Главная | Журналы | Персоналии | Книги | Медиа | Проект АРЕаЛ | ГЕОЛОГИЯ | Только для своих | ПОМОЧЬ МЕГАЛИТУ | Спонсоры | Связь с координатором портала |
Центр |
Валерий ВерхоглядовОб авторе: Родился в 1946 году в городе Пудоже. Окончил историко-филологический факультет... >>> |
Елена ГальчинаОб авторе: ... >>> |
Илья ПрохоровОб авторе: Окончил Державинский лицей,затем лесоинженерный факультет Петрозаводского... >>> |
РегионыЦентрРоссияАбаканАнадырьАрхангельскАстраханьБарнаулБелгородБлаговещенскВладивостокВладикавказВладимирВолгоградВологдаВоронежЕкатеринбургИжевскИркутскКазаньКалининградКалугаКемеровоКраснодарКрасноярскКурганКурскЛенинградская областьЛипецкМоскваМосковская областьНарьян-МарНижний НовгородНовосибирскОмскОрелОренбургПензаПермьПетрозаводскПетропавловск-КамчатскийПсковРостов-на-ДонуРязаньСамараСанкт-ПетербургСаратовТверьТулаУлан-УдэУфаХабаровскЧебоксарыЧелябинскЯкутскЯрославльЗападная ЕвропаАвстрияАлбанияБельгияБолгарияБосния и ГерцеговинаГерманияИзраильИрландияИспанияНорвегияПольшаРумынияСловенияФинляндияКавказАзербайджанАрменияГрузияАзиатско-Тихоокеанский регионАзиатско-Тихоокеанский регионАфрикаАфрикаВосточная ЕвропаБеларусьМолдоваУкраинаЦентральная АзияКазахстанКиргизстанТаджикистанУзбекистанСеверная АмерикаКанадаСШАСтраны БалтииЛатвияЛитваЭстония |
Александр БойниковМыльные пузыри тверской словесностиИз книги «Липачи»: памфлеты, фельетоны, полемика. – Тверь: СФК-офис, 2014. – 240 с.
«Дружеское» озверение членописца
Вопреки Вашему твёрдому убеждению, Вселенная не пляшет под ту дудку, что у Вас в штанах, даже если Вы свято в это верите. Карлос Руис Сафон
Дружеское послание… Уже само упоминание об этом лирическом жанре, известном ещё в античной литературе, сразу воскрешает в памяти светлую, страстную и романтически-далёкую пушкинскую эпоху, когда он пышно и благодатно расцвёл в русской поэзии. В стихотворных посланиях или посвящениях, близких по стилю к письму, поэты непринуждённо и доверительно беседовали с друзьями о материях серьёзных и не очень. Вот как Денис Давыдов призывал «на пунш» своего сослуживца по гусарскому полку:
Бурцов, ёра, забияка, Собутыльник дорогой! Ради Бога и… арака Посети домишко мой!
Некоторые послания могли превращаться в литературный памфлет, скажем, «Послание к Цензору» А. С. Пушкина:
Угрюмый сторож муз, гонитель давний мой, Сегодня рассуждать задумал я с тобой. Не бойся: не хочу, польщённый мыслью ложной, Цензуру поносить хулой неосторожной.
Какой высокий, отточенный, величавый стиль! И потому не без доли читательского любопытства от встречи с уже современными вариациями подобного жанра я начал листать книжку тверского стихотворца Бориса Зверева «Фигуры речи» (2007) с красноречивым подзаголовком «дружеские посвящения». Открывает её авторское «Обращение к фигурантам», которое непроизвольно заставило насторожиться: «…За строки подсолённые // Не дуйтесь на меня: // Ни злобой, ни обидами // Мой не насыщен стих, // Друзьям я не завидую, – // Я радуюсь за них». Почему? Да опыт подсказывает: когда местные пииты настоятельно уверяют, что в их «подсолённых» стихах нет ни злобы, ни обид, именно этого там обычно – выше самой высокой крыши. Интригует начало стихотворения «Карелы (к друзьям)» (при цитировании везде сохранена орфография автора):
Володька Саморядов из карел, Что в области у нас ассимелили (?? – А. Б.). У них считался праздник за пробел, Коль пару, тройку душ не загубили.
Не пугайтесь, это всего лишь частные особенности национального менталитета… А вот последующий глобальный вывод о скрытой пассионарной энергии карельской души, которая при некоторых пикантных обстоятельствах пробуждается и даёт о себе знать в крайне активных действиях, пожалуй, нагонит страху:
В соседних сёлах наворотят дел, Вкусив питья домашнего разлива. Давно известно: выпивший карел Страшней войны и атомного взрыва.
Глубоко копнул поэтик в теории этногенеза!.. И вроде хочется посмеяться, да неудобно: ведь докопался Зверев почти что до состава преступления, предусмотренного статьёй 282 УК РФ, т.е., в данном случае, до унижения национального достоинства трудолюбивого и умного карельского народа. С чем его и поздравляем. Таких прецедентов в современной тверской графомании ещё не было. Видимо, сомневаясь в том, что читателя вряд ли проймёшь до конца столь радикально-мудрым открытием в одной из многочисленных национальных сфер России, Б. Зверев делает гениальный стилистический ход. В качестве основы своей «фигуральной» образности он выбирает срам. Да-да, срам, т.е. те части тела, которые человеку стыдно показывать посторонним. А что стыдно им показывать, знают с детства все нормальные люди. Стало быть, есть очень веские основания определить творческое амплуа Зверева как срамописец или (что гораздо точнее) членописец. Именно сия неотъемлемая и достойная мужская принадлежность послужила для него практически единственным средством создания всего спектра тропов – метафор, олицетворений, перифраз и т.д. Например: «Ведь от оргазма до маразма // У членов так недалеко», «Мой индекс Доу-Джонса // Упал и не встаёт» (сочувствую. – А. Б.), «Сто этих самых бы ему да прямо в глотку» и др. Точная адресация «посвящений» конкретным лицам, виноват, «фигурантам», не помешала Звереву проявить удивительную способность к широким обобщениям – национальным, социальным и даже геополитическим. Ни дать, ни взять – пушкинский размах! Так, обращаясь к Валентине Карпицкой, очевидно, белоруске по национальности, он в привычном срамописном слоге излагает конгениальный способ решения острой межгосударственной проблемы – упрочения союза «Руси и Беларуси»: Не будет ни вражды, ни шовинизма, А лишь одна сплошная благодать, Когда начнут два братских организма Взаимо дружка в дружку проникать.
Не менее возвышенные чувства питает членописец и к Александру Когану:
Любого затрахает слогом, Забьёт стихотворной тирадой Поэт, по фамилии Коган, Из славного Бежецка-града <…> Воздействуя мощью хоризмы (sic! – А. Б.) Он в эти мгновения страшен: Бывало, с особым цинизмом Насиловал слушавших Саша.
Само желание хотя бы улыбнуться окончательно исчезает на этих строках. Ведь срамные выпады бездарнейшего стихоплёта Зверева покоробят любого порядочного человека, даже неискушённого в тонкостях этики и весьма далёкого от поэзии. Исключительно хамством, а не иронией, сарказмом или, на худой конец, ёрничеством, словно ядом, пропитаны почти все зверевские «посвящения». Причём не на шутку разгулявшийся членописец безо всякого стеснения хамит даже молодым девушкам, например, Анне Сургур:
Заведёшь себе типа лохматого, И не станешь второю Ахматовой, Ну, а если пошлёшь всё же на… его, Может, станешь второю Цветаевой.
Столь же грубо и грязно Зверев нахамил Евгению Сигарёву, Марине Крутовой, Надежде Веселовой, Софье Вето, Максиму Страхову, Сергею Тверскому, Глебу Сафонову, Виктору Кметю и другим. А священника Геннадия Ульянича, прекрасного исполнителя православных песен, он назвал… «поп-звездой». Если это – шутка, то она неуместна. Если это всерьёз, то перед нами – откровенная пошлятина. Звереву от неё – ха-ха-ха! – смешно. А нам? Нам отвратно. Что же за «феномен» всплыл гнилым пузырём на поверхность тверского графоманского болота? Очередной эпигон порнографической поэзии? Не только. Известный специалист по психолингвистике, доктор филологии Валерий Белянин, исследуя в своей книге «Психологическое литературоведение» (М.: Генезис, 2006) отражение типологических черт личности в художественных текстах, сделал вывод о том, что «истероидные лица предпочитают род деятельности, связанный с миром искусства» и что их собственная позиция в нём «носит парадоксальный или эпатажный характер и содержит многочисленные обвинения и оскорбления». Заключение о степени истероидности доблестного «посвятителя» пусть даёт соответствующее медицинское учреждение, но факт художественной невменяемости Зверева я констатирую со стопроцентной гарантией. Однако мужской половой орган своими неуёмными запросами изводит членописца не только в его стихотворных экзерсисах, но и в жизни. Из посвящения Валентине Громовой, главе администрации Берновского сельского поселения:
Ох, разошёлся, страсть во мне клокочет Охота мне Валюшку, просто жуть! Пускай не всю, хотя б один кусочек, И даже я согласен на лизнуть!
Действительно, полная жуть! Лирическая расчленёнка. А, между тем, во вступительной анонимной заметке «Об авторе» сообщается, что «саркастичный и точный в слове от природы (как это? – А. Б.) Борис Зверев (гордо восседающий в клоунском цилиндре рядом с портретом А. С. Пушкина. – А. Б.) нашёл себя в зарисовках с натуры постсоветского времени», «в 2003 году был награждён дипломом первого областного конкурса самодеятельных поэтов, посвящённого памяти незрячего поэта Михаила Суворова. Любит хорошую поэзию, бардовскую песню». И вдобавок «успешно закончил Горицкую среднюю школу». Величайшее достижение! Почему же не детский сад или ясли? Сомневаюсь я, однако, что «успешно закончил». Иначе откуда у Зверева такая тупая, словно взгляд кобры, и мутная, точно помои, ненависть к университетскому образованию? Ведь он, набросившись на Глеба Сафонова, «обличает»: «Все (эка занесло! – А. Б.) в ТГУ, как этот Глеб, // Не пашут и не сеют хлеб, // Страну не кормят молоком, // А только чешут языком». Взять да и закрыть все эти университеты к такой-то матери! Мракобесие в кубе. Можно подумать, сам Зверев денно и нощно засевает всю страну хлебом и обкармливает всё российское население молоком. Добавлю, что он в этой книжонке вынес «последнее предупреждение» мне, литературному критику Александру Бойникову:
Любого поэта спокойненько Натянет на критики пяльцы Товарищ с фамилией Бойников. Ему это – словно два пальца.
Если сей членописец думает, что, всучив мне в прошлом 2006 году в Каблукове собрание своих «творений» с более чем симптоматичным названием «Мания величия», он стал моим «товарищем», это – глубочайшее заблуждение. Даже в своих приятелях я Зверева никогда не числил и потому «дружеским» его посвящение не считаю. Собственно говоря, о какой «дружбе» разговор, если его дальнейшее членописание опять пахнет уголовщиной, а конкретно – статьёй 119 УК РФ (угроза убийством или причинением тяжкого вреда здоровью):
Но, если вновь в Каблуково-село Приедет поэтов он пялить, Подкараулим его за углом И критику этому ввалим. Жахнем сперва из засады колом, Ругая с плеча матюгами: «Стихопатолог! Стихов костолом!» – А после… ногами, ногами.
Разоблачать это наспех зарифмованное хамство бессмысленно: оно говорит само за себя, достойно украшая непомерно толстым мазком автопортрет «дружески» озверевшего охальника-членописца. Такое ощущение, будто он, как мультяшный кот Леопольд, заглотил слоновую дозу таблеток озверина, но, в отличие от симпатичного животного, уже не в состоянии подобреть. Впрочем, кто из нас и кому ввалит – очень большой вопрос. Это, во-первых. А, во-вторых, сейчас самому членописцу впору подальше спрятаться в какую-нибудь нору. Иначе разъярённые друзья-карелы во главе с Александром Коганом за столь учтивые любезности в свой адрес уж точно побьют кольями генератора «дружеских посвящений». И на один из них, возможно, посадят. И поделом. И вот ведь какая мысль приходит на ум: это «последнее предупреждение» сделано не столько Бойникову, сколько будущим руководителям каблуковских мастер-классов. Пусть-ка задумаются о том, что их ждёт, ежели они, не дай Бог, вдруг начнут «пялить поэтов», т.е. позволят себе проявить принципиальность и усомниться в гениальности строк вроде процитированных выше. Самое время пригрозить им колом с ногами, чтоб знали, ракалии, как надо правильно выдерживать генеральную линию в воспевании достоинств истинных графоманов. Путёвку в жизнь зверевской книжонке дал редакционно-издательский отдел Тверской областной специальной библиотеки для слепых имени М. И. Суворова. Есть у неё, как ни странно, и редактор – некая Оксана Шевелёва, которая, получается, и вправду не видела, что выпуск этого «литературно-художественного издания» – несмываемый позор для библиотеки. Кому и зачем понадобилось пачкать светлое имя прекрасного поэта Михаила Суворова, чьё творчество изучается на филологическом факультете Тверского государственного университета в рамках курса «Литературное краеведение ХХ века», ничем не прикрытым срамословием? «Скажу вам напоследки я: // “Простите дурака!”» – не устаёт юродствовать Зверев. Нет, таких дураков, как наш дорогой членописец, не прощают. И даже не лечат. Их дружно жалеют и надёжно изолируют. По крайней мере, от читателей. К списку номеров журнала «Северо-Муйские огни» | К содержанию номера |
ГолосованиеКакой тираж поэтической бумажной книги вы полагаете достаточным для того, чтобы сказать, что книга есть?ЖурналыКочегаркаСОТЫРусское вымяВЕЩЕСТВОАРТИКЛЬЕВРОПЕЙСКАЯ СЛОВЕСНОСТЬЕВРЕЙСКАЯ СТАРИНАЗДЕСЬЛитСредаЗаметки по еврейской историиСемь искусствЛиФФтДАЛЬНИЙ ВОСТОККОВЧЕГОСОБНЯКМОСТЫМЕНЕСТРЕЛЬПриокские зориВИТРАЖИДОНСЕВЕРДРУГОЕ ПОЛУШАРИЕЛИТЕРАЮЖНЫЙ УРАЛБАЛТИКА-КалининградСеверо-Муйские огниНОВЫЙ СВЕТСлова, слова, словаЗАРУБЕЖНЫЕ ЗАДВОРКИНАЧАЛОКАЗАНСКИЙ АЛЬМАНАХПять стихийЗАРУБЕЖНЫЕ ЗАПИСКИСлово-WordГВИДЕОНКольцо АЭМИГРАНТСКАЯ ЛИРАСорокопут [Lanius Excubitor]ДЕНЬ ПОЭЗИИЖурнал ПОэтовТело ПоэзииГРАФИТБЕЛЫЙ ВОРОНИНЫЕ БЕРЕГА VIERAAT RANNATЮЖНОЕ СИЯНИЕЛитературный ИерусалимДЕТИ РАФУТУРУМ АРТЧЕРНОВИКЗИНЗИВЕРВАСИЛИСКДЕНЬ И НОЧЬУРАЛ-ТРАНЗИТЖурналы, публикация которых на сайте прекращена:ЧЕЛОВЕК НА ЗЕМЛЕИЛЬЯАРГАМАК-ТатарстанИНФОРМПРОСТРАНСТВОДЕРИБАСОВСКАЯ - РИШЕЛЬЕВСКАЯСТЕРЖЕНЬСВОЙ ВАРИАНТБАШНЯ22ВОЛОГОДСКАЯ ЛИТЕРАТУРАНАШЕ ПОКОЛЕНИЕУРАЛРУССКАЯ ЖИЗНЬАРТ-ШУМЛИТЕРА_DNEPRТРАМВАЙЗАПАСНИКЫшшо ОдынПРЕМИЯ ПБЕЛЬСКИЕ ПРОСТОРЫЛИКБЕЗЗНАКИ11:33НОВАЯ РЕАЛЬНОСТЬАЛЬТЕРНАЦИЯ |