Дмитрий Румянцев

Расширение вселенной. Стихотворения

9 МАЯ. ВОСКРЕСЕНЬЕ


 


Опять гляжу в расцвеченное небо:


парады мая как Парад планет.


Так вызвездило! Разве Бога нет,


раз Божье имя лечит как плацебо?


И в этом тоже – праздник и победа!


    Фонтан огня фонтаном бьёт в зенит,


и радужных ракет густое семя


рождает в небе тех, кто здесь убит,


как Господа, что на земле убит,


им не страшно уже пустое время


и Он со всеми ними говорит.


     Какая ночь! Опять светло, как днём.


Нет атеистов в поле под огнём,


под треском осветительной ракеты.


Все снова живы, все воскресли в Нём,


они одни достойны быть – вдвоём


с Тем, кто открылся ангелам и детям.


Какая ночь! Повсюду жизнь, как днём!


 


ВОЕНГОРОДОК


 


Ах, солдатка, сестра-белошвейка!


Муж твой – бравый солдат, вроде Швейка.


Над кроватью висит распашонка.


Мир в миру, а готовься к войне.


Дай им меч, призывающий к бойне –


мужу с сыном, дай мяч и довольно.


Пусть повозятся в сквере у клёнов,


пусть себе привыкают к земле.


 


Дочь глазёнками милыми шарит –


над кроваткой – матерчатый шарик.


Стиркой утренней Шарик ошпарен


и визжит, яко ядерный взрыв.


Наблюдает шпионистый спутник,


как супружницу любит супружник,


как идут, приобнявшись, по лужам


по грибы…


 


ICH STERBE 


 


Слышится отдаленный звук, точно с неба,


звук лопнувшей струны…


А.П. Чехов. «Вишнёвый сад»


 


За долгую старость, где старше любая болезнь,


где голос слепого дождя – ниже, глуше – о вышнем,


на каждый сердечный припадок, на каждую резь


найдутся, предвижу,


как в чеховской пьесе у Фирса – морока и мгла,


топор и пила


      заштатной гримёрки, где слышен сценический хор,


где сам ты – пьеро, арлекин, театральная тряпка


с актёрами пьёшь и живёшь до сухого остатка.


Вишнёвый развод под кушеткой затёр полотёр


       на вечере после большой антрепризы, где ты,


удачу за хвост ухвативши, схватился за сердце.


Садишься у зеркала. Силишься переодеться


в мирское, да душно и мерзостно пахнут цветы.


       Оркестр похорон. Но высокая скрипка слышна


поверх духовых – до мажор, и не рвётся струна…


что брошенной марионетке, как нить, не видна.


Душа – тот же Фирс, но в Вишнёвом Саду не одна.


 

ЧАСТНЫЙ СЕКТОР


 


– В Москву, в Москву, в Москву!


 


Печка-голландка, да сценка из «малых голландцев»


на пустыре под луною. И нет фонаря


над головою; и вычитал сыну из святцев


доброе имя, о чём, в пустоту говоря,


    можно сурово поститься, навеки проститься


с малою родиной. Перебираясь в Москву,


спрятать за пазуху вроде скупого гостинца


здешних небес, прогоревших углей синеву.


 


Там, над Волхонкой, опять синева под глазами


у голенастого сброда. Неглинка в трубе


так же грязна, как светло в коммунальной избе.


Та же там жизнь: с королями, ферзями, тузами –


     только-то!


Наша эпоха – картинка де Хоха – 


вылетишь в голубоватую дымку в кирпичной трубе,


зная, что ел у господ. Только ели в Кремле


в спину колышутся сплетней. Но знаешь, неплохо,


словно бы в славе художничьей, словно в тепле,


слушать во внутреннем дворике уличный хохот. 


 


 


РАСШИРЕНИЕ ВСЕЛЕННОЙ


 


Морфей


Без снотворных давно не уснуть. Но Морфин набирает размах,


что большой нетопырь, зачеркнувший собой полнолуние.


…Просыпаешься в утро. И что-то на прежних местах.


Всё не так! Но надежда на прочность хранит от безумия.


         Ординарнейший день повторяется в новом витке


галактической были. И пыли. И, если получится,


растворится снотворной таблеткой луна в кипятке


под диффузию крови, пока ты бессмертию учишься


и дифракцией Света Фаворского мучишься.

 


обнажение


 


Всё, что снимала в ночи, что с тебя я снимал –


краем сознания:


мы оставались, как есть.


Позже, один, я за плечи – себя – обнимал,


чуя фантомную боль, на кровати присев


с самого краю.


И ныне, и присно – не мне,


с полным сознанием права тебя раздевать,


жить,


у болезни болезней покровы срывать


слёзные, будто бы с лука, в разлуке скрывать


то, что не плачется голому духу вовне


близости –


в муке мычащей,


в сухом огне.


 


В комнате трижды пустой


при бесполой луне.


 

зрелость


 


Сегодня восхитительна Луна, как в детстве, перевёрнутая зреньем!


…Я Дантом опускаюсь на колени: мне даль из-за трёх сосен не видна.


Вся эта жизнь – какой восторг щенячий! и старость, прикреплённая аттачем. 


 


Высокий скит, и лес моей вины! – какие звери: волк, или куница


назад теперь неволят обернуться? каких чертей, кентавров табуны?


Наполовину жизнь узнав – из книг, я возвращаюсь в детство, как старик.


 


Я возвращаюсь памятью моей в тоску Тосканы? – к частной киноплёнке:


до вузовских дверей, в один из дней продлёнки, в крап подоткнутой пелёнки –


через друзей, нехлебосольный мой железный век с бесслёзной железой.


 


И в зрении возвратном не отнять, как от груди голодного младенца


не отнимает мать, всё то, что знать дано, что наполняло тайной сердце:


девчоночий в песочнице «секрет», и то, что Солнце и Парад планет


ведёт – любовь ребёнка, стайку птичью – поднявшуюся ввысь, как Беатриче.


 


 


ИРА И НИЦШЕ


 


Поскольку жить по правде так непросто,


взаправду – жить, и кто бы подсказал...? –


на семинарах личностного роста


она встаёт и покидает зал.


        Оставив философию для бедных


пустым вралям, она идёт сама,


и от вопросов горестных, последних


уже не раз «совсем сошла с ума».


       Пускай их всех, учителей успеха!


Позвольте в горе подойти к кресту


и по нему пройти, как по мосту,


дух тяжести пугая горным эхом.


       И в час бессмыслиц, князя-интернета,


где в дальнего влюбляется любой,


любить того, кто пал перед тобой,


она вольна. Не променяет это


       на перспективу хапать и менять,


торчать и обладать. Сестричка братства,


она вольна и мыслить, и страдать,


и умирать, и видоизменяться.


И с ощущеньем чуда просыпаться.

К списку номеров журнала «МЕНЕСТРЕЛЬ» | К содержанию номера