Андрей Козырев

Среди миров... и премий

Какие  премии нужны современной русской литературе? И нужны ли вообще? Слова о  том, что литературная премия – это в большинстве случаев просто подачка  автору, притом вручаемая не столько за талант, сколько за выслугу лет  или по предварительному сговору, произносились в последнее время  настолько часто, что стали уже общим местом.

Но  литературная премия – это не только «спорт» и не только средство  обогащения. Это – еще и форма общения между поэтами. Это – форма  состязания, заставляющая постоянно «повышать планку» творчества  (вспомним пушкинское: «Зависть есть сестра соревнования, следственно, из  хорошего роду»…). Премия – это постоянный экзамен как для участников, так и для жюри – экзамен на талант, честность и принципиальность. Премия – это еще и форма памяти о том человеке, в честь которого она названа.

 И  премия имени Анненского задумывалась прежде всего как напоминание об  Анненском, о поэте, не получившем до сих пор достойного внимания и  народной любви. Недаром в Омске, городе, где родился поэт и где  учреждена премия, почти не прилагается усилий к увековечению памяти  земляка – в отличие, например, от имен Ф.М.Достоевского или М.А.  Врубеля, имя И.Ф. Анненского практически не звучит в местной прессе, в  городе нет памятников поэту (кроме несуразного камня на Аллее  литераторов), и попытки автора этой статьи добиться у городских властей  помощи в пропаганде имени и наследия поэта неизменно вызывали у  последних недоумение – «это, мол, не самое значимое имя, не самый  громкий наш поэт, к тому же он у нас и не жил почти…» Да, но М.Врубель  тоже почти не жил в Омске, а Достоевский был у нас на каторге – но это  не мешает называть их именами городские музеи и премии!...

Поэтому  редколлегия журнала «Менестрель», в которой я имею честь состоять, на  свой страх и риск, из своих средств учредила премию имени  И.Ф.Анненского. Идею редколлегии поддержали «мэтры» российской  литературы – в жюри в 2014 году согласились войти Алексей Алёхин, Мария  Арбатова, Марина Кудимова, Нина Садур, Анна Гедымин, Владимир Берязев,  Вита Шафронская – имена эти хорошо известны и в России, и за рубежом. На  конкурс поступило более 1000 заявок – общественный резонанс был велик…

Наша премия есть своего рода призыв к единению поэтов – под именем Анненского, во имя Анненского. Призыв к жизни – во имя жертвы. Жертвы литературы – и  жертвы литературе. Поэта, отказавшегося ради поэзии от биографии – и  заплатившего за это жизнью. Поэта предельной искренности и чуткости,  которые так нужны авторам нашего времени.

И судьба премии символична.

Известно,  что Анненский родился в Омске спустя год после того, как из города  уехал «омский каторжанин» Достоевский – один из любимых авторов будущего  поэта, «учитель его совести». Даже отчество Анненского – Фёдорович –  словно напоминает о какой-то его преемственности (духовной, конечно) от  Достоевского.

Умер  же Анненский в пятьдесят четыре года, умер мгновенно, от разрыва  сердца, возможно, вызванного тем, что Маковский отказал ему в  публикации, отдав предпочтение стихам Черубины де Габриак –  поэта–призрака, создания великого мистификатора Максимилиана Волошина.   Поэт-призрак перешел дорогу поэту настоящему – и убил его, превратил,  если можно так выразиться, живого – в призрак.

И  премии нашей тоже чуть не перешел дорогу поэт-призрак. Многие члены  жюри первоначально предполагали отдать главную премию некоей амурской  казачке,  1941 года рождения,  якобы проживающей в доме престарелых и  пишущей гениальные стихи. Но в конце концов выяснилось, что этой  «бабушки» в природе не существует, а за ее именем скрывается некий  талантливый поэт-мистификатор из Омска… И премия досталась Олегу Клишину – поэту настоящему,  к тому же проживающему на родине Анненского, в Омске, и находящемуся в  «возрасте Анненского» – пятидесяти четырех лет… Интересное совпадение  вдохновений, времени и пространства.

Следует  также сказать и о других победителях – прозаиках Ганне Шевченко и  Алексее Леснянском. Так получилось, что на прозаический конкурс,  тематика которого не была заранее установлена, поступило множество  произведений военной тематики – возможно, сказалась магия «рокового»  четырнадцатого года, а возможно, просто веяния в обществе такие… И  премия была разделена поровну между авторами повести на украинскую  тематику и романа о современной российской армии. Все награжденные  произведения отличаются развитым «чувством корней», корневых связей  писателя с той почвой, на которой он возрос, которой питался, – не это  ли и есть «шестое» чувство, необходимое для творчества?

Вручалась премия в библиотеке имени А.П. Чехова, в салоне «Классики XXI века»,  в доме, где когда-то читал свои стихи Пушкин, а позже проживал Чехов.  Помещение салона только что прошло реставрацию, – процесс, которому в  какой-то степени подвергается сейчас вся отечественная культура.

Произведения  победителей и финалистов конкурса будут опубликованы в журнале  «Менестрель» и антологии русской литературы «Среди миров». Название ее  тоже символично – оно не только напоминает об одном из самых известных  стихотворений Анненского,  но и словно намекает на положение поэта –  «междумирка» в современной литературе и обществе. И хочется верить, что в  будущем «призраки» ложных поэтов и ложной поэзии не будут переходить  дорогу настоящему творчеству.

К списку номеров журнала «ЛИКБЕЗ» | К содержанию номера