Виктор Прядкин

Из книги «Неизвестный БАМ»

Несколько малоизвестных фактов

 

Сегодня это кажется невероятным, но были разработаны и другие проекты, когда решался вопрос, как переходить Северо-Муйский хребет. Например, был разработан и предложен оригинальный проект, чудовищный по своей сути. В нём предлагалось вместо тоннеля сделать выемку. Для реализации этого проекта нужно было пробить вертикальную штольню и заложить ядерный заряд, который бы и разнёс преграду! Дёшево и сердито! К счастью, оказались среди специалистов здравомыслящие люди, которым удалось (с большим трудом) доказать, что экологии региона, в т.ч. и уникальному на планете озеру Байкал будет нанесён непоправимый вред.

Но вернёмся к делам серьёзным.

Ещё один малоизвестный эпизод из строительства Северомуйского тоннеля.

В 1988 году мне предложили перейти работать в управление БАМЖД, на должность заместителя начальника специальной службы дороги. Я согласился. В 1996 году я исполнял обязанности начальника специальной службы дороги. Меня вызвал тогдашний начальник Байкало-Амурской железной дороги С.М. Бабаев. Когда я зашёл к нему в кабинет, он протянул мне бумаги: «Читай!».

Это была копия коллективной жалобы строителей Северомуйского тоннеля на имя Президента РФ Б.Н. Ельцина. Дословно не помню, но в жалобе говорилось, что в строящемся Северомуйском тоннеле присутствует радиоактивный газ радон. Проходчикам не выдают средства защиты, не выплачивают пособия и другие полагающиеся в этом случае льготы. Мною было получено указание от начальника дороги разобраться в сложившейся ситуации по существу и доложить обстановку.

Дело в том, что на нашу службу, которая занималась в основном мобилизационными делами, возложили контроль над перевозкой опасных грузов и мониторинговый контроль радиационной обстановки (осуществляла этот мониторинг дорожная СЭС) на объектах дороги.

В этот же день я вызвал специалистов из радиационной лаборатории дорожной СЭС с главным санитарным врачом дороги. На совещании они мне честно доложили, что у них отсутствуют нормативные документы и измерительные приборы по радону. Срочно самолётом отправил одного из них в командировку в Ленинград. Вернулся он уже обученный и с соответствующей аппаратурой. Когда впоследствии замерили концентрацию газа в тоннеле, пришли в ужас. Она в десятки раз превышала предельно допустимую норму.

В этом же году (1996) дорогу расформировали, и дальнейшая судьба этой проблемы мне стала недоступна. Однако последствия создавшейся ситуации не давали мне покоя, а узнать – сложно, поскольку вся информация в те годы попросту засекречивалась. И всё-таки мне удалась впоследствии прочесть один документ. В государственном докладе «О санитарно-эпидемиологической обстановке в Российской Федерации в 1997 году» было написано: «Высокие значения эквивалентной равновесной объёмной активности радона обнаружены на... строящемся Северо-Муйском тоннеле (до 3000 Бк/м3), что приводит к значительному переоблучению работников...».

Таким образом, недопустимое присутствие радиоактивного газа в Северомуйском тоннеле было признано официально.

Уже в наши дни мне написал бывший проходчик тоннеля. Он сказал, что после принятых нами мер им стали платить надбавку к зарплате в размере 1000 рублей в месяц. Тоннельщики сразу дали имя этим рублям – «гробовые»!

В нескольких публикациях в интернете я прочёл, что проходчики тоннеля наткнулись на горячий источник и несколько человек заживо сварились. Я обратился к нескольким бывшим проходчикам за разъяснением, и они не подтвердили эту информацию.

 

Северомуйский тоннель – это не просто отверстие в горе, а сложнейшее инженерное сооружение. Там были смонтированы и успешно функционируют системы сейсмического и радиационного контроля, противопожарной безопасности, связь, освещение. Кроме того, недавно было установлено огромное количество видеокамер, и теперь диспетчер видит весь тоннель на всём его протяжении. Шахтные стволы превратились в вентиляционные, микроклимат в тоннеле помогают поддерживать специальные ворота, открывающиеся перед каждым поездом и закрывающиеся за ним снова, и многое другое.

За время сооружения этого тоннеля были освоены новые технологии, которые приняты на вооружение не только в России, но и в других странах. В частности, технология химического закрепления неустойчивых грунтов в зонах тектонических разломов.

Вечная мерзлота, осыпи, обвалы, тектонические разломы и обилие подземных вод делают эксплуатацию тоннеля чрезвычайно дорогим удовольствием. В тоннель каждую секунду сбрасывается 1200 кубометров воды. Река Окусикан, протекающая в тех краях, питается термальными источниками, поэтому не замерзает зимой (температура воды около 15 градусов), что создаёт дополнительные сложности.

Ввод в эксплуатацию Северомуйского тоннеля дал возможность безостановочного движения по БАМу тяжеловесных грузовых поездов (до его открытия такие составы приходилось расцеплять и перемещать через обход частями). Время в пути на участке сократилось с 2 часов до 25 минут.

Тоннель построен как однопутный, двускатный (уклон от середины к обоим порталам). Величина уклона – 6 тысячных в одну сторону и 7,5 тысячных в другую.

Участковая скорость при проходе через тоннель составляет до 48 км/ч, техническая – до 56,8 км/ч.

Компания «Российские железные дороги» (РЖД) инвестирует в развитие Северомуйского тоннеля более 776 млн. рублей до 2017 года. Об этом сообщили ИТАР-ТАСС в пресс-службе Восточно-Сибирской железной дороги (ВСЖД).

«В рамках программы развития тоннеля запланирована реконструкция его дренажной системы, модернизация конструкции пути, систем вентиляции и подогрева воздуха, модернизация системы пожарной сигнализации. Кроме того, будет внедрена система автоматизированного мониторинга, геодинамической безопасности пути и тоннеля», – отметили в пресс-центре.

По-разному сложилась судьба двух посёлков, построенных как базы для строителей тоннеля. Посёлок Тоннельный, расположенный недалеко от западного портала, выселен и стёрт с лица земли. Его жителей переселили в соседний посёлок Северомуйск, некоторые уехали в южные районы Бурятии.

Расположенный у восточного портала Северомуйск стал одним из многих бамовских посёлков. Здесь живут люди, работа которых связана с обслуживанием железной дороги и, в частности, Северомуйского тоннеля. В план достроечных работ вошло благоустройство Северомуйска, строительство нескольких капитальных зданий и всей необходимой инфраструктуры.

 «Проблемы ветхого жилья на БАМе и развития образования в Бурятии обсудил в ходе своей рабочей поездки в Москву глава Бурятии Вячеслав Наговицын. Вопрос был поднят на встрече с министром регионального развития РФ Игорем Слюняевым», – сообщает пресс-служба главы и правительства РБ.

Как сообщало ранее ИРА «Восток-Телеинформ», на программу переселения граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда в зоне Байкало-Амурской магистрали должно быть выделено почти 600 млн. рублей, где 290,35 млн. рублей – средства федерального бюджета и столько же средств республиканского. Первым муниципальным образованием, где началась реализация мероприятий по переселению, стал Муйский район. После него на очереди Северобайкальский район и г. Северобайкальск. В 2013 году на эти цели предусмотрено свыше 629 млн. рублей, в 2014 – более 677 млн. рублей, в 2015 – свыше 732 млн. рублей. В общей сложности на мероприятия по переселению до 2015 года будет направлено 3 млрд. 160 млн. 660 тыс. рублей.