Александр Руднев

«Славянские традиции» продолжают жить, несмотря ни на что

(ЛитЭра. Литературный альманах № 15. –


Москва, Издательство «Стеклограф», 2021 – с. 485.)


 


Литературный альманах «ЛитЭра» – итоговый сборник ХХ и ХХI международных фестивалей литературы и культуры «Славянские традиции», которые прошли в августе 2020 года в Крыму, на мысе Казантип в городе Щёлкино, и в ноябре в Праге, впервые на территории Европы в режиме он- и офф-лайн, представляет читателям свой 15-й выпуск.


Материалы сборника, составленные из прозаических, стихотворных, драматургических произведений и переводов, принадлежат самым разным авторам – среди них преподаватели, выпускники и слушатели Высших литературных курсов Литературного института имени А.М. Горького и победители, участники обоих фестивалей – отечественные литераторы и писатели из разных стран.


Следует особо отметить, что не все фестивали имеют свои сборники или альманахи. А фестиваль «Славянские традиции» выпустил их уже пятнадцать!


Главный редактор альманаха и основатель фестиваля Ирина Силецкая очень верно заметила в предисловии, что этот альманах – прекрасное и очень убедительное доказательство тому, что «не прерывается связь литературных поколений, воспитывается достойная смена литераторов».


Победителями в различных номинациях были объявлены такие писатели, как Валерий Савостьянов, Владимир Петрушенко, Александр Пономарёв, Нина Кромина, Ирина Беспалова и другие. Литераторы, занявшие первые места, были награждены литературными премиями «Славянские традиции» и «Пражская муза», учреждёнными фестивалем.


Состав альманаха, который мы держим сейчас в руках, разумеется, очень пёстрый, разнородный и неравноценный, как и полагается литературным альманахам, сборникам или же, скажем, коллективным научно-филологическим изданиям. Не составляет в данном случае исключения и 15-й выпуск альманаха «ЛитЭра». Произведения участников собраны в разделы: произведения членов жюри, почётных гостей, победителей в поэтических и прозаических номинациях, финалистов, номинантов и гостей фестиваля. Обо всех участниках написать, конечно, невозможно – их слишком много – да и, скорее всего, не нужно. Но здесь, несомненно, выделяются некоторые имена, о которых мы хотели бы упомянуть.


О стихотворениях Ирины Силецкой представляется возможным высказать такого рода мнение, что в них реальная жизнь и переживания лирического героя отражены как непрекращающийся, непрерывный поток живой жизни, наполненной творчеством, и также реалиями современной эпохи – эпидемии коронавируса, и это важно, иначе кто, как не писатели, оставит эту информацию нашим потомкам? Эти реалии сублимированы в поэтическое творчество, поэтический образ, несомненно, высокой пробы, а не просто в рифмованную злободневность. Именно таковы стихотворения «Не выходи из дома», «Он-лайн пространство», «Ура» и другие.


Специально и особо следует, на наш взгляд, выделить публикации членов жюри конкурса – главного редактора журнала «Нева» Натальи Гранцевой и известного поэта Владимира Шемшученко – оба они жители Санкт-Петербурга.


Статья Н. Гранцевой «65 лет в литературном строю» посвящена 65-летию с момента основания знаменитого ленинградско-петербургского журнала «Нева», в котором печатался некогда весь цвет отечественной литературы и культуры второй половины ХХ века и начала ХХI – М. Зощенко, О. Берггольц, М. Дудин, В. Шефнер, В. Конецкий и многие другие. Автор делится с читателями и теми сложностями, с которыми пришлось столкнуться журналу в непростых современных условиях, когда последние номера журнала «зависали» в ожидании выхода из «парализованного производственного состояния» (с. 51).


Естественно, большое внимание в статье уделяется освещению в журнале темы 75-летия Великой Победы, а также, подчеркивает Н. Гранцева, не забывались и литературные юбилеи прошлого и нынешнего годов – И. Бродского, Ф. Достоевского, И. Бунина, А. Куприна, Л. Андреева.


Известный современный поэт Владимир Шемшученко представил в альманахе свои стихи – это проникновенно-лирические медитации, изысканные литературные реминисценции, а также и остро злободневные темы современной жизни со всеми её трагическими гримасами и издержками.


Разумеется, никак нельзя пройти мимо такого автора как известный поэт, критик и философ Константин Кедров – в альманахе помещены его очень своеобразные, авангардистские стихи, отмеченные и словотворчеством, что в определённой мере заставляет вспомнить о традиции В. Маяковского, а также В. Хлебникова.


Здесь же опубликованы два стихотворения тоже в авангардистском духе не так давно ушедшей из жизни жены К. Кедрова Елены Кацюбы, о которой у участников фестиваля сохранились тёплые воспоминания…


Стихи одного из самых крупных современных поэтов старшего поколения Владимира Кострова, который не участвовал очно в последних двух фестивалях, опубликованы на самых первых страницах альманаха.


И невозможно также не сказать об эссеистическом произведении (этот жанр очень характерен для его творчества) известного современного поэта, прозаика, критика, искусствоведа Станислава Айдиняна – «Вслед страннику» (легенда), в котором он продолжает столь важную для него постсимволисткую линию в литературе, дожившую до наших дней. Мир литературы и поэзии Серебряного века наиболее ему близок – не случайно он в течение почти десяти лет был редактором и литературным секретарём старейшей писательницы Анастасии Ивановны Цветаевой (1894-1993), связанной с Серебряным веком, так сказать, непосредственно и вживую, будучи его современницей, что для нас наиболее важно и ценно. Эта публикация – подлинное украшение альманаха.


В очень, казалось бы, традиционном, сугубо реалистическом рассказе Татьяны Шахлевич «Сычиха» о жизни крымского села в послевоенные годы, жители которого, простые люди, вынесли на своих плечах тяготы и ужасы войны, возникает очень выразительный и приобретающий во многом даже символический смысл образ змеи, оказывающийся в художественном контексте рассказа связанным с живыми, неугасающими воспоминаниями о совсем недавно прошедшей войне с её страшными испытаниями и жертвами.


В рассказе Светланы Судариковой «Инквизиция словесности» затронута остро социальная и злободневная тема жизни современной молодёжи, показанной на материале случайного происшествия, но это наводит на мучительные размышления о том, что из этой молодёжи может получиться впоследствии. Поэтому рассказ приобретает явно трагический колорит и смысл.


Рассказ Александра Пономарёва «Отряд Склон (Сокровища Касимовского ханства)» представляет выразительный эпизод провинциальной армейской жизни, который является не просто показом какой-то реальной жизненной ситуации, а является законченным художественным произведением, отличающимся очень сильной и впечатляющей психологической убедительностью. Возможно, это одно из наиболее удачных прозаических произведений альманаха.


Следует сказать и несколько слов о рассказе-притче Лилии Баклановой «Притча про алмаз с грецкий орех» (из цикла притч средневековых городов) – она написана целиком на пражском материале. В небольшом по объёму рассказе представлена, казалось бы, совсем немудрёная, но трогательная история об алмазе, которая вырастает до глубокого размышления о ценностях человеческой жизни вообще во все времена.


В маленькой сказочной пьесе для детей Елены Вадюхиной «У Новогодней ёлки» – прелесть и романтика любимого всегда и детьми, и взрослыми праздника Нового года: детские радости, ссоры и огорчения, ожидание чуда – весь этот дорогой и памятный для всех людей мир детства представлен очень обаятельно, колоритно и одновременно с юмором; здесь отсутствует, надо сказать, какая бы то ни было слащавость и сентиментальность. Поэтому вовсе не тривиально звучит как бы «мораль» этой пьесы – в том, что Дед Мороз раздаёт подарки только «тем, кто не дерётся, не ссорится, а друг другу помогает и никого не обижает».


Следует отметить, что во время нынешнего ХХII-го крымского фестиваля были проведены «мастер-классы» уже упоминавшимися нами Натальей Гранцевой, Владимиром Шемшученко, Константином Кедровым, а также писателем, доктором философских наук, профессором Петром Калитиным.


Ко всему сказанному остаётся добавить, пожалуй, только одно: фестиваль «Славянские традиции», как это стало особенно очевидно в нынешнем 2021-м году, несмотря на тяжелейшее, трагическое, можно сказать, время всесветной пандемии, всё же живёт, хотя и не может, к сожаленью, сравниться по степени праздничности, торжественности и массовости с предыдущими – многим участникам пришлось осуществлять выступления в режиме онлайн, находясь в своих городах и странах. Но очень хочется надеяться, что когда-нибудь всё станет на свои места. Что ж, бессмертными грибоедовскими словами: «Блажен, кто верует…».


 

К списку номеров журнала «ЮЖНОЕ СИЯНИЕ» | К содержанию номера