Александр Петрушкин

НАС ЗАКАТАЮТ В АСФАЛЬТ: реплика на реплику в журнале «Сибирские Огни» 2010 №4

Поскольку мои коллеги по евразийскому журнальному порталу всё же обращают внимание на внимание к нашему порталу со стороны некоторых «не-коллег» - приходится «отвечать за базар» и писать вот эти необязательные заметки на полях заметок о заметках на полях одного малоизвестного и маловменяемого вашему покорному слуге (а я всегда предпочитал говорить не от имени стаи, а от имени частности) журнала.
Предисторию или повод вы всегда сможете разыскать вот здесь: http://magazines.russ.ru/sib/2010/4/bi16.html

Итак, начнём, как водится с цитаты (иначе говоря, со слова «сам дурак):

…"Сибирские огни" - в настоящее время старейший в России литературно-художественный журнал, основан в 1922 г., первым редактором был ВЛАДИМИР ЗАЗУБРИН, АВТОР РОМАНА "ДВА МИРА" И ПОВЕСТИ "ЩЕПКА". В журнале публиковали свои произведения многие выдающиеся писатели: КОНДРАТИЙ УРМАНОВ, ИСААК ГОЛЬДБЕРГ, АФАНАСИЙ КОПТЕЛОВ, ВЯЧЕСЛАВ ШИШКОВ, АНТОН СОРОКИН, ГЕОРГИЙ ВЯТКИН, ЛЕОНИД МАРТЫНОВ, Лидия Сейфуллина, Павел Васильев, СЕРГЕЙ МАРКОВ, ВИВИАН ИТИН, ИВАН ЕРОШИН, ЕФИМ ПЕРМИТИН и другие авторы, составлявшие ЦВЕТ СОВЕТСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ДОВОЕННОГО ПЕРИОДА.

И тут же оставим две заметки на полях:

1.  Выделенные авторы, мне частному читателю, неизвестны или не воспринимаются мной, в ранге «ВЫДАЮЩИХСЯ» писателей – стало быть, априори – сомнительна их «выдающесть» для на(об)стоящего времени.
2. «Цвет советской литературы…» - отчего-то, вспомнились лакейские привычки этого самого «цвета» и их склонность к самому «актуальному для того времени» жанру. Отчего-то со стороны Уральских гор, мне кажется, что советскость – как жанр жизни – остаётся, и по сей день определяющим литературное лицо сибирской литературы. Остаётся только посочувствовать нашим друзьям с азиатской части России. Особенно вспоминая, развязанную одним из кемеровских блаженных идиотов, кампанию против фестиваля «Ледокол», журнала «Знаки» и собственно портала «Мегалит» (случайно или нет, но инициалы библиографа и того товарища из Кемерово совпадают). Удивительно – сколько даёт нам буква (особенно - имени, особенно - фамилии).

И вот как бы не очень красиво плеваться «в ответку» - ну, а как, еще можно говорить о «не-коллегаХ», выдвинувших о составе «Мегалита», следующие тезисы:

1. «… Список представленных изданий (сетевых и не только) включает журналы, НЕ ЗАМЕЧЕННЫЕ “ЖУРНАЛЬНЫМ ЗАЛОМ” — либо в силу малого литературного веса, либо в силу специфики публикуемых произведений».

2. «…Исключением является “Альманах для семейного чтения” “День и Ночь”, который, впрочем, ПОЛНОСТЬЮ ЛИШИВШИСЬ ПРЕЖНЕГО РЕДАКТОРСКОГО КОЛЛЕКТИВА, становится все более незаметным в контексте всякой освоенной им виртуальной институции».

И опять записываю – НЕПРАВДА. По пункту 1 – издания, входящие в портал, и не пытались вступить в «ЖЗ», заявки подавались только «Бельскими Просторами» (эта история пока ещё на слуху – поскольку именно после неё и некоторого резонанса, воспоследовавшего за ней – «ЖЗ» изменил правила игры и начал «замечать или не замечать»/«принимать или не принимать» http://magazines.russ.ru/about/). Таким образом, ВТ, по меньшей мере недобросовестен в словоупотреблении. По пункту 2 – я вполне понимаю, что в азиатской части России идет какая-то «дебильная» возня вокруг «ДИНа». Но опять же неточности преследуют нашего доблестного критика. С 2007 года – редакторский коллектив изменился менее чем на треть – одни выбыли в вышние неподсудные сферы, другие (например, Антон Нечаев) – в связи с разногласиями с основным составом редакционного коллектива, и, как мы цинично полагаем, некоторыми своими завышенными амбициями. При всём при этом, оставляю за кадром (в)пёрлы типа «всё более незаметным» - потому что тут же у меня возникает вопрос – для кого незаметным? Таким образом, уже становится понятным, что «Сибирские огни», действительно, используют «советские пропагандисткие приёмы», по которым обоснование не столь уж важно, важно обозначение/называние/директива «горкома».

Идём далее по тексту:

«…портал завел себе, как водится, премию, материальный смысл которой — одна бутылка крепкого спиртного напитка, а нематериальный — тайна»…

И опять – традиционная путаница. Если бы ВТ был внимателен и прочитывал, а не пролистывал бы информацию, то он бы знал, что премия старше портала на год, так как была создана в ноябре 2008 года, и в первый раз вручена в марте 2009 года. Материальный смысл премии включает не только крепкий спиртной напиток, но и «…автор, ставший лауреатом премии, получает право на издание поэтического сборника в течение 1 (одного) года с момента объявления победителя». Что же касается нематериального наполнения премии, то, по всей видимости, нашему критику не знакомо понятие «гамбургского счёта», в силу наследования советских традиций (государство «должно платить» - писатель «должен спрашивать власть: «Что вам угодно, барин?» - нормальная советская традиция). От этого незнания, видимо, происходит и следующий «бредовый» из(недо)мышлизм:

«…Мне так и не удалось понять, является ли “БУДУЩЕЕ ЛИТЕРАТУРНОЕ ПОЛЕ” ЧЕМ-ТО ВРОДЕ СОЮЗА ПИСАТЕЛЕЙ, к которому можно присоединиться или не присоединиться, или же оно, поле, есть тотальность русских литераторов, с неприсоединившимися не-литераторами соответственно. При любом прочтении получается логическая абракадабра».

Действительно кряказябла получилась, поскольку о присоединение/неприсоединение - речи в преамбуле положения премии нет, но так уж устроен мыслительный аппарат «гомо советикуса» – всех пересчитать и через одного к стенке (всех, кто не наш).

Далее, ВТ переходит на правах старшего к советам. Например:

«Другой вопрос, на который управителям портала “Мегалит” стоило бы обратить особое внимание (вместо того, чтобы заниматься оправданием премиального произвола, который есть основной механизм русской литературной премии) — вопрос о слове (даже не о статусе) “евразийский”. “Определить или дать” хотя бы минимальные условия для понимания смысла этого термина применительно к наличествующей литературной ситуации, и непосредственно к деятельности портала было бы, скажем так, гораздо более резонансным предприятием».

Тут у нас автор уже перескакивает от одного проекта к другому – ошибочно проводя между ними знак равенства. Но всё же отдадим «долг вопрошающему». Зачем определять то, что уже было определенно в рамках традиционной культуры? Например, вот здесь:

«Евразийство есть прежде всего направление эмоциональное, а не интеллектуальное, и эмоциональность его является реакцией творческих национальных и религиозных инстинктов на произошедшую катастрофу».
(Н.Бердяев)

Или здесь:

В книге «От Руси до России» Лев Гумилёв выявляет суперэтническую целостность — Россия, и показывает, что российский способ бытия включает в себя целый комплекс восприятий и образов: от «речного» и «лесного» до «степного», и только подобный комплекс позволяет осваивать территорию России наиболее полно. Органично соединяя в себе и европейское, и азиатское, Россия соединяет эти две цивилизации по своему, и поэтому сама выступает как самостоятельная цивилизация.

Высказывания автора «Сибирских огней» об авторах «Мегалита» оставляю на совести автора. В конце концов, это его вкус, его попытка высказать свой литературный вкус и всё такое. Но отчего-то становится грустно и нудно к середине этой тягомотины, написанной лишь для того, чтобы быть красивым и «в белых перчатках» (хороший фокус, но старый), и становится ясным, почему ВТ так понравился стих Андрея Егорова:

* * *
до самого горизонта
ни деревца

скоро к тебе

Наверное, это скрытая пубертатная мечта нашего критика. Литература, закатанная в асфальт. Более того, остается полное впечатление, что ВТ просмотрел несколько знакомых фамилий (Изварина и Месяц), и авторов – уже однажды критиковавшегося им саратовского журнала – иначе, как можно объяснить, то, что осталась нерассмотренной подборка Елены Мироновой (лауреата «Большой премии» этого сезона). А основательный подход и не предполагался – был заказ = был исполнитель = он играл, как умел, «простим ему неправое гоненье».

И еще некоторые вещи, которые мне важно проговорить сейчас.

Я бы не стал реагировать на такую рекламу нашего портала. Но неоднократное прочтение «библиографии» меня убедило, что нельзя спускать подобный непрофессионализм и заносчивость, вызванную принадлежностью к касте «какбыизбранных», то есть к уважаемому мной частному Интернет-изданию «Журнального Зала». Мы и не спускаем, мы говорим.
Не так давно состоялась акция по сбору подписей в защиту журнала «Урал». Что объединяет этот журнал и «Сибогни» – существование за счет власти. Для меня журналы, которые без подобного «донорства» не существовали почти все своё советско-постсоветское бытие, не совсем полноценны – так как привычка к аппаратам искусственного дыхания, сердца, почек – порождает у пациентов-журналов иллюзию их бессмертности и малоподтвержденный снобизм/аристократизм (чаще всего – неподкрепленный их нынешним содержанием, а только историей, которая была сделана не нынешним составом «ЖЗ», а совсем другими людьми). Про остальное – я скажу в другой своей статье – только дайте повод, и я им воспользуюсь.

И самое последнее.
Кроме того, остаётся непонятным мне: отчего обсуждение премии и премиального процесса и номинантов отнесено редактором в раздел «библиография» - книги-то не было. А вот мальчик – да.

К списку номеров журнала «НОВАЯ РЕАЛЬНОСТЬ» | К содержанию номера