Алиса Гринько

Тропа Соломона

 

                                                                  Еще далёко асфоделий

                                                                  Прозрачно-серая весна…                                                                                                                                 

                                                                                О. Мандельштам                                                                      

 

Она причудливо вьется, эта тропа, то подымаясь, то спадая, вдоль открытых пространств Иерусалима, что встают грядой холмов за многоэтажными домами квартала Неве Яаков. Тропа начинается от указателя «Заповедник полевых цветов», зеленого стенда, прибитого к столбу, и, сбегая вниз, тянется по равнине у подножия холмов, огибая небольшие лужки, выложенные валунами, и где-то в отдалении круто взлетает ко второму указателю.

Заповедник здесь появился совсем недавно, а до этого была грандиозная и живописная свалка на склонах  холмов под домами. 

Не счесть лишений, которые претерпела эта земля, когда-то  «земля хорошая, земля потоков воды, ключей и источников, истекающих из долин, земля пшеницы и ячменя и виноградных лоз, гранатов и олив, из которых делают масло» (Втор. 8:7-8).

Семь растений, которыми славилась земля Израиля, упомянуты в Торе. Кроме тех, что названы, еще – смоква и финик.   

Царь Соломон рассказывал о растениях этой земли «от кедра, что в Леваноне, до иссопа, вырастающего из стены, из камня».

Были периоды чужеземных нашествий; разорения; леса вырубались; земли  заболачивались и становились пустынными.

«Христиане, завоевав Святую землю, не сумели удержать ее. При них она стала ареной военных действий. Османы превратили ее в пустыню. Ветер пустыни принес арабов, которые ничего в ней не создали. Ни одному народу Небо не позволило укорениться в ней, Господь хранит ее для своего народа и Израиля».

Это отзыв немецкого ученого-теолога Ф.Бауве, 1858 год.  

«А ведь эта ржавая земля, перемешанная со щебнем, ведь это и есть страна Обетованная, что родит теперь больше всего дикого маку. Точно фиолетово-красные озера стоят в долине среди гор, усыпанных голышами. Точно сперва кровавый, а потом каменный ливень прошел по этой стране».

Такой увидел эту землю Бунин в начале прошедшего века.

Началом первой алии, возвращения евреев на историческую родину, условно считают 1882 год. Первые переселенцы ставили своей целью возродить, заставить дышать и плодоносить эту иссохшую землю. В Америке, в городе Филадельфия, создано было  целое Общество, ставившее целью подготовить эту землю для возвращения евреев. Потому что «только трудясь на своей земле, народ может укорениться на ней».  

Больше всего переселенцев приезжало из России и Румынии.

Они долбили эту окаменевшую землю под палящим солнцем; строили поселения; оборонялись от арабов и воинственных бедуинов; рыли колодцы, заботясь о самом необходимом, о чем и думать забыли заботиться в условиях цивилизации.

Они говорили так: даже если придется грызть камни, с места мы не сойдем. Вслед за тружениками земли в страну устремились ученые, ботаники и агрономы из разных стран.   

Во времена  второй, третьей алии энтузиасты высаживали на склонах холмов  сосны, кипарисы. Были завезены из Австралии саженцы эвкалиптов.

«Мы должны создать национальную лесную ассоциацию, чтобы засадить лесами всю страну. Каждый еврей должен пожертвовать на дерево, а то и на несколько. Десять миллионов деревьев!» – писал вождь сионизма Теодор Герцль.

 

*   *   *

«А Ной ве а Нецах», «Красота и вечность» – так назывался  разработанный уже в наши дни, совсем недавно, проект охраны  дикорастущей флоры Израиля.  Он был разработан Иерусалимским отделением Общества охраны природы, ИОООП.

Началось всё с того, что в Общество позвонил садовник муниципалитета Игаль Галан. Он сообщил, что опасность уничтожения грозит городскому лугу, который расцветал весной дивными красками, анемонами и маками, львиным зевом и  ромашками. Участок этот «приговорен» был к застройке элитными домами, и  вот-вот должны начаться строительные работы. Нельзя ли что-нибудь сделать? 

По сигналу на место выехали садоводы и ботаники. Была выдвинута необычная и смелая идея: перенести на новое место… весь луг, верхний слой почвы вместе с корнями, семенами и луковицами растений, среди которых немало было занесенных в Красную книгу.   

Местом спасения и были выбраны склоны холмов Неве Яакова, к тому времени уже очищенные от мусора. А «пробивала» и организовывала эти  работы, она же была назначена руководителем нового проекта, его главный разработчик и вдохновитель Анна Годнева, доктор биологии и член правления ИОООП. Поддержку в осуществлении проекта оказывали Еврейский национальный фонд – «Керен Кайемет ле-Исраэль», министерства экологии, абсорбции, строительства, муниципалитет и общественный центр района Неве Яаков, а также два ботанических сада.

Идея была принята с энтузиазмом, и в один солнечный, но не жаркий осенний день на цветущем лугу Французской горки собралось разношерстное общество. Здесь были жители Неве Яакова, репатрианты из России, учащиеся ближайшей религиозной школы и их солидные папаши в белых рубашках и черных кипах. Работали вовсю, радуясь редкому, увы, случаю, близкого общения с природой. Выкапывали  луковицы, клубни, корни, собирали вручную семена, укладывали в ящики вместе с дерном. Потом всё это грузовиками перевозилось в Неве Яаков, где уже подготовлены были, разровнены и выложены крупными камнями-валунами небольшие  лужки вдоль тропы, названной устроителями Заповедника Тропой Соломона. Символом  исконной дикорастущей флоры страны выбран был тысячелистник с его мощным высоким стеблем и ярко-желтой корзинкой соцветий, быстро разрастающийся, захватывающий корнями   пространство.

                                               *   *   *

Один из лужков так и называется: Ноев ковчег, символ спасения. Он пестрит россыпями цветов. Но вначале полюбуемся небольшим деревцем, украшающимся ранней весной кружевом розово-алых и белых цветков. Это миндаль, «вестник весны». По другую сторону тропы – маленький лужок, засаженный причудливыми кактусами, сабара, в окружении цветущих гераней.

Стройные кипарисы окружают лужайку, посвящённую памяти Виталика Урицкого. Это был всеми любимый, отзывчивый человек, он работал в Белорусском землячестве в Общинном доме Иерусалима.

Кипарис почитался у древних греков символом скорби. С ним связана легенда о юном сыне правителя греческого острова. У мальчика был любимый белый олень, доброе и умное животное. Царевич играл, разговаривал с ним; на шее оленя красовалось подаренное ему изумрудное ожерелье. Но однажды произошло ужасное несчастье. Во время охоты юноша нечаянно  убил своего друга, бросив копье в кусты, где, скрываясь от жары, сидел олень.

Горю  не было предела. Царевич просил бога Аполлона помочь ему избавиться от скорби. В мольбе  поднял руки к небу… И вот тело его стало покрываться корой, а волосы превратились в темно-зеленую хвою. Деревце, стройное, как свеча, с тех пор носит имя юноши: Кипарис.

В древности  высоко ценилась древесина этого дерева.  В Храме Соломона пол был выложен кипарисовыми досками. 

Как поступил ты с Давидом, отцем  моим,  и присылал ему кедры на построение дома для его жительства, так поступи и со мной и пришли мне кедров и кипарису с Ливана… потому что дом, который я строю, великий и чудный (2 Пар. 2:3,8).

Так отписывал  Соломон  тирскому  царю  Хираму.  

В двух небольших зеленых впадинах, «тарелках» и в других местах вокруг камней рассыпаны мелкие цветочки нежно-розового и лиловатого оттенка. Это дикорастущие цикламены, из самых неприхотливых к природным условиям растений Эрец-Исраэль. Если наклониться и приглядеться, то может показаться, что венчик цветка с длинными узкими лепестками формой напоминает корону. Действительно, по преданию,  царь Соломон  выбрал форму своей короны подобной этому цветку.

Вот и Ноев ковчег, овальный лужок, обложенный, как и другие,  камнями, из которых самый большой и дуплистый, коричневого цвета, возвышается, образуя нос судна. Внутри  россыпи анемонов ярко-красного, белого и голубого цветов; сиреневые свечечки полевых гиацинтов; тюльпаны; воздушные асфоделии; стрелки морского лука с собранными в кисть мелкими белыми цветками…

В древности известно было свойство этого растения, с большой луковицей и мощным стеблем высотой до одного метра, оказывать сильное обжигающее действие. Это помогло мудрому Соломону разрешить спор двух братьев из-за поля, засеянного морским луком.  Один из споривших хотел обмануть брата, выделив себе лишнюю часть земли; при этом ему пришлось выкапывать растения, и его выдали ожоги на руках.

Алые, словно укалывающие глаз своими лепестками-лучиками анемоны носят имя красавицы нимфы, которая полюбила бога западного ветра Зефира. Богиня Флора, жена Зефира, приревновала мужа и выгнала Анемон, а та вскоре умерла от разрыва сердца. Сжалившись над страданиями возлюбленного, богиня любви Афродита превратила нимфу  в цветок, возрождающийся каждой весной при первом дуновении западного ветра. Это о них писал Бунин, говоря о фиолетово-красных озерах. Удивительное, в самом деле, зрелище представляют россыпи-коврики этих цветов на голых скалах, ими любуешься, проезжая автобусом из Неве Яакова в центр города.

Расставшись с Ноевым ковчегом, пройдем немного в сторону от тропы мимо невысокой смоквы, сушеными плодами которой лакомились древние греки, но и мы с вами любим не только сушеный, но и свежий инжир, и поищем скрывающийся в траве куст с большими темно-зелеными сморщенными листьями. Его, в самом деле, не так легко найти. Это одно из самых таинственных растений, магией веет от самого его  названья: мандрагора. Магические свойства приписывались его корням,  напоминавшим формой человеческие фигурки, среди них различались даже мужские и женские, последние ценились дороже. Это объяснялось и опасностью, которой, согласно преданиям, подвергался тот, кто извлекал корень мандрагоры из земли. Говорили, что при этом растение издает такой крик, от которого человек может сойти с ума и даже умереть. Чтобы избежать опасности, придумали такой способ. Привязывали к кусту мандрагоры черного пса и бросали немного в стороне кусок мяса. Пес рванется за мясом и вырвет корень из земли.

Считалось, что корни мандрагоры обеспечат человеку молодость и успех, красоту и богатство. А плоды растения, похожие на маленькие оранжевые помидорки, могли помочь от бесплодия.

Недаром Рахель, любимая жена Иакова, у которой долго не было детей, выпрашивала у своей плодовитой сестры Леи «яблоки мандрагоры», которые нашел на поле сын Леи Рувим, и даже пообещала той, оставленной мужем, ночь с Иаковом: «За то он ляжет с тобой в эту ночь, за мандрагоры сына твоего» (Быт. 30:15). Быль ли это или сказка, но Рахель вскоре родила прекрасного Иосифа, а потом и Беньямина. А воспетая писателем Куприным библейская возлюбленная царя Соломона – Суламифь – говорила:

– Иногда я рою корни мандрагоры, похожие на маленьких человечков. У нас их покупают халдейские купцы. Говорят, из них делают сонный напиток. Скажи, правда ли, что ягоды мандрагоры помогают в любви?

– Нет, Суламифь, – отвечал царь, – в любви помогает только любовь.

Каменистая тропа круто поворачивает и уходит вверх по склону холма на гору Чикаго, где растет дуб Тавор. Мелколистые дубки с крупными желудями, шапочки которых похожи на маленьких ежиков, представляют тоже исконную природу Израиля. Когда-то они сплошь покрывали высокие холмы, сейчас такой пейзаж сохранился на севере страны. Так же, как растущие здесь, на горе Чикаго, серебролистые оливы с корявыми, перекрученными, разветвленными, дуплистыми стволами, они воссоздают картины древности. 

Это деревце, олива, с которого собирают зеленые плоды и выжимают из них целебное масло, подарила жителям древнегреческого города богиня мудрости Афина. Легенда рассказывает о споре богов, Афины и Посейдона, о том, чье имя будет носить новый прекрасный город, выстроенный на скалистом берегу моря. Первым Посейдон, бог морских пучин, ударил по скале трезубцем, и оттуда полилась вода. Радость жителей города была преждевременной. Попробовали ту воду на вкус, и она оказалась соленой. Тогда Афина воткнула в землю свое копье. Оно покрылось корой, протянулись и зазеленели ветки, на них повисли плоды. Это была олива. Благодарные жители  назвали  город именем богини.

Растет здесь и рожковое дерево, ветки которого украшаются ранней весной, еще до появления мелких зеленых листьев, розово-лиловыми цветками. Его называют  еще Иудиным деревом – по преданию, на нем повесился незадачливый ученик Иисуса.

Тропа забирается все выше, ко второму пограничному знаку: «Заповедник полевых цветов». Каменистый склон здесь украшен прозрачно-белым облаком горделивых асфоделий. Нежные, воздушные лепестки растут метелками на верхушках прямых стеблей, выскакивающих из букета длинных, узких, похожих на кинжал листьев.

Однако оторвемся от созерцания этой красоты и приглядимся к  разбросанным среди  камней,  невзрачным, низкорослым кустикам с древянистым стволом и прямостоящими ветками, которые покрываются летом мелкими листочками с густым, наподобие войлока, волосяным покрытием. Это и есть «иссоп, вырастающий из стены», или еще: «эзов, что растет из камня». В древности он повсюду рос – на камнях и стенах, во дворах домов, напоминая мох. Волосяной покров на листьях, подобно множеству кисточек, впитывал влагу, благодаря этому свойству эзов использовали для защиты от сырости и для укрепления крепостных стен от разрушения. Но основное его применение было связано с его дезинфецирующими свойствами.

Очисти меня эзовом, омой меня, и стану снега белее!

Использовали это растение и при обрядах жертвоприношений.

Пусть возьмет коэн кедрового дерева и эзова и червленицу и бросит на место сожжения коровы

Ежегодный обряд жертвоприношения рыжей коровы связан был с историей Исхода, когда в минуту слабости и сомнений евреи стали поклоняться золотому тельцу. Пепел, остававшийся после сожжения при жертвоприношении, использовали для приготовления «воды очистительной».

Древняя легенда рассказывает еще о том, что выросший на холме эзов, увидев, как люди собирают маслины, как с пением проходит жатва ячменя и пшеницы, как радуются они, срывая кисти винограда и гранаты, сбивая с пальм финики, и услышав светлую песню смоковницы, пожелал стать восьмым растением, упомянутым в Торе. Пролетавший мимо ангел, услышав жалобу эзова, пообещал подарить ему чудесное благовоние: «Из листьев твоих будут изготовлять особую пряность, которая будет придавать вкус еде».

Эта пряность популярна и сейчас. Это заатар. Природный эзов, который сейчас более известен под названием майоран, увы, находится на грани исчезновения. Он включен в Красную книгу охраняемых растений Израиля. Но существуют другие виды этого растения из семейства губоцветных, в том числе культивируемые, из них, в основном, и изготовляют любимую многими пряность.     

С вырубленных в скале ступеней, ведущих на улицу, поглядим вниз на пространство, вдоль которого вьется Тропа Соломона. Каждый год что-то прибавляется здесь. Вдоль тропы высажены небольшие пальмы. По прутьям беседки, где цветут чайные розы, вьётся  виноградная лоза.

Из Египта перенес Ты виноградную лозу и посадил ее и очистил  место и утвердил корни ее, и она наполнила  землю (Пс. 79).

Много труда, подчас незаметного, вложено здесь. Земля не сразу и не вдруг приносит свои плоды.

Так пророчествовал Исайя: Посажу в пустыне кедр, ситтим и мирту и маслину; посажу кипарис и явор и бук вместе (Ис. 41:19).    И возвеселится пустыня и сухая земля и возрадуется страна  необитаемая и расцветет, как  нарцисс (Ис. 35:1). 

 

К списку номеров журнала «Литературный Иерусалим» | К содержанию номера