А.Малиновский

АЛЕКСАНДР БОГДАНОВ. ПРАЗДНИК БЕССМЕРТИЯ

АЛЕКСАНДР БОГДАНОВ. ПРАЗДНИК БЕССМЕРТИЯ: Избранные произведения. СПб.: Издательская группа «Лениздат», «Команда А», 2014.

 


Александра Богданова (1876–1928) теперь мало кто  помнит. А те немногие — вспоминают о нем по-разному. И помнят они как бы  разных Богдановых. Один из них изображен на известной фотографии на  Капри, у Горького, играющим в шахматы с Лениным; другой остался в  Истории как лидер и идеолог Пролеткульта; третий был талантливым врачом и  основателем первого в мире Института переливания крови; четвертый —  блестящий экономист и оригинальный философ; пятый — социал-демократ и  член оппозиционной группы «Вперед». А был еще и шестой Богданов, и  седьмой, и восьмой… И все же это один и тот же человек. Просто он  проявился настолько многообразно, многогранно и в столь различных сферах  науки, общественной деятельности, политики, культуры, что трудно это  представить и сложно поверить, — особенно теперь, когда со дня его  смерти прошло уже почти сто лет. И за это время его образ практически  стерся из людской памяти, сохранившей лишь обрывки мифов и легенд,  окружавших это — когда-то такое громкое и славное — имя.
Наиболее прочно забытой оказалась литературная составляющая Александра  Богданова. И это несмотря на то, что два романа из задуманной автором  «марсианской» трилогии — «Красная звезда» и «Инженер Мэнни» — на  протяжении ста с лишним лет, прошедших после их первых публикаций,  переиздавались неоднократно (второму из этих романов повезло меньше, а  вот «Красная звезда» только за двенадцать лет — с 1907-го по 1929-й —  выходила восемь раз). От третьего «марсианского» романа сохранилось  только небольшая поэма под названием «Марсианин, заброшенный на Землю»,  по которой можно судить о том, каким мог бы быть этот роман (о чем  собрался поведать миру автор). Но название книге дали не романы — самые  известные художественные «проекты» Богданова, а рассказ «Праздник  бессмертия», не имеющий никакого отношения к Марсу, хотя тематически и  примыкающий к «марсианскому» циклу. Он описывает далекое будущее Земли,  жители которой давно построили коммунистический рай на своей «отдельно  взятой планете» и открыли чудодейственный «иммунитет», благодаря  которому была раз и навсегда решена проблема старения. Что, впрочем, не  отменило проблемы поиска смысла жизни и необходимости прервать «дурную  бесконечность». А это, в свою очередь, приводит землян к тому, что нужно  вернуть всё на круги своя — к смерти как естественному итогу жизни.  Вечный праздник, не имеющий смысла и лишенный цели, оказывается, в  итоге, не нужным и не возможным (главный герой рассказа, изобретатель  физиологического иммунитета, земной патриарх, проживший более тысячи  лет, кончает жизнь самоубийством — сжигает себя на костре). И главное —  это идет вразрез с идеями Богданова, всю жизнь боровшегося не столько за  продление жизни, сколько за возможность ее постоянного обновления.
Богданов, ученый энциклопедического склада, человек, разносторонне  одаренный, многие сущности и явления умел разглядеть и понять гораздо  раньше их реального воплощения в земной жизни (например, он первым  предложил использовать атомную энергию для двигателей космических  кораблей; придумал «тектологию» — науку, объединяющую и обобщающую  методы и достижения всех других наук, предвосхитив основные положения  кибернетики, синергетики, структурализма). Его прозрения и открытия,  возможно, и побудили его стать беллетристом, попытаться вложить  передовые научные идеи (и околонаучные фантазии) в уста своих героев.  Одного из них — настоящего «будетлянина», но не нашего, а марсианского —  он отправляет (инкогнито) из далекого будущего, крайне гуманного и  цивилизованного, в дореволюционную Росиию. И того повергают в ужас  отсталость и озлобленность людей, их тупость и убожество…
Богданов по праву является своего рода предтечей советской  научно-фантастической литературы (сам он называл свои романы  «утопиями»). Правда, об этом мало кто подозревает, даже из любителей и  знатоков научной фантастики и утопической литературы.
Романы Богданова, по не поддающимся логическому объяснению причинам, при  каждом переиздании публиковались с большими искажениями и купюрами (в  иных местах куски текста были перепутаны и шли не в том порядке, что  вовсе не способствовало пониманию сюжета произведения).
В «лениздатовском» томике составитель книги проделал колоссальную  работу, полностью восстановив аутентичный текст и «Красной звезды» и  «Инженера Мэнни» — по первоизданиям (1908 и 1912). Наличие комментариев и  обстоятельной вступительной статьи делают эту книгу особенно ценной. По  сути дела, Богданова-писателя, автора не только учебников по экономии и  философских трудов («Эмпириомонизм»), но и создателя необычной и яркой  художественной прозы, читатель узнаёт и открывает для себя впервые.
Узнаёт… — Узнáет ли? Остается надеяться и уповать.

К списку номеров журнала «ФУТУРУМ АРТ» | К содержанию номера