Сергей Бирюков

Nota bene. Книжная полка

Творчество В. В. Маяковского: Выпуск 3: Текст и биография. Слово и изображение


М.: ИМЛИ РАН, 2015

 


Маяковский продолжает волновать и беспокоить литературоведов, лингвистов, искусствоведов, жизневедов, теоретиков и практиков авангарда. В новом выпуске собраны разные по тематике материалы. Например, большой раздел посвящен влиянию Маяковского на поэзию как отечественную, так и зарубежную, целый ряд материалов, уточняющих и детализирующих биографическую канву, в том числе в плоскости контактов с современниками. По-новому осмысляется и социальная функция поэзии, в частности, в статье А. М. Ушакова «Эстетика социального максимализма Маяковского». В ряде работ анализируется взаимодействие слова и изображения в творчестве поэта. Наиболее характерна в этом смысле работа В. Н. Терехиной «Вербально-визуальная целостность творчества Владимира Маяковского». Важно, что Маяковский в этом томе не оставлен в одиночестве, представлен ряд работ о его современниках — художниках и поэтах. Помимо уже хорошо знакомых личностей из окружения Маяковского обратим внимание на появление таких имен, как Борис Поплавский (А. И. Чагин), Илья Зданевич, Николай Чернявский (Р. Гейро). Маяковский — фигура, нарушающая академические каноны, в разговоре о нем и в самых научных изданиях уместны различные подходы, дающие различные взгляды на искусство, расширяющие наше представление об эпохе в целом. Любопытны в этом смысле воспоминания коллекционера С. И. Григорьянца о Н. И. Харджиеве.



Константин Кедров-Челищев, «Голоса»
М.: Издательство ДООС, 2016

 


Константин Кедров-Челищев наконец полностью собрал голоса, которые мы частично слышали в отдельных публикациях, в мистерию. Поэт вообще, по идее, существо мистическое, и слышать голоса ему предопределено. Однако не всякий пиит отважится их записать. В данном случае фиксируем отвагу. Голоса тут звучат из разных пространств и времен. Они пересекаются, перекрывают друг друга, крайне серьезные голоса вступают во взаимодействие со скоморошескими. Драматическое действо перерастает в клоунаду. Иногда голоса выступают в форме эпистолярия (переписка с Алёшей Парщиковым). В общем мистериальность здесь, как и положено, проявляется на всех возможных уровнях. Кому это известно, тот не нуждается в пояснениях. А кому неизвестно, тот тем более!


птиЦы и Цыфры Велимира Хлебникова
М.: Каталог выставки, 2015

 


Уникальный каталог выставки, которая проходила в Москве и Петербурге в конце 2015 и начале 2016-го в рамках фестиваля «Мир и остальное» к 130-летию Велимира Хлебникова. Впервые юбилей «наибольшего мирового поэта ХХ века» (Р. Якобсон) был отмечен так многогранно. Помимо международной научной конференции «Хлебников в степени N», подготовленной Государственным музеем В. В. Маяковского, Институтом мировой литературы РАН и Академией Зауми, прошли выставки, спектакли, концерты, лекции, поэтические чтения. Все это оказалось возможным благодаря заинтересованной поддержке фонда AVC Charity. Каталог открывается статьей президента фонда Майи Авеличевой, что, мне кажется, знаменует совершенно новый уровень внимания к Поэту. Каталог дает максимальное представление о значении визуального в творчестве Хлебникова. Здесь и его сотрудничество с художниками-современниками, и «Пространственная азбука» его безкомпромиссного последователя Петра Митурича, и серии работ художников, читающих Хлебникова сегодня (куратор — известный петербургский мастер Михаил Карасик). Каталог останется своего рода хранилищем художнических реакций на энергетийные проекции гения и поводом для дальнейших обсуждений и поисков.



Автор-составитель Ольга Шишко
Проекции авангарда. Каталог-исследование
М.: 2015

 


Насколько сильны по сию пору такие проекции, запущенныые в первой половине прошлого века, показывает следующий каталог, справедливо названный исследованием. Это необычный научно-образовательный проект, реализованный звуково, визуально, пластически на территории Манежа, теперь существует вот в такой книжной форме (400 страниц текста). Мне довелось участвовать в этом проекте, который объединил в 2014-15 годах более 50 событий. И сейчас, перелистывая страницы каталога-исследования, не перестаю удивляться и радоваться тому богатству, которое открывается предполагаемому читателю. Автор проекта и составитель каталога Ольга Шишко пишет: «Путешествуя по истории искусства XX — XXI веков, мы видим бесконечные проекции авангарда, яркие отблески вчерашнего в сегодняшней действительности. Утопический проект русского авангарда — это не заканчивающееся хранилище форм, идей, языков — тех прорывов, которые происходят вновь и вновь как диалог прошлого и настоящего. Вещам предположено часто случиться не в тот срок, что задуман авторами. В контексте мира, в котором жили те люди, — в контексте того образа мира, когда создавались многие открытия, броски вперед делались на уровне сознания». Около 60-ти отечественных и зарубежных авторов — теоретиков и практиков искусства — создают впечатляющую панораму авангарда, от его истоков до сегодняшнего дня, с заглядыванием в будущее. Проекции ведь! И не случайно, конечно, в проекте принял участие выдающийся режиссер Питер Гринуэй, представивший свою мультимедийную реконструкцию русского авангарда, свой опыт улавливания и воплощения проекций.

К списку номеров журнала «ДЕТИ РА» | К содержанию номера