Андрей Князев

Троцкий. Фрагменты

 

 

Вступление.

Очень нравится сериал "Троцкий" с Хабенским в главной роли. Я посмотрел уже несколько серий. Хабенский хорош даже более, чем всегда. Вообще – всё очень клёво. Понятно, что не с исторической точки зрения. Но это было ясно заранее. У Кинематографа всегда были проблемы совместимости с исторической правдой. Тут одно из двух – либо Кинематограф, либо историческая правда. Сразу и то, и другое не бывает.

Поэтому приходится радоваться даже тому, когда при всех натяжках, вранье, нестыковках, передёргиваниях, вранье, анахронизмах, вранье, притягивании за уши, вранье, вранье, ещё раз вранье – имеет место хотя бы некоторое соответствие истине в каком-нибудь высшем, крайне отдалённом смысле. С радостью констатирую, что в сериале "Троцкий" с крайне отдалённым правдоподобием всё обстоит просто замечательно!

Рассмотрим несколько примеров. Разумеется, специалист найдёт десятки больших и маленьких ошибок в каждой серии – вплоть до неверно указанной даты смерти Лавра Корнилова. Мы этого делать не станем. Мы не будем углубляться в первоисточники и хлестать авторов по пухлым щекам тщательно подобранными цитатами. Мы пройдёмся лишь по тем ошибкам, которые бросаются в глаза с ходу. Возможно, при этом и сами пару раз чего-нибудь напутаем. Мы – люди творческие. Нам можно.

 

1. Вагон Первого Класса.

Начинается сериал с впечатляющей картины Свияжской Децимации. После сдачи Казани, Троцкий, вдохновлённый примером Юлия Цезаря, расстреливает каждого десятого в бежавших полках. Впечатляет Титанический Чёрный Паровоз, с медлительной неотвратимостью вырастающий над толпой маленьких пацифистов в серых шинелях. Это переломный момент Гражданской Войны. Троцкий на своём Бронепоезде ломает ход Истории, направляя её по совершенно иным рельсам. Большевистский Трест, вместо того, чтобы с треском лопнуть летом 18-го года, вопреки всем экспертным оценкам продержался существенно дольше. Потому что под Свияжском Троцкий остановил Каппеля.

Тем более радует на этом мрачном и торжественном фоне Маленький Приятный Сюрприз в образе незабвенной Ларисы Рейснер, порхающий по вагонам Апокалиптического Эшелона в вечернем платье, с волосами, уложенными в модный декадентский Причесон. Ни дать, ни взять – Эллочка Людоедка поднялась на борьбу с Вандербильдихой. Как она умудряется поддерживать подобный внешний вид среди вшей, тифа и антисанитарии – мы не знаем. Возникает даже подозрение, что никакой Ларисы-Эллочки здесь нет, а товарища Наркомвоендела обуревают эротические фантазии. Если так – то с историзмом всё в порядке. Почему бы им его не обуревать? Мужчина ещё не старый, вырванный из привычного семейного контекста. Но подобная трактовка чересчур вольна и не укладывается в стилистику исторической драмы, в которой выдержан фильм.

Проблема не в этом. Для Кинематографа такие допущения – это нормально. Проблема даже и не в диком искажении манеры поведения и стиля одежды товарища Рейснер, её образа революционной Валькирии – чёрная кожа, лаконизм фраз, резкость движений. Товарищ Рейснер не поглаживала наганы эротическими движениями тонких пальцев – она ими размахивала и палила во всё подряд. И наконец – где вросшая в иронический рот папироска? Иными словами, Маргарита Володина из "Оптимистической Трагедии" как воплощение Ларисы Рейснер кажется значительно более историчной, чем Анастасия Меськова в "Троцком". Вы спросите – откуда я знаю? Да читал я её – Ресйнер. И фотки видел. Но проблема не в этом. Авторская интерпретация, бог с ней. Гротеск. В конце концов, кто станет спорить с тем, что Лариса Рейснер – декадентка и модернистка до мозга костей? Просто декаданс бывает разный. Может, авторы хотят нам сказать, что где-то в глубине души она была такая – в лёгком прозрачном платьице, с фантазийным пером в волосах, среди тифа и антисанитарии. Может быть. В глубине души мы все такие.

Насчёт шашней Рейснер с Троцким и вообще – присутствия в его Знаменитом Бронепоезде – я, если честно – слышу в первый раз. По-моему, авторы это придумали. Она же не в Поезде, а на канонерках Волжской Военной Флотилии передвигалась, и не с Лёвой Троцким, а с Федей Раскольниковым. Ну, хорошо-хорошо. Может, и был такой эпизод, я не знаю. Дело-то молодое. Просто, именно этот момент – дни после падения Казани – когда в фильме девушка увлечённо Дрючится с Троцким, нашёптывая ему Кровавые Планы Массовых Расстрелов – подробно описан в очерке самой Ларисы Рейснер "Казань". По её словам, в принципе она была неподалёку. Только по другую сторону фронта.

Казань пала внезапно. Эвакуироваться Рейснер не успела и уходила огородами, чуть ли не отстреливаясь, потом пряталась где-то по деревням – в общем, при всём уважении к Товарищу Наркомвоенделу – в данный конкретный исторический момент Дрючиться она с ним не могла.

И кому нам верить? Товарищу Рейснер или авторам Современного Российского Сериала? Я понимаю, что в Таких Вопросах девушкам безоглядно верить нельзя. Но, по-моему, лучше всё-таки верить девушкам.

В принципе, эпизодически пересечься около этого времени они могли. Рейснер в своём очерке пробирается именно в Свияжск, куда в это же время прибывает Бронепоезд Троцкого. Правда, здесь она не задерживается. Выяснив, что Феди нигде нет, вне себя от беспокойства, девушка отправляется обратно за линию фронта – Искать Любимого. И пробирается в занятую белыми Казань, крайне неумело пытаясь изображать крестьянку. Вояж закономерно приводит эссеистку в застенки каппелевской контрразведки. Откуда она умудряется сбежать, воспользовавшись тем, что у белых творится такой же бардак, как и у красных. Впрочем, о похождениях Рейснер под Казанью лучше всего читать её саму. Страшно рекомендую!

Я всё это к тому, что где-то между переходами линии фронта, Лариса Рейснер могла мимоходом заскочить и к Лёве – взглянуть на его Вагончик Первого Класса. Но им же там явно было не до секса! Лёва спасал Революцию, Лариса спасала Федю – на секс банально не было времени!

Но в сериале, как и в Кинематографе вообще, Законы Жанра и Хронометража всегда превыше законов жизни и истории. Это я и имел в виду, когда писал, что "или кино, или правда, а сразу всё не бывает". И если согласно Хронометражу, Рейснер должна переодеться в прозрачное платьице и отдаться Троцкому, тем хуже для Рейснер. И для Троцкого. Их никто не спрашивает, режиссёру видней. Куда деваться, если по Законам Жанра здесь нужна Разнузданная Сексуальная Сцена?

На самом деле, историческая, едва ускользнувшая от контрразведки, оборванная и неделю не мытая Рейснер с лихорадочным огнём во взоре и папиросой в зубах была в тысячу раз сексуальней кукольной институтки, изображающей её в фильме. Это и есть Полный Модерн и Декаданс. Так что если на самом деле у них там что-то и было – в Вагончике Первого Класса – то Льва Давидовича можно понять.