Роман Гершзон

Первые упоминания об Иерусалиме и его людях

 

 

И Малкицедек, царь Шалема, вынес хлеб и вино. А он был священник Бога Всевышнего. И благословил его и сказал: благословлен Аврам от Бога Всевышнего, Владыки неба и земли.   

(Брейшит 14:18-19)

 

Первое историческое свидетельство о существовании «города мира» – Иерусалима – можно найти в древнеегипетских заклятиях XIX-XVIII веков до н.э. периода 12-й династии Египта, направленных против вражеских городов. Одним из таких подвергшихся проклятию городов и был ханаанский город Рушалимум, отождествляемый с Иерусалимом.

В те времена сообразительные египтяне делали специальные «фигурки проклятий», писали на них конкретный адрес получателя проклятий и фигурку разбивали на осколки. Помогало ли это древним египтянам, неизвестно, но на некоторых осколках просматривается надпись «Рушалимум».

Затем под названием Урусалим город несколько раз упоминается в Эль-Амарнских рукописях XIV века до н.э., из архива фараона Эхнатона.

В одной из рукописей неизвестный житель древнего ханаанского Иерусалима пишет: «Мир тебе, любимый … от Господина мира и города мира». В другой Эль-Амарнской рукописи вновь упоминается город мира: «(пишу) … из города справедливости и мира, которые теперь покинул мир».

Первое упоминание Иерусалима в Танахе – это город Шалем (цельный, полный, совершенный, производная от слова «шалом», мир – ивр.). Именно здесь, в Шалеме, царь древнего Шалема-Иерусалима Малкицедек (царь мой, праведность – ивр.), «…священник Бога Всевышнего», благословил Аврама (Брейшит 14:18).

Аврам возвращался к себе домой в Хеврон из района Дамаска после победоносной войны против армии четырех царей во главе с Кедорлаомером. В районе Иерусалима навстречу Авраму вышел Малкицедек и благословил Аврама вином и хлебом: «…благославлен Аврам от Бога Всевышнего, Владыки небес и земли» (Брейшит 14:19).

Аврам дал Малкицедеку дар для Всевышнего – десятую часть того, что имел. После этого Малкицедек произнес: «И благословлен Бог Всевышний, который предал врагов твоих в руку твою, и дал ему десятую часть от всего» (Брейшит 14:20).

 

Считается, что ивритское слово «Малкицедек» (и производные от него «Мелхиседек», «Малхиседек» и другие) является не именем человека, а свидетельством царских и священнических функций определенной личности. Таким образом, Аврама встретил и благословил правитель (царь) города, обладавший священническими полномочиями.

В тексте отчетливо просматривается также свидетельство святости самого места благословения, где священник Всевышнего дает благословение человеку, а сам человек выделяет Всевышнему так называемую десятину, десятую часть своего состояния. И в наши дни религиозные евреи всего мира выделяют десятую часть своих доходов Всевышнему, следуя поступку Аврама.

Уже с глубокой древности духовность, справедливость, мир и совершенство (мелех, цедек, шалом, шалем – ивр.) стали синонимами Иерусалима – Иерушалаима – и его правителя Малкицедека.

 О святости места может свидетельствовать и еще одно название Иерусалима – Сион (Цион). «И в Ционе обитель Его» (Псалмы 76:3). Здесь говорится о святости Иерусалима, обители Всевышнего. Да и само название «Цион», по свидетельству филолога д-ра Авшалома Корна, является производным от слов «цах», «цахиях» (чистый, ясный – ивр.), что косвенно характеризует святость места.

Преподаватель иврита А. Хазанова указывает на сходство слов «цион» и «цонен» (прохладный – ивр.). Известно, что в горном Иерусалиме достаточно прохладный для окружающих мест климат.

Библейские упоминания о Малкицедеке, царе Шалема и священнике Всевышнего, достаточно загадочны: «...клялся Всевышний и не раскается: ты священник вовек по чину Малкицедека» (Псалмы 109/110:4). Существует гипотеза, что это выражение восходит корнями к временам царя Давида, и оно обосновывало право царя на какое-то особое экстраординарное священничество в Иерусалиме по подобию Малкицедека.

Исходя из этих слов, многие рассматривают Малкицедека как образ древнейшей, доаврамовской праведности, отождествляя его с Шемом, сыном Ноя (талмудический трактат «Недарим»,32, псевдо-Ионафанов Таргум и др.). В этих текстах указывается, что Аврама благословлял не кто иной, как Шем (Сим), сын Ноя, праведник поколения, пережившего Потоп.

В еврейских преданиях отмечается, что Шем жил очень долго и вместе со своим правнуком Эвером обучал желающих Знанию о Всевышнем.

У Шема и Эвера учились праотцы Авраам и Ицхак. Яаков уже застал в живых только Эвера, Шем к тому времени умер, прожив 600 лет (Брешит 11:10-11).

Считается, что царствуя в Шалеме-Иерусалиме, Шем исполнял роль священника единого Бога, в противовес служителям различных языческих культов, существовавших в то время.

В кумранском тексте «Мидраш Мелхиседек» Малкицедек рассматривается в виде прототипа Машияха (Мессии) и как идеальное явление человеческого, царского (царь Шалема) и священнического достоинств.

Здесь избранники Всевышнего характеризуются как «люди жребия Малкицедека», сам Малкицедек выступает главой «вечных ангелов», небожителем и совершителем эсхатологического возмездия, а мессианское время искупления обозначается как «год благоволения Малкицедека».

В христианской традиции считается, что приношение хлеба и вина – это прообраз таинства Евхаристии, которое заключается в пресуществлении хлеба и вина и последующем их употреблении. Согласно апостолу Павлу, при этом христиане приобщаются к телу и крови Иисуса (1 Кор:10:16, 1 Кор.11:23-25).

 В Новом Завете – основной книге христианства – упоминается встреча Авраама и Малкицедека. «Которому и десятину отделил Авраам от всего, – во-первых, по знаменованию имени царь правды, а потом и царь Салима, то есть царь мира, без отца, без матери, без родословия, не имеющий ни начала дней, ни конца жизни. Уподобляясь Сыну Божию, пребывает священником навсегда. Видите, как велик тот, которому и Авраам патриарх дал десятину из лучших добыч своих» (Евр.7:2-4).

Шиитская ветвь ислама, почитающая имамов – духовных лидеров мусульман, видит в Малкицедеке одного из таких имамов. Малкицедек также ассоциируется в исламском мире с таинственным странником Хидром. Считается, что этот странник не умер в обычном понимании, а вознесся на небеса. Согласно исламским преданиям, Хидр-Малкицедек разговаривал с Моисеем, после чего и расступилось Чермное (Красное) море.

А сейчас, более не затрагивая духовные и мифологические аспекты встречи Аврама и Малкицедека в разных религиях, попытаемся решить практический вопрос: в каком месте состоялась или могла состояться их встреча и где это место находится в современном Иерусалиме? Известно основное направление маршрута Аврама: с северо-востока на юго-запад, из района Дамаска домой в Хеврон.

В давние времена маршруты путешественников преимущественно пролегали вдоль русел рек: это были и естественные природные трассы в условиях полного бездорожья, и источники воды для людей и животных. Наверное, не был исключением из этого правила и маршрут Аврама.

Пройдя по Иорданской долине по берегу реки Иордан до северной части Мертвого моря, Аврам и его спутники в районе Иерихона, вероятно, взяли курс на юго-запад возле реки Прат (Кельт) и начали подниматься в Иудейские горы. Перевалив основной перевал Иудейских гор возле современного города Маале-Адумим, путешественники достигли горы Цофим (Наблюдателей) и по руслу реки Кидрон начали спускаться к Шалему – Иерусалиму.

Из текста Торы следует, что «…Малкицедек, царь Шалема, вынес хлеб и вино» (Брейшит 14:18). Для того, чтобы вынести Авраму хлеб и вино, царю Шалема надо было выйти к Авраму и, вероятно, пройти ему навстречу, как того требовали правила древнего гостеприимства.

Итак, Малкицедек выходит навстречу Авраму к руслу реки Кидрон и направляется к северной окраине города. За северной окраиной древнего Шалема кончались владения царя Малкицедека, и дальше ему идти незачем. Да это и не требуется: гостя со всем почетом естественно встречать на границе собственных владений, что царь Шалема, вероятно, и сделал. Сегодня этот район расположен примерно в нескольких сотнях метров от юго-восточного угла крепостной стены современного Старого города Иерусалима. Предполагаемое место встречи Аврама и Малкицедека, таким образом, – ущелье Кидрон, недалеко от современного юго-восточного угла крепостной стены Старого города Иерусалима. Здесь в танахические времена предположительно находилась северная граница древнего города Шалема.

Материальных следов встречи Аврама и Малкицедека не сохранилось. Поэтому сегодня мы можем лишь гипотетически предполагать, где она состоялась. Но сам факт встречи однозначно зафиксирован в Библии.

Пообщавшись с Малкицедеком, Аврам продолжил свой путь домой, предположительно через долину Рефаим (Духов) к Хеврону, оставив потомкам возможность изучения и исследования этой странной и многозначительной встречи со «священником Бога Всевышнего» и, одновременно, царем Шалема-Иерусалима.

«И двинул Аврам шатер, и пришел, и поселился в дубравах Мамрей, что возле Хеврона, и построил там жертвенник Господу» (Брейшит 13:18). Но это уже совсем другая история.

 

К списку номеров журнала «Литературный Иерусалим» | К содержанию номера