлёпнулся увесистой корягой и начал спускаться  к ракушкам. Но Вятка меня вытянула наверх и понесла на себе, как дикий верблюд. До сих пор мельтешат горбы берегов.  До сих пор она меня несёт и питает. Представляешь: ты в ошеломительно быстрой воде. Есть только река и невозможно широкое небо над тобой. И тебя тащит за поворот, за которым может быть всё, что угодно. Так, наверное, и пишутся стихи.


А если говорить о первой весомой публикации, то опять необходимо вернуться к крышам. Усадьба Сандецкого в Казани. Архитектор – Фёдор Романович Амлонг. Тюбетеечная крыша русского авангарда начала 20 в. Нет, до неё я ещё не добрался, но именно на неё смотрел, когда читал стихи на Турнире поэтов Литературной Универсиады в 2013. Так вот и появилась публикация в журнале «Дружба народов». Спасибо Фёдору Романовичу.


 


– Помимо всего прочего, ты еще и организатор литературной жизни в Казани? Не утомляет ли тебя проведение такого количество мероприятий?


 


– Да, год назад меня пригласили руководить Литературным кафе при Центральной библиотеке г. Казани. Это новая культурная площадка для города. Хотя, всё новое – хорошо забытое старое: в 90-е здесь действовал легендарный литературный салон «Синяя корова», который посещали практически все теперь уже маститые литераторы. Собственно, таких литературных точек было несколько: упомянутая «Синяя корова» (идейный вдохновитель – искусствовед Михаил Яо), лито при музее Горького (самое старое литературное объединение Казани и одно из старейших в России), которым с 1967 по 2003 гг. руководил Марк Зарецкий, а ныне Алёна Каримова, и «ARS-поэтика» при казанском университете во главе с Николаем Беляевым, а теперь с Алексеем Кирилловым. Это основные артерии, в которых бурлила поэтическая кровь.


Прийти работать в одно из таких незаурядных мест было мне крайне интересно. «Калитка», а именно так мы назвали нашу площадку, или даже не мы назвали – а просто однажды поняли,  что она сама так звучит (КАзанское ЛИТературное КАфе), конечно, требует всего моего внимания и многих сил (около 70 проведённых вечеров за год) и, наверное, отражается на количестве написанного своего – но это всё равно радостно. Я занимаюсь любимым делом и получаю за это пусть небольшие, но деньги.


Библиотечное руководство (директор казанской ЦБС Резеда Наилевна Исмагилова, зав. Центральной библиотекой Оксана Исаева и др.) создало все условия для литературной площадки.  Мы стараемся экспериментировать с литературными форматами, пытаясь найти что-то своё. Есть лекторий, проводятся кинопоказы с обсуждением, литературно-музыкальные перформансы, поэты принимают участие в художественных выставках, проходят презентации книг и журналов. К нам приезжают литераторы из других городов. Недавно опробовали новый формат «Кот в мешке» – вечер втёмную (на афишке не было никакой информации о том, что будет происходить). Внесли интригу и заодно проверили – доверяют ли литературному кафе? Придёт ли народ? Люди пришли, и неплохо, судя по отзывам, провели время. Требуют продолжения.


Один из основных и до сих пор длящихся проектов в Калитке называется «Литературная среда» (каждая среда – встреча с известным литератором Казани). По итогам этих вечеров за прошлый год мы издали первый выпуск собственной ежегодной литературной серии «Калитки», куда вошли стихи 15 казанских поэтов, выступавших в кафе. Теперь у Центральной библиотеки будет своя книжная серия. Место того стоит. Казанские топонимы обязывают. В предисловии к сборнику я так и написал:


«Калитка – звук не пустой, да и выросший не на пустом месте. Здесь, где зародился этот звук – в Центральной библиотеке на Вишневского – центр тектонического разлома поэтических эпох.


Спуститесь по улице вниз – и вы уже в Горловом кабаке завтракаете вместе с Пушкиным. 


А если повернёте от библиотеки налево – через проулок окажетесь на Второй горе у дома вечного председателя земшара Хлебникова.


Пойдёте через Аксёновский сквер мимо Чеховского рынка – увидите Варваринскую церковь, где был крещён двухнедельный Заболоцкий.


Если у Чеховского рынка опять свернёте налево – попадёте в Лядской сад, на углу которого расположена усадьба Боратынских, а в самом саду эклектично высится памятник Державину. Это улица Горького. Через квартал отсюда – в подвале нынешнего музея имени себя Алексей Пешков пёк хлеб.


Все это очень рядом, в десяти-пятнадцати минутах прогулочного шага от Центральной библиотеки…»


Только что в Калитку приезжал БГ, он был в библиотеке ещё во времена «Синей коровы» и вот, будучи в Казани, решил навестить нас спустя 20 лет. Так что и ты приезжай, Сергей! Ждём тебя и «Графит» в Калитке. Это приглашение и для других интересных литераторов, желающих выступить в Казани. Я заинтересован в расширении географии гостей литературного кафе.


 


– Как ты пишешь? Урывками? Циклами?


 


– Всегда отдельными короткими лирическими кусочками. Некоторые из них потом можно, наверное, объединить в тот или иной тематический цикл, но не более того. Ясного эпического или поэмного изложения на протяжении длинного текста мне не видать, как собственных поминок.


Я способен лишь на короткий взгляд: что успел выхватить – записал и половину переврал. Я скажу банальные вещи, но каждое стихотворение для меня это шаг в неизвестность. И непонятно куда ты шагнул, что из этого получилось, хорошо это или плохо. Каждое стихотворение – это большой вопрос. Главный вопрос жизни. Каждый раз. Это сверхусилие, какой-то прорыв. И всегда риск. И почти всегда ничего не получается. Но если вдруг тебе кажется, что получилось – стоит ради этого жить. Ради волшебства. Ведь это чудо.


А чудо оправдывает всё.


– Кто твои любимые поэты? Кто повлиял на твое творчество?


 


– Ох, много любимых. Боюсь, что не буду оригинальным и назову классический список имён: Даниил Хармс, ранний Николай Заболоцкий («Столбцы»), ранний Борис Пастернак, поздний Осип Мандельштам, Иосиф Бродский, Леонид Губанов, Юрий Кузнецов, Денис Новиков, Иван Жданов, Александр Кабанов, Андрей Гришаев. Это я называю тех поэтов, после прочтения которых в то или иное время мне писать самому уже не хотелось.


Теперь вот Лермонтов для меня забрезжил. Читаю. Вчитываюсь. Перечитываю.


 


– Как ты думаешь –  сохранится ли поэзия в нашем техногенном мире? Что будет с ней через 20-30 лет? Твой прогноз.


 


–  Поэзия никуда не денется, конечно. Будет ли она трансформироваться в источниках кодировки – мне вот это интересно. Речь, письмо, язык, текст – а что дальше? 


Логика своё отживёт. Опыт станет никому не нужным. А вот поэтическое озарение окажется  единственным достоверным источником познания мира. Это будет весело. Я бы хотел пожить в такое время.


 


– Следишь ли ты за нынешней литературой? Читаешь поэтов? Сможешь назвать десятку лучших на данный момент авторов России?


 


– Десятку не смогу – их намного больше. Слишком бронзовый век у нас во дворе. Всё такое разное и прекрасное. Где-то традиция обогащается, где-то своя колея, где-то сознание ширится и мозг взрывается. Читай – не хочу…


 


– Казань – город восточный или западный? Как тебя пишется здесь? Влияет на тебя место проживания и насколько?


 


– Казань – город  разный. Но всегда любимый. Только здесь и пишется. И здесь очень хорошо говорится не только своё и о своём. Здесь хочется копаться в поэтических историях. Как мы это делаем с Галиной Булатовой – отличным поэтом и переводчиком, а по совместительству моей женой, которая поддерживает все мои начинания. Например, пиша для «Казанского альманаха» серию эссе о наших поэтах, я однажды натолкнулся  на имя талантливого поэта Ивана Данилова (1941 – 2010), мне до этого не знакомого. Несколько его общедоступных текстов вполне впечатлили. Начали выяснять кто такой. Путём долгой детективной истории мы с Галиной вышли на его родственников, которые предоставили архив поэта. Год мы этот архив разбирали: восстанавливали и набирали тексты, сканировали фото и документы, письма, прозу, дневники. Попутно готовили  подборки в журналы и большую книгу его избранного: стихи и дневники. И через год в Татарском книжном издательстве при поддержке главреда «КА» Ахата Мушинского вышла книга Ивана Данилова  «Птица долгой зимы», которую сам автор ждал почти всю жизнь, но так и не дождался. Таким образом, я надеюсь, на поэтическую карту Казани мы нанесли имя талантливого, но незаслуженно забытого поэта.


Сейчас мы занимаемся другим масташтабным литературным именем – Гавриилом Петровичем Каменевым (1773 – 1803). Гавриил Каменев считается первым русским романтиком (предромантиком). Он автор первой героической баллады на русском языке «Громвал», написанной по мотивам казанской легенды о драконе Зиланте и богатырях. Талантливый поэт, прозаик и переводчик. Начинатель готического направления в русской литературе. Его творчество высоко оценил Александр Пушкин, собиравшийся писать биографию поэта. Между тем – до сих пор не было отдельной книги сочинений Каменева. Нет никакого памятного знака в городе в честь поэта. На доме, где он жил и умер, нет даже мемориальной таблички.


Вот как-то стало обидно, что не только простые горожане, но и многие наши коллеги литераторы и слыхом не слыхивали об этом имени, и мы создали инициативную группу по увековечиванию памяти Каменева в Казани. Выпустили микроскопическим тиражом – насколько хватило денег – книгу его «Избранного», куда вошли знаменитая поэма, переводы, рассказы и стихи.


Доцент кафедры архитектуры КГСУ Инесса Фахрутдинова разработала проект ротонды Каменева, которую мы просим установить в Сосновой роще – мистическом для Каменева уголке Казани, в одном из любимых мест для прогулок, где его часто посещало вдохновение и где он создавал свои произведения. Здесь же неподалеку он был упокоен на старинном кладбище за Кизическим монастырём.


Также мы выступили с обращением к мэру по поводу установки памятной доски на одном из принадлежавших Каменеву сохранившихся домов. Управление культуры поддерживает эту идею, но на воплощение нет средств. Нужно искать самим. 


В этом году от имени литературного кафе «Калитка» мы провели Всероссийский литературный конкурс имени Г. Каменева «Хижицы».


 


– Расскажи, с кем из поэтов ты общаешься в Казани? Есть интересные группировки поэтов, студии, семинары?


 


– Если говорить о лито, не упоминал ещё «Белую ворону» при казанском медицинском университете (с 1997 г.). Основатель и руководитель студии – поэтесса Наиля Ахунова. Организатор ежегодного литературного фестиваля им. Вероники Тушновой «Галактика любви». Наиля Ахунова пропагандирует и развивает в Казани восточные формы – хайку и хайбуны. Консультирует «Белую ворону» детский поэт, переводчик и драматург Борис Вайнер.


Лито им. Виля Мустафина при музее Константина Васильева (руководители поэт Михаил Тузов и драматург Александр Воронин), а также лито православной поэзии «Златоуст» (руководитель Татьяна Сушенцова).


 Менее формальные литературные содружества, почти все,  увы, уже не действующие: литературный салон «Синяя корова» при институте культуры (с 1989 г.), впоследствии перебравшийся в Центральную библиотеку на Вишневского, 10. (с 1993 г.) (Михаил Яо, Маргарита Сивохина, Юлиана Еманова, Денис Осокин, Алёна Соколова, Александр Беспалов, Эдгар Бартенев, Сергей Саховский, Тимур Алдошин, Алексей Кириллов, Олеся Балтусова, сотрудники библиотеки: Галина Дюльдева, Наталья Тюрина и др.). Литературно-философское общество «Altera parsъ» при КГУ (1992 – 2000) (Искандер Абдуллин, Артём Скворцов, Михаил Крылов, Мария Новак, Роман Перельштейн, Алексей Калиничев и др.)


Творческий союз «Колесо» (2001 – 2009) со своим литературным журналом «Квадратное колесо» (Олеся Балтусова, Тимур Алдошин, Искандер Абдуллин, Алексей Кириллов, Айрат Бик-Булатов и др.)


Общество мёртвых поэтов (ОМП) (2004 – 2006) (Рафаэль Бадыгин, Айрат Бик-Булатов, Андрэ Егоров, Андрей Абросимов, Евгений Калашников, Алиса Розанова, Марина Богданова, Оскар Саченков, Айрат Багаутдинов и др.) Первые перформансы, выступления в сопровождении музыкальных групп, клипы.


Творческое объединение ЦЫЦ (с 2008 г.) (Михаил Остудин, Айрат Багаутдинов и др.) В основном перформансы и СЛЭМы.


Студия «Энтомология поэзии» (с 2008 г.), а с 2009 добавляется и театр поэзии «Фибры» (Айрат Бик-Булатов, Андрей Абросимов, Евгений Калашников, Игорь Тишин, Николай Артюшкин, Ангелина Кузьминых, Алия Габитова, Екатерина Селюнина, Елена Звягинцева, Полина Пантелеймонова, Елена Чеснокова и др.). Взаимодействие поэзии с различными видами искусств, совместные концерты с музыкантами и художниками.


Если говорить об именах, то  два года назад мы собирали поэтический сборник «Казанский объектив» (Сост. Эдуард Учаров; Ред. Галина Булатова. – Казань, 2015. – 80 с). В сборник вошло 36 стихотворений, созданных тридцатью шестью казанскими поэтами, в основном, за 2015 год. Это мгновенный поэтический фотоснимок Казани в сочетании с мгновенным же комментированием – екатеринбургский поэт и критик Сергей Ивкин выдал 36 закадровых впечатлений-импровизаций. В качестве послесловия – ещё один взгляд на современную поэзию представлен поэтом и критиком Андреем Пермяковым.


Туда, конечно, вошли не все, кого хотелось бы видеть, но определённое представление, смею надеяться, о современных казанских поэтах составить можно. Кому интересно – электронная версия есть на «Мегалите». Спасибо Александру Петрушкину.


Тесно общаюсь с поэтом Филиппом Пираевым – автором перевода гимна Республики Татарстан на русский язык. Советуемся по текстам и просто дружим. Собственно, он и Галина Булатова всегда поддерживают мои инициативы. Данилов, Каменев, Казанский Объектив, Калитка и другие начинания – без них вряд ли бы что вышло…


 


– В этом году в Тольятти в 5-й раз пройдет довольно крупный по составу участников фестиваль поэзии Поволжья! А есть ли в Казани нечто подобное? Нужны ли вообще фестивали?


 


– В Казани ежегодно проводится Аксёнов-фест (организаторы Дом-музей Аксёнова, журнал «Октябрь», мэрия Казани); Международный поэтический фестиваль имени Н. Лобачевского и Международный Хлебниковский фестиваль «Ладомир» (их организатор – поэт Лилия Газизова – пропагандирует и развивает свободную поэтическую форму). Свои книжные фестивали делают казанские библиотеки,  Центр современной культуры «Смена» и т.д.


Это дело хорошее. Поэты приезжают, знакомятся друг с другом, общаются. На выходе – новые творческие идеи, толчок к собственному творчеству…


 


– Эд, последний вопрос традиционный – твои пожелания альманаху «Графит»!?


 


– В разное время в «Графите» публиковались материалы о наших казанских проектах. Помню и ценю. Надеюсь, что будем сотрудничать и дальше. Альманаху – всего только самого доброго! Никогда не закончиться!


 

Июль 2017 года

К списку номеров журнала «ГРАФИТ» | К содержанию номера