В девяностых тиражи толстых журналов стремительно падали, поэтому в конце каждого года их редакторам приходилось подводить неутешительные итоги. Сегодня же можно сказать, что ситуация относительно стабильна. Конечно, нынешний тираж авторитетных литературных изданий с богатейшей историей в скромные 2-4 тысячи экземпляров невероятно далек от поражающих воображение показателей конца восьмидесятых. Тем не менее, сетевые версии этих журналов по-прежнему пользуются огромным спросом, и их читательская аудитория год от года не скудеет. Какими прозаическими публикациями запомнились итоговые номера ежемесячных литературных журналов за минувший год? И вновь перед нами одиннадцать изданий…
В 12-м номере «Знамени» лауреат «Русской премии – 2014» за книгу «Бывший сын» тридцатилетний сценарист популярных телепередач Саша Филипенко публикует роман «Замыслы». Герой произведения обнаруживает блог в Интернете, в котором день за днем от его лица появляются все новые и новые записи, – роман о себе, любимом, методично создаваемый неизвестным автором. Сперва у персонажа это вызывает улыбку – наверняка розыгрыш кого-то из близких людей. Но совсем скоро герою становится не до шуток, поскольку некоторые личные потаенные мысли, появившиеся в блоге и ставшие достоянием общественности, способны поистине разрушить его жизнь. Актуальная проблема в дневниковом формате. Психологическая проза, по структуре и воплощению отчасти напомнившая роман «Обращение в слух» другого телевизионного деятеля – Антона Понизовского.
Обладателем одной из премий «Нового мира» за 2014 год стал Олег Ермаков за походную книгу «Вокруг света», вышедшую в номерах 1 и 2, а также повесть «Чеканщик», опубликованную как раз в 12-м выпуске журнала. На нее мы и обратим внимание. Афганская тема давно стала для творчества Ермакова традиционной – достаточно обратиться к его циклу рассказов, впервые увидевших свет в 1989 году в «Знамени», повести «Возвращение в Кандагар», роману «Знак зверя» и еще ряду произведений. Продолжается она и в «Чеканщике». Герой сценариста Саши Филипенко – сценарист, герой прошедшего Афганистан Ермакова – прошедший Афган солдат – «человек нагорья». И вновь – психологическая раздвоенность: прошлое и настоящее, конформизм и нонконформизм, жизнь по указке и по совести…
Саратовская «Волга» на протяжении уже шести лет выходит сдвоенными номерами. Итоговый за 2014 год номер 11-12 открывается повестью Галины Зелениной «Куриная Слепота и ее обитательницы» – набором зарисовок из жизни местечка с «безнадежным» названием Куриная Слепота, которое населяют Туся с маленькой Лялей, Зина Подколодная, Крах, Вичка и многочисленные бабки. Героини – по-детски наивные мечтательницы, а их городок – смесь угрюмой реальности и волшебной сказки.
В виде сдвоенных номеров к читателю приходит и петрозаводский «Север». Здесь прозаический раздел номера 11-12 открывают рассказы Олега Рябова. Персонаж новеллы «Наше вам с кисточкой» – художник Валерий Воронин, картины которого источают запахи помойки. Такова странная задумка странного живописца. Сюжет рассказа «Поиграй за меня» на первый взгляд кажется абсолютно обыденным: титулованный хирург Олег Хорев просит своего ученика – молодого врача Володю Ливанова – заменить его во время игры в преферанс. Лишь в самом конце выясняется, что история трагична. Пока Ливанов вместо профессора выигрывал в карты, спасая игровую честь учителя, Хорев в операционной спасал жизнь матери Володи.
Журнал «Дон», которому в 2015 году предстоит отметить девяностолетний юбилей, в последнее время и вовсе выходит даже не сдвоенными, а строенными номерами. Номер 10-12 знакомит читателя с двумя небольшими рассказами Дениса Гуцко. «Лю» – первое слово малыша в одноименной новелле. Но взрослые, занятые вечными семейными склоками, это маленькое чудо не замечают. В «Сороковинах» – бытовые мысли персонажа, потерявшего отца. Смерть всегда неожиданна, так что в случае с похоронами и сороковинами сделать все идеально правильно просто невозможно.
Цикл рассказов «Перелистывая Жизнь» Марины Даниэль находим в 12-м номере «Москвы». Марина Даниэль – творческий псевдоним семейной пары Марины и Даниэля Мазиных, а увидевшие свет в «Москве» рассказы ранее вошли в их сборник «Жизнь в обратном направлении». Новеллы «Прэбабли и пасибли» и «Динкины деньги» – возвращение к личным событиям прошлого, «День 365-й» – разговор с уходящим годом. Для декабрьского выпуска журнала – то, что надо!
Новогоднюю, а точнее рождественскую тему продолжает повесть в рассказах Фарида Нагима «Мужчины Рождества», вышедшая в 12-м номере «Дружбы народов». От наступившего года мы ждем чудес, но возможны ли они в современных условиях? Все ответы – в публикации Фарида Нагима.
Примерно половину общего объема 12-го номера петербургской «Невы» занимает журнальный вариант психопаторомана «Без сестры» Станислава Шуляка. Странный герой бродит по городу в поисках сестры, но натыкается преимущественно на грубость и злость окружающих.
В странную ситуацию поставлены и героини новеллы «Мытье полов на ночь» Бориса Телкова, опубликованной в 12-м номере екатеринбургского «Урала». Комсомолки на сцене театра должны перевоплотиться в проституток.
В прозаическом разделе 12-го номера старейшего русскоязычного литературно-художественного журнала Казахстана «Простор» продолжает печататься книга Валерия Михайлова «Элизий земной» о замечательном поэте Евгении Боратынском. Повествование, вполне достойное легендарной серии «Жизнь замечательных людей».
Московскому журналу «Homo Legens» всего три года, а выходит он раз в квартал. Но по общей нумерации с момента основания издания выпуск, появившийся в конце декабря, оказывается как раз 12-м. Его рубрику «Словарный запас» открывает новелла «Завтра-послезавтра» мастеров социальной прозы из Перми Нины Горлановой и Вячеслава Букура…
Так что же будет в нашей литературе завтра-послезавтра? Есть уверенность, что в год литературы толстые журналы еще неоднократно порадуют нас интересной прозой. Главное, чтобы у редакций были деньги на выпуск изданий (увы, вопрос насущный). А читатели никуда не пропадут…