Равиль Бикбаев

Размышления после юбилеев

Юбилей в жизни каждого человека – это большое торжество, праздник. С  годами радость от этого события и в то же время ответственность  возрастают. Что ни говори, юбилей – не только праздник, но и подведение  жизненных итогов, отчет за прожитые годы перед своими современниками.  Самый первый – свое 50-летие – человек встречает с неоднозначными  чувствами: и с воодушевлением, и с грустью. Впоследствии к этим событиям  начинаешь привыкать, радуешься, что дошел живым-здоровым до нового  витка своей жизненной спирали, печалишься о друзьях-товарищах, кому не  суждено было дожить до этого дня. В такие моменты каждый начинает больше  задумываться о судьбе, оценивает пройденное и настоящее, смотрит в  будущее с надеждой, с тревогой и волнением.
В дни юбилеев великих людей, покинувших этот мир, мы обновляем свою  память, еще раз взвешивая историческую ценность их трудов, их роль в  жизни народа, страны, стараемся более полно охватить все их творческое  наследие, чтобы сохранить его для будущих поколений.
Эти мои записи посвящены двум недавно прошедшим юбилеям.
«О прочем – извольте заботиться сами»
В этом году мы уже в десятый раз встретили день рождения Мустая Карима  без него. Я принимал участие во всех его торжествах, начиная с  50-летнего юбилея в 1969 году, писал статьи, посвященные этим событиям,  выступал на творческих вечерах, много раз смотрел на разгорающийся  огромный поэтический костер на вершине Девичьей горы возле деревни  Кляшево. Поэтому мне есть что вспомнить.  
Мустай Карим навсегда остался верным себе и своему народу, избранному  пути и высоким целям. Он раскрывался от юбилея к юбилею новыми  качествами, радовал нас новыми произведениями разного жанра. Его  творческая и общественная деятельность не угасала, он всегда был ведущим  в литературном движении. Расширялась и география его юбилеев. Они  превратились в события всесоюзного значения. В этих праздниках принимали  участие в разные годы знаменитые мастера слова советской литературы,  близкие друзья Мустая Карима, его единомышленники – Расул Гамзатов,  Михаил Дудин, Кайсын Кулиев, Сергей Михалков, Давид Кугультинов,  Абдежамал Нурпеисов, Зульфия и др. В памяти осталось, как ради юбилея  Мустая Карима прервал свою командировку в одной из дальних стран Чингиз  Айтматов, и после празднования из Башкортостана продолжил свое  путешествие. Ради истинной дружбы мужчины готовы на все.
Хорошо, когда творческая личность в 50-ти или 60-летнем возрасте  продолжает вдохновенно трудиться. В истории немало таких примеров, и  сейчас они есть. А уж после 70-летнего юбилея, а особенно – пройдя  80-летний рубеж, жить в творческом ритме, сохранить вдохновение,  добавляя к литературному наследию новые страницы, – такая участь  постигает только избранных. Мустай Карим один из них.
Несомненно, с годами стихи Мустая Карима становились более глубокими и  печальными. И в его выступлениях, и в произведениях во времена хаоса,  воцарившегося на рубеже XX–XXI веков, все сильнее ощущались беспокойство  и тревога за будущее страны и народа. Часто вспоминаю его слова,  сказанные на 85-летнем юбилее: «Сохраните это единство – веками  создаваемое народами Башкортостана, закаленное в трудностях, завоеванное  в победах, обогащенное великими умами, согретое сердцами. Готовых его  уничтожить становится все больше. Сохраните нашу колыбель –  Башкортостан, его свободу, его большой авторитет в России – нашей общей  Родине». Эти слова легли на душу как завещание Мустая Карима. И сам он  считал их своим заветом. Они часто будут вспоминаться при поиске ответов  на сложные жизненные вопросы, заставляя встрепенуться, наталкивая на  глубокие раздумья.
А это стихотворение Мустай Карим написал после того, как ему исполнилось 80 лет, – в 2000 году:
Друзья, я все чаще терзаюсь, гадая:
Так что же оставлю вам – вас покидая?
Оставлю вам солнце без шрама и трещин,
И землю, что тоже вам мною завещана.  
Оставлю – и старым, и малым в угоду –  
Горячий огонь и текущую воду…
И землю, и Солнце, и воду, и пламя, –  
О прочем извольте заботиться сами.
К этим сокровищам Мустай Карим добавил еще одно – свое богатое  творческое наследие. Сегодня он к этому богатству уже ничего добавить не  может. Отношение к ушедшим в мир иной мастерам слова – это, прежде  всего, бережное отношение к их наследию, чтобы довести в полном виде до  будущих поколений, забота об их творчестве не только в дни торжеств, но и  в будни, оставаясь верными их светлой памяти. Произнося слова «О  прочем, извольте, заботиться сами», Мустай Карим, обращаясь к  соотечественникам, которые будут жить после него, возможно, имел в виду и  это.
Правильное отношение к духовному наследию, умение объективно оценить и  сохранить его, связывают исторические достижения народа с его будущим,  продолжая его последовательное развитие.
К сожалению, находятся и те, кто стремится уклониться от этих  благородных традиций. Ведь были попытки выкинуть с корабля современности  даже великого Пушкина и отправиться в будущее без него. История знает и  необъективные взгляды на башкирское литературное наследие, особенно на  фольклор. Например, в статье «Невестка Шаура» (1926), написанной против  Мухаметши Бурангулова, Имай Насыри, репрессированный за благое дело: за  заботу о творчестве Шайхзады Бабича, за сохранение его произведений,  пишет: «Нельзя ворошить сгнившие страницы архива. Если это возможно,  надо придавить его еще более тяжелыми камнями. Пусть он догнивает». В  свое время такое несправедливое отношение было и к творчеству Баязита  Бикбая, Хадии Давлетшиной, Рашита Нигмати, Джалиля Киекбаева, Рами  Гарипова и др.
В последнее время возобновляются попытки представить разбойником даже  такую историческую личность, как Салават Юлаев. В разных социальных  бедах обвиняют Заки Валиди и его боевых соратников. Эти необоснованные  обвинения – не просто попытка уронить авторитет отдельных личностей, а  стремление сфальсифицировать историю башкирской нации.
Такое беспечное отношение не обошло и творчество Мустая Карима. Его  стихотворение «Я – россиянин» было подвергнуто несправедливым упрекам.  Поэта обвиняли в угодничестве властям, в стремлении к славе. Однако он  от своих принципов, от написанных строк никогда не отказывался.  
В написанном в 1991 году стихотворении «Три тулпара» Мустай Карим дал  такое пояснение: «В последнее время в печати Казани появляются  непочтительные слова в адрес Тукая, Такташа, Туфана». На это поэт  ответил так:
Кидают мусор в Тукая,
Стреляют камнями в Такташа,
Судят Туфана
Продавшие свою веру пустые головы.
Разве это не удар топором  
По народной душе?
Застывшая в изумлении от такого,
Болит душа башкира.
Тукай – татарин, Такташ – татарин,
Туфан – татарин. Восхищение!
Душа возносится к небесам,
Когда я говорю об этих личностях.
Такое отношение к литературному наследию «продавших свою веру пустых  голов» народ не принял. Тукай остался и останется Тукаем, Такташ –  Такташем, Туфан – Туфаном. Только рано еще успокаиваться. Не уменьшается  число стремящихся отрицать творчество некоторых классиков мировой  литературы. Такие дела совершаются не из-за заблуждений, а с коварным  умыслом. В школьных программах по русской литературе отношение к  классикам советской литературы Горькому, Шолохову, Твардовскому меняется  в противоположную сторону. Их вытесняют сомнительными произведениями  случайных авторов, клевещущих на свою страну и народ. Духовное наследие  любого народа нуждается в заботе. Кто может утверждать, что если с  малолетства не знакомить новые поколения с произведениями классиков, не  изучать и не пропагандировать их творчество, не переиздавать книги, даже  такие великие писатели, как Пушкин и Толстой, постепенно не будут  стираться из памяти народной?
Знаменитый Расул Гамзатов также в последние годы стал объектом нападок.  Он сейчас уже не сможет вступить в спор со своими противниками. И при  жизни он не стал бы мелочиться, доказывать что-то желающим его очернить.  Великое поэтическое творчество Расула Гамзатова навечно останется в  душе народа. Оказавшись в сентябре 2014 года во второй раз в Дагестане  на празднике «Белые журавли», я еще раз был поражен, каким авторитетом  пользуется Расул Гамзатов на своей родине. Он в 27 лет получил  Сталинскую премию, в 32 года стал народным поэтом Дагестана, в 40 лет  носил звание лауреата Ленинской премии. Просторный кабинет председателя  Союза писателей Дагестана, который он занимал более пятидесяти лет,  сегодня стал его музеем. Дом-музей в родном селе поэта Цадах, а также  находящийся в Гунибе мемориальный комплекс «Белые журавли», памятник  Расулу Гамзатову в Махачкале – каждый из них создан с большим старанием и  вкусом.
Раз пошла речь о дагестанских впечатлениях, хочу остановиться на одном  событии. Мы побывали на презентации художественно-документального фильма  «Расул Гамзатов. Исповедь». Авторы сценария – глава Республики Дагестан  Рамазан Абдулталипов и известный во всем мире писатель, сценарист из  Азербайджана Рустэм Ибрагимбеков. Открывая в новом кинотеатре  презентацию, Рамазан Гаджимуратович подробно рассказал о процессе  съемок, его особенностях. Наградил людей, участвовавших в создании  фильма, вручил ключи от новенькой «Тойоты» председателю Союза писателей  Магомеду Ахмедову. О Расуле Гамзатове много написано, но этот фильм  раскрывает новые секреты его творчества. В истории, возможно, не было  такого случая, чтобы глава республики писал сценарий о поэте. Рамазазан  Абдулталипов – известный в стране государственный деятель,  ученый-философ – и сам пишет стихи. Дружил с Мустаем Каримом.
Конечно, у руководителя республики каждая минута на счету. Однако  Рамазан Гаджимуратович нашел время вместе с высокими гостями склонить  голову над могилой Расула Гамзатова на склоне горы Тарки-тау возле  Махачкалы, вести торжество в просторном доме поэта и быть тамадой на  банкете после просмотра фильма.
Бывая в других краях, часто сравниваешь увиденное с жизнью в своей  республике. Глядя на памятник Расулу Гамзатову, я представлял другой –  памятник Мустаю Кариму, открытый в Уфе в октябре 2013 года. Монумент,  воздвигнутый в честь башкирского поэта, намного сложнее, представляет  собой целую композицию. Очень удачно выбрано место для памятника: в  центре города, рядом с домом, где долгие годы поэт жил со своей семьей,  отсюда начинается улица Мустая Карима. И в памяти уфимцев и гостей  города этот памятник останется светлым воспоминанием.
Однако остался горький осадок от проведения торжественного мероприятия в  честь открытия монумента. На торжестве выступали народные поэты  Татарстана Ренат Харрис, Роберт Миннуллин, народный поэт Чувашии Валерий  Тургай. Хорошо подготовились к выступлению. Читали свои стихи. Все трое  – любимые Мустаем Каримом молодые соратники по перу. Произносили очень  душевные слова. Однако никому из стоявших рядом башкирских поэтов и  писателей, среди которых были и любимые ученики Мустая-агая, слова для  выступления не дали. Возле памятника народному поэту Башкортостана не  прозвучало ни одно стихотворение на башкирском языке тех людей, которые  долгие годы служили вместе с Мустаем Каримом родной литературе. Это  недоработка организаторов мероприятия или специально так было сделано?  Непонятно. В любом случае, с этого исторического события наши  литераторы, не удостоившиеся чести выступить, расходились с обидой на  душе. Недавно об этом очень правильно написал народный поэт  Башкортостана Кадим Аралбаев («Ватандаш», 2014, №10).
Я рад, что мне посчастливилось долгие годы жить и работать рядом с  Мустаем-агаем. Горжусь, что вначале был его верным учеником, спустя годы  – единомышленником, другом. Я посвятил своему учителю три  стихотворения. Два из них прочитал ему и даже услышал слова одобрения.  Третье – «Прощальное слово» – прочел возле гроба великого учителя 22  сентября 2005 года. Там были такие слова: «Ты современник всех времен!».
Да, в удивительном мире – с глубокими мыслями, светлыми чувствами,  человеколюбием – под названием «школа Мустая Карима» будут воспитываться  новые поколения поэтов, писателей, драматургов. Однако произведения  Мустая Карима – это не только творческая школа. Прочитавший их проходит  школу жизни, учится понимать красоту, искренность, преданность,  мужество, крепче ценить человеческие качества, превращающие человека в  личность. Через эту школу пройдут люди будущего, в этой волшебной среде  окрепнет их душа.
Юбилеи великих личностей – это и память о них, оценка пройденного ими  пути, и вместе с тем думы о будущем, определение новых путей развития…  После смерти Мустая Карима вышел Указ об увековечивании его памяти. Уже  многие намеченные в нем задачи выполнены. Имя Мустая Карима носит  Молодежный театр. Памятник поставлен. В Уфе есть улица, гимназия,  названные в честь поэта. Открыт барельеф на доме, где жил Мустай Карим.  Публикуются тома его произведений. Идет работа над фундаментальным  трудом «Энциклопедия Мустая Карима».  
Однако для осуществления большой программы, отмеченной в Указе,  потребуется еще много усилий. Сколько прошло лет, а музей-усадьба в  Кляшево ещё не создан. Для очень важного дела – создания  аудиовидеоархива – нужна финансовая помощь. Фонд Мустая Карима,  задуманный с целью изучения его творчества и поддержки молодых талантов,  также не открыт. В последние годы в Москве были поставлены памятники  великим представителям различных народов. Думаю, что Мустай Карим, всем  своим творчеством прославлявший дружбу народов, чье стихотворение «Я –  россиянин» стало знаменитым в стране еще в 50-е годы, достоин такого  памятника.
Перевод произведений поэта на английский язык – также актуальная  проблема. Надо не тянуть с составлением книги воспоминаний о Мустае  Кариме, а браться за это сейчас, поскольку современников, с которыми он  общался, с каждым годом становится меньше.  
У этой книги есть основа, поскольку дети Мустая-агая Ильгиз и Альфия  выпустили сборник «Год без Мустая». Значит, дело начато, надо его  быстрее закончить. Название сборника подсказывает, что он был выпущен к  годовщине смерти поэта. Однако нельзя представить башкирский народ без  Мустая ни год, ни целый век, нельзя представить без него будущее и  духовную жизнь нашей страны. Такие личности – люди будущего, они  продлевают жизнь нации, прибавляя сил и мудрости.
Недавно мы отметили 95-летие Мустая Карима. В республике проводились  различные мероприятия, но торжества по сравнению с предыдущими были не  на прежнем уровне. Будем надеяться, что 100-летие народного поэта  продолжит прекрасные традиции, превратится во всероссийский праздник,  нерешенные проблемы решатся на государственном уровне.
Мустай Карим будет современен во все эпохи. Когда думаю о творчестве  поэта, часто вспоминаю его слова: «В дни празднования моего  семидесятипятилетия в Абзелиловском районе из уст своего ровесника я  услышал такую весть: “Годок, – сказал он, – знаешь, годок, ведь в моем  роду есть четыре поколения твоих читателей. Я сам. Мои дети. Мои внуки.  Недавно мой старший правнук взял в свои руки твою книгу”. До этого я не  думал о своих читателях, деля их на поколения. Я вдруг вздрогнул.  Вздрогнул от счастья, которое, пройдя через сердце, ударилось в  сознание. Пока есть вы, мои читатели, будут жить и наш язык, и наши  напевы, и наша литература. Пока вы живы, и нас наверняка не забудут. А  вы – вечны» (Мустай Карим. Произведения в 5-ти томах, 1-й том, Уфа,  «Китап», 1995, с.8).
Говоря «О прочем – извольте заботиться сами», Мустай Карим всегда верил в  жизненную силу нашего народа, в его достойную судьбу, в то, что башкиры  сами будут распоряжаться своей жизнью. Но думал ли он о том, что в  будущем кто-то напишет продолжение его произведений?
В газете «Башкортостан» от 23 октября 2014 года была напечатана очень  интересная заметка ученицы Якшымбетовской школы Куюргазинского района  Дианы Азнабаевой «Чувство родства вновь привело к встрече» (продолжение  повести Мустая Карима «Радость нашего дома»). Спасаясь от нынешней войны  на Украине, Оксана, героиня повести Мустая Карима, вместе с внуками,  10-летним Ямилем и 8-летней Кюнбикой, приезжает в Башкортостан. На  уфимском вокзале их встречает седой Ямиль-агай: «Оксана! Сестренка моя!  Родная». Жизнь повторяется, чувства родства, дружбы вновь сближают  людей. Если бы Мустай Карим смог прочитать продолжение своей повести,  переведенной на многие языки мира, он был бы безмерно счастлив.

Все было по-новому
Восхищаясь талантливым произведением своего соратника по перу, которому  не исполнилось и тридцати лет, Гайнан Амири так сказал: «Мустай Карим –  он такой поэт: еще при жизни будут отмечать его юбилеи!»
В те времена юбилеям придавали большое значение и смысл. Сейчас такие  праздники часто устраивают. И 55 лет – юбилей, и 65… Эти шумные затяжные  вечера так похожи друг на друга, как будто по шаблону сделанные. Может,  такая шаблонность – результат того, что яркие таланты, рождающие новое,  очень редки?
Недавно прошел юбилейный вечер, не похожий на такие традиционные  мероприятия. На пригласительном билете не было имени-фамилии, только  фото Азамата Юлдашбаева и слова «Грустный монолог», «Черно-белая судьба  как ретрофильм». На обратной стороне указаны дата и место: «Торговый  комплекс “Иремель”, ночной клуб “Театро”, 21 октября 2014 г.»
В небольшом зале собралось сто двадцать человек. За столиками,  уставленными соками и выпечкой, сидят по четыре зрителя. Свет, то  приглушенный, то яркий, добавляет вечеру таинственности.
На вечере в честь 50-летия Азамата Юлдашбаева не было ни одного  равнодушного к поэзии человека. Здесь собралась элита посвятивших себя  духовности, верных друзей поэтического творчества, любителей литературы.  Многие друг друга знают, их объединяют общие мысли, общие цели. Эта  общность добавила вечеру душевности, тепла, родственную близость. И  этими качествами прошедший юбилей стал творческим вечером нового  формата, в нашем литературном мире до сих пор не виданном. И место,  выбранное для проведения вечера, не случайное, а со смыслом. Напоминает,  что наша поэзия должна подняться до высот Иремеля.
А сейчас перенесем внимание из зрительного зала на сцену и расскажем об  этом подробнее. Посреди сцены одиноко стоял Азамат Юлдашбаев и больше  часа общался со зрительным залом. Читал свои стихи, рассказывал о  черно-белой судьбе, делился мыслями с собравшимися. Хоть на  пригласительном билете жанр вечера был обозначен как «грустный монолог»,  стихи Азамата, его раздумья были не только грустными, но и светлыми,  мудрыми, поучительными. Страдал, вспоминая прежние ошибки, переживал за  нынешнее положение. Я бы назвал эти искренние слова, раскрывающие  душевные переживания, муки совести, исповедью поэта. В истинном значении  слова «исповедь» больше раскаяния, даже покаяния. В стихах и рассказах  Азамата Юлдашбаева раскаяние или покаяние не главное. Поэт правдиво,  глядя в глаза своему читателю, говорит о суровости и беспощадности  жизни.  
В книге Азамата Юлдашбаева «Записи времени» (2004) есть стихотворение «Fatum»:
И когда остаюсь один,
И на площади, полной народа,
Я везде одинок…
В аннотации к сборнику рассказов под названием «Анатомия одиночества»  (2011) есть такие строки: «Одиночество бывает двух типов: кричащее,  орущее во всю глотку, и тихое, беззвучное. Которое лучше? Вопросом на  вопрос: разве бывает хорошее одиночество?»  
В книге перед рассказом «Анатомия одиночества» есть посвящение:
Семейным и холостым,
имеющим родных и не имеющим,  
имеющим родителей и круглым сиротам,
имеющим друзей и без них,
всем одиноким посвящается.
Поэтический и прозаический монолог в ночном клубе на юбилейном вечере  Азамата Юлдашбаева – своеобразный моноспектакль – я бы назвал тревогами  одинокого человека и поисками выхода из этого одиночества.
В мире среди людей растет отчуждение друг от друга, особенно это стало  заметно в прошедшем веке. В 60-е годы часто стали употребляться слова  «одиночество в толпе». Устав от людей, разочаровавшись в жизни, уходишь в  одиночество. Люди отворачиваются от тебя, и ты остаешься один. В обоих  случаях тяжело, а в последнем особенно.
Творческие люди большую часть жизни обречены на одиночество. Поэты  всегда страдают оттого, что не могут найти единомышленников, духовных  спутников. «И скучно и грустно, и некому руку подать в минуту душевной  невзгоды» – Лермонтов многие дни своей короткой жизни проводил в таких  переживаниях. «Почему же я так одинок?» – такой вопрос часто задавал  себе отчаявшийся Рами Гарипов. Жизнь поэта не похожа на судьбы других  людей. «Кто-то выходит из одиночества, я в него вхожу», – говорил Мустай  Карим. И добавлял: «В пустом мире под названием одиночество я – царь». В  одном из его четверостиший, хотя и нет слова «одиночество», ощущается  холодящая душу пустота от многочисленных потерь:
В несправедливости дней душа моя безгласна,
Привычна, может быть, а может быть, погасла.
Мне б кинуться в огонь, да только нет огня.
Такого, чтобы мог испепелить меня.
В середине 70-х годов одно из своих стихотворений я начал так: «На  душевную дружбу я иногда так голоден, я – сидящий на антенне соловей».  После этого прошло сорок лет. Только не утолилась моя потребность в  душевном друге, превратилась в жажду. Все меньше с каждым годом людей,  искренне ко мне относящихся. Если бы я сейчас писал это стихотворение,  то вместо «иногда» написал бы «всегда».
Стихотворение Азамата Юлдашбаева «Наказание без преступления» было опубликовано более десяти лет назад:
Кара ли это за грехи мои,  
Божье проклятие ли, –
От утробы матери за мной тянется  
желтая тень одиночества.  
Эта желтая тень и сейчас не отстала. В составленном из двух десятков  стихотворений новом сборнике «Черно-белая судьба как ретрофильм»  сказано: «Сигарета. Кофе. Одиночество». «Ночь длиннее, одеяло тяжелее,  подушка жестче – это одиночество». Жизнь поэта беспокойная,  мысли-раздумья тревожные. Название одного из последних стихотворений –  «Знаки нелада» (когда не в ладах и со знаками препинания, и с самим  собой).  
Он редко бывает довольным собой. Может предсказывать события, ищет,  спорит. Как говорится в стихотворении, посвященном Гильману Ишкинину:  «Готов и стрелять, и быть застреленным: я сам – висок, сам – ствол,  приставленный к виску».
Такая творческая личность, как Азамат Юлдашбаев, не сможет найти в  огромном жизненном море тихую заводь, беззаботное блаженство. Поскольку:
Творчество,
Ты – между адом и раем,  
Сладкое наслаждение и бесконечное мучение.
Творчество,
Ты – бегство от самого себя
И время встречи с самим собой.
Чтобы лучше понять этот мир, надо, оставшись одному, чаще предаваться  раздумьям, неустанно искать ответы на бесконечные вопросы времени и  вечности.
Если задуматься, нынешнее время – время Интернета – делает ближе самые  дальние расстояния, создает новые возможности. С помощью компьютера  можно узнать новости из самых дальних частей земного шара, получить  нужную информацию из самых разных областей науки, из самых глубоких  пластов истории, познакомиться с людьми из стран, в которых никогда не  был. Значит, у современных технологий широкие возможности для сплочения  народов. Сегодня время глобализма – время нового общения. С этой позиции  для одиночества не должно быть места.
Однако часто происходит наоборот. Интернет разрушает страны, расшатывает  дух, человек, отчуждаясь от своих национальных корней, уходит от  реальных проблем в виртуальный мир. Интернет, опутавший сетью весь мир и  человеческие души, превращается в паука, связывающего своей паутиной  новые жертвы.
На юбилейном вечере Азамата Юлдашбаева я вновь думал об этом, поскольку  его творчество последних лет и общественная деятельность напрямую  связаны с такими противоречивыми явлениями.
Я знаю Азамата с 2002 года. К тому времени он прошел большой трудовой  путь, работая учителем, заслужил почетное звание. Приехав в Уфу, за  короткое время стал аналитически мыслящим политическим журналистом, его  статьи в газете «Йэшлек» ждали с нетерпением. Я не помню, когда Азамат  Юлдашбаев считался начинающим автором. В литературу и печать он вошел  уже как зрелая личность со своими взглядами на мир, умеющий их  отстаивать и убеждать, как способный поэт и журналист. Лауреат премии  имени Шагита Худайбердина. Лауреат Всероссийской литературной премии  имени В. Шукшина. Я уже писал о нем в статье «Судьбой предписано быть  поэтом» («Агидель», 2003, №1). Эти записи были, наверное, первыми моими  словами об Азамате. Когда я был председателем Союза писателей  республики, Азамат пять лет работал моим заместителем. Вместе мы  составили «Антологию поэзии Башкортостана» (Уфа, «Китап», 2007) и  вышедшую в Москве на двух языках антологию «Башкирская поэзия». В эти  годы он много времени уделял вопросам, связанным с творческой молодежью.
Начав работать главным редактором журнала «Шонкар», он полностью  посвятил себя проблемам молодых людей. Как лучше использовать  современные информационные средства для сплочения башкирской молодежи,  для будущего нации? Чтобы новые поколения не замыкались в одиночестве, а  объединялись на пути духовного развития? Азамат Юлдашбаев многое делает  для этого. Стало традицией проведение башкирского бардовского фестиваля  «Млечный путь». С назначением его главным редактором журнала «Ватандаш»  работа с молодёжью продолжилась, не исчезли из круга внимания. По  программе «Мой Рами», проводимой в Интернете, и в Башкортостане, и за  его пределами несколько сотен человек одновременно с вдохновением читали  наизусть стихи народного поэта. В организованном главным редактором  журнала «Шонкар» Муниром Кунафиным и Азаматом Юлдашбаевым  интернет-конкурсе «Народный поэт Бикбай» приняли участие и молодые, и  старые почитатели поэзии.  
В этом интернет-конкурсе участвовало много учащихся из Гафурийского  района. С Муниром Кунафиныым и Азаматом Юлдашбаевым мы побывали в  башкирской гимназии в Красноусольске. На встречу собрались и победители  конкурса. Вручали им дипломы, благодарственные письма, я подарил много  своих книг. Такая же теплая встреча прошла и в деревне Таваканово  Кугарчинского района. Не забыть гостеприимство хозяина дома Зиннура  Ишемгулова в деревне Бикест. Зиннуру-агаю присудили Гран-при конкурса,  мы передали ему диплом. Были поражены, как душевно и с волнением читал  он наизусть стихи многих башкирских поэтов, в том числе и мою поэму  «Письмо народу». Это духовно богатый человек, глаза которого не видят  белый свет вот уже двадцать два года.
Зачем я так подробно об этом рассказываю? Интернет сейчас много ругают и  правильно критикуют. Свои спешно написанные сырые записи многие  размещают в «Контакте». У детей, которых не оторвать от компьютера,  ухудшается память. Однако у неоднократно проклятого Интернета,  компьютера есть и положительные стороны. Их надо увидеть и правильно ими  воспользоваться, превратить в силу, которая сможет сплотить молодежь  для добрых дел, для пользы стране. Как? Такие парни, как Азамат и Мунир,  ищут способы и находят. В фестивале «Млечный путь» участвуют молодые  поэты. Азамат вместе с Тансулпан Бабичевой думают над новым проектом о  творчестве Шайхзады Бабича. Продолжается воспитание молодежи на примерах  выдающихся личностей нашей литературы. Лишь бы эти поиски не  останавливались. Народ очень правильно сказал: «Потрудишься – и достаток  будет». Не следовать за молодежью, а вести ее за собой – быть выше  соблазнов времени, этого требует хороший вкус.
Сегодняшнее поколение восемнадцати- – двадцатилетних выросло совсем в  другой стране, воспитывалось в других условиях, училось в другой школе.  Многие из них отстранились от своей нации. Однако среди современной  молодежи есть и приверженцы родного языка, родной музыки, исторических  корней, заботящиеся о будущем башкирского народа. Им нужны умные  взрослые, которые смогут дать совет, направить на правильный путь.
Это очень ответственная миссия, большая часть ее возложена на сорока-  –пятидесятилетних. Они имеют опыт, понимают и плюсы, и минусы советского  государства, при котором жили, пережили и потери, испытали и новые  возможности. В нынешний сложный и трудный период они должны найти  правильный путь, повести за собой молодежь, стать опорой государства.  Они открыли для себя жизненные ценности, укрепили свою веру. На середине  своей жизни они должны быть в центре происходящих в стране событий,  вернее, на его переднем крае. У них нет права проживать свою жизнь  впустую. Перед своим сорокалетием Мустай-агай сказал: «Ум его горел в  любви, любовь поумнела». Народный поэт знал, что говорил.
И об этом думалось на вечере Азамата Юлдашбаева. Юбилей – не только  подведение итогов, но и составление планов на будущее. Выступление на  сцене матери Азамата Юлдашбаева Марфуги, пение под гитару братьев Нажипа  и Ражапа добавило новых красок в творческий вечер. Такие радостные  события редко бывают.
Мне часто приходилось участвовать в юбилейных торжествах, но ни разу не  слышал со сцены оглушающий зал звук барабана. Видимо, эти звуки должны  были стать восклицательными знаками к стихам Азамата, утверждая слово  поэта. И без них впечатляющая сила монолога не убавилась бы… А вот  мелодии скрипки очень гармонично сочетались с поэтическим словом.  Победители поэтических конкурсов Алина Галиева и Айгуль Габитова с  большим вкусом и мастерством читали стихи. Поэта поздравляли его  соратники по перу.  
Увеличение числа молодежи, поющей под гитару башкирские песни, большой  вклад в организацию этих фестивалей Азамата Юлдашбаева – новое явление в  национальном искусстве. Башкирские барды должны быть, несомненно. Их  музыкально-поэтическое творчество заставляет задуматься. Хотелось бы,  чтобы в их песнях было больше народной мелодичности, чтобы их творческие  поиски были связаны с национальными традициями, слова проникали в  сердце и душу.
Закончить хочу стихотворением Азамата Юлдашбаева из трех строк «Не радуйтесь»:
Радующимся, что голову склонил:
Головой до небес достаю,
Поэтому наклонился.
В жизни достаточно и черного, и белого. Будет и время склонить голову.  Хотелось бы, чтобы чаще проводились такие встречи, наталкивающие на  раздумья, как вечер Азамата Юлдашбаева.
Поэты рождаются для того, чтобы соединить одиноких, радовать и заставлять думать соотечественников.

К списку номеров журнала «БЕЛЬСКИЕ ПРОСТОРЫ» | К содержанию номера