АНТОЛОГИЯ РУССКОЙ ОЗЁРНОЙ ПОЭТИЧЕСКОЙ ШКОЛЫ СКАЧАТЬ

Евгений Степанов

Август-сентябрь 2014

НАДО СДЕЛАТЬ


«— А сделать ничего не могу!
— А надо сделать, Денис Иванович!»

 


(Из чудесного фильма про Фросю Бурлакову «Приходите завтра…»)




НЕУСТАРЕВАЮЩАЯ  КНИГА

 


«— Куда же подевались дворники?
— В политики!»

 


(Из фильма «Доктор Живаго»)




РАЗГОВОР В РЕСТОРАНЕ «МЕТРОПОЛЬ» ДВУХ НЕМОЛОДЫХ БИЗНЕСМЕНОВ

 


— В чем смысл жизни? Что должен сделать человек?
— Вернуться туда, откуда пришел.
— В рай?
— Возможно.
— Но мы же с тобой предприниматели. Какой уж для нас рай?
— Для Бога мы не предприниматели, а котята слепые.
— А для тебя Бог это кто?
— Если я скажу, ты засмеешься.
— Скажи!
— Бог — это ты.
— Не понял.
— Мы все — Бог.
— Я однажды написал стихотворение «Христос-человечество».
— Ну вот, ты все правильно написал.
— Но ведь в каждом из нас есть зло.
— У нас есть свобода выбора. Это главная свобода, которую мы получили от Него.

 


16.09.2014
Замоскворечье




ЗУБЫ

 


15.09.2014. Залечил зубы. И улыбаться стал чаще…




ЕВТУШЕНКОВ ПОД ДОМАШНИМ АРЕСТОМ

 


Чтобы у кого-то что-то было, надо чтобы у кого-то чего-то не было.
Ничего не меняется.




ДЕВУШКА С ГАВАЙСКИХ ОСТРОВОВ

 


Одна моя знакомая, невероятно красивая девушка, живущая на Гавайских островах, жаловалась мне:
— Ты не представляешь, как это ужасно — жить на Гавайях, круглый год  лето, океан, песок, я поняла: рай невероятно утомителен. Давай сделаем с  тобой фиктивный брак, и я перееду в Россию.
Я (грешен) поступил подло —  отказал бедной девушке.




КОРОВЫ — ЭТО СВИНЬИ

 


Один мой знакомый олигарх вложился в АПК. Встречаемся намедни. Он жалуется:
— Старик, все ужасно. Я, дурак, купил за границей коров. Не поверишь,   им все не так, все не эдак. Траву нашу есть не хотят, мыть их нужно  каждый день, чуть что у них стресс. Если стресс — надои падают. Короче,  заграничные коровы — это свиньи. Как я завидую тебе, что ты издаешь  книги…




ОДИН ЗНАМЕНИТЫЙ ПИСАТЕЛЬ

 


Спрашиваю одного знаменитого  (стареющего) писателя:
— Над чем ты сейчас работаешь?
— Пишу фантастический роман.
— Какое название?
— Вечный х…




ДРУГОЙ ЗНАМЕНИТЫЙ ПИСАТЕЛЬ

 


15.09.2014. Говорю одному знаменитому (пожилому) писателю:
— А я недавно был у Вас на Родине, в Калуге. Какой прекрасный город! Вы ведь там родились, правильно?
Писатель отвечает:
— Да, правильно, я там родился и там меня похоронят.




СТИХИ В СОВЕТЕ ВЕТЕРАНОВ

 


16.09.2014. Выступал с чтением стихов  в Совете  ветеранов Краснопресненского района Москвы (Большой Козихинский пер., д.  23). Также стихи читали в этот вечер Юлиан Фрумкин-Рыбаков  (Санкт-Петербург), Нина Краснова (Москва) и Александр Пушкин из  Нью-Йорка. Как выяснилось, это родственник Александра Сергеевича.
Замечательная аудитория была в зале. Умные, доброжелательные, многое повидавшие люди.




ЗНАМЕНИТЫЙ ПИСАТЕЛЬ К.

 


15.09.2014. Знаменитый писатель К.:
— Две беды сейчас для русского мира — это Украина и  полное одичание. Люди не хотят читать. Такого при Советской власти не было.




БеРИ

 


12.09.2014. Зашел в магазин. И купил свой любимый сыр бри. Ничего не изменилось.




МОЙ ТЕРМИН, ИЛИ ПОДРАЖАНИЕ К. КЕДРОВУ

 


Мегаметафора.




ПАМЯТИ ГЕННАДИЯ АЙГИ

 


одинокие люди фейсбука и холодных бетонных домов
и — мобильно-могильная связь
дождь за окном
как живой человек

 


13.09.2014
ул. Черняховского




МИР ВАШЕМУ ДОМУ

 


Знаю очень полезно читать Анти-Дюринг
Или бэхе своей делать клининг и тюнинг
Или радостный делать и сладостный шопинг
Но не стоит друг другу устраивать моббинг
Да не стоит друг другу устраивать моббинг
Лучше сесть в самолет в замечательный боинг
Ждут тебя Катманду Симферополь Гранада
А вот моббинг забыть а вот моббинг не надо
Моббинг это когда очень плохо другому
МИР
ВАШЕМУ
ДОМУ

 


14.09.2014
ул. Черняховского




МИХАЛКОВ

 


12.09.2014. Н. С. Михалков по ТВ:
«Как говорят на Востоке, “Мечеть еще не построена, а нищие уже собрались”».




ЗУБЫ

 


11.09.2014. У меня вдруг выпали две коронки. Побежал к врачу. Назначили мне прием на понедельник.
Настроение ужасное. Есть не могу. Хожу злой, как собака.




МАЛЬЧИК

 


Вот маленький мальчик. Ему три годика. Он случайно  потерялся в огромном и беспощадном городе. Он стоит и громко плачет:  «Ма-ма-а-а!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!».
…Я, конечно, постараюсь ему помочь, потому что хорошо его понимаю.




ЕВТУШЕНКО

 


12.09.2014. Смотрел в Английском клубе замечательный фильм про Е. А. Евтушенко «Зашумит ли клеверное поле?».
Поэт в этом фильме говорит: «Я понимаю, что 70% моих стихов — плохие. Ну что делать?! Не получились…».
Достойные слова выдающегося человека.




«ЗВЕЗДА ВОСТОКА»

 


12.09.2014. Старейший журнал «Звезда Востока» вступил в портал «Читальный зал».
Сегодня разместим очередной номер.
…Почти все мои деньги уходят на этот портал. Елки-палки, кажется, я окончательно сошел с ума.




НАСТЯ

 


Сентябрь 2014. На берлинской даче огромный урожай  яблок. Настя (моя дочка) каждый день относит их в близлежащий детский  садик. Настя всегда всем помогает.




ВСТРЕЧА В ПОСОЛЬСТВЕ

 


10.09.2014. Встречался с послом Сербии в России г-ном  Славенко Терзичем. Замечательный человек, профессиональный историк.  Обсуждали вопрос создания русско-сербской газеты. Взаимопонимание есть. Я  готов взять 50% финансирования на себя.




КАК ВОЗНИКЛО ИЗДАТЕЛЬСТВО «ВЕСТ-КОНСАЛТИНГ»

 


…Я много лет работал в крупнейшей в России  государственной финансовой организации, был руководителем структурного  подразделения (службы рекламы и PR), говоря современным языком —  топ-менеджером.
Что самое главное, когда ты работаешь в крупной организации, тем более  топ-менеджером? Как можно меньше работать. Если ты работаешь, ты  ошибаешься. Если ошибаешься, тебя ругают еще более крутые топ-менеджеры.  Этот закон я очень быстро освоил. В итоге работа у меня занимала  примерно пять процентов времени, остальное служебное время я тратил на  то, чтобы сохранить свое кресло. А сделать это было далеко непросто. На  такое хлебное место, разумеется, хватало желающих. Короче, без интриг не  обходилось. И все  нюансы суровых подковерных битв я знал очень хорошо —  как любой  другой топ-менеджер в крупной организации. Бытие определяет  сознание.
В целом, моя жизнь меня устраивала. Зарплата приличная, кабинет, машина,  молоденькие помощницы, вечные фуршеты, разгульные командировки,  отменное питание — из щек моих можно было выдавливать черную икру.
Но все хорошее имеет отвратительный недостаток. Все хорошее быстро  заканчивается. Нашу крупнейшую в России государственную финансовую  компанию купили частные лица. Начались чудовищные и панические  сокращения. Меня вроде бы и  не выгоняли, но я висел на волоске… В любой  момент мог получить черную метку. И я  предусмотрительно стал  подыскивать новую работу. А лет мне тогда уже было под сорок. Сунулся в  одно хлебное место — староват, в другое — у них и своих откормленных  топ-менеджеров хватает.
И тут мой лучший друг поэт Юра Милорава говорит: «Тебе надо создать свое  издательство! И ты не будешь ни от кого зависеть. Займешься любимым  делом…».
Я перепугался. Брать ответственность на себя? Искать клиентов? Снимать  офис? Содержать персонал? Платить налоги? Нет-нет-нет. Это в мои планы  никак не входило. Я, конечно, имел небольшой опыт частного бизнеса, но я  все время был  с о у ч р е д и т е л е м  каких-то фирм, когда от меня,  по сути, ничего не зависело.
И тут Юра Милорава привел такой сокрушительный аргумент, который положил  меня на обе лопатки. Юра сказал: «А вот наш общий друг писатель  Кауфлендер за два года только на грантах заработал  полмиллиона  долларов. Он подает заявки на издание книг в различные благотворительные  фонды — и ему охотно дают деньги. Кауфлендер сидит  дома, у него даже  офиса нет, издает эти бездарные книжки и радостно путешествует по Европе  и Америке…».
Я обомлел. Я понял: вот то, что мне нужно. Я буду получать гранты,  издавать бездарные книжки (желательно свои собственные!) и радостно  путешествовать по Европе и Америке. Забуду про все подковерные  изнурительные офисные битвы и стану хоть чуть-чуть похож на человека.
И я обратился в юридическую компанию, чтобы зарегистрировали мою фирму  «Вест-Консалтинг» (я думал, что под такое мудреное заграничное название  будут легче давать пресловутые гранты!).
Сдавая документы, я сказал девушке-менеджеру: «Вот, пытаюсь начать новую  жизнь. Если не получится, пойду опять в наемные работники!». Она как-то  мило и одновременно угрожающе улыбнулась: «Вы никогда не вернетесь в  наемные работники. Тот, кто стал хозяином, больше не захочет работать на  дядю…».
И вот прошло одиннадцать лет.
За все эти годы я не получил ни одного гранта…
За все эти годы я ни разу не был в отпуске…
За все эти годы я привык к тому, что мой рабочий день длится двадцать четыре часа в сутки…
И, вместе с тем, за все эти годы я ни разу не пожалел, что создал  «Вест-Консалтинг» — девушка-менеджер, которая регистрировала мою  организацию, оказалась права.
Да, приходится всю ответственность брать на себя, искать клиентов,  снимать офис, содержать персонал, платить налоги… Но именно малый бизнес  заставляет меня (как это ни удивительно!)  быть…  х о р о ш и м   человеком. И не потому что я так хочу им быть. Вовсе нет. Быть негодяем  гораздо удобнее. Но заниматься малым бизнесом — это такое непостижимое  занятие, когда ты для в с е х должен быть  х о р о ш и м. И для клиентов  (иначе они к тебе не придут!), и для твоих сотрудников (иначе они уйдут  к другому работодателю, а крепостное право, к сожалению, отменили!).
Вот и приходится быть хорошим, вкалывать с утра до ночи, выдавливать из  себя раба, как сейчас говорят, креативить.  Кое-какие результаты, я  думаю, есть.
На сегодняшний день  холдинговая компания «Вест-Консалтинг» выпустила  более двух тысяч наименований книг, сделала более тысячи сайтов (в том  числе Евгению Евтушенко, Евгению Рейну, Александру Кушнеру, Инне  Лиснянской, Сергею Гандлевскому, Олегу Чухонцеву, Тимуру Кибирову, Олесе  Николаевой…), издает более десяти СМИ, владеет небольшим телеканалом,  интернет-магазином, занимается консалтингом в различных сферах экономики  и т. д.
В общем, получилось то, что получилось. В любом случае  я очень  благодарен моему лучшему другу Юре Милорава за то, что он заставил меня  создать собственную компанию.




ПОКАЗАТЕЛИ

 


9.09.2014 на портале сбережения русской литературы «Читальный зал» было:
посетителей — 856;
просмотров —1660.
Могли бы у нас быть результаты и выше. Ищем волонтеров-веб-мастеров!!!!!!




КАК ВОЗНИК ЖУРНАЛ «ЗИНЗИВЕР»

 


В давние славные времена мы с моим другом, поэтом  Юрой Милорава (фамилия не склоняется!) часто ездили в гости к нашему  ближайшему питерскому товарищу Арсену Мирзаеву, который не только  замечательный поэт, редактор и литературовед, но и невероятно  гостеприимный человек и прекрасный кулинар. Мы приезжали с Юрой,  нахально устраивались у Арсена (он жил тогда один в центре города в  роскошной трехкомнатной квартире!) и начинали все втроем разговаривать о  литературе. Ну что может быть лучше?! А еще Арсен нас прекрасно кормил.  Отварная картошечка со сливочным маслом и соевым соусом, селедочка,  бастурма, всевозможная зелень, водочка… Стол ломился от яств. Уезжать от  гостеприимного Арсена в неуютную Москву, в свою холодную холостяцкую  квартиру на Есенинском бульваре я совсем не хотел. И вот я искал  способа, как бы почаще приезжать к хлебосольному Арсену. И нашел такой  хитрый способ. Я (начинающий тогда издатель) предложил Арсену и его  друзьям (тоже поэтам) выпускать петербургский литературный журнал — в  надежде, что мы с Юрой Милорава будем чаще ездить в Питер, разговаривать  о литературе и поглощать различные арсеновы яства.
Арсен (он человек наивный и добрый!) повелся на эту идею, не подозревая о  моих коварных планах, и тут же придумал название для нового журнала —  «Блок». Мне название понравилось, но я все-таки (наверное, как всегда из  вредности) предложил свое — «Зинзивер». Арсен Мирзаев подумал и  почему-то согласился. Так и стал выходить журнал «Зинизвер». И выходит  уже почти 10 лет.




КАК ВОЗНИК ЖУРНАЛ «ДЕТИ РА»

 


С 1992 по 1996 годы я регулярно летал в Нью-Йорк. Жил  я там в Манхэттене, у одной прекрасной дамы, с которой у нас были  весьма непростые отношения. Мы и любили друг друга, и частенько  ссорились. Когда мы ругались, я уезжал на Брайтон-Бич, к своим добрым  знакомым — знаменитому в узких кругах поэту Косте Кузьминскому и его  жене Эмме (которую Костя любовно называл «Мышь»).
И вот мы радостно болтали втроем о литературе, бизнесе, выпивали,  закусывали, я сурово заставлял хмельного Кузьминского работать над его  масштабной поэмой «Девочка из Днепропетровска», надеясь, что опубликую  хотя бы фрагменты из нее в Москве, мы строили грандиозные планы на  будущее, мечтали, как широко будет известна эта поэма в России и т. д.
В общем, мы, конечно, дружили. Я даже донашивал за Костей его старые  вещи — пальто, свитера, какие-то другие шмотки. Однажды Кузьминский,  который признательно называл меня «першепубликатором», на одной из своих  самиздатовских книжечек торжественно написал: «Согласен я с Татьяной  Бек: Степанов Женя — человек!». (Автограф у меня сохранился.)
…Вернувшись в Москву, я понес по редакциям верстку огроменной поэмы  Кузьминского (это двухтомная книженция!). И везде мне стали отказывать.  Не формат; слишком много эротики; слишком много лишних слов; чрезмерный  объем; специфическая верстка и т. д. Отказался печатать скандальную  поэму даже мой давний приятель Толик, издатель эротической газеты  «Мистер Икс».
Ну что делать? Как помочь товарищу? Я ведь обещал Кузьминскому, что  помогу напечатать его проклятую поэму (точнее — фрагменты из нее). А  время шло. Долг висел надо мной, как дамоклов меч.
И тогда я, как всегда, решил пойти на хитрость — я решил создать свой  собственный журнал, исключительно чтобы сдержать слово. То есть цель  была одна — напечатать поэму Кузьминского, выполнить обещание и спокойно  продолжать свою обычную жизнь.
А тут как раз подвернулся удобный случай. Мы с группой московских  писателей (разумеется, Юра Милорава, а также Саша Давыдов, Андрей  Тавров, Маша Бондаренко) поехали в Саратов, на фестиваль «Поэтические  пояса России», который организовал поэт Игорь Алексеев. Царство ему  небесное! И там я коварно уговорил двух местных доверчивых  поэтов-предпринимателей (Эллу Бурдавицыну и Андрея Сокульского) издавать  новый ежемесячный литературный журнал. И почему-то эти замечательные  ребята мне поверили. Срочно было придумано название «Дети Ра» (Ра —  древнее название Волги), я (уже в Москве) дал задание своему сотруднику  Андрею Глазову отсканировать поэму Кузьминского (в электроном виде ее,  кажется, не сохранилось).
Андрей сканировал поэму три месяца, проделал огромную работу. Я собрал  некоторое количество других материалов. И вскоре первый номер журнала  «Дети Ра» вышел. Наполовину он был заполнен злосчастной поэмой  Кузьминского… Но что-то из поэмы в номер все-таки не вошло — самые  откровенные эротические (даже порнографические) пассажи. И Косте это  решительно не понравилось. Он сильно обиделся на меня. И даже пообещал  прислать по мою душу армянских (!) киллеров с Ямайки…
Но я все равно был доволен. Потому что сдержал (пусть и не быстро!) свое  купеческое слово — сделал то, что обещал. Издал. А в с ю поэму я в  самом деле напечатать не мог. Да и не обещал этого.
Я уже думал и вовсе закрывать «Дети Ра», но журнал, как ни странно,  оказался востребован. В день я стал получать как редактор по 100-150  стихотворных рукописей. Я понял, что поэтам негде печататься, что им  нужна моя помощь. И решил не закрывать журнал. А в этом году ему  исполнилось ровно 10 лет.




ПОКАЗАТЕЛИ

 


Показатели портала «Читальный зал» за 8.09.2014:
посетителей — 549;
просмотров — 1824.




ПЕТРУШЕВСКАЯ

 


— Я очень люблю маленьких детей, котят, розы и драгоценные камни…

 


(Л. С. Петрушевская, ТВ, 5.09.2014)




ВСПОМИНАЯ «ГРЕНАДУ» М. А. СВЕТЛОВА

 


Он хату покинул, пошел воевать,
Чтоб землю крестьянам в Донбассе отдать.
Увы, все эти потуги тщетны. Земля всегда будет принадлежать феодалам.  При любом строе. И при любой власти. Правда, феодалы иногда меняются...




ТЕЛЕВИЗОР

 


Я теперь смотрю телевизор, выключив звук. Как-то мне так комфортнее.




ЗОЯ М.

 


Зоя М. приехала из Америки, зашла ко мне в гости (мы в Москве — соседи), рассказывает:
— Просыпаюсь как-то утром, а в садике  у меня кто-то рычит, смотрю в окно: там рысь.
…Зоя живет в  каком-то провинциальном штате,  где много-много диких зверей.




ИЗ СЕРИИ «ИЗДАТЕЛЬСКИЕ БУДНИ»

 


— Евгений Викторович?
— Да.
— Я тут решил Вам помочь.
— Каким образом?
— Я написал анонсы на свои книги и послал Вам в газету «Литературные известия», чтобы Вы напечатали.




ИЗДАТЕЛЬ ПЁТР ПЕТРОВИЧ

 


Пятидесятилетний издатель Пётр Петрович лежал в выходной день дома на диване и думал о своей жизни.
Он как бы произносил монолог вслух.
У великого Алексея Кручёных есть книга «Наш выход».
Очень хорошая книга.
А я хочу написать рассказ «Мой выход».
Хвастаться мне, конечно, нечем. Но жизнь и у меня полна разными событиями.
Нужно признать, я никогда не имел никаких политических убеждений и  никогда не обладал большой силой воли и особенной целеустремленностью.
Все решали за меня. Родители, зачав меня, не поинтересовались: а хочу ли я вообще появляться на свет?
Когда учился в  шестом классе, мама отвела меня в церковь, и меня   окрестили —  я опять-таки не сопротивлялся. Сказала «так надо» — значит,  в самом деле так надо.
Потом в 9 классе, когда я лежал в больнице, меня избрали секретарем комитета комсомола школы. Я не смог отказать.
В семнадцать лет я  влюбился и уехал вместе с моей возлюбленной, ставшей в дальнейшем женой, в другой (ее родной) город.
В двадцать лет меня непонятно за что исключили из комсомола, устроили  другие неприятности, о которых не хочется вспоминать. Я и это воспринял  спокойно. Исключили — значит, исключили.
Закончив институт, стал работать. Работал учителем в деревенской школе,  музейщиком в Москве, дворником в Литературном институте, журналистом….   Одна красивая и солидная дама стала мне покровительствовать. Она  считала, что у меня есть какие-то особенные достоинства. Видимо, она  меня любила.  Она просила, чтобы я называл ее на ты,  но я не мог,  извините, стеснялся. И называл ее на Вы даже в такие моменты, которые  предполагают  известную раскрепощенность в отношениях. Как бы там ни  было, эта прекрасная и очень влиятельная дама считала, что меня ждет  большое будущее. И поэтому она помогла мне (исключенному, как я уже  говорил, в свое время из комсомола!) поступить в номенклатурный вуз —  ВКШ при ЦК ВЛКСМ. Принять меня в это учебное заведение, по всем законам  советского времени,  ну никак не могли, но все-таки приняли. После этого  я понял: если женщина чего-то хочет, она может свернуть горы…
Но, увы, надежд своей прекрасной покровительницы я не оправдал. И после  ВКШ попросился на работу не в Горком, хотя имел для этого все основания,  а в газету, обычным редактором, чем привел в замешательство отдел  кадров ЦК ВЛКСМ, номенклатурой которого я к тому времени уже стал.
Я начал работать редактором. Выполнял все задания моего начальника по еженедельнику «Семейный очаг» Михаила Константиновича.
Потом моя покровительница, которая раньше думала, что меня ждет великое  будущее, прониклась ко мне еще больше и решила, что я  должен создать  новую… религию. Ни больше ни меньше. А я и не сопротивлялся. Если дама  просит, как ей отказать…
И она определила меня на учебу уже  не в ВКШ при ЦК ВЛКСМ, а  в  религиозный институт в Швейцарии. И я опять-таки безропотно подчинился. И  переехал в Женеву.
Новой религии, слава Богу, я не создал, но институт окончил с отличием. И уехал в  США, где меня ждала новая жизнь.
Вскоре в России  наступил многообещающий капитализм. Меня потянуло на  Родину. И я стал работать в крупной финансовой организации. Работал  ответственно, старался, однако нашу государственную компанию вскоре  купили частные лица. И меня (равно как многих других) просто выкинули на  улицу.
Так я был вынужден создать свое издательство, о чем, конечно, не жалею.
Не могу сказать, что я шибко люблю свою работу,  по природе я вообще-то  страшный лентяй и больше всего обожаю лежать на диване и смотреть  телевизор, но деньги зарабатывать нужно, и вот я издаю книги.
Сейчас я как-то привык к жизни, маленько обустроился, у меня есть  квартира, хороший кожаный диван, большой телевизор и  небольшой  издательский бизнес, дома всегда много конфет и пастилы, в общем, грех  жаловаться.
Но вот ведь какая закавыка — я вроде бы и научился теперь как-то жить и  даже потихонечку радоваться жизни, но придет час — и меня опять позовут  туда, куда  я не просился,  и вечная, как человеческая глупость,  смерть  скажет: «Петюня, я лучшая твоя любовница, давай я тебя нежно обниму,  крепко-крепко  тебя поцелую в разные места, и мы ляжем с тобой спать».
И я, конечно, соглашусь. Потому что спорить бесполезно, я, впрочем, и не умею этого делать.

 


5.09.2014
Замоскворечье




ЛАВРЕНТЬЕВ

 


Хорошо сказал поэт М. Лаврентьев: «Хамонная эмиграция!».




Виктор ШИРОКОВ
 
*   *   *

 


моя тропа всегда нова,
на жизнь я не в обиде.
и все-таки Степанова
я никогда не видел.
пишу всегда внепланово,
служу — берите выше.
и все-таки Степанова
я никогда не слышал.
зовут другие пристани,
а хата моя с краю.
и лишь в фейсбуке пристально
его порой читаю.
когда вскипаю яростно,
когда махну рукою.
ништяк — скажу под градусом.
смолчу, коль с перепою.




ПОСЛАНИЕ ФЕСТИВАЛЮ «ПРОВИНЦИЯ У МОРЯ»

 


Дорогие друзья!
Поэзия сильнее войны.
Война закончится, а поэзия останется!
Я горжусь вами.
Потому что вы — поэты, потому что приехали на наш фестиваль, потому что вы настоящие.
И лауреаты наши заслуживают самых высоких слов!
Я уверен, что неутомимый подвижник Сергей Главацкий составит еще один  номер журнала «Дети Ра», посвященный фестивалю. Я обязательно напечатаю.
Быть миру и добру!




МАКАРЕВИЧ

 


На мой взгляд, А. В. Макаревич  не совершал  преступления, выступив на Украине в монастыре перед беженцами… В  конце-концов, есть презумпция невиновности.
А что касается творчества А. В. М., то, по моим представлениям,  у  Макаревича нет ни одного сложившегося стихотворения. Его стихи без  аккомпанемента существовать не могут.




ОСНОВНАЯ ПРОБЛЕМА

 


На мой взгляд, основная проблема современной культуры  —  забытые критерии оценки поэтического текста, музыки, вокала… Про эти  критерии почему-то все забыли. Хотя они, разумеется, есть.
Увы, сейчас журналы наводнены серыми «гениальными» поэтами, эфир переполнен безголосыми певцами, попса (во всем!) торжествует.
Серые начинают и выигрывают. Хваткие непрофессионалы доминируют во всем.  А война — это всего лишь нарушение культурных парадигм. Все  взаимосвязано.




ПРИМАКОВ

 


7.09.2014. Прочитал в Интернете: «Примаков считает,  что Россия кардинально усилила свои позиции на международной арене  именно во время украинского кризиса. Фактически слова о многополярности  мира стали реальностью, а гегемония США прошлым. При этом Примаков  отмечает, что с каждым днем усиливается голос тех на Западе, кто  призывает сотрудничать с Россией».




ПАМЯТИ СТАРИКА ФРЕЙДА

 


Война — это извращенная форма половых отношений.




ЛИТЕРАТУРНЫЙ КОНСУЛЬТАНТ КОЩЕЕВ

 


Литературный консультант Кощеев был принципиальным человеком и всегда говорил (и писал) только правду.
Он работал в  популярном журнале поэзии «Музы и карапузы» и отвечал на письма авторов.
Поэты присылали рукописи Кощееву ежедневно, в день он получал примерно 100-120 рукописей. Кощеев все читал.
Потом он писал ответ.
Он писал то, что думал.
Я, например, недавно получил от него такое письмо:
«Уважаемый господин Степанов! Ваши стихи — полное говно, отстой, никогда  больше не присылайте нам в журнал свою графоманскую чушь! Вы,  графоманы, уже достали!».
Литературный консультант Кощеев был принципиальным человеком и всегда говорил (и писал) только правду.




С ЛЮБИМЫМИ НЕ РАССТАВАЙТЕСЬ

 


— У меня плохие новости.
— И у меня плохие новости.
— Я от тебя ухожу. И уезжаю в другой город.
— Ну тогда у меня просто маленькие неприятности.

 


(Цитата из замечательного фильма «Стиляги»)




МИХАЛКОВ. СОБЧАК

 


1.09.2014. Н.  Михалков по ТВ журил А. Макаревича и К.  Собчак.
А потом я прочитал в журнале  «Сноб» ответ  К. Собчак Никите Сергеевичу.
Что могу сказать?
Во-первых, великий режиссер и патриот, которому я, конечно,   симпатизирую,  не должен так подставляться, он допускает неточности (ну,  например, действительно К. Собчак никогда не говорила о том, что надо  было сдать немцам блокадный Ленинград), высказывается излишне  эмоционально,  а Ксения отвечает по делу, четко и  ясно. Не буду  приводить многочисленные цитаты — все это можно прочитать на сайте  журнала, равно как и посмотреть в Интернете передачу Михалкова.
Великому режиссеру (но не журналисту и не публицисту!) Михалкову,  безусловно, нужен опытный редактор. Кто-то должен ему помогать.
Что же касается К. Собчак, то все она говорит и разумно, и убедительно. Упускает только один важный момент.
Вот Ксения Собчак пишет: «Вас интересует, чем я зарабатываю? Извольте. Я  в свое время удачно инвестировала средства в акции “Евросети”, являюсь  создателем и акционером сети ресторанов “Бублик”, главным редактором  созданного мною нового журнала SNC Magazine. Я езжу по всей стране с  мастер-классами по теории успеха “Собчак живьем”, веду корпоративы и  другие праздники во многих городах России, получаю зарплату как  журналист и радио- и телеведущая».
Чтобы что-то инвестировать, нужно иметь первоначальный капитал. И,  конечно, дочери бывшего мэра Санкт-Петербурга А. Собчака и бывшего  сенатора Л. Нарусовой было, на мой взгляд (или я ошибаюсь?), такой  капитал заработать легче, чем многим другим. Легче было поступить в   элитарный вуз МГИМО, легче было попасть на работу на ТВ и стать  известной. Чтобы уже потом зарабатывать на корпоративах, вести  мастер-классы по теории успеха и т. д.
Стартовые возможности у всех были разные. Этого не надо забывать. Хотя и умалять достижения К. Собчак тоже ни к чему.
Мы наблюдаем сейчас интересную ситуацию. Помимо классовой сегрегации,  есть сегрегация внутри самой элиты — дети (уже, мягко говоря, выросшие!)  одних знаменитых и сановных родителей «бодаются» с детьми других  знаменитых и сановных родителей. Не ладят между собой, выясняют  отношения. А знаете почему? При всем их кажущемся антагонизме они едины  по сути. Богатые, талантливые, умные, креативные, так или иначе  связанные с властью, имевшие хорошие стартовые позиции и успешно  воспользовавшиеся ими.
А побеждает, конечно, молодость. Это естественный процесс.




ПОКАЗАТЕЛИ

 


Портал «Читальный зал» за 1.09.2014.
Просмотров — 1610.
Посетителей — 463.
Также мы размещаем все материалы «Читального зала» на страничках ФБ.
Общая аудитория — примерно 7-8 тысяч человек в день. Это, конечно, огромная аудитория. Проект стал самодостаточный.
Но есть, конечно, и проблемы. Увы, не успеваем все размещать. Просто не  хватает средств и сотрудников. Но мы стараемся. На пределе сил и  возможностей. Напомню, что за все эти годы мы не получили от нашего  гуманного государства на портал «Читальный зал» ни одного рубля. А вроде  бы сейчас идет год культуры…




КЛИЕНТ
(Из серии «Издательские будни»)

 


Один автор звонит мне ровно пять лет, все просит  сделать калькуляцию его книги. Просит просчитать, сколько будет стоить  тираж 5 тысяч экз., 10 тыс. экз.,  миллион, 100 экз., 30 экз., 2 экз. и  т. д.
Что делать! Я считаю. Законы капитализма суровы — клиент всегда прав.
Но сегодня я почему-то осмелел, я сказал:
— Больше не могу считать, найди себе, пожалуйста, другое издательство.
Клиент удивился:
— А почему ты не хочешь иметь со мной дело? Ты на меня обиделся? Почему?




ВЕЧНЫЙ ЖВАНЕЦКИЙ

 


2.09.2014. Дыни, которые вчера стоили в нашем магазине 45 рублей за кг., теперь стоят 59 рублей.
Те, которые вчера, были такие хорошие. А эти — плохие. Потому что за 59 рублей.
Я, как Путин или Обама, ввожу против этого вероломного магазина свои  личные санкции — не буду покупать дыни. Буду (пока!) покупать арбузы.  Они стоят 19 рублей за кг. Они такие хорошие. А дыни за 59 рублей  плохие. Потому что дорогие.
И, вообще, где этот великий Дворкович, который обещал, что подорожания не будет?!




«ДЕТИ РА», № 9, 2014

 


2.09.2014. Подписал в печать № 9, 2014 журнала «Дети Ра».




НЕЛЬЗЯ
(невыдуманная история)

 


Мне было 23 года. Мы жили с моей прекрасной женой и  любили друг друга. Я работал тогда, в застойное своеобразное время, в  музее видного пролетарского писателя Х. Делать в  музее было нечего. И  вот однажды один из сотрудников (он потом стал видным чиновником)  устроил вечеринку у себя дома — собралось несколько молодых мужчин и  женщин. Выпили, потанцевали, разгорячилась кровь. Одна дама сказала:  «Тут есть свободная комната, пойдем туда». И мы пошли. Она разделась. Я  смотрел на нее и не знал, что делать. Похоть одолевала меня, но я любил  свою жену. И тут я стал покрываться красными жуткими волдырями. Все тело  в течение нескольких секунд превратилось в  зияющую рану. Дама   испугалась, оделась и убежала.
А я перекрестился.
Через пять минут красные волдыри исчезли.




ЛЮБОВЬ

 


Не ответил одной даме, которую никогда не видел,  на  письмо в ФБ. Она прислала через три дня другое письмо и назвала меня  фашистом, быдлом, ну и многими другими милыми словами.
Видимо, она меня любит.
…Ну и на письма, конечно, надо отвечать. Согласен.




ПОЭТ

 


— У Вас столько литературных премий, столько публикаций!
— Все это чушь. У поэта совсем другие награды — психушка, застенок,  эмиграция, отсутствие публикаций… Но быть поэтом врагу не пожелаю.




ПОЭТ

 


Последнее дело для поэта — стремиться понравиться читателю.




ЧУЖАЯ ДАЧА

 


Чужая дача — это особое счастье. Приезжаешь в гости и балдеешь, отдыхаешь. Никаких забот.
31.08.2014 был у Димы и Нины в Купавне. Рубил дрова, жарил шашлыки,  выпивали, закусывали, ели огромный и сладчайший астраханский арбуз, пили  чай с конфетами, играли в пинг-понг, смотрели на котят, которых родила  соседская кошка.
…Черный, огромный, страшный кот (папаша) вдруг прыгнул ко мне на колени (я сидел) и замурлыкал…
А сосны, а березы, а клены!..
Друзья, Купавна, природа… Есть-есть счастье на земле!




ОТЕЦ ВАЛЕНТИН

 


Мама воцерковила меня в глухие коммунистические годы. Я учился в 6 классе.
Крестил меня в церкви в Вешняках (там, кстати, есть наши фамильные иконы) отец Валентин.
Окрестив меня, он сказал:
— Вырастешь, придешь в храм работать, будешь иконописцем.
Увы, иконописцем я не стал. Нет у меня такого таланта.




МОЙ ДРУГ ГЕНА ДОБРОВ

 


Гулял намедни по Столешникову переулку, он теперь такой роскошный, европейский, дорогущий, помпезный…
А много лет назад, когда я был молодым московским журналистом, в  Столешниковом располагалась неказистая (чердачная) художественная  мастерская моего друга художника Гены Доброва. И я частенько к нему  заходил, чаще всего не один, с девушками, ну и мы пили чай с баранками,  общались… Правда — вино и водку не пили.
Гена мне рассказывал о своей жизни на Валааме, о работе участковым в  московской милиции, о советских проститутках, законах художественного  ремесла, о своих учителях…
Геннадий Добров (царствие ему небесное!) — это был мой университет жизни. Один из многих университетов.

К списку номеров журнала «ДЕТИ РА» | К содержанию номера