Главная | Журналы | Персоналии | Книги | Медиа | ПОМОЧЬ МЕГАЛИТУ |
Центр |
Виктор ХатеновскийОб авторе: Поэт, актёр, бард. Родился 5 апреля 1958 г. в Минске. Белорус. В 1978 г... >>> |
Алексей КозловскийОб авторе: Родился в селе Строганово Минусинского района Красноярского края. Окончил... >>> |
Владимир Андреевич КостровОб авторе: Родился в деревне Власиха Костромской области. Поэт, переводчик... >>> |
РегионыЦентрРоссияАбаканАнадырьАрхангельскАстраханьБарнаулБелгородБлаговещенскВладивостокВладикавказВладимирВолгоградВологдаВоронежЕкатеринбургИжевскИркутскКазаньКалининградКалугаКемеровоКраснодарКрасноярскКурганКурскЛенинградская областьЛипецкМоскваМосковская областьНарьян-МарНижний НовгородНовосибирскОмскОрелОренбургПензаПермьПетрозаводскПетропавловск-КамчатскийПсковРостов-на-ДонуРязаньСамараСанкт-ПетербургСаратовТверьТулаУлан-УдэУфаХабаровскЧебоксарыЧелябинскЯкутскЯрославльЗападная ЕвропаАвстрияАлбанияБельгияБолгарияБосния и ГерцеговинаГерманияИзраильИрландияИспанияНорвегияПольшаРумынияСловенияФинляндияКавказАзербайджанАрменияГрузияАзиатско-Тихоокеанский регионАзиатско-Тихоокеанский регионАфрикаАфрикаВосточная ЕвропаБеларусьМолдоваУкраинаЦентральная АзияКазахстанКиргизстанТаджикистанУзбекистанСеверная АмерикаКанадаСШАСтраны БалтииЛатвияЛитваЭстония |
Александр КузьменковЗемную жизнь проверив на излом... Михаил Дынкин: попытка интерпретацииЕсть две литературные иерархии. Общепринятая существует для невзыскательных дилетантов; гамбургский счет известен лишь профессионалам. Иначе нобелиат Хемингуэй не завидовал бы изгою Платонову. Так, по верному слову евангелиста, будут последние первыми, и первые последними. Но публика раздает лычки и аксельбанты с оглядкой на тиражи, на паралимпийские премиальные игрища, но главное — на соответствие среднестатистическому вкусу. Оттого в центре читательского внимания неизменно оказывается идейный и эстетический ширпотреб — девичьи мечты Веро4ки Полозковой или приблатненное косноязычие Рыжего. До оскомины знакомо и в той же степени глупо: вот стихи, а все понятно… Поэзия, которая не соответствует этому критерию, неизменно маргинальна, ибо назначение ее — «горняя мудрствовати и горних искати». Чем, собственно, и занят Михаил Дынкин — коллежский регистратор в официальной табели о литературных рангах и как минимум тайный советник в неофициальной…
* * *
«Да кто его отец?»
Тексты Дынкина чаще всего напоминают иллюстрации к гримуарам или трактатам ересиархов — высоковольтные образы моментально врезаются в память, но с трудом поддаются рациональному истолкованию. Простейший способ интерпретации — поместить их в культурный контекст, найти соответствия. Ближайшие литературные аналогии — по-видимому, поздний Рембо и Хармс. Оба, как никто другой, чувствовали трагический абсурд бытия. Скажем, Хармс видел в земном мире до безобразия искаженную проекцию мира горнего. Из этого понимания вырастало яростное желание любой ценой вырваться за пределы имманентного.
* * *
«О, страшных песен сих не пой
«Все действительное разумно, все разумное действительно», — настаивал Гегель. Развив этот постулат до логического конца, получим следующее: физический мир есть не что иное, как материальное воплощение высшей духовной реальности, ибо другой фундамент столь совершенного порядка исключен по определению. Не то у гностиков. Материальный мир, учили они, хронически пребывает во зле и потому не может быть эманацией божественных сил. Он — произведение Демиурга, демона либо злобного, либо ограниченного в своих творческих возможностях и способного лишь на несовершенства. Творец, говорится в «Апокрифе Иоанна», нечестив в своем безумии — подвластна ли ему гармония? Потому сквозь иллюзорную рациональность мироустройства у Дынкина читается ничем не прикрытое отчаяние:
«пойдут детишки, ссоры и т. п.
Дынкин, следуя своим учителям, ставит перед собой стратегическую задачу: по-шекспировски снять покров земного чувства, устранить видимость ratio, обнажив тем самым все уродство и бессмыслицу земного бытия. Тактических средств для этого достаточно.
«дядя Егор смотрит на тетю Лиду
Человек у Дынкина тождествен животному («Аквариум», «закатывалось бледное»), сон неотличим от яви («Лица»), как и жизнь от смерти («на улице стреляют из ракетниц»), а Сатана — от Господа («там лицо превратилось в оцил»). Парадокс, но единство противоположностей не влечет за собой ровно ничего; дивный новый мир выглядит подозрительно знакомым:
«а там и девки, музыка, вино
Отчего бы?.. * * *
«Тут конец перспективы».
Впору вернуться к тому, с чего начали: к тезису, антитезису и синтезу поэзии Дынкина. Абсурдный мир сам по себе деструктивен, но преодолевать его средствами деструкции означает впасть в абсурд еще больший. Негодные средства начисто дискредитируют благую цель. Опять-таки вспомним «Апокриф Иоанна»: «Когда тьма смешалась со светом, она затемнила свет и стала ни светом, ни тьмой, но стала больной»…
«Мы поедем с тобою на «х» или в «п»,
Духовную безвыходность тут усугубляет художественная: деструкция ограничена в своих возможностях (демиургия!) — рано или поздно наступает предел, за которым следует клиширование самого себя. Дынкин и это отчетливо понимает:
«дальше все то же кино и
Риторический вопрос: а нужно ли вообще искать что-то за пределами земного бытия?
|
ГолосованиеВыберите название/тему следующего раздела проекта "Вещество"ЖурналыСИБИРСКИЕ ОГНИВРЕМЕНАКыштым-ГраниСОТЫВЕЩЕСТВОАРТИКЛЬДАЛЬНИЙ ВОСТОККОВЧЕГМОСТЫМЕНЕСТРЕЛЬПриокские зориВИТРАЖИДОНДРУГОЕ ПОЛУШАРИЕБАЛТИКА-КалининградНОВЫЙ СВЕТНАЧАЛОСлово-WordКольцо АЭМИГРАНТСКАЯ ЛИРАДЕНЬ ПОЭЗИИЖурнал ПОэтовСВОЙ ВАРИАНТГРАФИТИНЫЕ БЕРЕГА VIERAAT RANNATЮЖНОЕ СИЯНИЕЛитературный ИерусалимЖурналы, публикация которых на сайте прекращена:Пятью пятьКочегаркаРусское вымяЕВРОПЕЙСКАЯ СЛОВЕСНОСТЬЕВРЕЙСКАЯ СТАРИНАЗДЕСЬЛитСредаЗаметки по еврейской историиСемь искусствЛиФФтОСОБНЯКСЕВЕРЛИТЕРАЧЕЛОВЕК НА ЗЕМЛЕЮЖНЫЙ УРАЛИЛЬЯСеверо-Муйские огниАРГАМАК-ТатарстанСлова, слова, словаЗАРУБЕЖНЫЕ ЗАДВОРКИКАЗАНСКИЙ АЛЬМАНАХПять стихийЗАРУБЕЖНЫЕ ЗАПИСКИГВИДЕОНИНФОРМПРОСТРАНСТВОСорокопутДЕРИБАСОВСКАЯ - РИШЕЛЬЕВСКАЯСТЕРЖЕНЬТело ПоэзииБАШНЯБЕЛЫЙ ВОРОН22ВОЛОГОДСКАЯ ЛИТЕРАТУРАНАШЕ ПОКОЛЕНИЕУРАЛРУССКАЯ ЖИЗНЬДЕТИ РАФУТУРУМ АРТАРТ-ШУМЛИТЕРА_DNEPRТРАМВАЙЧЕРНОВИКЗАПАСНИКЗИНЗИВЕРЫшшо ОдынПРЕМИЯ ПБЕЛЬСКИЕ ПРОСТОРЫЛИКБЕЗЗНАКИ11:33ВАСИЛИСКДЕНЬ И НОЧЬУРАЛ-ТРАНЗИТНОВАЯ РЕАЛЬНОСТЬАЛЬТЕРНАЦИЯ |