Наталья Мелехина

В единой связке

Книга Леонида Вересова «Страницы жизни и творчества поэта Н.М. Рубцова» заставляет по-новому взглянуть на современный литературный процесс.


Перед нами сборник статей и документов, посвященных биографии и творчеству Николая Михайловича Рубцова. Казалось бы, о поэте уже сказано и напечатано практически все самое важное и самое основное. Остались только второстепенные детали, конкретизация которых интересует в первую очередь рубцоведов и вряд ли революционным образом изменит представление о поэте в широких читательских кругах.


Однако Леониду Вересову удалось отыскать в архивах и опубликовать такие фото, письма, воспоминания, факты, рецензии, которые будут интересны не только узким специалистам. Автору присущ очень необычный взгляд на вещи. Леонид Вересов обращает внимание на, казалось бы, незначительные моменты биографии поэта и начинает их осмыслять. Через это осмысление к портрету Николая Рубцова вдруг добавляются ранее не замеченные штрихи, а особенности рубцовской эпохи заставляют иначе оценить литературный процесс сегодняшнего дня.


К примеру, Леонид Вересов анализирует опыт участия Николая Михайловича в литературных конкурсах. Совершенно неожиданно эта статья «Литературные конкурсы в творческой биографии Н.М. Рубцова» в новом свете позволяет увидеть не только характер поэта, но и разницу между литературным процессом в СССР и России.


Николай Рубцов не одерживал громких побед в «творческих состязаниях», как написали бы в советских газетах. Мало того, к различным конкурсам он относился скорее пренебрежительно. Но сравнение рубцовского «конкурсного» опыта и практики наших дней о многом заставляет задуматься. Судите сами: в 1963–1964 годах «Комсомольская правда» проводит поэтический конкурс «Твоя звезда». В эти годы Николай Рубцов – студент Литературного института в Москве. Он отправляет на конкурс свои тексты, но не становится победителем. Тем не менее получает право на публикацию в сборнике «Мы землю перелистаем» (вышел в издательстве «Правда» в 1964 году). Туда берут стихотворение Рубцова «В океане». А теперь внимание: сборник выходит тиражом 95300 экземпляров! Невероятная цифра с точки зрения сегодняшнего книгоиздания. Многие современные авторы предпочли бы совсем не выигрывать никаких конкурсов, но попасть в сборник такого огромного тиража. Напомним, что сейчас солидным даже для известного поэта считается рубеж 2000–3000 экземпляров, а уж для дебютанта тираж более 95 тысяч экземпляров – это просто нереальная мечта, тем более если это автор из провинциального города.


Сейчас невозможно представить себе поэта или прозаика, который не участвовал бы в литературных конкурсах и фестивалях. И дело тут вовсе не в том, что современные литераторы гонятся за славой и наградами, а поколение Рубцова – нет. Существующее положение дел связано с особенностями интернет-эпохи: нет никакой трудности в том, чтобы опубликовать свои тексты в Сети, но их там настолько много, что читатель пребывает в некоем состоянии растерянности. Скажем, на портале Стихи.ру кого выбрать из полумиллиона авторов? Если говорить иносказательно, то это напоминает такую ситуацию: покупатель приходит в магазин одежды, скажем, за синим шарфом. А продавец выставляет перед ним тысячу абсолютно одинаковых коробок и предлагает самостоятельно отыскать в них синий шарф. Вот что такое литературные порталы – странички-»коробки», которые надоест листать, прежде чем найдешь интересный текст. Определенный ориентир дают конкурсы, в которых предусмотрена публикация лучших произведений на сайте той или иной премии. Как и во времена Рубцова, тексты победителей печатают в литературных изданиях, сборниках или даже предлагают договор на отдельную книгу. Но цена этой награды гораздо выше, чем в 60-70-е годы.


Ситуация усугубляется тем, что в наши дни в регионах России развалена единая система толстых журналов, годами создававшаяся в СССР. Их задача была той же, что у современных конкурсов – отобрать лучшие произведения и обратить на них внимание читателей. Во времена Рубцова свои литературные издания были не только в каждой области, крае или республике. Свои небольшие газеты выходили даже на крупных предприятиях, а литературные страницы велись в каждом общественно-политическом СМИ. Сейчас же, при тотальном дефиците литературных изданий, неудивительно, что в ряде конкурсов самый ценный приз – это публикация произведения.


И, наконец, еще один важный момент – во времена Николая Михайловича конкурсы имели идеологическую окраску. Как пишет Леонид Вересов, «поэт понимал, что его стихи «зрелого периода творчества» не смогут составить конкуренцию звонким бодрым строчкам большинства поэтов, живописующих «победы» советского народа, а не глубинную его суть и состояние». В целом отношение Рубцова к литературным конкурсам было негативным как раз по причине их зависимости от политики партии. Сейчас премии имеют самую разнообразную направленность – от сугубо литературных до, например, православных, патриотических, философских и т.д., но в целом государство не контролирует эту сферу. В итоге каждый поэт может найти «творческое состязание», соответствующее его взглядам на искусство или общественную жизнь.


Таким образом, книга Леонида Вересова позволяет проследить, как кардинально изменился литературный процесс в России всего лишь за несколько десятилетий. Автор, исследуя творческий опыт Николая Рубцова, невольно вписывает полученную информацию в общий историко-литературный контекст XX–XXI века, и в этом заключается особенная ценность сборника статей Леонида Вересова.


На эту любопытную особенность обратила внимание и писательница Елена Колядина, лауреат «Русского Букера». Кстати, Елена Владимировна – землячка и Леонида Вересова, и Николая Рубцова (родина всех этих авторов – Вологодская область). Писательница посвятила сборнику статей публикацию «Чтобы в «Горнице» было светло» (газета «Метро» от 2 сентября 2014 года).


Елена Колядина пишет: «В книге Леонида Вересова описываются интереснейшие документы, например, протоколы Вологодской писательской организации 1960–70-х годов. Сегодня даже не верится, что поэт Рубцов мог поехать за государственный счёт в любую командировку, необходимую для работы над стихотворным сборником; получал гонорары за чтение пары стихов по радио или телевидению; отдыхал в домах творчества, ездил на теплоходах по рекам России в компании коллег. И на всё это в той стране денег хватало!»


Леонид Вересов рассказывает и еще об одном весьма показательном эпизоде из биографии Николая Рубцова. Автору сборника удалось обнаружить в архивах 14 ранее неизвестных рецензий, которые Рубцов посвятил творчеству литераторов-земляков. Вересов пишет: «Предлагаемые читателям материалы никогда не публиковались, они представляют из себя рядовые рецензии, которые поэт Н.Рубцов, член СП РСФСР, писал, определяя степень готовности рукописей начинающих авторов к публикации, в силу обязанностей, возложенных на него как члена Вологодского писательского сообщества. Это серьезное подспорье литературоведам и рубцоведам для дополнения материалов о творческой лаборатории поэта». Леонид Вересов, говоря о «творческой лаборатории», имеет в виду известный литературоведческий метод: по рецензиям, которые поэт дает на тексты других авторов, ученым нередко удается восстановить «идейно-творческую программу» самого критика.


Но здесь есть и еще один важный момент: в наши дни очень редко начинающий автор в провинциальном городе может получить профессиональную рецензию бесплатно. Ни в местных отделениях союзов писателей, ни в литературных студиях, ни в региональных журналах нет редакторов, чьей обязанностью является рецензировать рукописи новичков, причем даже в том случае, если эти рукописи никогда не будут напечатаны. Ведь отзыв делался исключительно для того, чтобы автор-дебютант смог поработать над недостатками своих текстов и оценить свою готовность к публикации. В наши дни аутсайдеры нередко просто платят литературным экспертам (филологам, критикам, литературным редакторам) за такую работу.


Судя по «рядовым рецензиям» (из-за краткости их действительно трудно назвать полноценными исследованиями), Николай Михайлович был очень компетентным, деликатным и внимательным критиком с широким кругозором. «С высоты своего таланта поэт дает отзывы доброжелательные и утешительные», – пишет Леонид Вересов.


Рубцову приходилось работать не только с поэтическими текстами, но и с прозаическими, как рецензент он имел дело с разными жанрами вплоть до детективов. «До сих пор не было известно ни одной рецензии или литературно-критической статьи русского национального поэта на прозаические произведения. Поэтому рецензии поэта Рубцова на рассказы Н. Разживиной, прозу М.Гурьева и детективную повесть А. Филатова «Агент угро» в этом смысле уникальны», – замечает Леонид Вересов.


Уровень разбираемых стихов, рассказов, повестей тоже был разным – от любительских до профессиональных. При этом Леонид Вересов постарался отследить творческую судьбу тех авторов, на чьи тексты Николай Рубцов написал рецензии. Некоторые из них вполне успешно продолжили литературную карьеру: например, Юрий Надточий стал автором многих книг прозы. О части литераторов данные неполные: скажем, неизвестно, как сложилась творческая судьба детской поэтессы Александры Власовой. Ее стихам поэт дает довольно высокую в целом оценку, подробно разбирая некоторые их недостатки и положительные моменты. В будущем Леонид Вересов планирует составить краткие биографические справки по всем авторам, которых Рубцов-критик удостоил вниманием.


Остается добавить, что презентация книги «Страницы жизни и творчества поэта Н. М. Рубцова» состоялась в рамках фестиваля «Рубцовская осень-2014». Каждый сентябрь это мероприятие проходит на родине поэта в Вологде. Ежегодно в нем участвует порядка трех тысяч человек. В Вологду приезжают представители рубцовских центров Москвы, Санкт-Петербурга, Уфы, Саратова, Кирова. Несмотря на то что тираж сборника Леонида Вересова иначе как мизерным не назовешь, книга была замечена.


«Не ищите её в библиотеках или магазинах – тираж этой книги сто экземпляров, – пишет Елена Колядина. – Человек, вернее так – человек за свой счёт и в своё свободное от работы время ездит по архивам и ищет документы, связанные с именем русского национального поэта Николая Рубцова... Нынче дыхание русского слова держится лишь на энтузиазме ненормальных, больных литературой». Безусловно, автор сборника «Страницы жизни и творчества поэта Н.М.Рубцова» – из числа этих «больных литературой» людей, которые, к счастью, хранят искусство слова во все времена.


……………………………


Леонид Вересов


«Страницы жизни и творчества


поэта Н. М. Рубцова».


 Издательство «Сад – Огород», 2013 год

К списку номеров журнала «СЕВЕР» | К содержанию номера